Цвета военного неба: крылья безногого аса

      Комментарии к записи Цвета военного неба: крылья безногого аса отключены

Со времён зарождения авиации стало ясно, что для некоторых людей полёты сродни наркотику, от которого нереально отказаться. На протяжении военных действий к этому добавляются самопожертвование и патриотизм, исходя из этого на протяжении обеих мировых войн в ВВС различных государств сражались и лётчики, которым по всем правилам больше пристало приобретать пенсию по инвалидности. В случае если сказать о Второй мировой войны, то прежде всего вспоминаются два имени: советского лётчика Алексея Маресьева и британца Дугласа Бадера.

Дуглас-Роберт-Стюарт Бадер (Douglas Robert Steuart Bader) появился в Лондоне 21 февраля 1910 года. По окончании окончания школы он собирался продолжить обучение в Кембридже, но семье это выяснилось не по карману. Тогда выбором парня стала карьера кадрового офицера ВВС, и в июне 1928 года Дуглас сдал экзамены в колледж RAF в Крануэлле.

Королевские ВВС в то время были довольно немногочисленным родом армий и не испытывали потребности много опытных офицеров, благо, в отличие от периода Первой Мировой, пилотская должность прекратила быть офицерской. Исходя из этого ежегодный комплект колледжа составлял всего пара десятков человек, а обучение было платным, не смотря на то, что и не столь дорогим, как в гражданских университетах.

Нескольким лучшим абитуриентам предоставляли «prize cadetship» с уменьшенной в два с лишним раза оплатой. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века «призовых кадетов» было шестеро, и Бадер был в их числе.

13 сентября 1928 года Бадер совершил первый полёт с инструктором, а 19 февраля 1929 года ему доверили независимое пилотирование. 25 июля следующего года Дуглас Бадер и ещё 20 кадетов его курса были выпущены из колледжа, а на следующий сутки взяли патенты пайлот-офицеров и распределение по строевым эскадрильям. Бадер был в составе 23-й эскадрильи RAF, летавшей тогда на истребителях Глостер «Геймкок».

Цвета военного неба: крылья безногого аса

Команда 23-й эскадрильи RAF по высшему пилотажу на протяжении шоу в Хендоне на фоне истребителя «Геймкок». Слева направо: пайлот-офицер Бадер, флайт-лейтенант Дей (фаворит) и флаинг-офицер Джеффри Д. Стивенсон (Geoffrey D. Stephenson, резервный пилот). Десять с маленьким лет спустя все трое встретятся в германском плену

Юный офицер скоро зарекомендовал себя хорошим пилотом, и в первой половине 30-ых годов двадцатого века его включили в команду эскадрильи по высшему пилотажу. 27 июля он учавствовал в ежегодном RAF Display (авиашоу, сочетавшее статичную экспозицию, воздушный парад, демонстрационные полёты, авиагонки и чемпионат по высшему пилотажу) на аэропорте Хендон в Лондоне, и вместе с флайт-лейтенантом Гарри М. Деем (Harry M. Day) принёс собственной части приз за парную аэробатику.

Тем временем, 23-я эскадрилья ещё в июле начала перевооружение на истребители Бристоль «Бульдог», совсем избавившись от ветхих «Геймкоков» в сентябре. Новые самолёты имели хорошие скоростные характеристики, но на малых скоростях становились через чур неустойчивыми, а потому сложными и страшными в пилотировании. По окончании двух трагедий со смертельным финалом руководство ВВС запретило строевым пилотам исполнение на них фигур высшего пилотажа на высотах менее 2000 футов и маневрирование по большому счету на высотах менее 500 футов.

Бадер, заблаговременно включённый в пилотажную команду следующего года, с детства отличался проблемами с дисциплиной. Он воспринял данный запрет как излишнюю перестраховку, забывая о том, что правила в авиации пишутся кровью. В итоге, такое пренебрежение вышло ему боком: 14 декабря, в то время, когда тройка самолётов 23-й эскадрильи прибыла с «дружественным визитом» в аэроклуб Рединга, он снова крутил верховный пилотаж на малой высоте и, не справившись с исполнением замедленной бочки, утратил управление и врезался в почву.

На части самолётов данной эскадрильи кроме этого находилась эмблема в виде птички на киле — Цвета армейского неба: крылья безногого аса | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-krilya-beznogogo-asa-2.jpg">
Бристоль «Бульдог» Mk.IIA (серийный номер K1676), на котором разбился Бадер. Истребители RAF начала 30-х годов несли серебристую окраску, но «поясницы» фюзеляжа могла быть чёрной: тёмной либо серо-зелёной.

На верхнем крыле и фюзеляже размешались обозначения эскадрильи – для 23-й это была полоса из чередующихся красных и светло синий квадратов. На части самолётов данной эскадрильи кроме этого находилась эмблема в виде птички на киле

Пилота достали из-под обломков и скоро доставили в больницу, но травмы были такими серьёзными, что правая нога была сразу же ампутирована выше колена, а пара дней спустя пришлось отрезать ниже колена и левую. По окончании второй операции состояние больного быстро ухудшилось, став практически неисправимым, но, по свидетельству одного из докторов, лётчик умирать.

26 января 1932 года по окончании полутора лет выслуги в младшем офицерском звании Бадеру присвоили чин флаинг-офицера и приблизительно тогда же формально перевели в депо RAF в Аксбридже, но из военного госпиталя выписали лишь в середине года. Благодаря содействию заместитель министра авиации, в июне 1932 года он совершил один полёт с инструктором на учебном «Авро-504», показав собственную свойство руководить самолётом на протезах без необходимости переделывать совокупность управления. Позднее Бадер прошёл медкомиссию, вердикт которой гласил: «ограниченно годен к лётной работе», но возвращения к полётам так и не произошло.

31 октября Бадер взял нелётную должность в штабе авиабазы Даксфорд, а в апреле следующего года руководство RAF окончательно решило не оставлять увечного лётчика на работе – в мае его уволили с назначением и сохранением звания полной пенсии.

Осложнение интернациональной обстановки в середине 30-х годов армейский пенсионер воспринял как шанс возвратиться на работу, и с 1937 года начал систематично отправлять запросы об этом в штаб ВВС. К 1939 году он успел достаточно надоесть, и был приглашён на собеседование, на котором взял официальный отказ от принятия на неофициальную рекомендацию и лётную должность обратиться ещё раз, в случае если война однако начнётся.

Последовав этому совету, он через медицинскую работу Добровольческого резерва RAF 14 октября добился направления в Центральную лётную школу RAF для прохождения медкомиссии на допуск к лётной работе. 18 октября он прибыл на место, и уже в конце месяца приступил к обучению, не смотря на то, что полный медицинский допуск ему выписали лишь в последних числах Ноября.

27 ноября 1939 года калека пилот выполнил второй в карьере первый независимый полёт, а в первых числах Февраля 1940 года взял назначение в 19-ю эскадрилью RAF. В составе данной части он освоил истребитель «Спитфайр» и весной стал ведущим звена.

В мае лётчика произвели во флайт-лейтенанты и перевели в состав 222-й эскадрильи на пост начальника одного из флайтов. В прежней части Бадер учавствовал лишь в патрулировании побережья, а в 222-й в первый раз встретился с воздушным соперником на протяжении вылетов на прикрытие эвакуации Дюнкерка. 1 июня в одном из таких полётов он добился первых удач в воздушных битвах, одержав одну подтверждённую победу лично и одну неподтверждённую в группе.

Spitfire Mk.IA (серийный номер P9443) «ZD-D» из состава 222-й эскадрильи RAF, на котором флайт-лейтенант Дуглас Бадер 1 июня 1940 года одержал собственную первую воздушную победу. Самолёт несёт обозначения и стандартную окраску, характерные для второй половины начала и мая июня 1940 года. Камуфляжные пятна зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях были стандартом для 1938–1941 гг., чёрно-белая окраска нижних поверхностей введена во второй половине 30-ых годов двадцатого века и отменена 6 июня 1940 года.

Дополнительное жёлтое кольцо фюзеляжной кокарды введено (повторно) 1 мая, а 16 мая добавили красно-бело-светло синий триколор на киле. Трёхсимвольные бортовые коды были стандартом в RAF в течении всей войны.

28 июня Бадер взял нашивки сквадрон-фаворита и был поставлен во главе 242-й эскадрильи, укомплектованной по большей части канадскими пилотами. Эта часть, в отличие от двух прошлых, была вооружена истребителями «Харрикейн» и к моменту прибытия нового комэска пребывала в тылу на переформировании.

Дуглас Бадер (в центре) с подчинёнными у собственного «Харрикейна» с личной эмблемой: германский офицер с чертами Гитлера приобретает пинка по пятой точке сапогом с номером эскадрильи — «242»

9 июня эскадрилья возобновила участие в военных действиях, и два дня спустя её начальник одержал собственную первую победу на новом месте. 30 августа он стал асом по общепринятому американо-французскому значению этого термина, а в сентябре добавил ещё 7 подтверждённых и 5 неподтверждённых побед. Позже был паузу в пара месяцев, и следующего успеха ас добился лишь во второй половине января 1941 года, в то время, когда на его счёт записали сбитый в группе из трёх истребителей германский бомбардировщик.

В бытность комэском у Бадера в различное время было два персональных самолёта, каковые несли достаточно красивый рисунок на носу и бортовой код «LE-D», где «D», возможно, воображала инициал имени обладателя. Первым был борт P3061, употреблявшийся до 7 сентября, вторым – полученный 11 сентября V7467. В промежутке между ними Бадер летал на самолёте, информация по которому, к сожалению, не сохранилась.

Hurricane Mk.I (серийный номер V7467) «LE-D», что с сентября 1940 по март 1941 гг. был персональным самолётом начальника 242-й эскадрильи RAF сквадрон-фаворита Дугласа Бадера. Окраска дана на сентябрь-ноябрь, и в целом подобна продемонстрированному выше «Спитфайру», но нижние поверхности окрашены яркой зеленовато-серой краской Sky (введена в июне 1940 года) и несут кокарды (введены в августе).

Ещё на протяжении «Битвы за Британию» английские истребители временами вели битвы большими группами, и по опыту координации действий самолётов нескольких эскадрилий в начале 1941 года в штатное расписание была введена должность винг-фаворита (в противном случае «летающего винг-коммандера») – замкомандира крыла либо авиастанции.

18 марта Дуглас Бадер был назначен фаворитом крыла Тангмер (Tangmere Wing), взяв звание винг-коммандера. Соединение включало 145-ю, 610-ю и 616-ю эскадрильи, вооружённые «Спитфайрами» Mk.IIA. В мае начали поступать пушечные Mk.IIB, а в июле началось перевооружение на Mk.VB.

Бадер, но, для битв с истребителями вычислял более оптимальным пулемётное оружие, исходя из этого все его персональные истребители относились к субмодификации «A». Как мы знаем, что он летал на нескольких самолётах, и все они приобретали бортовые коды «D-B» (офицеры в звании винг-коммандера и выше традиционно применяли для этого личные инициалы). Точно известны серийные номера двух «Спитфайров» аса: Mk.IIA P7966 и Mk.VA W3185 (оба принадлежали 616-й эскадрилье, с лётчиками которой винг-фаворит в большинстве случаев летал на задания).

Spitfire Mk.IIA (серийный номер P7966) «D-B» из состава 616-й эскадрильи RAF, на котором весной 1941 года летал фаворит крыла Тангмер винг-коммандер Дуглас Бадер. 27 ноября 1940 года в дополнение к уже имевшимся стандартам были введены новые элементы стремительного опознавания истребителей в виде «небесной» полосы на фюзеляже и для того чтобы же цвета кока.

начало и Авиакрыло активные наступательные операции в мае 1941 года, и во второй половине июня Бадер записал на собственный счёт ещё две личных победы и одну в паре. Следующий месяц стал для него по-настоящему горячим: пять личных побед, две в паре и ещё 11 неподтверждённых.

Утром 9 августа Бадер повёл в бой группу «Спитфайров» собственного крыла, но в полёте над Каналом выявилась неисправность спидометра, и выдерживание правильной скорости полёта, а вместе с ним и сбор группы в заданной точке маршрута, стало неосуществимым. Тогда он передал обязанности фаворита помощнику, а сам начал действовать как простой начальник звена.

Самое, пожалуй, известное фото Дугласа Бадера на крыле его персонального «Харрикейна»

Приблизительно в половине двенадцатого он повёл собственное звено в наступление на идущих в том же направлении на 2–3 тысячи футов ниже 12 «мессершмиттов», но в один момент сверху на них посыпалась ещё одна группа Bf 109. До тех пор пока начальник пикировал, его ведомые были связаны боем с верхней группой соперников.

Атака Бадера была неудачной: он чересчур сильно пикировал и через чур очень сильно разогнался, а потому просто не успел как направляться прицелиться и проскочил мимо соперника. За ним, действительно, также никто не погнался, исходя из этого скоро он был один в небе, и предстоящее развитие событий известно лишь с его слов.

Позднее ас говорил, что позже он увидел ниже себя три пары «мессершмиттов» и погнался за ними. Разогнавшись на понижении, он скоро сблизился с одним из германских самолётов и в упор расстрелял его. Позже лётчик перенёс пламя на соседний самолёт, но заметил, как левая пара разворачивается в его сторону, и также заложил вираж, но не увидел поблизости ещё одного немца и в итоге столкнулся с ним.

Постаравшись выбраться из кабины непоследовательно штопорящего истребителя, британец за что-то зацепился протезом и застрял. Не растерявшись, лётчик дёрнул за кольцо парашюта и был практически выдернут вверх, но лишился обеих неестественных ног – немцы позже нашли их в обломках «Спитфайра» и вернули обладателю. Приземление вышло не весьма успешным, и Бадер попал в госпиталь для пленных, откуда, чуть оправившись от травм, постарался бежать, но неудачно.

Это был лишь первый из череды его неудавшихся побегов, по окончании каждого из которых лётчика переводили в лагерь со всё более строгим режимом. В итоге в августе 1942 года он был в Oflag IVC в замке Кольдиц и был высвобожден американскими армиями только 15 апреля 1945 года.

Лётчики люфтваффе изучают необыкновенный трофей — протез ноги известного английского аса

По возвращении в Англию ас рассказал об событиях собственного последнего боевого вылета, и, не обращая внимания на полное отсутствие свидетелей, ему было засчитано по одной подтверждённой и предположительной победе. Так, официальный боевой счёт воздушных побед увеличился до 20 личных и 4 групповых, либо 21 5/6 по совокупности, принятой союзниками в конце войны.

По окончании маленького отпуска Бадер возвратился на работу и стал командующим Fighter Leader School на авиабазе в Тангмере, а практически сразу после этого ему присвоили звание груп-кэптена и поставили во главе Эссекского сектора 11-й группы Истребительного руководства.

15 сентября 1945 года в Лондоне состоялся воздушный парад по случаю пятой годовщины Битвы за Британию, в котором участвовало в общем итоге 300 самолётов. Открывала парад группа из 12 «Спитфайров», каковые пилотировали храбрецы 1940 года. Вести эту группу, соответственно, и лидировать целый парад, доверили «калеке асу».

Spitfire HF Mk.IXE (серийный номер RK917) с демонтированным оружием, что в 1945–1946 гг. был персональным самолётом командующего Эссекским сектором 11-й группы RAF груп-кэптена Дугласа Бадера. Машина несёт обычный камуфляж, но не дневных истребителей, что было бы логично, а ночных: базисный цвет окраски – светло-серый Medium Sea Grey, поверх которого на верхних и боковых поверхностях нанесены пятна зелёного Dark Green.

Опознавательные символы в целом стандартные, но отсутствует жёлтая окантовка фюзеляжной кокарды. Чёрный (вероятнее, светло синий) кок винта был частью личных обозначений. Окраска продемонстрирована по состоянию на 1946 год, но на протяжении сентябрьского воздушного парада 1945 года самолёт смотрелся совершенно верно так же, за исключением того, что серийные номера на нижних поверхностях тогда ещё отсутствовали.

21 июля 1946 года груп-кэптен Бадер вышел в отставку самостоятельно и принял предложение возглавить летный отдел корпорации «Шелл». В течение следующих двадцати лет он систематично летал по делам компании, лично пилотируя служебные самолёты (разные аппараты и лёгкие транспортники туристического класса). Скончался ас 5 сентября 1982 года в возрасте 72 лет.

Картинки Михаила Быкова. Проекции самолётов выполнены в едином масштабе.

Нурлыбек & Арайлым

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: