Цвета военного неба: «эмили» африканского корпуса

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «эмили» африканского корпуса отключены

Вторая мировая война в Северной Африке, развернувшаяся на огромных пустынных пространствах — достаточно популярная тема у любителей истории, полная узнаваемых образов и ярких личностей. Один из них — «Мессершмитты» ранней модификации Bf 109Е в необыкновенной пятнистой окраске, закрывавшие корпус генерала Роммеля первые полгода на этом театре боевых действий.

Цвета военного неба: «эмили» африканского корпуса
В полёте Bf 109E-7 «Тёмная 8» из эскадрильи 2./JG 27 будущего известного аса Вернера Шрёера (114 побед)

Первые части Африканского корпуса с приданной ему авиацией начали прибывать в Ливию в феврале 1941 года, но одноместных истребителей среди них тогда не было. Лишь два месяца спустя в Северную Африку послали первые «Мессершмитты»-109, выбрав для этого I-ю группу 27-й истребительной эскадры (I./JG 27), ранее действовавшую над югославией и Мальтой. С 14 по 18 апреля все три эскадрильи группы друг за другом перебазировались на аэропорт у ливийской деревушки Айн-эль-Газала (Ain-el-Gazala, нынешняя Ayn al Ulaymah) к западу от осаждённого Тобрука, а 19 апреля лётчики 1-й эскадрильи выполнили первый боевой вылет на новом театре боевых действий и одержали первые воздушные победы.

27-я эскадра в то время была вооружена самолётами модификации Bf 109E-7 – самый совершенным вариантом «Эмиля». Данный истребитель уже не был последним словом техники, но и устареть ещё не успел. Такими же самолётами была вооружена и эскадрилья 7./JG 26, переброшенная из Сицилии 14 июня и переданная в оперативное подчинение штаба I./JG 27.

Уже в последних числах Августа эта эскадрилья была отозвана во Францию, и ливийская истребительная группировка люфтваффе снова сократилась до трёх эскадрилий.

На заднем замысле видны «белая 1» начальника 1./JG 27 в европейском камуфляже с рулём поворота и жёлтым носом и «тёмная 1» начальника 2./JG 27 в стандартном тропическом камуфляже кроме этого с жёлтыми рулём и носом поворота — Цвета армейского неба: «Эмили» Африканского корпуса | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-emili-afrikanskogo-korpusa-2.jpg
На фото три самолёта в различных разновидностях камуфляжа: «тёмная 6» из состава эскадрильи 2./JG 27 в тропическом камуфляже со необычными весьма небольшими зелёными пятнами. Руль поворота жёлтый, под свастикой остался светло синий след от заводского камуфляжа. На заднем замысле видны «белая 1» начальника 1./JG 27 в европейском камуфляже с рулём поворота и жёлтым носом и «тёмная 1» начальника 2./JG 27 в стандартном тропическом камуфляже кроме этого с жёлтыми рулём и носом поворота

Истребители, на которых германские лётчики вступили в бой в пустыне, несли совершенно верно такую же стандартную окраску, как во Франции либо на балканском полуострове. На верхних поверхностях был нанесён классический для люфтваффе ранний «ломаный» камуфляж из зелёной краски RLM71 Dunkelgrun и серой с зеленоватым отливом RLM02 Grau, а нижние поверхности окрашивали светло синий RLM65 Hellblau. На борту граница разделения цветов проходила по самому верху фюзеляжа, но после этого борта затемняли пятнами RLM02 и/либо тёмно-зелёной краски RLM70 Schwarzgrun.

Отличительной изюминкой германских и итальянских самолётов в Средиземноморье (не считая задействованных в захвате Крита и балканской операции) была белая полоса на фюзеляже, которую на «мессерах» наносили между оперением и крестом. На большой части автомобилей рули и капоты поворота (реже) сохраняли более раннюю жёлтую окраску, оставшуюся в одних случаях ещё со времён Битвы за Британию, в других – по окончании операции «Марита».

Bf 109E-7 «тёмная 3» из состава эскадрильи 2./JG 27, аэропорт Айн-эль-Газала, Ливия, весна-лето 1941 года. Базисный камуфляж RLM71/02/65 с достаточно необыкновенными «тигриными» полосами RLM70 на фюзеляже. Окраска сохранилась с зимы 1940–41 гг., в то время, когда самолёт принадлежал авиагруппе I./JG 3. По окончании передачи в 27-ю эскадру на нём перекрасили капот (ранее бывший жёлтым) и нанесли эмблему I-й группы.

Наряду с этим африканские мотивы эмблемы к командировке на «тёмный континент» не имели никакого отношения – её ввели еще в начале 1940 года. На месте прошлого бортового номера показалось громадное чёрное пятно, поверх которого накрасили новый номер, а перед оперением нанесли «средиземноморскую» белую полосу. На самолётах вторых эскадрилий истребительных групп люфтваффе традиционно употреблялись красные бортовые номера, но в I./JG 27 вместо них рисовали тёмные с красной окантовкой.

Камуфляж, созданный для Западной Европы, в условиях пустыни был скорее демаскирующим причиной, но для германского руководства необходимость сражаться в Африке стала сюрпризом, а потому разработка особой окраски для этого театра боевых действий началась уже постфактум. Работы производились ускоренными темпами, и уже в мае 1941 года в тыловых частях люфтваффе на Сицилии сумели собрать маленький запас только что введённых тропических красок и начать перекраску самолётов, предназначавшихся для пополнения частей Африканского корпуса.

Новая базисная окраска пустынных «Мессершмиттов» была двухцветной: верхние поверхности покрывались песочно-жёлтой краской RLM79 Sandgelb, а нижние – небесно-светло синий RLM78 Himmelblau, более чёрной и насыщенной, чем «европейская» RLM65. На борту граница цветов опять проходила по верхней части фюзеляжа. Позже поверх песочной краски равномерно наносили пятна оливково-зелёной RLM80 Olivegrun, каковые на борту заходили и на светло синий цвет также.

В случае если в европейском камуфляже пятна на борту довольно часто делали полуразмытыми и полупрозрачными, то в африканском они были достаточно чёткими и «плотными».

Кое-какие самолёты перекрашивали конкретно в строю, но это было скорее исключением, и зелёно-серые «Эмили» встречаются на фотографиях, надёжно датируемых в осеннюю пору 1941 года.

Bf 109E-7 «жёлтая 4» из состава эскадрильи 3./JG 27, аэропорт Айн-эль-Газала, Ливия, лето 1941 года. Данный самолёт был среди первой партии «Мессершмиттов», перекрашенных в мае-июне на Сицилии в новый «пустынный» камуфляж. На первых партиях самолётов в пустынной окраске жёлтые элементы стремительного опознавания отсутствовали, но после этого капоты и время от времени рули поворота опять стали красить в жёлтый цвет.

Летом 1941 года линию раздела песочной и небесной красок опустили сперва до середины борта, а позже совершили по низу фюзеляжа. От нанесения зелёных пятен отказались к Январю, и тогда же к устоявшемуся виду пришли средиземноморские элементы стремительного опознавания: белые кок, законцовки крыла и полоса на фюзеляже, плюс жёлтая нижняя часть капота.

«Белая 6» из 1./JG 27 в двухцветной пустынной окраске RLM79/78 с низкой границей цветов. Капот всецело жёлтый

В сентябре-октябре 1941 года в Ливию перебросили II-ю группу 27-й эскадры на новеньких Bf 109F. Её прибытие разрешило нормально совершить перевооружение I-й группы: 22 октября в Германию вывели 1-ю эскадрилью, возвратившуюся уже на «Фридрихах» 10 ноября. За ним последовала 2-я эскадрилья, и по окончании отступления в Тмими (Tmimi, нынешняя Al Tamimi) в первых числах Декабря «Эмили» в Африке остались лишь в разведывательной авиации.

Bf 109E-7 и его фоторазведывательный «брат» E-9 наряду с другими типами самолётов состояли на вооружении 2-й эскадрильи 14-й разведывательной группы, прибывшей в Айн-эль-Газалу в один момент с подразделениями JG 27. Зимний период 1941–1942 годов, вместе с очередным циклом колебания «африканских качелей», эта часть сперва откатилась на запад, а позже возвратилась обратно, не смотря на то, что и не дошла до исходного положения.

В апреле 1942 2.(H)/Auf.Gr.14 была отозвана в Германию, а вместо неё в мае в Ливию прибыла 4.(H)/Auf.Gr.12, которая за наступающими армиями продвинулась на восток в Египет. Она кроме этого была частично вооружена Bf 109E-7, но уже летом их начали неспешно заменять на «Фридрихи». Последний «Эмиль» был выведен из состава части в октябре.

Bf 109 разведывательных частей были окрашены совершенно верно равно как и истребительных, за единственным исключением: их бортовые номера были перенесены на белую полосу.

Bf 109E-7 «тёмная 3» из состава эскадрильи 2.(H)/14, аэропорт Арко Филэнорум (Arco Philaenorum), Ливия, декабрь 1941 года. Бывший самолёт I./JG 27, по окончании её перевооружения на «Фридрихи» появлявшийся в разведывательной авиации. Пустынный камуфляж на нём, разумеется, был нанесён конкретно в строю, на что показывают неаккуратная граница песочного и голубого цветов на фюзеляже и неравномерное распределение зелёных пятен.

«Второе пришествие» боевых Bf 109E на североафриканский театр войны связано с прибытием под Эль-Аламейн в августе 1942 года III эскадры 1-и группы «разрушителей». Данный термин изначально относился к двухмоторным многоцелевым самолётам, но эта часть с момента формирования в январе 1942 года сражалась на «сто девятых» в штурмовом варианте (с усиленной бронезащитой). Уже всего через месяц по окончании прибытия в Африку она поменяла их на двухмоторные «Мессершмитты» Bf 110, и на этом история «Эмилей» в африканской пустыни совсем завершилась.

Bf 109E-7 либо E-9 из состава 2.(H)/14.

Самолёт в тропическом камуфляже с белыми полосой и коком на фюзеляже. Низ капота не обязательно жёлтый, и на нём накрашена нестандартная белая (либо однако жёлтая?) полоса

Самолёты, каковые взяла III./ZG 1 в ходе переброски с восточного фронта в Египет, несли упрощённый вариант пустынного камуфляжа без добавления зелёных пятен и полный набор бело-жёлтых элементов стремительного опознавания. В качестве тактических обозначений употреблялись стандартные «бомбардировочные» четырёхзначные бортовые коды, каковые на одноместных истребителях смотрелись достаточно громоздко и необычно.

Ещё летом 1941 года по опыту применения первых самолётов в пустынном камуфляже стало известно, что быстро принятые тропические краски не всецело соответствую изюминкам театра. Оттенок RLM79 был близок к цвету ливийского песка, но в полёте под броским африканским солнцем самолёты смотрелись ярче, чем в действительности, а потому под прошлым министерским номером RLM79 начался выпуск более чёрной песочной краски Sandbraun.

В один момент с ней была поменяна и RLM78, ставшая ярче, но сохранившая прошлое наименование. Но практическое внедрение новых красок по экономическим соображениям было отложено до исчерпания запасов уникальных образцов, и на строевых самолётах они показались лишь в первой половине 40-ых годов XX века.

Bf 109E-7/U2 «S9+DR» из состава эскадрильи 7./ZG 1, аэропорт Бир-эль-Абд (Bir el Abd), Египет, август-сентябрь 1942 года. В какой-то момент, уже по окончании перекраски в пустынные цвета (наряду с этим употреблялись поздние варианты RLM79 и RLM78), на данном самолёте заменили правую консоль крыла. Эта подробность несёт обычный европейский камуфляж (вероятнее, RLM71/02/65) и белые элементы стремительного опознавания.

1942г Битва при Эль-Аламейне-разгром африканского корпуса Ромеля

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: