Цвета военного неба: «янки» при французском дворе

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «янки» при французском дворе отключены

Поставлявшийся из америки «Хок» H.75 не был самым идеальным истребителем, которым располагали французские ВВС в первой половине 40-ых годов двадцатого века – эти лавры, несомненно, принадлежат «Девуатину» D.520. Но «Хок» был самым действенным, превзойдя по соотношению потерь и побед все остальные типы авиатехники.

До Первой мировой и на протяжении её Франция была ведущей авиационной державой, поставщиком самолётов и законодательницей мод для всей Антанты. Увы, ко времени возрастания напряжённости в Европе во второй половине 30-х годов авиационная индустрия, а вместе с ней и ВВС (Armee de l’Air) государства подошли в состоянии глубокого кризиса.

Неточности управления и общетехнические трудности стали причиной тому, что в начавшейся гонке авиационных оружий французы появились в положении безнадёжно отстающих. Компенсировать это отставание было нужно поиском авиамоторов и поставщиков самолётов за рубежом: в Соединенных Штатах, Англии, Нидерландах а также в СССР. Но главный импорт шёл, очевидно, из-за океана.

Цвета военного неба: «янки» при французском дворе
Истребитель с американским военным обозначением P-36A — старший брат французских «Хоков» H.75

В сентябре 1938 года французская закупочная рабочая группа заключила сделку с компанией «Кёртисс» о поставке 100 истребителей модели H-75A-1. Под этим заглавием прятался экспортный вариант истребителя, принятого на вооружение в Соединенных Штатах как P-36A, что во Франции взял официальное обозначение H.75C1. Поставки проходили во время с февраля по май 1939 года, а в марте был заключён сделку ещё на 100 самолётов модели A-2.

Поставки «двоек» начались в июле и закончились в сентябре, уже по окончании начала войны. В октябре 1939 года был подписан первый и последний договор армейского времени, предусматривавший поставку 530 истребителей H-75 и 100 H-81 (будучи по окончании падения Франции перекуплены британцами, последние возьмут имя «Томагавк»). В феврале 1940 года заказ на H-75 сократили до 400 экземпляров, из которых первые 135 относились к версии A-3, а остальные взяли обозначение A-4 и комплектовались однорядной «звездой» компании «Райт» вместо прошлого двухрядного «Пратт-Уитни».

Смена двигателя по тогдашним французским стандартам означала и смену индекса самолёта, так что «четвёркам» присвоили армейское обозначение H.751C1. В большинстве случаев в таких случаях нумерация самолётов была единой для всех субмодификаций, но в этом случае её сделали раздельной.

Поставки A-3 длились с апреля по июнь 1940 года, но пара самолётов опоздали собрать до эвакуации, и они достались немцам. «Четвёрки» в июне лишь начали прибывать во Францию, и до капитуляции успели поступить лишь 58 экземпляров. Новые хозяева смогли собрать и облетать лишь 12 истребителей, девять из которых перелетели в Северную Африку. В том же направлении успели переправить 30 несобранных истребителей, а оставшиеся стали трофеями немцев.

Лётчики авиагруппы GC II/5 на фоне «Хока», Касабланка, Марокко, начало 1941 года. Истребитель, если судить по эмблеме на киле, объединяющей знаки обеих эскадрилий, в собственности кому-то из начальников группы. На заднем замысле самолёт из 3-й эскадрильи группы

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века американскими истребителями вооружили четыре истребительные группы: GC I/4, II/4, I/5 и II/5, а в последних числах мая 1940-го перевооружение с «Моранов» на «Кёртиссы» прошла GC III/2. Для сравнения, на «Моранах» MS.406 довелось повоевать 12 группам, на «Блоках» MB.152 – девяти, а на «Девуатинах» D.520 – шести. По числу одержанных стали «и» побед абсолютными фаворитами как суммарно, так и по результативности отдельных групп.

Их утраты были выше, чем у «Девуатинов», но по соотношению побед к утратам они всё равняется были лучшими.

Так, лучшей авиагруппой кампании 1939–1940 гг. стала GC I/5 с 82 победами (ещё две были одержаны совместно с другими подразделениями), а идущая второй GC I/3 на «Девуатинах» заявила 50 побед (и ещё 5 совместно с другими группами). Всего же лётчики «Хоков» заявили о 233 победах (ещё одна одержана совместно с «Моранами»), а на счету значительно более бессчётных MS.406 значится всего 195 побед. Наряду с этим не учтены принимавшие участие в битвах разные отдельные звенья объектовой ПВО либо лётчики лётных школ, совершавшие боевые вылеты — в любом случае, картину они не искажают.

По условиям перемирия французские вооружённые силы подлежали сокращению. Под расформирование попали две группы «Хоков» (GC II/4 и GC III/2), а оставшиеся GC I/4, GC I/5 и GC II/5 ещё неоднократно вступили в бой. Летом-осенью 1940 года они защищали военно-морские базы в Мерс-эль-Кебире и Дакаре от английских налётов, позже охотились за нарушителями воздушного пространства, а в ноябре 1942 года принимали участие в бесплодных попытках остановить полноценное вторжение союзников.

Три «Хока» из 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/4 над Дакаром, финиш лета 1942. Прекрасно видны красно-жёлтые полосы

По окончании перехода и прекращения сопротивления «колониальных» армий под контроль Сражающейся Франции H.75 и H.751 были признаны устаревшими и подлежали скорейшей замене. GC I/5 и GC II/5 уже в январе 1943 года пересели на P-40, а GC I/4 в июле того же года завершила перевооружение на P-39.

Камуфляжная окраска боевых самолётов по окончании Первой мировой была опять введена во Франции во второй половине 30-ых годов XX века, но первые «Хоки» поступали в части неокрашенными. Все они несли стандартные опознавательные символы в виде национального триколора на руле поворота и четырёх кокард на крыле.

Наряду с этим символы на нижних поверхностях были большими (4/5 хорды), а на верхних непропорционально мелкими, «дабы их не было возможности различить с расстояния более 1000 метров» (цитата из официальной французской инструкции по нанесению опознавательных знаков). Любой самолёт французских ВВС тогда приобретал неповторимый идентификационный код (буква и три цифры), что большим шрифтом писали на нижних поверхностях крыльев (первая цифра и буква на правой консоли, остальные две цифры на левой), но фотографии говорят о том, что на неокрашенных H.75 их имело возможность и не быть.

Уже в строю все самолёты приобретали эмблему эскадрильи – большую и броскую, размещённую на фюзеляже. На самолётах эскадр и штабов групп довольно часто были «объединённые» эмблемы с символикой нескольких эскадрилий сходу. Кроме этого на киль истребителей наносился тактический номер: в первых группах эскадр его писали поверх цветного круга, а во вторых сами номера были цветными. В любых ситуациях цвет обозначений зависел от эскадрильи.

Нумерация в каждой эскадрилье кроме этого была независимой.

H.75C1 (модель H-75A-1), серийный № 5, из состава 3-й эскадрильи авиагруппы GC II/5, аэропорт Круа-де-Мец под Тулем (Toul-Croix de Metz), май 1939 года. Этому самолёту был присвоен крыльевой код X804, но на фотографии нижние поверхности так очень сильно затенены, что на них нереально ничего разглядеть. Зелёная полоса на фюзеляже была частью эмблемы подразделения, унаследовавшего регалии «Эскадрильи Лафайет» времён Первой мировой.

Белый с красным «количеством» тактический номер кроме этого был обозначением 3-й эскадрильи, а 4-я применяла «инверсные» цвета.

Летом 1939 года «Хоки» взяли обычный четырёхцветный камуфляж, характерный для всех французских самолётов 1939–1942 годов. Базисным цветом верхних и боковых поверхностей был серый с синим отливом Gris-bleu fonce, поверх которого наносили пятна тёмно-зелёного Vert и одного из оттенков тёмно-коричневого (известны минимум четыре коричневых краски), нижние поверхности красили в светло-серый цвет Gris-bleu clair.

Камуфляжная схема имела возможность варьироваться в широких пределах от непоследовательно расположенных небольших пятен (но не так небольших, как, к примеру, в итальянской авиации) до широких полос в «британском» стиле. Обозначения, характерные для самолётов «неокрашенного» периода, в целом остались без трансформаций, но тёмный четырёхзначный крыльевой код ненадолго, до весны 1940 года, начал использоваться везде.

H.75C1 (модель H-75A-1), серийный № 35, из состава 3-й эскадрильи авиагруппы GC II/5, ноябрь 1939 года. Прекрасно видны непропорционально мелкие кокарды на верхних поверхностях крыла

В августе 1939 года размеры кокард на верхних поверхностях крыла были увеличены, но на уже находящихся в строю самолётах их перекрасили лишь в начале 1940 года. Для более уверенного опознавания собственных самолётов 13 января кроме этого были введены кокарды на фюзеляжах, что было сделано в первый раз в истории французской авиации.

9 февраля вышел приказ, запрещающий всю «бортовую живопись», но из-за явного неприятия данной идеи лётчиками руководство скоро пошло на попятный. Но с избыточной заметностью эмблем однако необходимо было бороться. Инструкция от 24 апреля предписывала снизить их до размеров 30?30 сантиметров и перенести на киль.

Эти указания были выполнены только некоторыми частями и ненадолго, а главным вариантом в итоге стало размещение эмблемы на борту под кабиной либо перед ней. В апрельской инструкции упоминался и перенос тактических номеров на фюзеляж, но это указание кроме этого выполнялось не всеми и не всегда.

H.75C1 (модель H-75A-3), серийный № 204, на котором в мае 1940 года летал су-лейтенант Жан-Мари Рей (Jean-Marie Rey) из 1-й эскадрильи авиагруппы GC I/5, аэропорты Сюипп (Suippe) и Сен-Дизье (Saint-Dizier). 18 мая лётчик на этом самолёте был подбит в воздушном бою, но сумел посадить повреждённую машину «на брюхо».

Самолёт в четырёхцветном камуфляже и со стандартными обозначениями, характерными для I группы 5-й эскадры. На борту кабины расположена уже уменьшенная и перемещённая вперёд эмблема 1-й эскадрильи, сохранившаяся со времён Первой мировой, в то время, когда подразделение именовалось Spa.67. Тактический номер самолёта написан на киле поверх оранжевого круга, классического для данной эскадрильи (во 2-й эскадрилье круг был голубым).

Су-лейтенант Рей служил в 1-й эскадрилье 5-й истребительной эскадры с апреля 1938 года. Первую победу он одержал на протяжении «необычной войны», вторую – в сутки начала блицкрига, 10 мая 1940 года. За последующую семь дней он довёл собственный счёт до 9 подтверждённых побед, из которых 7 были групповыми – в то время французы продолжали следовать стандартам Первой мировой и не делали никакой отличия между личными и групповыми победами.

Последним его успехом стало участие в уничтожении бомбардировщика He 111 18 мая, но при атаке следующего «Хейнкеля» он сам был сбит ответным огнём стрелков. 11 июня пилот сбежал из военного госпиталя в часть, в следующую декаду выполнил ещё пара боевых вылетов, а после этого несколько эвакуировалась в Северную Африку. В октябре 1940 года лётчик был послан в бессрочный отпуск, возвратившись в строй лишь в декабре 1944 года.

Он служил в штабе одной из французских истребительных эскадр, где летал на «Тандерболте».

По окончании выхода Франции из войны поднялась неприятность сходства французских опознавательных знаков с таковыми у недавних союзников. Требовалось максимально наглядно обозначить нейтральный статус самолётов и избежать неточностей идентификации.

Воспользовавшись уже готовым ответом, опробованном в мае 1940 года на двухмоторных разведчиках и истребителях «Потез» 63-й серии, каковые всегда путали с германскими «Мессершмиттами» Bf 110, 9 июля руководство ВВС ввело на всех подотчётных ему самолётах новые обозначения. Смотрелись они как продольная белая полоса шириной 10 см, на которую была «посажена» фюзеляжная кокарда с 5-сантиметровой белой окантовкой. Протяженность полосы не оговаривалась, и её определяли начальники на местах: в GC I/5 и GC II/5 она была маленькой, а на «Хоках» остальных групп шла на всей протяженности фюзеляжа, наряду с этим в GC I/4 и GC II/4 её довольно часто делали шире установленного примера.

H.751C1 (модель H-75A-4), серийный № 4, из состава авиагруппы GC II/5, Касабланка, Марокко, сентябрь 1940 года. Предположительно, в данное время на нём летал пилот 4-й эскадрильи су-лейтенант Жорж Рушу (Georges Ruchoux). Самолёт в стандартной окраске и с белой полосой на фюзеляже, но без эмблемы эскадрильи и тактического номера.

Позднее они, вероятнее, появились, но сохранившиеся фотографии говорят о том, что машина успела полетать и в таком «неизвестном» виде.

Су-лейтенант Рушу взял назначение в GC II/5 в марте 1940 года, в апреле одержал одну предположительную победу, в мае, по окончании начала блицкрига – три подтверждённые. В первой половине 40-ых годов двадцатого века ему присвоили звание лейтенанта, а в следующем году лётчик добавил на персональный счёт ещё две победы.

Сперва ему засчитали сбитого в мае «нарушителя границы» — английский палубный истребитель «Фульмар» (именно на изображённом выше истребителе), а 8 ноября он принимал участие в отражении высадки англо-американских армий и одержал ещё одну победу, но и сам был сбит, взяв ранение. В первой половине 40-ых годов двадцатого века Рушу в чине капитана служил в лётной школе, и 30 сентября погиб в авиакатастрофе на протяжении тренировочного полёта.

«Хоки» из 4-й эскадрильи авиагруппы GC II/5, Касабланка, Марокко, 1941 год. Прекрасно видна белая полоса на фюзеляже

24 июня 1941 года вышла новая инструкция по окраске самолётов, вводившая чередующиеся горизонтальные жёлтые и красные полосы шириной 20–25 см на хвостовом оперении и капоте всех самолётов. Помимо этого, была установлена минимальная протяженность белой полосы на фюзеляже – 150 см.

Через полгода, 18 декабря, по предложению итальянской Рабочей группе по перемирию был принят новый стандарт обозначений. В нём уже не было места ни фюзеляжным кокардам, ни белым полосам, но на крыле сверху и снизу показались наклонные (30° к продольной оси) светло синий-бело-красные полосы шириной 30 см. В силу он вступал 18 января 1942 года для самолётов на территории Туниса, и с 6 февраля – для всех остальных.

Полёты любых аппаратов с обозначениями, не соответствующими новому стандарту, по окончании указанных дат категорически запрещались.

H.75C1 (модель H-75A-1), серийный № 88, на котором с декабря 1941 по ноябрь 1942 гг. летал лейтенант Камиль Плюбо (Camille Plubeau) из 2-й эскадрильи авиагруппы GC I/5. Окраска относится к периоду с весны по ноябрь 1942 года. Исходно самолёт нёс обычный камуфляж, но на протяжении ремонта верхние и боковые поверхности окрасили одной из коричневых красок стандартной палитры.

На хвостовой части фюзеляжа нанесена большая эмблема 2-й эскадрильи 5-й эскадры, а эмблема «мальчик-с-пальчик» (petit poucet) на носу самолёта – память о 4-й эскадрилье группы GC II/4, которой данный истребитель принадлежал в 1939–1940 гг.

В том же подразделении тогда служил и лётчик. Начало войны Плюбо встретил в чине аджюдана и до конца 1939 года одержал три подтверждённые и столько же предположительных побед, в т.ч. одну на изображённом истребителе в начале войны, в сентябре. В марте 1940 года пилота произвели в су-лейтенанты.

По окончании начала германского наступления на его счёт записали ещё одну предположительную и 11 подтверждённых побед, что вывело его на вторую строке в рейтинге лучших асов Третьей республики. Это место он дробил с лейтенантом Мишелем Дорансом (Michel Dorance) из GC I/5, а первое место занял лейтенант Эдмон Марен-ля-Месле (Edmond Marin la Meslee) из той же части, одержавший 16 побед.

Последние три победы Плюбо одержал на протяжении утреннего боевого вылета 9 июня, а вечером того же дня он сам был сбит стрелками германских бомбардировщиков и взял сильные ожоги рук, перед тем как успел воспользоваться парашютом. К моменту его выписки из военного госпиталя боевые действия уже закончились, а GC II/4 была расформирована, исходя из этого в сентябре 1940 года пилот взял назначение в GC I/5. В ноябре 1942 года он принимал участие в битвах с союзниками, и 9 ноября был сбит американскими палубными истребителями, но сумел благополучно сесть с убранным шасси.

По окончании перехода французских армий в Северной Африке на сторону союзников Плюбо совершил ещё два «боевых тура» на Средиземноморском ТВД. С мая 1943 по февраль 1944 гг. и с ноября 1944 по январь 1945 гг. он снова сражался на американских истребителях, на этот раз на «Киттихауках» и «Аэрокобрах», окончив войну в звании капитана.

Французский язык. Уроки французского #18: Les couleurs. Цвета

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: