Цвета военного неба: «габби» – лучший американский ас в европе

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «габби» – лучший американский ас в европе отключены

Между Второй мировой войны и Корейской войнами прошло всего пять лет, и многие ветераны 1940-х годов всё ещё были на работе к моменту начала военных действий в Стране утренней свежести. Главными храбрецами реактивной эры стали юные пилоты, в массе собственной не заставшие битвы прошлой войны, но было девять советских и семь американских пилотов, которым удалось стать асами в обеих войнах. Первое место по суммарному числу побед среди них занял американец польского происхождения Фрэнсис Габрески.

Францишек-Станислав Габрышевский (Franciszek Stanislaw Gabryszewski) появился 28 января 1919 года в семье польских эмигрантов в городе Ойл-Сити, штат Пенсильвания. Родители до самой смерти сохранили славянское написание собственных имён, но детей начиная со старшей школы они записывали на англо-саксонский манер. Так их средний сын превратился во Фрэнсиса-Стэнли Габрески (Francis Stanley Gabreski).

От Пёрл-Харбора до Англии

Мальчик с детства интересовался авиацией, и в конце 1938 года на первом курсе колледжа начал брать уроки пилотирования. Год спустя он записался добровольцем в летный корпус армии США (USAAC) и летом 1940 года взял уведомление о зачислении в программу подготовки армейских лётчиков. Обучение шло по сокращённой программе, и в марте 1941 года «Габби» (прозвище, закрепившееся за Габрески ещё со школьных времён) взял «крылышки» пилота, звание 2-го лейтенанта и назначение в 45-ю авиагруппы и 15-эскадрилью истребителей (45 PS 15 PG) Гавайского департамента американской армии.

Часть имела смешанное оружие из устаревших P-36 и более современных P-40B. Габрески прежде всего освоил P-40, но летать, в основном, приходилось на ветхом P-36. На нём же он встал и по тревоге утром 7 декабря, но пока автомобили заправляли и снаряжали, японцы успели уйти в сторону моря – перехват не состоялся.

В последних числах Декабря 45-я эскадрилья начала приобретать новые P-40E, а в начале 1942 года к ним прибавились P-39 «Аэрокобра».

Цвета военного неба: «габби» – лучший американский ас в европе
Музейный P-36A в маркировке одного из самолётов 15-й авиагруппы, участвовавших в отражении японского налёта 7 декабря 1941 года

Перед войной все самолёты группы были неокрашенными, блеща полированным алюминием, но в первой половине 40-ых годов двадцатого века P-36 начали приобретать стандартную двухцветную окраску примера 1940 года: верхние и боковые поверхности покрывались оливковой Olive Drab 41, а нижние серой Neutral Grey 43. Современные P-39 и P-40 такую окраску приобретали ещё на заводе. В мае 1942 года из опознавательных знаков исключили красный круг в центре звезды.

Тыловая работа не завлекала амбициозного пилота, поменявшего в марте 1942 года золотистые «шпалы» 2-го лейтенанта на серебристые 1-го. Отыскав в памяти о собственном происхождении, он обратился к руководству с предложением послать его наблюдателем (liaison officer) в Европу, в польские эскадрильи Королевских ВВС Англии (RAF), для ознакомления с боевым опытом. Рапорту дали движение, и в октябре 1942 года Габрески, уже в чине капитана, ступил на британскую почву.

В том месте он несколько месяцев облётывал и перегонял в части доставленные морем самолёты 8-х ВВС Соеденненых Штатов, а в декабре однако был прикомандирован к польскому авиакрылу на базе Нортхолт (Northolt) и выяснен в состав 315-й (польской) эскадрильи RAF, вооружённой истребителями «Спитфайр» Mk.IX. Пара недель американца «натаскивали», как и любого другого новичка, а 21 января выпустили в первоначальный боевой вылет. За месяц с маленьким он совершил их около 25, и участвовал в одном воздушном бою.

Spitfire Mk.IXC (серийный номер BS410) «PK-E» из состава 315-й (польской) эскадрильи RAF, на котором капитан американской армии Фрэнсис Габрески совершил собственный первый боевой вылет на европейском театре военных действий, а после этого ещё пара раз летал в январе-феврале 1943 года. Пребывавшему в части «на птичьих правах» лётчику персонального истребителя не полагалось, исходя из этого он летал на любых свободных автомобилях.

Все истребители 315-й эскадрильи в тот период несли обычный камуфляж из пятен зелёного Dark Green и серого Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey на нижних. Опознавательные символы, элементы стремительного опознавания и тактические обозначения были стандартными для британской истребительной авиации. На принадлежность к армии польского правительства в изгнании показывала лишь эмблема ветхой польской 112-истребительной эскадрильи на борту перед кабиной и красно-белая «шаховница» на капоте (время от времени под ней ещё писали «Poland»).

В последних числах Февраля 1943 года командировка закончилась, и лётчик взял назначение в 61-ю истребительную эскадрилью известной потом 56-й истребительной авиагруппы USAAF (61 FS 56 FG), летавшую на P-47 «Тандерболт», а 11 марта его поставили во главе флайта «B». Несколько, которая позднее по имени собственного начальника полковника Хуберта Земке взяла прозвище «Волчья свора Земке» (Zemke’s Wolfpack), приступила к исполнению боевых вылетов 13 апреля, а 17 апреля собственный первый боевой вылет в новой части выполнил и «Габби». семь дней спустя его прописали «офицером по операциям» (Operations Officer) эскадрильи, и сейчас в его должностные обязанности входило руководство и планирование вылетов боевой подготовкой лётчиков.

Фрэнсис Габрески в ранней «модификации» и кабине P-47C

9 июня Габрески, произведённый в майоры, принял руководство эскадрильей. 24 августа он одержал собственную первую подтверждённую победу, 26 ноября достиг статуса аса, а к Январю довёл собственный счёт до восьми сбитых. 20 января 1944 года лётчик взял звание «лейтенант-колонел» (полковник) и был назначен на пост офицера по операциям в штабе группы, но уже 18 апреля договорился о возвращении на прошлый пост, который считал более занимательным.

27 июня Габрески заявил собственную 27-ю победу, которая вывела его на первое место среди американских лётчиков-истребителей европейского театра боевых действий. Следующая победа, одержанная 5 июля, разрешила Габби сравняться в счёте с лучшим в то время американским асом Ричардом Бонгом (Richard Ira Bong), сражавшимся на Тихом океане и закончившим войну с 40 победами. В середине месяца Габрески довёл собственный боевой налёт до 300 часов и получил приказ возвращаться в Соединенных Штатах.

«Тандерболты» из волчьей своры

Истребители, на которых 56-я авиагруппа вступила в бой в первой половине 40-ых годов двадцатого века, несли стандартную двухцветную оливковую сверху и серую снизу опознавательные знаки и маскировочную окраску примера 1942 года без красного центра. Кроме этого находились американские элементы стремительного опознавания европейского ТВД в виде белых носов и таких же полос на оперении и заимствованная из британской практики жёлтая окантовка фюзеляжной кокарды.

В августе 1943 года опознавательные символы поменяли на новые «звёзды-и-полосы», каковые должны были наноситься в четырёх позициях: на бортах фюзеляжа, левой плоскости крыла сверху и на правой плоскости снизу. Но на P-47 додавали и пятый символ, на нижней поверхности левой плоскости.

Личными обозначениями первоначально были тактические номера на фюзеляжах, но к моменту вступления в бой их заменили на бортовые коды по английскому примеру. Для 61-й эскадрильи это была комбинация литер «HV» и личной буквы самолёта. Позднее, в то время, когда число истребителей в частях превысило число букв латинского алфавита, новые самолёты стали обозначать подчёркиванием под личной буквой.

К середине 1943 года в ВВС Соеденненых Штатов везде распространилась практика наносить на рисунки истребителей и борта надписи, но Габрески вычислял всё это излишеством. На его самолётах были только отметки побед, причём лишь воздушных и лишь подтверждённых. Его механик сперва бережно вырисовывал любой флажок, а позднее заказал где-то особые наклейки для этого.

За время работы в 56-й группе за «Габби» были последовательно закреплены шесть различных истребителей. Первым был P-47C-2, серийный номер которого история, к сожалению, не сохранила. Следующим с лета по декабрь 1943 года, за вычетом периода ремонта в ноябре, был P-47D-1 с бортовым кодом 42–7871 и серийным номером «HV-F», позднее поменянным на «HV-A».

P-47D-1 (серийный номер 42–7871) «HV-F» из состава 61-й эскадрильи 56-й истребительной авиагруппы USAAF. Окраска дана на последние числа августа 1943 года, перед заменой личной кодовой буквы на «А». На этом самолёте показался характерный и очень необыкновенный стиль обозначения отметок о победах на борту кабины с группировкой по типам сбитых самолётов.

Поздней в осеннюю пору 1943 года, в то время, когда P-47D-1 Габрески отдали в ремонт, вместо лётчик взял P-47D-5 с бортовым кодом 42–8458 и серийным номером «HV-F». На нём он и стал асом, но через пара дней затем успехи возвратился из ремонта ветхий D-1, и P-47D-5 стал «ничейным».

P-47D-5 (серийный номер 42–8458) «HV-F», потерпевший аварию зимний период 1943–1944 гг. В то время он уже был передан второму лётчику, но всё ещё нёс на борту отметки о победах Фрэнсиса Габрески

Во второй половине декабря «Габби» поменял ветхий D-1 на более современный D-11 с серийным номером 42–75510, унаследовавший от предшественника бортовой код «HV-A», сейчас ставший стандартным для самолётов аса. На этом истребителе Габрески летал в течение четырёх месяцев.

Сперва самолёт смотрелся подобно D-1, но с синей окантовкой опознавательных знаков вместо красной и отличиями в подробностях победных флажков, а в первых числах Февраля 1944 года руководство распорядилось о введении цветовых обозначений принадлежности к эскадрильям. Практически за одни сутки носы всех «Тандерболтов» 56-й группы перекрасили: 61-я эскадрилья – в красный цвет, 62-я – в жёлтый, а 63-я – в светло синий. Белые полосы на оперении были закрашены.

В середине марта единая совокупность цветовых обозначений была введена для всех американских истребительных групп в Европе. За 56-й авиагруппой был закреплён красный цвет передней части капота, что стало причиной новому перекрашиванию. «Эскадрильные» же цвета не забыли, а просто перенесли их на рули поворота.

Вероятнее, так были обозначены уже заявленные победы, процедура официального подтверждения которых ещё не была закончена — Цвета армейского неба: «Габби» – лучший американский ас в Европе | Военный портал Warspot.ru" src="~images\cveta-voennogo-neba-gabbi-luchshij-amerikanskij-as_5.jpg">
Полковник Габрески в кабине P-47D-11 (серийный номер 42–75510) «HV-A» сразу после «дубля» 16 марта 1944 года (15-я и 16-я победы). Недорисованные знамёна без свастики в видятся на нескольких фотографиях различных самолётов Габрески, и это не может быть несложной случайностью. Вероятнее, так были обозначены уже заявленные победы, процедура официального подтверждения которых ещё не была закончена

В январе 1944 года руководство американских ВВС пришло к заключению о ненужности камуфляжа на собственных самолётах в Европе. В апреле в 56-й истребительной группе показались первые неокрашенные «Тандерболты». Время от времени они были полностью «алюминиевыми», за исключением опознавательных знаков и тактических обозначений, но в большинстве случаев однако несли тёмную либо оливковую антибликовую полосу перед кабиной и элементы стремительного опознавания в виде тёмных полос на оперении на месте белых полос 1943 года.

Одним из первых таковой истребитель взял Габрески, за которым в последних числах Апреля закрепили P-47D-22 с серийным номером 42–25864. На этом самолёте в очередной раз изменился стиль изображения германских знамён и, ввиду солидного числа побед, их прекратили собирать по типам. Так вышло, что за время применения этого персонального самолёта (апрель-май 1944 года) Габрески побеждал только на чужих истребителях.

Значительно чаще он летал на «Сильвер Леди» только что закончившего «боевой тур» майора Лесли Смита (Leslie C. Smith), имевшего 7 побед.

P-47D-22 (серийный номер 42–26044) «HV-Z» «Silver Lady», лето 1944 года

В мае 1944 года 56-я несколько взяла первые пять «Суперболтов» – истребителей P-47D-25 с пониженным гаргротом и каплевидным фонарём кабины, каковые закрепили за начальником, его помощником и тремя комэсками. «Габби», которому достался самолёт с серийным номером 42–26418, был в восхищении от новинки, но, не обращая внимания на это, до середины июня продолжал полёты на ветхой «Серебряной Леди».

4 июня все боевые самолёты союзников в Англии приобрели новые обозначения, вошедшие в историю как «полосы вторжения»: две тёмные и три белые полосы шириной 18 дюймов любая единовременно и везде накрашивались на плоскостях крыла и фюзеляже. Тогда же штаб 8-го истребительного руководства спустил вниз по команде рекомендацию о возвращении камуфляжа на неокрашенные самолёты в канун вероятного (но так и не состоявшегося) перебазирования на полевые аэропорты во Франции. В других группах ограничились оливковой либо зелёной окраской верхних поверхностей, а 56-я в очередной раз решила выделиться из неспециализированной массы.

Её персонал сумел раздобыть британские краски и применял их в различных самодеятельных камуфляжах. Нижние поверхности истребителей оставались неокрашенными, а верхние и боковые покрывались небольшими пятнами либо широкими полосами двух цветов (зелёного и серого либо двух серых). К сожалению, американцы совсем не разбирались в заглавиях британских красок, исходя из этого их описания очень расплывчаты. Зелёной краской, разумеется, была Dark Green, а серыми, что логично предположить, были Ocean Grey и Medium Sea Grey.

Не считая них, имели возможность употребляться и морские Extra Dark Sea Grey и Dark Slate Grey.

«Тандерболт» P-47D-25 Фрэнсиса Габрески по состоянию на конец июня – начало июля 1944 года (кадр из кинохроники)

Не все серебристые самолёты были тогда закамуфлированы. К примеру, «Серебряная Леди» так и осталась неокрашенной, а вот P-47D-25 Габрески стал зелёно-серым. Помимо этого, данный истребитель отличался нестандартными полосами вторжения: вправду чёрно-белыми они были лишь на плоскостях крыла, а на фюзеляже накрасили лишь белые полосы с узкой тёмной окантовкой, а промежутки между ними задули зелёной краской.

В первых числах Июля окраска автомобили была мало подправлена: именно тогда 56-я несколько отказалась от «полос вторжения» на верхних и боковых поверхностях истребителей. Наряду с этим в ходе перекрашивания на фюзеляж, наконец, нанесли тёмные полосы. Помимо этого, по окончании добавления на борт кабины 28-го победного флага над каждым из них написали тип сбитого самолёта, наряду с этим перечисление соперников шло не в календарном порядке, а по типам.

P-47D-25 (серийный номер 42–26418) «HV-A» майора Фрэнсиса Габрески по состоянию на середину июля 1944 года. По сути, так смотрелся истребитель лучшего американского аса в Европе на момент его пленения.

Утром 20 июля Габрески уже закинул собственные вещи в транспортный самолёт, но в последний момент сделал вывод, что стоит ещё раз слетать в бой. Вылет был на сопровождение бомбардировщиков и в целом прошёл без происшествий, но уже на обратном пути «Тандерболты» совершили штурмовку германского аэропорта Бассенхайм (Bassenheim), на котором стояло пара германских самолётов. Габрески также принимал участие в атаке.

Зенитный пламя был не сильный, исходя из этого он решил сделать второй заход, но, расслабившись, не уследил за высотой полёта и чиркнул винтом машины по земле.

Погнувшиеся законцовки лопастей винта стали причиной сильной вибрации. Истребитель не имел возможности ни разогнаться, ни собрать высоту, и шансов дотянуть до линии фронта не было. Лётчик не стал оттягивать неизбежное, вынужденно приземлившись на первой же ровной площадке, лежащей в отдалении от шоссейных дорог и населённых пунктов, и скрылся от преследования в близлежащем лесу.

Увы, но около была Германия, на помощь местных обитателей рассчитывать не приходилось, и пять дней спустя американец однако попал в плен.

Самолёт Габрески по окончании вынужденной посадки в Германии. Яркая полоса на киле – облупившаяся краска на месте, где раньше была тёмная полоса. Совершенно верно так же краска начала отслаиваться и на горизонтальном оперении

В апреле 1945 года арестанты лагеря для военнопленных лётчиков Stalag Luft I, где находился Габрески, были высвобождены наступающими войсками СССР и репатриированы в западную территорию оккупации. Уже в мае Габрески возвратился в Соединенных Штатах. Всего за время Второй мировой он совершил 166 боевых вылетов (разумеется, тут учтены лишь вылеты в составе 56-й авиагруппы), в которых одержал 28 подтверждённых воздушных и три «наземных» победы.

В апреле 1946 года колонел (полковник) Габрески вышел в отставку самостоятельно, но ровно год спустя возвратился на активную работу в звании полковника армии мирного времени. С лета 1949 года он руководил 56-й истребительной группой, но это была не ветхая «Волчья свора Земке», а снова организованное соединение, унаследовавшее прошлые регалии.

Вторая война полковника Габрески

В мае 1951 года пара лётчиков группы были посланы в Корею на усиление 4-го крыла истребителей-перехватчиков (4 FIW) – единственного соединения ВВС Соеденненых Штатов, вести войну тогда на истребителях со стреловидным крылом. По прибытии на место Габрески взял должность замкомандира крыла и скоро приступил к исполнению полётов на ознакомление с районом базирования, а 16 июня выполнил первый боевой вылет. 8 июля в пятом по счёту боевом вылете он одержал собственную первую «реактивную» победу, а в октябре их было уже три.

Истребители F-86A «Сейбр» 4-го авиакрыла, 1951 год. Самолёты, на которых летал Габрески, смотрелись совершенно верно так же, за исключением серийного номера

К началу войны в Корее внешний вид самолётов ВВС Соеденненых Штатов завершил очередной виток эволюционной спирали, возвратившись к натуральному цвету металла и броским цветовым и графическим обозначениям принадлежности к части. Самолёты 4-го авиакрыла отличали тёмная полоса на киле и узкие чёрно-белые полосы на фюзеляже и законцовках плоскостей крыла.

От тактических номеров и бортовых кодов периода Второй мировой войны к тому времени успели отказаться, заменив их так называемыми «Buzz Numbers», складывавшимися из двух букв, обозначающих тип самолёта (для «Сейбров» это были литеры «FU»), и трёх последних цифр серийного номера. Отметки побед и другая бортовая живопись, как и раньше, оставались на усмотрении лётчиков и их ярких начальников.

У полковника Габрески не было персонального самолёта, и он летал на различных истребителях, а также на F-86A-5 с серийным номером 49–1315.

8 ноября его прописали начальником 51 FIW, выделенного для перевооружения с F-80C на F-86E. Первые самолёты прибыли в конце месяца, и 1 декабря Габрески лично повёл в бой первую группу «Сейбров». С января по апрель 1952 года он одержал три личных и одну групповую победу, доведя собственный счёт до 6?, либо 34? с учётом достижений во Второй мировой войны.

F-86E-10 (серийный номер 51–2746) «Lady Frances» из состава 25 FIS 51 FIW, закреплённый за майором Уильямом Уэскоттом (William H. Wescott). Именно на нём 1 апреля 1952 года Габрески достиг статуса аса Корейской войны. В конце того же месяца асом стал и «обладатель» этого самолёта

Обычный «боевой тур» лётчика USAF в Корейской войне занимал 12 часов и 100 месяцев боевого налёта. В случае если часы налёта набирались раньше месяцев, то на остаток срока лётчиков в обязательном порядке отстраняли от исполнения боевых вылетов. С Габрески такое произошло в мае, а в середине июня он сдал руководство сменщику и возвратился в Соединенных Штатах.

Согласно данным из официальных источников, за год он совершил 123 боевых вылета, но, быть может, на деле их было больше.

В 51 FIW, как и до того в 4 FIW, Габрески летал на различных самолётах, но в этом случае у него был и персональный истребитель. В отличие от времён Второй мировой войны, «Габби» уже ничего не имел против бортовой живописи, не смотря на то, что эпатажа и особых излишеств не допускал.

F-86E-10 (серийный номер 51–2740) «Gabby», на котором в январе-феврале 1952 года летал начальник 51-го крыла истребителей-перехватчиков полковник Фрэнсис Габрески. Персональный самолёт аса нёс стандартные индивидуальные звёздочки обозначения и красные побед в виде рисунка сигары и прозвища владельца, к курению которых он тогда пристрастился. Жёлтые с тёмной окантовкой полосы на плоскостях и фюзеляже крыла в то время были обозначением принадлежности к 51-му крылу, а потом стали элементами стремительного опознавания любых «Сейбров» в Корее.

Габрески, так и не встав в звании выше полковника и в должности выше начальника авиакрыла, опять вышел в отставку во второй половине 60-ых годов XX века. Его налёт к этому времени составлял более 5000 часов. Скончался воздушный ас двух войн 31 января 2002 года.

Картинки Михаила Быкова. Все проекции выполнены в едином масштабе

американские летчики усрались как летают русские

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: