Цвета военного неба: асы двух кайзеров на восточном фронте

      Комментарии к записи Цвета военного неба: асы двух кайзеров на восточном фронте отключены

В количественном и организационном отношении германская и австрийская истребительная авиация восточного фронта Первой мировой уступала не только западному, но и итальянскому, а также балканскому. Кроме того русская истребительная авиация, при всей её малочисленности, имела перед ней преимущество.

Это вовсе не свидетельствует, что австро-германцы на востоке были в проигрышном положении – отличие была мала, да и самолёты-разведчики Центральных держав в массе собственной отличались высокими лётными данными и хорошей боеготовностью. В итоге восточный фронт Первой Мировой дал Центральным державам собственных воздушных асов.

Германия

В германской авиации восточного фронта первые истребители стали появляться поздней в осеннюю пору 1915 года, т.е. на 3–4 месяца позднее, чем на западном. Равно как и в том месте, они поступали в состав простых разведывательных частей как сверхштатные аппараты, на которых скоро стали летать сверхштатные пилоты.

«Боевые одноместники» (Kampfeinsitzer – начальное обозначение одноместных истребителей в Германии) сначала не пробовали равномерно распределить по всему фронту, а концентрировали в одном-двух отрядах на армию. Весной 1916 года в этих отрядах были организованы полуофициальные истребительные подразделения, именуемые Fokkerstaffel, Kampfeinsitzerstaffel, Kampfstaffel и т.п., причём различные заглавия имели возможность употребляться параллельно.

Цвета военного неба: асы двух кайзеров на восточном фронте
Германский истребитель-моноплан Pfalz E.I (серийный номер E479/15) на восточном фронте — Вильно, зима 1915–1916 гг.

В августе того же года из подобных подразделений западного фронта началось формирование частей истребительной авиации, но на востоке данный процесс начался лишь в осеннюю пору 1917 года, под самый финиш кампании, и завершился формированием 81-й истребительной эскадрильи, которая по окончании перемирия была переброшена на запад.

Перед тем как перейти к биографиям асов, имеет суть кратко поведать о германской «победной совокупности» Первой Мировой. В зачёт шли самолёты соперника, или ставшие трофеем германской (либо союзной Германии) армии, или те, на которых были свидетельства очевидцев падения на землю либо разрушения в воздухе. Сбитые аэростаты засчитывались, лишь если они сгорали.

самолётов и Победы записывались как на пилота, так и на наблюдателя (стрелка). Групповые победы не признавались, и любая заявка должна была быть засчитана какому-то одному лётчику (экипажу).

Так, германская совокупность была самая жёсткой и теоретически максимально точной в плане соответствия заявленных результатов настоящим, но на практике без «оверклаймов», очевидно, не обходилось.

Леопольд Анслингер (1891–1978), 10 побед на восточном фронте

Леопольд Анслингер (Leopold Anslinger) начал собственный путь в авиацию с постройки и проектирования планеров по примеру аппаратов Лилиенталя, каковые можно считать прообразами современных дельтапланов, на которых после этого и летал. В 1913 году он закончил лётную школу и стал сперва одним из испытателей, а позже и шеф-пилотом компании «Гёдекер».

С началом войны он записался добровольцем в армию, и в феврале 1915 года вице-фельдфебелем был послан на восточный фронт вместе с только что организованным 54-м полевым авиаотрядом (в феврале 1917 года переименован в 24-й летный). В мае его произвели в лейтенанты резерва, а в ноябре-декабре, как самому умелому лётчику части, доверили первый истребитель, что после этого стал отправной точкой для Истребительной команды Армии «Юг».

Первые две победы Анслингер одержал в январе-феврале 1916 года, ещё две – в июле-августе. Пятого успеха добился в апреле 1917 года, а в мае-июне этого года удвоил счёт побед, став лучшим асом Центральных держав на восточном фронте.

Если не считать «избыточных» крестов на рулях высоты, все обозначения полностью стандартны и были нанесены ещё на заводе — Цвета армейского неба: асы двух кайзеров на восточном фронте | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-dvuh-kajzerov-na_1.jpg
Fokker E.III (серийный номер E363/16) из состава F.Fl.Abt.54, на котором лейтенант Анслингер летал в Галиции летом 1916 года. Самолёт демонстрирует классический для «Фоккеров»-монопланов внешний вид: неокрашенное полотно с заметными следами масла и грязи на фюзеляже. Если не считать «избыточных» крестов на рулях высоты, все обозначения полностью стандартны и были нанесены ещё на заводе

До конца кампании он формально оставался в прошлой части, практически руководя истребительным подразделением, а после этого был назначен инструктором в лётную школу. Позже, с марта по август 1918 года, служил в Kest 9 (9-я эскадрилья ПВО), а закончил войну заводским испытателем на «Хальберштадте».

На восточном фронте Анслингер летал на разведчиках «Румплер» B.I, «Альбатрос» B.II и «Фоккер» A.I и истребителях «Пфальц» E.I и E.II, «Фоккер» E.III и D.II, «Роланд» D.II и «Альбатрос» D.III.

В 20-х годах он был пилотом «Люфтганзы», позднее стал инструктором лётной школы. С конца тридцатых служил в совокупности обучения люфтваффе, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века в чине гауптмана вышел в отставку по состоянию организма.

Вильгельм Фриккарт (1893 — ?), 7 побед на восточном фронте

Вильгельм-Максимилиан Фриккарт (Wilhelm-Maximilian Frickart) начал лётную подготовку ещё в мирное время, но пилотский диплом взял уже на протяжении войны. Информацию о начале его карьеры, к сожалению, отсутствуют, а в конце 1916 года он уже лётчиком-истребителем в чине вице-фельдфебеля прибыл в F.Fl.Abt.54 (позднее Fl.Abt.24). В апреле 1917 года Фриккарт одержал первые две победы, а практически сразу после этого был формально переведён в Fl.Abt.242(A), но практически остался в том же «кампф-штаффеле II» под руководством Анслингера.

В середине года лётчики Истребительной команды Армии «Юг» открыли настоящую охоту за привязными аэростатами, и во второй половине июня офицер-штелльфертретеру (что-то наподобие прапорщика) Фриккарту засчитали сходу пять таких побед.

В декабре 1917 года Российская Федерация вышла из войны, и немцы начали неспешно переводить авиацию на запад, но лейтенант Фриккарт в феврале 1918 года взял назначение на македонский фронт в 38-ю истребительную эскадрилью. В том месте он в марте одержал ещё одну победу, а летом был переведён на западный фронт.

В июле-августе он служил в Jasta 64, позже перешёл в Jasta 65 и с конца августа по начало октября одержал ещё четыре победы, завершив войну с 12 подтверждёнными удачами на личном счету. На восточном фронте Фриккарт летал на истребителях «Фоккер» D.II, «Роланд» D.II и «Альбатрос» D.III.

Послевоенная будущее лётчика малоизвестна.

Ханс Пиппарт (1888–1918), 6 побед на восточном фронте

Архитектор Ханс-Мартин Пиппарт (Hans Martin Pippart) в 1912 году стал сооснователем и совладельцем авиационной компании, выстроившей пара самолётов собственной разработки. Формального обучения пилотированию он не проходил, но, в полной мере быть может, летать обучился.

С началом войны он отправился добровольцем на фронт, но по окончании окончания лётной школы был покинут в тылу инструктором. В октябре 1915 года унтер-офицер Пиппарт однако был направлен на восточный фронт… где его оставили в авиапарке Армии «Юг» инструктором и испытателем. Лишь в феврале следующего года лётчик взял строевое назначение в 220-й артиллерийский спецавиаотряд.

Наличие тактических обозначений для восточного фронта было уникальностью, но этот конкретный аппарат отличала полоса на фюзеляже — Цвета армейского неба: асы двух кайзеров на восточном фронте | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-dvuh-kajzerov-na_2.jpg
Roland D.II (Pfal) (серийный номер D2876/16) из состава Kampfstaffel I Sudarmee Jagdkommando, формально приписанного к Fl.Abt.220(A), на котором лейтенант Пиппарт летал в Галиции летом 1917 года. Самолёт несёт обычный для «Роландов» зелёно-коричнево-светло синий камуфляж. Наличие тактических обозначений для восточного фронта было уникальностью, но этот конкретный аппарат отличала полоса на фюзеляже

В последних месяцах года он взял лейтенантское звание и переквалифицировался в лётчики-истребители. В составе Кампфштаффеля I Истребительной команды Армии «Юг» он одержал собственную первую победу в последних числах Мая 1917 года, а на протяжении летней охоты за аэростатами ему засчитали две победы в июне и один в августе. Ещё две победы (а также над одним аэростатом) он одержал в октябре, а в ноябре убыл за новым назначением на западный фронт.

С декабря Пиппарт вести войну в 13-й истребительной эскадрилье, одержав в ней три победы. 18 апреля 1918 летчик был назначен начальником Jasta 19. 20 апреля он одержал собственную 10-ю победу, в июне – 15-ю, а в июле – 20-ю, достигнув предела, дающего право на награждение Пур-ле-Меритом. Соответствующее представление скоро ушло по инстанциям.

11 августа ас сбил очередной «баллон», ставший его 22-й седьмым аэростатом и победой на счету, а в следующем вылете сам был сбит. По различным данным, обстоятельством стали то ли стрелки французских самолётов, то ли пламя с почвы. Лётчик выпрыгнул из горящего самолёта с парашютом, но высота была через чур мелка, и купол опоздал всецело раскрыться.

На восточном фронте Ханс Пиппарт сражался на разведчике «Альбатрос» C.III и истребителях «Роланд» D.II и (возможно) «Альбатрос» D.III.

Австро-Венгерская империя

В отличие от Германии, вынужденной держать на западе не только практически все истребители, но и солидную часть бомбардировщиков и разведчиков, Австро-Венгерская империя имела возможность уделять намного больше внимания восточному фронту. Она держала тут авиационную группировку, сперва равную выставленной против Италии, а со вступлением в войну Румынии и существенно превышающую её. Но, общее колличество австрийской фронтовой авиации была меньше российской, а потому концентрация самолётов была приблизительно такой же, как и в германском секторе фронта.

С самолётами-истребителями в Австрии дело обстояло ещё хуже, чем в Российской Федерации. На восточном фронте у австрийцев они в первый раз показались лишь в осеннюю пору 1916 года, в то время, когда в том направлении передали пара «Фоккеров»-монопланов, признанных негодными к применению против Италии. Эти самолёты были не только устаревшими, но и изношенными, а потому никакого влияния на ход военных действий не оказали, и датой фактического появления на востоке австрийских истребителей стала середина 1917 года, в то время, когда на фронт пошли одноместные «Альбатросы».

Австрийский истребитель Fokker A.III (серийный номер 03.47) на восточном фронте — Галиция, осень 1916 года

Они поштучно поступали в состав разведывательных авиачастей (где, в отличие от Германии, включались в их штат), но скоро большая часть их них были сведены в два полуофициальных истребительных подразделения. Наряду с этим лётчики и самолёты числились как и раньше месту работы. До этого же функции истребителей было нужно брать на себя экипажам двухместных самолётов, и, как следствие, как раз они заняли практически целый перечень австрийских асов восточного фронта.

Что касается австро-венгерской совокупность учёта воздушных побед, то она была либеральнее германской и всецело соответствовала русском, признавая не только индивидуальные, но и групповые удачи и учитывая не только упавшие, но и совершившие вынужденную посадку на собственной территории самолёты соперника.

Отто Индра (1886–1932), 9 побед на восточном фронте

Обер-лейтенант Отто Индра (Otto Jindra) начал работу в артиллерии, но практически сразу после начала войны подал рапорт о переводе в авиацию. С 10 сентября 1914 года он стал наблюдателем 1-й авиароты на восточном фронте, а в последних числах Января 1915 года возглавил эту часть. В июне этого года он одержал две победы в одном бою, а в августе на его счёт записали ещё один успех и через пара дней присвоили чин гауптмана.

В осеннюю пору 1915 года Индра начал брать уроки пилотирования у собственных подчинённых, в декабре удачно сдал экзамен на пилотский диплом и в будущем делал боевые вылеты в новом качестве. В марте 1916 года он одержал собственную первую «пилотскую» победу, в апреле – ещё три, позже ещё по одной в декабрь и сентябрь. Целый следующий 1917 год он оставался на фронте, но так и не взял шанса расширить боевой счёт.

Albatros B.I (серийный номер 22.01) из состава Flik 1, на котором гауптман Индра летал в начале 1916 года

В январе 1918 года гауптман Индра был назначен начальником одной из учебных частей, а после этого стал командующим бомбардировочной авиации, но 4 мая попал в важную аварию и до конца войны был на исцелении.

На восточном фронте он летал на разведчиках «Альбатрос» B.I (а также наблюдателем), «Авиатик» B.II, «Бранденбург» B.I и C.I и «Ллойд» C.III.

Будучи чехом по национальности, сотник (позднее майор) Индра стал одним из руководителей и организаторов ВВС свободной Чехословакии, но в первой половине 20-ых годов двадцатого века был должен уйти в отставку и позднее занимал разные посты в гражданской авиации.

Отто Егер (1890–1917), 6 побед на восточном фронте

Лейтенант-пехотинец Отто Егер (Otto Jager) по окончании третьего ранения был признан негодным к строевой и перевелся в авиацию, где требования по здоровью были заметно ниже. С весны 1916 года он являлся инженером в 10-й авиароте на восточном фронте, кроме этого выполняя обязанности наблюдателя. Уже в мае он одержал собственную первую победу, в июне – ещё три (а также две групповые), в августе стал асом и в том же месяце взял звание обер-лейтенанта, а в сентябре был направлен в лётную школу.

По завершении обучения Егер в середине марта 1917 года взял назначение на итальянский фронт во Flik 17, но 2 мая попал в аварию и был положен в больницу.

Albatros D.III (Oef) (серийный номер 53.45) по окончании аварии в октябре 1917 года. В июле на этом самолёте обер-лейтенант Егер одержал собственную шестую победу

В июле он снова возвратился на восточный фронт уже как лётчик-истребитель и был сперва зачислен в 3-ю авиароту, но фактически сходу переведён в 27-ю, и в середине месяца одержал собственную шестую победу.

В первых числах Августа лётчика перевели в 42-ю истребительную авиароту на итальянский фронт. Утром 19 августа он над линией фронта нападал итальянский разведчик и, по донесениям пехоты, сбил его, но после этого вступил в бой с истребителями соперника и был сбит сам.

На восточном фронте Отто Егер летал разведчиках «Альбатрос» B.I (наблюдателем) и «Бранденбург» C.I (пилотом и наблюдателем), и на истребителе «Альбатрос» D.III.

Юлиус Буша (1891–1917), 5 побед на восточном фронте

Данных по началу военной карьеры Юлиуса Буши (Julius Busa), к сожалению, нет, но в октябре 1915 года он взял звание капрала и прибыл для службы в 14-ю авиароту на восточный фронт. В феврале он стал цугсфюрером (сержантское звание), в октябре – фельдфебелем, а в декабре был отозван в тыл, где началось формирование первой австрийской бомбардировочной части. Всего за время работы на восточном фронте Буша добился пяти воздушных побед, каковые он одержал в двух битвах: две в июне и три в ноябре 1916 года.

Lloyd C.II (серийный номер 42.45) из состава Flik 14, Галиция, лето 1916 года. Цугсфюрер Буша с наблюдателем кадет-аспирантом Германом Клеккером (Hermann Klecker) 23 июня одержал на нём собственные первые две победы

В апреле 1917 года 1-я авиационная эскадра, в которой он служил, достигла боевой готовности и приступила к исполнению боевых задач на итальянском фронте. Утром 13 мая тройка «Бранденбургов» была атакована парой итальянских «Спадов», и в маленьком бою самолёт Буши был сбит. Победу над ним приписывают лучшему итальянскому асу Франческо Баракка, но, быть может, его сбил второй ас – Фулько Руффо-ди-Калабриа.

На восточном фроне Юлиус Буша летал на разведчиках «Авиатик» B.II, «Ллойд» C.II и «Бранденбург» C.I.

Андреас Домбровски (1894 — ?), 5 побед на восточном фронте

Андреас Домбровски (Andreas Dombrowski) был призван в армию в 1915 году и по завершении «курса молодого бойца» пожелал стать лётчиком. В июне 1916 года он выпустился из лётной школы с одновременным производством в капралы и сразу же взял назначение на восточный фронт в 29-ю авиароту.

Уже в середине августа он одержал собственную первую победу, но второго успеха добился лишь в феврале 1917 года. В июне его счёт увеличился ещё на две победы, а в первой половине июля он стал асом.

Brandenburg C.I (Ph) (серийный номер 26.44) из состава Flik 29, на котором цугсфюрер Домбровски в феврале 1917 года одержал собственную вторую победу. Его наблюдатель в том вылете, обер-лейтенант Карл Патцельт Karl Patzelt), потом также стал лётчиком-истребителем и закончил войну с пятью победами на счету

С конца июля Домбровски сражался на истребителях в сводном подразделении гауптмана Никича, а в сентябре возвратился в 29-ю роту, в которой встретил финиш кампании. Позже, до марта 1918 года, служил в оккупационных армиях на Украине. В апреле часть прошла переформирование в бомбардировочную, а Домбровски, как обученный лётчик-истребитель, взял назначение на итальянский фронт в 68-ю истребительную авиароту.

Утром 4 мая самолёты Flik 68/J были неожиданно атакованы британскими истребителями. В завязавшемся бою штабс-фельдфебель Домбровски сумел одержать собственную 6-ю победу, но и сам попал под удар и, раненный, совершил вынужденную посадку. Летом лётчик возвратился в разведывательную авиацию и в будущем вести войну в составе 57-й авиароты плановой фоторазведки.

На восточном фронте Домбровски летал на разведчиках «Ллойд» C.III и «Бранденбург» C.I и истребителе «Альбатрос» D.III.

Курт Наход (1890–1918), 5 побед на восточном фронте

Лейтенант Курт Наход (Kurt Nachod) до перевода в авиацию вести войну на бронепоездах итальянского фронта, а в ноябре 1915 года стал наблюдателем в 10-й авиароте на русском фронте. В феврале 1916 года его перевели в 20-ю роту, и в данной части он в мае одержал собственную первую победу (групповую), в июле добился второго успеха, в сентябре – третьего, а в январе 1917 года одержал две победы в одном бою.

Brandenburg C.I (U) (серийный номер 63.22) из состава Flik 20, на котором лейтенант Наход летал в первой половине 1917 года. Личные обозначения на австрийских самолётах восточного фронта виделись очень редко, но этот аппарат несёт две белых стрелы на борту кабины

В июле того же года его перевели на итальянский фронт в состав 1-й авиаэскадры (в сентябре преобразована в Flik 101/G). В данной части Наход стал обер-дипломированным пилотом и лейтенантом, пройдя обучение «без отрыва от производства». 9 мая 1918 года на протяжении тренировочного ночного полёта он разбился на посадке и два дня спустя умер от взятых ран.

На восточном фронте летал на разведчиках «Авиатик» B.III, «Альбатрос» B.I и «Бранденбург» C.I.

Карл Никич (1885–1927), 5 побед на восточном фронте

Обер-лейтенант Карл Никич (Karl Nikitsch) в 1913 году прошёл армейские авиационные направления, но в лётную школу был направлен лишь по окончании начала войны. В мае 1915 года его прописали шеф-пилотом (замкомандиром) 16-й авиароты, которая в последний сутки месяца прибыла на итальянский фронт. К боевой работе подразделение приступило лишь в сентябре, тогда как гауптман Никич ещё в последних числах Июля был переведён на восточный фронт и возглавил Flik 14.

Первое нахождение на фронте выяснилось недолгим, и в ноябре Никич стал командующим одной из тыловых авиабаз, на которой проходили формирование новые авиароты. В январе 1917 года он был назначен начальником одной из таких рот – 39-й, и по завершении процесса формирования в марте повёл её на румынский фронт.

В июле Никич параллельно с руководством ротой организовал и возглавил сводное истребительное подразделение под собственной фамилией (Flieger Detachement Hauptmann Nikitsch) и с этого времени начал летать лишь на одноместных истребителях. В июле он одержал первые две победы, а в августе добавил к ним ещё три (а также одну групповую).

Крест с фюзеляжа этого самолёта был смыт ещё в июне-июле, а тёмные законцовки крыльев – элементы стремительного опознавания частей румынского фронта – показались во второй половине августа — Цвета армейского неба: асы двух кайзеров на восточном фронте | Военный портал Warspot.ru src=~images\cveta-voennogo-neba-asi-dvuh-kajzerov-na_9.jpg
Albatros D.III (Oef) (серийный номер 53.24), с июля по сентябрь 1917 года употреблявшийся флигер-детахментом «Гауптман Никич» на румынском фронте.

Сам гауптман Никич одержал на нём собственную первую победу, а позже летал как минимум до конца августа. Не считая него, данный истребитель применяли и другие пилоты, а также фельдфебель Домбровски (в августе). Крест с фюзеляжа этого самолёта был смыт ещё в июне-июле, а тёмные законцовки крыльев – элементы стремительного опознавания частей румынского фронта – показались во второй половине августа

Во второй половине сентября 39-я рота была переведена на итальянский фронт, где действовали полноценные истребительные части, но пара одноместных автомобилей в ней однако осталась, и Никич, пользуясь привилегиями начальника, летал именно на них, в ноябре одержав собственную шестую победу.

В январе 1918 года Никича прописали начальником только что прибывшей на фронт 63-й истребительной авиароты, но в том же месяце он попал в тяжёлую аварию на протяжении тренировочного полёта и на долгое время угодил в больницу, а по окончании выписки стал начальником единственного, а потому «безномерного» учебного авиационного батальона императорской-и-королевской армии.

На восточном фронте гауптман Никич летал на разведчиках «Авиатик» B.II, «Альбатрос» B.I, «Бранденбург» B.I и C.I и истребителях «Бранденбург» D.I и «Альбатрос» D.III.

По окончании войны ас остался на работе в «авиационной полиции» Австрийской республики и погиб в авиакатастрофе 7 сентября 1927 года.

Видео-кадры из хроники второй мировой войны!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: