Чёрный жеребец, вставший на дыбы

      Комментарии к записи Чёрный жеребец, вставший на дыбы отключены

Действия авиации на итальянском театре Первой Мировой заслуженно появились в тени более активного и богатого на события французского. Однако, деяния самые результативных асов по обе стороны итальянского фронта в полной мере сопоставимы с достижениями элиты истребительной авиации западного фронта. Лучшим асом итальянских ВВС стал один из пионеров авиации майор Франческо Баракка.

Франческо Баракка (Francesco Baracca) появился 9 мая 1888 года в Луго-ди-Романья, – маленьком городе неподалеку от Равенны, – в семье преуспевающего землевладельца. Родители желали, дабы их единственный сын, повзрослев, забрал в руки бразды правления поместьем, но тот решил выбрать военную карьеру и в ноябре 1907 года стал курсантом офицерской школы в Модене.

В сентябре 1909 года, уже в звании соттотененте, что приблизительно соответствует привычному для нас младшему лейтенанту, Баракка продолжил обучение в кавалерийской школе в Пинероло, а в декабре следующего года взял назначение в респектабельный Королевский Пьемонтский (он же 2-й кавалерийский) полк, расквартированный в столице Италии.

Из кавалеристов в авиаторы

До тех пор пока часть нормально несла гарнизонную работу в Риме и Риети, в Северной Африке шла итало-турецкая война. В ней участвовали и первые военные лётчики, а также бывший офицер Пьемонтского полка тененте Джулио Пальма-ди-Чеснола. Следуя примеру собственного однополчанина, Баракка подал рапорт о зачислении в авиацию, и весной 1912 года вместе с тремя вторыми офицерами был направлен во Францию для обучения в лётной школе.

Чёрный жеребец, вставший на дыбы
Офицер-кавалерист соттотененте Франческо Баракка.

В военной авиационной школе в Реймсе употреблялись самолёты различных типов. Отечественный храбрец попал в группу, изучавшую аппараты «Анрио» под управлением мсье Анрио, сына авиаконструктора. 4 мая Баракка в первый раз поднялся в воздух, сперва легко пассажиром, а всего через два месяца он уже обладал французского «бреве» за №1037 и итальянского диплома №171 – оба они были гражданского примера.

Летом 1912 года новоиспечённый летчик возвратился в Италию, где был зачислен в состав Батальоне Авиатори (тогдашнее наименование итальянских ВВС) и продолжил тренировочные полёты. В октябре Баракка взял звание «тененте» и вторую звёздочку на погоны, в ноябре участвовал в манёврах, а 8 декабря наконец-то взял диплом армейского лётчика.

На 23 мая 1915 года, сутки объявления Италией войны Австро-Венгерской империи, тененте Баракка был в Париже, где в числе других итальянцев осваивал новые истребители «Ньюпор»-10. Первые впечатления от самолёта были весьма хорошими, но переучивание нежданно затянулось. Дело было в различной совокупности управления на бипланах и монопланах компании «Ньюпор»: на первых ручка управления была связана с рулями поворота и высоты, а на вторых употреблялась хорошая совокупность.

Тененте Баракка в кабине «Ньюпора»-моноплана.

Процесс переподготовки закончился в последних числах Июля, и итальянские лётчики возвратились на родину. Новым местом работы Баракки стала организованная 8-я эскадрилья бипланов «Ньюпор» (не путать с параллельно существовавшей 8-й эскадрильей монопланов «Ньюпоров»). В августе эскадрилья взяла пара пулемётов «Гочкис» и вооружила собственные самолёты, наряду с этим пара автомобилей взяли неподвижную пулемётную установку, а остальные предполагалось применять в двухместном варианте.

В погоне за первой победой

21 августа два самолёта с экипажами и частью наземного персонала были переброшены в Кампоформидо для обеспечения ПВО прифронтового города Удине, на что австрийцы совершили налёт. 25 августа оба «Ньюпора» выполнили первый в истории итальянской истребительный авиации вылет на перехват вражеских самолётов. Баракка в тот раз летел со стрелком рядовым Виттоне.

В первом боевом вылете перехватить неприятеля не удалось, исходя из этого воздушный бой состоялся только 7 сентября. Примерно в десять часов утра по тревоге взлетели сперва два одноместных «Ньюпора», позже третий, но лётчики действовали любой сам по себе. Бывши над городом на высоте 1200 метров, Баракка увидел разрывы снарядов в паре десятков километров к юго-западу и существенно выше себя. Начав комплект высоты, лётчик направился в ту сторону.

Скоро стало ясно, что соперники идут навстречу друг другу и скоро сближаются. К моменту рандеву истребитель летел на 2200 метрах, а бомбардировщик – на 2500.

Участники перехвата 19 ноября 1915 года перед собственными самолётами, Баракка первый слева.

Ближайший к камере борт №1037 вооружён «Гочкисом» кавалерийской модели, а №1035 сзади него несёт станковый «Фиат-Ревелли».

Пулемёт на «Ньюпоре» был установлен не горизонтально, а под углом вверх, и это разрешило итальянцу нападать сходу, не набирая высоту. На встречных направлениях Баракка выпустил маленькую очередь из нескольких пуль и заложил вираж, заходя австрийцам в хвост. Неприятельский экипаж то ли не подмечал опасности, то ли легко её игнорировал, продолжая прямолинейный полет.

Баракка нормально прицелился и опять открыл огонь, но по окончании двух-трёх выстрелов пулемёт заклинило. Перезарядив оружие, лётчик надавил на гашетку, но пулемёт опять заклинило. Тем временем неприятельский аппарат долетел до Удине и развернулся в обратном направлении. «Ньюпор» всегда следовал за ним, неспешно подбираясь ближе, но тут «Гочкис» заклинило, уже намертво.

Некое время Баракка следовал за неприятелем, сохраняя надежду, что тот однако повреждён и отправится на вынужденную посадку, но после этого возвратился на собственный аэропорт.

13 сентября случился ещё один воздушный бой, в котором итальянские «Ньюпоры» напрасно нападали австрийский «Альбатрос» B.I. Снова основной обстоятельством неудачи стала нехорошая работа французских пулемётов, заедавших по окончании нескольких выстрелов – позднее их было нужно заменить сперва итальянскими «Фиат-Ревелли», а после этого британскими «Льюисами». Главным отличием от событий недельной давности было наличие оружия на готовности экипажа и неприятельском аппарате его применить.

Франческо Баракка и его «Ньюпор»-11 с серийным номером 1451, весна 1916 года.

Австрийский летнаб был хорошим стрелком, не смотря на то, что винтовка и далеко не лучшее оружие для воздушного боя. Однако, по окончании посадки Баракка нашёл пулевую пробоину в крыле собственной автомобили и ещё две в оперении. Со вторым итальянским истребителем также ничего нехорошего не произошло, но выход из боя пикированием был воспринят как падение сбитого, и австрийский пилот обер-лейтенант Пилер и наблюдатель лейтенант Флорер взяли официальное подтверждение на первую воздушную победу на итальянском фронте. «Жертвы» определили о собственном поражении пара недель спустя из номера венской газеты «Рейхспост», и Баракка позднее писал:

«Необходимо скинуть сообщение господину лейтенанту Флореру, дабы дать знать, что я был счастлив встрече с ним на высоте 2000 метров, но я все ещё весьма кроме того жив, и для его же блага лучше не попадаться в мой прицел второй раз».

В октябре была заявлена приз в 20 000 лир лётчику либо стрелку, что первым сумеет сбить вражеский самолёт, и в эскадрилье сходу показалось множество добровольцев-наблюдателей на участие в боевых вылетах… вот лишь соперник забрал «тайм-аут» в налётах на город.

Затишье закончилось 18 ноября с возникновением над Удине одиночного разведчика. На следующий сутки на город совершили налёт сходу полдюжины аэропланов. На перехват встали все четыре боеготовых «Ньюпора» 8-й эскадрильи, каковые расстреляли суммарно практически полтысячи патронов. В разгар этого боя у Баракки снова заклинило оружие.

Итальянцы сумели достаточно очень сильно повредить один из «Альбатросов», но его пилоту удалось перетянуть через линию фронта.

1 декабря итальянские авиачасти от названий по типам самолётов перешли к заглавиям по назначению, и 8-я эскадрилья «Ньюпоров»-бипланов стала 1-й истребительной. На протяжении новой реструкуризации ВВС 15 апреля следующего года она взяла №70 в сейчас уже единой совокупности нумерации эскадрилий.

«Бранденбург» C.I с серийным номером 61.57 из состава Flik 19, принуждённый Бараккой к посадке 7 апреля 1916 года. Пилот фельдфебель Адольф Отт попал в плен, а наблюдатель обер-лейтенант Франц Ленарчич был смертельно ранен.

В феврале эскадрилья Баракки начала приобретать новые одноместные «Ньюпоры»-11, но за отсутствием воздушного соперника в сражении их удалось опробовать не сходу. 1 апреля Франческо снова столкнулся с отказом оружия, а 7 апреля однако сумел перехватить и сбить «Бранденбург» C.I из авиароты Flik 19. Раненый австрийский пилот сумел выполнить вынужденную посадку, и итальянцы, залатав пробоины и отмыв кабину от крови, взяли возможность опробовать пример современной вражеской техники в полете.

Довелось полетать на трофее и самому победителю. В том же вылете три вторых лётчика эскадрильи общими усилиями сбили ещё один самолёт, и эти два «Бранденбурга» стали первыми официально признанными воздушными победами итальянской авиации.

Первый итальянский ас

Следующего успеха Баракка добился 16 мая, сбив при отражении очередного группового налёта на Удине «Лонер» B.VII из Flik 12, но самолёт упал далеко за линией фронта, и победу засчитали лишь в следующем году на основании показаний военнопленных.

Подтверждения на третью победу, одержанную 23 августа, лётчику также было нужно ожидать до весны 1917 года, четвертая (13 сентября) была исправно зафиксирована в документах эскадрильи, но для остальных почему-то прошла незамеченной, и лишь пятая (16 сентября) сразу же взяла общее признание – сбитый «Ллойд» C.III из Flik 16 упал на итальянской территории. Баракка, с августа носивший чин капитана, первым из итальянских лётчиков пересёк предел в пять побед, но признанным асом он стал лишь 11 февраля 1917 года, в то время, когда практически одержал уже седьмую победу.

Тененте Франческо Баракка в кабине собственного «Ньюпора»-11, лето 1916 года.

С октября 1916 года ас летал на более современном «Ньюпоре»-17 – первом самолёте этого типа, что взяла эскадрилья. Именно на этом истребителе в первый раз была нанесена его личная эмблема – тёмный вздыбленный конь. Она стала данью уважения Королевскому Пьемонтскому полку с его серебряным «Cheval anime», – «играющим конём» , – и в будущем повторялась на всех персональных самолётах аса.

В марте 1917 года Баракка совершил первый вылет на новом замечательном «Спаде»-7, но не стал забирать его «в личное пользование», предпочтя покинуть за собой более манёвренный полутораплан. 26 апреля он одержал собственную уже девятую победу – последнюю на «Ньюпорах» и последнюю в бывшей 8-й «бипланно-ньюпорной» эскадрилье.

1 мая все современные истребители и самые опытные пилоты 70-й эскадрильи пошли на формирование новой 91-й, которая позднее получила красноречивый титул «Squadriglia degli Assi». Баракка также был в том направлении направлен, но достаточно необычным образом: он числился в подчинении главного руководства и только прикомандированным к эскадрилье.

Правофланговая (в буквальном смысле) часть линейки истребителей 70-й эскадрильи, начало весны 1917 года. В отличие от более ветхих «Ньюпоров»-11, все три «Ньюпора»-17 взяли личные эмблемы пилотов: звезду на N3140 сержанта Джулио Поли, череп и кости на N3139 тененте Фулько Руффо-ди-Калабрия и вздыбленного коня на N2614 капитана Франческо Баракки.

В первоначальный же сутки существования части ас совершил воздушный бой с одиночным «Бранденбургом» C.I из Flik 12, пилотируемым весьма умелым лётчиком, и не сумел добиться решительного результата. Сам он полагал, что все же ранил наблюдателя, а повреждённый самолёт совершил вынужденную посадку на собственной территории. В Италии, как и в Австрии либо России, принуждённые к посадке засчитывались на равных со сбитыми, но свидетелей не было, как и официального подтверждения.

Из австрийских документов потом поступила информация, что разведчик пилотировал обер-лейтенант Франк Линке-Крофорд, будущий четвёртый по результативности ас Австро-Венгерской империи.

В начале Мая Баракка летал на своём ветхом «Ньюпоре», но после этого все же поменял его на «Спад», и 10 мая одержал на этом типе собственную десятую подтверждённую победу, в этом случае над истребителем «Бранденбург» D.I из Flik 41/J. Он атаковал пару этих аппаратов, и, пока сбивал одного, упавшего на собственной стороне фронта, второй сам зашёл ему в хвост и открыл огонь. К счастью для итальянца, его «Спад» был лишь повреждён, и по окончании маленького боя соперники разошлись восвояси.

Из австрийских документов сейчас как мы знаем, что пилотировал данный второй «Бранденбург» гауптман Годвин Брумовски, одержавший в другом бою этого же дня шестую победу, а позднее ставший асом №1 Австро-Венгерской империи.

Череда громких побед

6 июня Баракке, наконец, оформили формальный перевод в 91-ю эскадрилью и прописали её начальником. К этому времени на его счету было 13 побед. 31 июля он стал «трижды асом», а 22 октября одержал 20-ю и 21-ю победы, примечательные сходу по нескольким обстоятельствам. Во-первых, это был его первый «дубль», причём, не просто за сутки, а в одном бою, во-вторых, в первый раз объектами его атаки стали не австрийские, а германские самолёты – DFW C.V из Fl.Abt.14.

Наконец, итальянский ас в тот сутки в первый раз вылетал на новом истребителе «Спад»-13 – первом и до февраля 1918 года единственном самолёте этого типа в итальянских ВВС.

«Спад»-7 с персональной эмблемой начальника 91-й эскадрильи.

Как и при получении прошлой новинки, Баракка, сравнительно не так давно произведённый в майоры, не торопился отказываться от ветхого персонального истребителя, и в будущем летал попеременно на автомобилях обоих типов.

26 октября он повторил «дубль» на «Спаде»-7, в двух воздушных битвах одного вылета сбив два DFW C.V (23-я и 24-я победы). Через несколько мин. по окончании того, как второй «германец» упал, объятый пламенем, двигатель итальянского истребителя неожиданно остановился, и победителю было нужно самому идти на вынужденную – наблюдатель второго разведчика также умел стрелять, пробив бензобак и двигатель. Баракке повезло, что пули не были зажигательными.

Следующим вечером пришёл приказ на отступление, и 10 дней «эскадрилья асов» израсходовала на переформирование и перебазирования, возобновив боевые действия только 6 ноября. Тем утром Баракка с ведомым совершил продолжительный бой с парой австрийских «Альбатросов» D.III из Flik 41/J, ведущим которой был обер-лейтенант Рудольф фон Сепеши-Соколль, фрайхерр фон Недьеш ет Рено, днём ранее одержавший собственную пятую победу. В сражении обе пары разделились: ас против аса и ведомый против ведомого.

«Альбатрос» D.III (Oef) с серийным номером 153.54, на котором 6 ноября 1917 года был сбит Бараккой и смертельно ранен лётчик Flik 41/J обер-лейтенант Рудольф фон Сепеши-Соколль, фрайхерр фон Недьеш ет Рено.

Инициатива в поединке принадлежала более умелому итальянцу, и в итоге тот сумел поразить цель. «Альбатрос» плюхнулся на нейтральной полосе, снеся шасси, но смертельно раненный лётчик уже не смог выбраться из кабины. Сейчас его ведомый, чех по национальности, сумел ускользнуть от преследования в этот самый момент же приземлился на итальянской территории, заявив о жажде присоединиться к Чехословацкому легиону. Он утверждал, что это был его первый боевой вылет, не смотря на то, что, в действительности, вести войну он уже полгода а также одержал одну победу…

Итальянская пара продолжила патрулирование и встретила два DFW C.V в сопровождении стольких же истребителей, но эскорт сразу же кинул подопечных. В сражении был сбит самолёт из F.Abt.219(A), а второй «германец» сумел уйти. Обе победы этого вылета были записаны как одержанные в паре, и счёт лучшего аса итальянского фронта достиг 26.

К концу месяца он одержал ещё три, а 7 декабря добавил к ним «юбилейную» 30-ю, сбив «Бранденбург» C.I из Flik 19/D.

С 24 декабря ас взял отпуск, возвратился в часть через месяц и возобновил боевые вылеты с 1 февраля. В 1918 году он летал на «Спадах» обоих типов, и со временем стал больше предпочитать двухпулемётный «Спад»-13. 3 мая он сбил «Бранденбург» C.I из Flik 19/D (31-я победа), а 22 мая – «Альбатрос» D.III из Flik 51/J (32-я победа).

15 июня началось последнее австрийское наступление войны, о подготовке которого итальянское руководство было превосходно осведомлено. Началось оно, не считая бомбардировки, с массированного применения авиации, к чему союзники кроме этого готовься , и результаты воздушных боев стали практически разгромными для соперника.

Майор Баракка в апреле 1918 года позирует перед собственным персональным «Спадом»-13 с серийным номером S2445.

На правом борту, быть может, вместо скакуна было изображение грифона – только что введённой эмблемы 91-й эскадрильи.

Тем утром Баракка летал на персональном «Спаде»-13 и практически сразу после полудня сбил самолёт-разведчик, бомбивший итальянские позиции (предположительно, «Бранденбург» C.I из Flik 32/D), а через пара мин. нападал ещё одного, но должен был отойти в сторону, дабы исправить неисправность обоих пулемётов, и австриец успел сбежать. Ещё через 10 мин. майор увидел отставший от многочисленной группы «Альбатрос» D.III из Flik 51/J и устремился в наступление. В маленьком бою он всадил в соперника пара очередей, пока ведомый перекрывал тому путь отступления, так что австриец не стал рисковать с прорывом через линию фронта, а отправился на посадку и сдался в плен.

Финиш воздушного аса и начало легенды

Ещё с лета 1917 года на протяжении наступательных и оборонительных наземных операций итальянской армии лётчики 91-й эскадрильи деятельно летали на штурмовку, и июнь 1918 года не стал исключением. 17 июня Баракка привёз из штурмовки пять пулевых пробоин, а вечером 19 июня не возвратился из второго за сутки вылета на штурмовку неприятельских траншей в районе Монтелло – одного из пунктов относительного успеха австрийских армий.

В последний полет Баракка ушёл на «Спаде»-7 в паре с таким же истребителем молодого пилота тененте Франко Оснаго, которого лишь «обкатывали» в боевых условиях. Ведомый остался на высоте, в то время, когда ведущий начал пикирования для атаки. В послеполётном отчёте Оснаго указал, что он увидел вспышку под фюзеляжем, сразу после которой истребитель начальника вспыхнул и упал на землю.

Сейчас Оснаго осмотрелся по сторонам, но ни собственных, ни чужих самолётов поблизости не увидел.

Заключительная победа Франческо Баракки – «Альбатрос» D.III (Oef) с серийным номером 153.266, сбитый им 15 июня 1918 года.

Лейтенант Зигисмунд фон Йосипович из Flik 51/J попал в плен.

Закономерно, что официальным заключением стало «сбит огнём с почвы». Будущее лётчика оставалась не ясной ещё пара дней, пока австрийцев не выбили обратно за реку. Тогда были обнаружены обгоревшие обломки истребителя и невдалеке от него обгоревшее тело аса.

Убит лётчик был ещё в воздухе – единственная пуля попала ему в голову.

Австрийское руководство, определив о смерти лучшего итальянского аса, упомянуло об этом в сводке о действиях авиации, указав, что он был сбит в воздушном бою. Победителями был признан экипаж «Фёникса» C.I из Flik 28/D в составе пилота цугсфюрера Макса Кауэра и наблюдателя обер-лейтенанта Арнольда Барвига. Последний по окончании войны говорил, как выпустил маленькую очередь навскидку по неожиданно выскочившему из туч истребителю.

Вторых побед в этом районе в тот сутки заявлено не было.

На момент смерти 34 победы Баракки делали его лучшим асом итальянского фронта. Превзойти его позднее смог лишь англичанин Уильям Баркер (43 победы в Италии и 50 всего за войну), а у австрийца Годвина Брумовски при неспециализированном счёте в 35 побед лишь 32 были одержаны в Италии.

Пилот цугсфюрер Макс Кауэр (справа) и наблюдатель обер-лейтенант Арнольд Барвиг из Flik 28/D перед собственным «Фёниксом» C.I серийный номер 121.17, на котором они одержали воздушную победу 19 июня 1918 года.

События смерти таковой фигуры были делом во многом политическим, и итальянское руководство уделило особенное внимание вопросу. Оно официально заявило о лживости австрийской версии и дало лавры победы над асом малоизвестному пехотному пулемётчику. Но то, как скоро самолёт вспыхнул, разрешает предположить поражение огнём авиационного либо зенитного пулемёта с зажигательными снарядами.

По запросу руководства ВВС, королевским декретом от 11 июля 1918 года 91-й эскадрилье присвоили имя её погибшего начальника. Потом в различное время личная эмблема и имя аса становились знаками итальянских авиационных соединений и частей, и эта традиция жива до сих пор. Вторым широко знаменитым наследием Франческо Баракки стала его персональная эмблема, которую в первой половине 20-ых годов двадцатого века мать лётчика подарила автогонщику Энцо Феррари. С того времени тёмный вздыбленный жеребец известен каждому автомобилисту…

МАКБЕТ — конь, после удаления карциномы.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: