Чечелашвили отари григорьевич

      Комментарии к записи Чечелашвили отари григорьевич отключены

Чечелашвили отари григорьевич

Отари Чечелашвили появился 24 декабря 1923 года в Тбилиси в семье рабочего. Окончил местный аэроклуб и среднюю школу. С 20 марта 1940 года в Красной Армии. В декабре 1941 года окончил Ейское военно — морское авиационное училище.На фронтах ВОВ со 2 февраля 1942 года.

вести войну в бомбардировочной авиации на Крымском фронте. После этого перешёл в штурмовую авиацию. Сражался на Северо — Кавказском, 2-м и 1-м Украинском фронтах в составе 502-го штурмового авиационного полка. Был лётчиком, навигатором звена, командиром эскадрильи и заместителем командира.

Летал на самолёте Ил-2, подаренном работниками колхоза Грузии.

В апреле 1945 года вылетел во главе пары Ил-2 и под прикрытием 2-х истребителей на штурмовку понтонного моста через реку Шпрее (Германия). Стёрши с лица земли переправу, возвращался на собственный аэропорт. По радио с почвы его поставили в известность о том, что над аэропортом показался вражеский разведчик.

При подходе к аэропорту он нашёл неприятельский самолёт Ju-88, по которому вели пламя зенитки. Он попросил по радио, дабы зенитки прекратили пламя, а сам направил собственный штурмовик в сторону разведчика.

Он открыл по «Юнкерсу» пламя, но патронов хватило лишь на одну очередь. Дабы не разрешить противнику уйти, Чечелашвили нанёс таранный удар винтом по хвостовому оперению вражеской автомобили. Повреждённый «Ил» посадил на своём аэропорте.

К маю 1945 года начальник эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой летный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан О. Г. Чечелашвили произвёл 220 боевых вылетов на бомбардировку оборонительных объектов, штурмовку боевой техники и живой силы соперника. Стёр с лица земли 34 танка, 49 вагонов с живой силой и техникой, 8 складов с снарядами, 4 переправы, 4 баржи.

В 43 воздушных битвах лично сбил 5 и в составе группы 10 вражеских самолётов. 27 Июня 1945 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоен звания Героя СССР.

По окончании войны продолжал работу в ВВС. С 1958 года Гвардии полковник О. Г. Чечелашвили — в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (два раза), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (два раза), Красной Звезды, медалями. Жил и трудился в Тбилиси. Погиб 8 июля 1959 года.

Похоронен в Тбилиси. Создатель книги «На металлических крыльях».

* * *

В конце 1942 года лётчик Иван Тимохович на какое-то время покинул фронтовое небо Кавказа и убыл в глубочайший тыл на кратковременные направления навигаторов. В том месте он познакомился с лётчиком — инструктором Отарием Чечелашвили, молодым, подтянутым офицером. Они подружились.

Фронтовику казалось, что его новый товарищ пара щеголеват, обожает рисоваться. в один раз Чечелашвили согласился Тимоховичу:

— Сообщу тебе, Вано, наскучило мне в тылу. На фронт мне пора, а руководство одно да и то же: «Ты нужен тут…»

Иван поразмыслил, что Отарий лукавит, и без обиняков ответил ему:

— Это, брат, беседы. Видно, так ты просился.

— Ну-ну, дружище, ты не очень-то, — вспылил Отарий. — Для чего так плохо говоришь? Вот заметишь — заберу и прилечу к тебе в полк.

— Рад буду.

Сборы закончились, и Тимохович уехал в собственную часть. Боевые будни вытеснили из его памяти недавние встречи в тылу.

…На прифронтовом аэропорте шумно. В небе и на земле целой шум. Одни автомобили взлетали, другие садились.

Над ними охраняли истребители. Навигатора полка окликнули:

— Пополнение прибыло. В том месте один упорно требует вас…

«Кто бы это?» — поразмыслил Тимохович и развернул к штабу полка. Одвременно с этим к нему навстречу стремительной походкой торопился худощавый Младший лейтенант с тоненькими тёмными усиками. Сапоги на нём сверкали, как будто бы отполированные.

Приятели обнялись.

— Не думал, брат, что ты тогда серьёзно: «Заберу и прилечу», — радовался Тимохович, прочно пожимая руку Отария.

— Вижу, Ваня, не хорошо меня знаешь.

Прибывшее пополнение не засиделось на земле. Сразу же по окончании изучения района действий начались тренировочные полёты. Чечелашвили стремительнее вторых вошёл в строй.

У него проявились незаурядные качества лётчика — штурмовика: смелость, решительность, ориентировка и быстрая реакция в боевой обстановке. Навигатор был доволен удачами Отария и однако в один раз по-дружески увидел:

— Летаешь бесшабашно, нужно быть осмотрительней…

— Это обо мне так говоришь! — взорвался Чечелашвили. — На задание иду без мельчайшего страха, прорываюсь через целый зенитный пламя.

— А маневра у тебя нет, — хладнокровно убеждал его Тимохович. — Посуди сам: в пылу боя ты быстро берёшь ручку на себя, позже от себя. Разбалтываешь машину, летишь по прямой, а маневра нет. Оттого «Ил-2» твой приходит с задания целый в дырах.

— А разве другие без дыр возвращаются! — недоумевал лётчик.

— Твоему больше всех достается.

Отарий сощурил собственные тёмные колючие глаза, задумался. Навигатор забрал его под руку, внес предложение:

— Давай на следующий день полетим совместно.

— Вот за это благодарю.

Тимохович доложил начальнику полка о цели этого полёта. Тот дал разрешение. Предстояла тяжёлая задача: 4 — 6 заходами ударить в районе Крымской по высоте 114,1, очень сильно защищённой истребителями противника и зенитным огнём.

Ведущий Тимохович знал, что такое количество заходов требует от лётчика высокой тактической грамотности, громадного физического и нервного напряжения.

С приближением группы «Илов» к высоте вражеские зенитки открыли огонь. Первый залп разрывов был выше и правее штурмовиков. Тимохович ожидал этого момента.

Он знал, что по первым разрывам оптимальнее выяснить, как строить маневр в воздухе, дабы успешнее ударить по цели и подавить зенитный пламя. Оценив обстановку, умелый лётчик повёл четвёрку с севера на юг, а 5-й и 6-й автомобилям приказал атаковать зенитные установки, пребывавшие в лощине, в стороне от цели.

Началась интенсивная обработка артиллерийских позиций. Первый заход прошёл удачно. Ведущий собрал группу для очередного удара.

Так же, как и прежде рядом с ним машина Чечелашвили.

— Атакуем… — послышался в наушниках решительный голос Тимоховича.

Фашистские зенитки пара ослабили пламя, но при выходе четвёрки из очередной атаки около неё начали рваться боеприпасы, их автострады тянулись от второй зенитной батареи. Ведущий сделал противозенитный маневр в сторону от цели. Собрал высоту и опять повёл группу на штурмовку артиллерийских позиций.

По окончании 4-го захода, в то время, когда снаряды были на исходе, ведущий передал по радио: «Всем выйти из боя!» Темпераментный Чечелашвили готов был крикнуть: «Для чего, начальник, давай ещё разок…» Но приказ имеется приказ.

На протяжении полёта от цели Иван Тимохович желал было задать вопрос шедшего рядом с ним Отария о впечатлениях, но не посмел нарушить радиодисциплину: на установленной волне трудились наземные станции и другие самолёты наведения. Шестёрка благополучно возвратилась на аэропорт. Посмотрел назад Тимохович — к нему стремглав бежит запыхавшийся Чечелашвили, целый красный, вспотевший.

— Что произошло? — недоумевая, задал вопрос Тимохович.

— Благодарю тебя, Ваня. Хороший урок взял. Урок, как маневрировать в сражении.

На войне всякое не редкость. И в один раз Отарий и Иван чуть не поссорились. Произошло это в совместном полёте. Тимохович был ведущим. На протяжении штурмовки оба «Ила» попали в переплет. У самого ведущего были разбиты радиопередатчик, высоты и рули поворота, тяга левого элерона.

Осмотрелся он — не видит Отария, а терять времени запрещено, нужно стремительнее добраться к себе, спасти раненого воздушного стрелка. Тимохович с огорчением доложил начальнику полка, что на протяжении выхода из боя утратил Чечелашвили и не знает, что с ним произошло.

— Не сокрушайтесь, Иван Антонович, вы верно поступили: на не хорошо управляемом «Иле» доставили раненого товарища.

И внезапно без стука в землянку влетел Отарий. На лице Тимоховича засияла радость. Он бросился обнять приятеля, но тот свирепо взглянуть на него и со характерной ему горячностью начал докладывать начальнику полка:

— Не ожидал от него для того чтобы предательства. На протяжении боя он провалился сквозь землю, кинул… «Мессеры» словили меня, подбили…

Тимоховичу горько было выслушивать незаслуженные упреки. Он вышел из землянки, прекрасно осознавая состояние товарища, его темперамент.

Комполка угомонил запальчивого лётчика:

— Успокойся, Отарий. Иван раньше тебя в беду попал. Он искал тебя, но должен был уйти, дабы спасти раненого товарища.

Чечелашвили вмиг толкнул дверь, выскочил из землянки и бросился к Тимоховичу:

— Забудь обиду меня, брат, в случае если можешь. Напрасно тебя обидел. — И обнял Ивана, как тогда, на протяжении первой встречи на аэропорте.

— Я на тебя, мой тёплый приятель, не обижаюсь: так вышло. — И они опять обнялись.

Так закончился данный инцидент. К счастью, аналогичного в их боевой жизни больше не было. Верили приятель в приятеля, летали крыло в крыло и штурмовали неприятеля в небе Крымска и Краснодара, Новороссийска и Темрюка, Тамани, Керчи…

Чечелашвили стал признанным мастером штурмовых ударов, умелым начальником, ведущим групп. Полтора года сражался он в 502-м штурмовом. Полк стал ему родным домом.

Тут на его груди заблестели первые боевые ордена. Весной 1944 года приятели расстались. Отария перевели в 141-й Гвардейский штурмовой авиаполк, повысили в должности. На 1-м и 2-м Украинских фронтах Гвардии капитан О. Г. Чечелашвили сражался с возросшим мастерством.

И в приз — новые ордена. Он постоянно помнил хорошие наставления, полученные в Таманском полку.

Опыт, купленный им в небе Кубани, понадобился ему в битвах за Кишинёв и Львов, на Одере и Висле, за города и села братской Польши, в завершающей битве по разгрому неприятеля в Берлине.

Указом Президиума ВС СССР от 27 июня 1945 года Капитану Отарию Григорьевичу Чечелашвили было присвоено звание Героя СССР. Он совершил более чем 220 боевых вылетов, 96 раз водил группы от 4 до 24 самолётов, принимал участие в 43 воздушных битвах с вражескими самолётами, лично сбил 2 Ме-109, 2 FW-190 и один Ju-88. Большой урон нанёс неприятелю и на земле — стёр с лица земли и вывел из строя 34 танка, 279 автомашин с грузами и войсками, 18 зенитных батарей, 49 вагонов, пара переправ, складов, сотни и барж гитлеровцев.

В реляции на присвоение ему звания Героя говорится так:

«…Бесстрашный лётчик — штурмовик в каждом боевом вылете проявляет образцы героизма и мужества, причиняет тяжёлый урон живой технике и силе неприятеля. Ему поручают самые сложные и серьёзные задания…»

В то время, когда однополчане — Таманцы планируют в других местах и Краснодаре, где в годы войны базировался 502-й штурмовой авиаполк, глава совета ветеранов полка Иван Антонович Тимохович, говоря о смелом прошлом родной части и её лётчиков, обязательно вспоминает ветхого приятеля:

— Ни при каких обстоятельствах не забуду темпераментного Отария Чечелашвили. Думается, вот-вот Отарий опять стремительными шагами подойдёт и тёплой скороговоркой сообщит: «Благодарю, брат Вано, за дружбу и науку!»

Источники:
1. «Храбрецы СССР. Краткий биографический справочник. Том 1,2». — М.: Воениздат, 1988.

Герой Советского Союза Михаил Борисов

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Боевой путь сергея долгушина

    Этот текст выкладывается на сайт в честь 69-й годовщины победы в Великой Отечественной войне и в продолжение темы самолетов-истребителей. Сергей Долгушин…

  • Константинова тамара фёдоровна

    Появилась 7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво, сейчас Лихославльского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1925 году семья переехала в город…

  • На «горбатом» через войну. летчик-штурмовик муса гайсинович гареев

    Этот текст выкладывается на сайт в честь 69-й годовщины победы в Великой Отечественной войне и а продолжение штурмовиков и темы бомбардировщиков. В…

  • Азаров пётр лукьянович

    Появился 14 августа 1922 года в деревне Зиновино, сейчас Угранского района Смоленской области, в семье крестьянина. В первой половине 30-ых годов…

  • Лучший день гауптмана баркхорна

    О военной карьере германского воздушного аса №2 времён Второй мировой Герхарда Баркхорна на данный момент известно фактически всё, не смотря на то, что…

  • В небе двух войн

    Владимир Иванович Бобров Владимир Иванович Бобров. В первый раз мы встретились с ним на одном из дальневосточных аэропортов. По земле шагала весна. Она…