Само собой разумеется, все знают, что сейчас годовщина славной Полтавской баталии, но, про нее я писать не буду, потому, что мне не весьма интересно делать дежурные заметки, посвященные общеизвестным событиям, обрисованным многократно и во всех подробностях. Тем более, что на сегодня выпадает годовщина другого увлекательного сражения Великой Северной войны, о котором у нас, возможно, мало кто слышал.
8 июля 1716 года, через семь лет по окончании разгрома под Полтавой, шведы потерпели еще одно поражение, но не на суше, а на море, и не от русских, а от датчан, каковые тогда сражались на стороне России в составе антишведской коалиции. Датская эскадра под руководством 25-летнего командора Педера Торденскьольда разгромила и стёрла с лица земли в Дюнекилн-фьорде шведскую флотилию Улофа Стрёмскьорна.
Эскадра Торденскьольда складывалась из 47-пушечного прама (шхерного парусно-гребного фрегата) Хьялпер, двух фрегатов, вооруженных тридцатью и шестнадцатью пушками, и — трех семипушечных галер. У шведов был 24-пушечный прам Штейнбок, четыре галеры, четыре полугалеры, два шлюпа и галеон. Численное превосходство было на стороне Стрёмскьорна, но общее число пушек на датских судах составляло 114 единиц, а на шведских — 109.
К тому же, у датчан имелось в два раза больше тяжелых 24-фунтовых и 32-фунтовых орудий.
Шведская флотилияя эскортировала транспорты с продовольствием и боеприпасами для армии короля Карла XII, вторгшейся в Норвегию, принадлежавшую в те годы Датской короне. Захват либо уничтожение этих транспортов были основной задачей Торденскьольда, которую он удачно решил. В следствии перестрелки на родных расстояниях две галеон и шведских галеры затонули, флагманский прам получил тяжелые повреждения и спустил флаг, а остальные суда выбросились на прибрежные отмели и были покинуты командами.
Кроме шхерного фрегата, пяти галер и двух шлюпов, трофеями датчан стали восемь транспортов с разными припасами, каковые также выбросились на берег. Но большинством призов они не смогли воспользоваться, потому, что снять их с грунта выяснилось непросто и на это потребовалось большое количество времени, а за это время к фьорду подошла привлеченнная звуками пальбы шведская армия. Дабы не попасть под пламя береговой артиллерии, датчанам было нужно удовлетвориться лишь несколькими армейскими судами, каковые они успели вывести на буксирах, а транспорты и остальные галеры — сжечь.
Оставшись без провизии и огневых припасов, Карл XII был должен скомандовать отход. Попытка захватить Норвегию провалилась. Датчанам это успех стоил всего 19 убитых и 57 раненых моряков, утраты шведов в личном составе остались малоизвестными.
экипаж прама Хьялпер приветствует команду другого датского корабля по окончании победы в Дюнекилн-фьорде.
один из финальных моментов сражения. Справа на переднем замысле шведские моряки покидают выбросившийся на берег шлюп, слева горит шведский галеон, команда которого спасается на лодках. На заднем замысле в дыму длится артиллерийская дуэль.
источник: http://vikond65.livejournal.com/644735.html
Было дело: Криминальный талант
Увлекательные записи:
- Сделано в ссср. новогодний подарок.
- Новый легкий японский самолет. легкий самолет ishikawajima r-3
- Streit group alligator 6?6, тринадцатый на дюжину или попытка демпинга?
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Дело о попаданцах № 2 леонардо да винчи
Имя Леонардо да Винчи в далеком прошлом стало синонимом гениальности кроме того для тех, кто знает его имя лишь по фильму «Код да Винчи» и спорам около…
-
80 лет назад, 8 мая 1937 года в Барселоне завершились пятидневные уличные битвы, на протяжении которых разные группировки испанских антифашистов выясняли…
-
Либо из-за чего Сталин стёр с лица земли русское офицерство Темы предвоенного становления Красной армии, специфика этого процесса, репрессии,…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Про то, что моряки…
-
Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 120 лет назад, 27…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 72 года тому назад, 27…