Буквы и цифры на «ишаках» и «мигах»

      Комментарии к записи Буквы и цифры на «ишаках» и «мигах» отключены

К началу ВОВ ВВС Красной армии представляли собой внушительную силу – десятки истребительных, бомбардировочных, штурмовых полков, вооружённые тысячами самолётов различных типов. Все эти автомобили имели бортовые номера для опознавания на земле и в воздухе, разрешавшие отличить как самолёты различных полков, так и в части.

На настоящий момент имеется сомнения в существовании неспециализированной, централизованной совокупности обозначений, но документально установлены кое-какие закономерности, каковые были обширно распространены. В чём они заключались?

Неспециализированная совокупность обозначений самолётов ВВС Красной армии к началу ВОВ отсутствовала. Распоряжений, регламентирующих нанесение номерных обозначений, к настоящему моменту в фондах Центрального архива Минобороны Российской Федерации не найдено.

Буквы и цифры на «ишаках» и «мигах»
МиГ-3 серийный №3252, тактический №562 из состава 3-й эскадрильи 50-го ИАП. Данный истребитель потерпел аварию 17 ноября 1941 года на аэропорте Насосная, пилот — замкомандира эскадрильи лейтенант А. П. Пучков

Но имеется громадной массив разрозненных сведений из разных документов (боевые расписания частей, сведения о состоянии самолётно-моторного парка, о утратах самолётов, аварийные акты), разрешающих сделать кое-какие выводы. Обрабатывая подобные документы, и разбирая дешёвые много фотографии, удалось распознать две главные совокупности нумерации самолётов в авиационных частях.

«Цветовая» совокупность

Первой и самый распространённой была «цветовая» совокупность (конечно, это наименование условно). При данной совокупности нумерации самолётов любая эскадрилья в полку имела цветные номера от 1 до 15 арабскими цифрами. Наряду с этим значительно чаще употреблялось следующее распределение цветов по эскадрильям:

  • 1-я эскадрилья – красный;
  • 2-я эскадрилья – светло синий/светло синий;
  • 3-я эскадрилья – жёлтый;
  • 4-я эскадрилья – белый;
  • 5-я эскадрилья – тёмный/зелёный.

Конечно, в некоторых частях имелись собственные особенности – так, в 21-м дальнебомбардировочном авиаполку номера в 1-й эскадрилье были светло синий, а в 5-й – красные. Номера, в большинстве случаев, наносились на руле либо реже киле самолёта, размер номера централизованно не регламентировался.

Коллаж с отображением обычной «цветовой» совокупности обозначений на примере истребителей МиГ-3 15-го ИАП. 1-я эскадрилья – красные номера, 2-я эскадрилья – голубые, 3-я эскадрилья – жёлтые, 4-я эскадрилья – белые

Самолёты их заместителей и командиров полков по политической части в данной совокупности, в большинстве случаев, обозначались литерой «К», а начальников эскадрилий – литерой «Э». Но, как уже упоминалось выше, неспециализированного регламента не существовало, исходя из этого самолёты эскадрилий и командования полков довольно часто без выдумок несли №1 либо какой-либо второй.

И-15бис №5324, из состава штабного звена 106-го ШАП ВВС Средне-Азиатского военного округа. 15 февраля 1941 года самолёт поставил на «шнобель» замкомполка батальонный комиссар И. С. Полетаев

Так, в 128-м СБАП фактически все самолёты комэсков обозначались буквой «Э»: машина начальника 1-й эскадрильи имела номер «Э красный», 3-й эскадрильи – «Э жёлтый», 4-й эскадрильи – «Э белый», 4-й эскадрильи – «Э тёмный», и лишь за начальником 2-й эскадрильи был закреплён самолёт с номером «9 светло синий». Действительно, направляться оговориться, что в составе эскадрильи в тот момент отсутствовали самолёты с номерами «1» либо «Э», по всей видимости, разрушенные в аварии, пребывавшие в ремонте, или откомандированные в состав направлений начальников звеньев 12-й смешанной авиадивизии, куда входил полк.

СБ начальника 2-й эскадрильи 39-го СБАП капитана Д. Т. Журавского, покинутый из-за повреждений на аэропорте Бобруйск, июнь 1941 года.

Самолёт чётко соответствует «цветовой» совокупности

УСБ из состава 40-го СБАП, покинутый из-за повреждений на аэропорте Вентспилс, июнь 1941 года. По логике «цветовой» совокупности, самолёт обязан принадлежать к 1-й эскадрилье

Для учебных самолётов номером частенько служил ноль – так, к примеру в 3-й эскадрилье того же 128-го СБАП учебный УСБ имел номер «0 жёлтый».

Занимательным вариантом стала совокупность обозначений самолётов Ил-2, использованная в 4-м ШАП в июне 1941 года. Это был единственный штурмовой авиаполк, организованный на Ил-2 в пятиэскадрильном составе. Матчасть приобретали в спешке, исходя из этого, если судить по фотографиям самолётов полка, сбитых в окрестностях Бобруйска и покинутых на аэропорте Ветхий Быхов, от изначальной «цветовой» совокупности отказались из-за отсутствия красок.

Самолёты Ил-2 4-го ШАП: №2 красный — 1-я эскадрилья, №2/4–2-я эскадрилья, №3/6–3-я эскадрилья, №11 белый — 4-я эскадрилья, №5/2–5-я эскадрилья

Так, самолёты 1-й и 4-й эскадрилий взяли строго прошлую «цветовую» совокупность – белого цветов и номера красного соответственно, а самолёты 2-й, 3-й и 5-й эскадрилий – белые номера, но с надписанными маленьким шрифтом номерами эскадрилий выше номеров самолётов.

«Числовая» совокупность

Вторая совокупность, назовем её условно «числовая», употреблялась кроме этого достаточно обширно. Номера – в большинстве случаев, двузначные – так же записывались на руле, наряду с этим любая эскадрилья приобретала собственный диапазон. В большинстве случаев совокупность была следующая (к примеру, так были промаркированы самолёты СБ 132-го СБАП):

  • 1-я эскадрилья – 1–20;
  • 2-я эскадрилья – 21–40;
  • 3-я эскадрилья – 41–60;
  • 4-я эскадрилья – 61–80;
  • 5-я эскадрилья – 81–100.

Все узнаваемые сейчас по фотографиям самолёты И-16 67-го истребительного авиаполка, находящиеся в собствености к 1-й, 2-й и 4-й эскадрильям

Снова же, были и исключения. Так, в 67-м ИАП диапазон был пара второй:

  • 1-я эскадрилья – 10–29;
  • 2-я эскадрилья – 30–49;
  • 3-я эскадрилья – 50–69;
  • 4-я эскадрилья – 70–89.

Никакого регламента отыскать снова не удалось: размер цифр, цвет, место нанесения, разумеется, имели произвольный темперамент для каждого полка. Цифры наносились, в большинстве случаев, одним цветом. Так, к примеру, у самолётов 132-го СБАП номера были красные, среднего размера, а у 67-го ИАП – белые и большие.

У самолётов И-153 148-го ИАП размер цифр был небольшой, и они были различного цвета – быть может, полк имел некую смешанную «цвето-числовую» совокупность обозначений.

ДБ-3Ф, заводской №180354 из 2-й эскадрильи 212-го ДБАП, пилот замкомандира эскадрильи лейтенант С. Н. Фоканов, навигатор младший лейтенант Р. И. Тарасенко, стрелок старший сержант А. М. Алимов. Самолёт был сбит в районе Бобруйск — Рогачёв 3 июля 1941 года

В данной совокупности исключений, по всей видимости, было ещё больше, чем в «цветовой». Так, например, в 212-м ДБАП номера самолётов у эскадрилий записывались не по порядку, а вразнобой, наряду с этим все они, разумеется, были красного цвета:

  • 1-я эскадрилья – 27–38;
  • 2-я эскадрилья – 9–20;
  • 3-я эскадрилья – 71–82;
  • 4-я эскадрилья – 51–62;
  • 5-я эскадрилья – 88–99.

Определённым ответвлением «числовой» совокупности стала «трёхзначная» совокупность, первоначально показавшаяся в частях истребительной авиации ПВО Ленинграда (19-й ИАП и 26-й ИАП) и Баку (36-й ИАП, 45-й ИАП, 50-й ИАП, 82-й ИАП) ещё в конце 30-х годов. Благодаря сохранившимся боевым расписаниям и аварийным актам стало возмможно вернуть и эту систему.

Потерпел аварию 4 марта 1941 года на аэропорте Ситал-Чай. Лётчик — младший лейтенант И. И. цифры — и Мезенцев Буквы на «Мигах» и «Ишаках» | Военный портал Warspot.ru" src="~images\bukvi-i-cifri-na-ishakah-i-migah-9.jpg">
Вверху И-16 тип 24 №2421ж16 из 3-й эскадрильи 36-го ИАП. Потерпел аварию 22 мая 1941 года на аэропорте Шихикая. Лётчик — младший лейтенант Ю. И. Чалый.
Внизу И-16 тип 24 №2421к72 из 2-й эскадрильи 50-го ИАП. Потерпел аварию 4 марта 1941 года на аэропорте Ситал-Чай. Лётчик — младший лейтенант И. И. Мезенцев

Самолёты в этих частях имели трёхзначные белые номера на борту фюзеляжа, наряду с этим первая цифра номера соответствовала первой цифре номера полка, а две последних определяли номер самолёта в эскадрилье и полку. Формат номеров был следующий:

  • 19-й ИАП – 1хх;
  • 26-й ИАП – 2хх;
  • 36-й ИАП – 3хх;
  • 45-й ИАП – 4хх;
  • 50-й ИАП – 5хх;
  • 82-й ИАП – 8хх.

Позднее, по всей видимости, по окончании переброски весной 1940 года в Закавказский армейский округ дополнительных контингентов авиации, многие прибывшие и организованные части кроме этого взяли подобную систему нумерации. Наряду с этим в некоторых полках трёхзначные номера наносились на руле направления. Не считая частей Закавказского военного округа, подобную систему взяли как минимум пара истребительных полков на Дальнем Востоке, наряду с этим, например, у самолётов 6-го ИАП номера наносились на фюзеляж, а у 40-го ИАП – на хвостовое оперение.

При подготовке статьи употреблялись документы фонда Управления ВВС и фондов авиационных соединений и частей, хранящиеся в ЦАМО Российской Федерации, и фотографии из коллекции автора. Живописцы Александр Казаков, Владимир Камский и Игорь Злобин.

Буквы-трансформеры

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: