Броня российской империи. часть v: чем больше, тем лучше. легкие бронеавтомобили серии «дукс».

      Комментарии к записи Броня российской империи. часть v: чем больше, тем лучше. легкие бронеавтомобили серии «дукс». отключены

Посчитал, сколько бронеавтомобилей было сделано на отечественных шасси либо практически на отечественных – и что то приуныл: со всеми допущениями оказалось всего 60 штук. В общем, последний бронемобиль до февральской революции у меня будет более либо менее серийным, а правильнее лёгкие бронеавтомобили типа «Дукс». И кстати, про него я в прошлых постах упоминал.

В общем картинок большое количество, но все грамотно ))) пообсуждать нечего очень. В общем 6 статья серии под номером 5 (6 про первый танка уже на сайте).

Об этих машинах историки отечественной военной техники как-то в большинстве случаев забывают. При том бронеавтомобиль, о котором отправится обращение, хоть и был выпущен на 3 различных фирмах, в целом повторял одну и ту же конструкцию и отличался малыми трансформациями в бронировании, оружии и оснащался 3 разными типами двигателей. А основное, их было выпущено 29 ед., делая их самым распространённым бронеавтомобилем всецело отечественной конструкции.

В документах их было принято именовать типом «Дукс», иногда додавая наименование завода, что собрал машину, и мощность двигателя.

Обстоятельством появления этого бронеавтомобиля было, как ни необычно, управление воздушным флотом.

В середине 1915 года на расширенном совещании Центрального управления ВВФ с присутствием глав всех структур ВВС, и представителей 3 главных авиастроительных фирм России того времени (РБВЗ, «Санкт-Петербургское Товарищество В. А. Лебедев и К» и «Дукс»), среди других вопросов был заслушан доклад полковника Ульянина о состоянии с наземным обеспечением авиаотрядов в армии. В частности он подчернул, что не считая организационных и технических появилась опасность налетов вражеской авиации на аэропорты, количество которых сейчас увеличилось.

Требовалось создать команды, каковые бы занимались охраной подразделений в поле и на протяжении перебазирования. Одним из направлений улучшения Сергей Алексеевич вычислял включение в состав авиаотрядов автомобильных батарей ПВО. Предложение выслушали, приняли к рассмотрению, но скоро о нем «забыли», потому, что это выходило за пределы компетенции, а при создания таких батарей было нужно бы отвлекать дополнительные ресурсы на вооружение и закупку машин, которых катастрофически не хватало кроме того для Эскадры Воздушных судов, считавшейся резервом главнокому.

Казалось бы, на этом все и закончится – но в августе 1915 года от правления завода «Дукс» пришло развёрнутое предложение, включавшее в себя не только обоснования разработки автомобиля, но и досконально выполненный проект с полным списком комплектующих. Помимо этого, правление завода обозначило цену автомобиля в 6400 рублей и сроки поставки партии из 12 машин – ровно через 4 месяца по окончании принятия ответа о производстве.

Проект воображал собой не просто автомобиль с возможностью ПВО, а полноценную бронированную машину, в задачи которой входили:

  • – Обеспечение манёвренной ПВО полевых аэропортов посредством двух пулеметов совокупности «Максима» с громадными углами возвышения;
  • – Противодиверсионная и разведывательная работа;
  • – Охрана подразделения на марше при перебазировании;
  • – Помощь при эвакуации поврежденных либо технически неисправных аэропланов с мест вынужденных посадок.

Нужно заявить, что завод был совсем не новичок в автомобилестроении: собственные первые машины «Дукс» выпустил еще в 1901 году и продолжал производство в больших для России количествах до 1906 г., притом в производственную гамму входили как машины с ДВС мощностью от 3 до 24 л.с., так и паро- и электромобили. Действительно, по окончании 1906 года выпуск машин сошел на нет и в будущем их производили лишь по заказу: АО Ю.А.

Меллера освоило выпуск моторных саней, мотоциклов, моторных катеров, а с 1910 аэропланов и дирижаблей. Помимо этого в производственной программе завода были такие достаточно экзотичные транспортного средства, как автодрезины, среди которых особенно выделяется дрезина-омнибус, которая имела четырехцилиндровый двигатель в 24 л.с., водяное охлаждение с радиатором новейшей совокупности и вентилятором. Коробка передач имела четыре скорости.

Передача перемещения на оба задних колеса осуществлялась цепями. Такие автодрезины трудились на Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге. Как раз последняя косвенно оказала влияние на возможность постройки бронеавтомобилей.

Броня российской империи. часть v: чем больше, тем лучше. легкие бронеавтомобили серии «дукс».

Автодрезина "Дукс"

В 1909 году, ожидая большие заказы от МПС на автодрезины, завод воспользовался возможностью закупить по громадной скидке 61 набор двигателей с коробкой мощностью 24 л.с. у компании «Panhard et Levassor»; кстати, такие агрегаты завод применял на собственных машинах и ранее. Что-то из этого установили на заказаные дрезины и машины (10 штук), что-то на моторные лодки и мотосани (для аэросаней двигатель был не хватает замечательным и инженеры акционерного общества попытались создать спарку из этих моторов, что частично им удалось). Но все же к 1915 году на складах завода в Москве оставалось 25 наборов, в придачу к ним кроме этого были 7 КПП раздельно (их снимали при установки мотора на катера).

Так, завод не страдал недочётом силовых агрегатов, ну а рамы и ходовую часть предприятие достаточно скоро имело возможность выстроить само.

Заказ на бронемашины поступил 15 сентября 1915 года, наряду с этим Центральное управление ВВФ кроме того не потребовало представить умелый экземпляр бронеавтомобиля, а, ограничившись утверждением чертежей и внеся незначительные исправления, начало ждать всю партию. 7 ноября первые 6 автомобилей были представлены великому князю Александру Михайловичу, а 15 января (ровно через 4 месяца) последние 6 автомобилей кроме этого были сданы клиенту.

Первый вариант бронеавтомобиля (оружие не продемонстрировано), предложенный заводом «Дукс»

Все они были распределены по 12 авиационным отрядам Северо-Западного фронта.

Все автомобили имели однообразную конструкцию: на достаточно массивной раме сооружался бронекорпус, броневые страницы крепились к древесному (ясеневому) каркасу и соединялись между собой при помощи заклёпок. Примечательно, что конструкция корпуса была создана под управлением штабс-капитана Мгеброва; имея толщину в 7 мм, броня размешалась под самые рациональными углами наклона, помимо этого крыша боевого отделения в отличие от большинства бронемашин тех лет кроме этого имела броню в 7 мм.

Подвеска была на продольных рессорах, двигатель размешался спереди, упрочнение на задние колеса передавалось архаичными уже в то время цепями. В принципе вся конструкция ходовой части сильно напоминала те самые автодрезины, исходя из этого их с определёнными оговорками можно считать базисной моделью.

Основной изюминкой данной автомобили было оружие. На первых автомобилях не смогли подобающим образом решить вопрос об установке пулемета (да и самих пулеметов Тульский завод на ноябрь 1915 года смог выделить лишь 10), в итоге пулемет был лишь один, что установили на раннюю турель инженера Л. Д. Колпакова, спроектированную под пулемет Кольта для оружия самолетов.

Она крепилась к металлическому стержню, упиравшемуся в дно боевого отделения и талантливому вращаться около собственной оси под углом, опираясь по окружности на борт бронемашины. Но в то время, когда стало возмможно поставить второй пулемет, оказалось, что тяжелые Максимы скоро расшатывают турель, да и поставить более либо менее приличное бронирование у пулеметчика не получалось.

На второй партии установили другую систему: пулеметы попарно поставили на достаточно массивной тумбе, обеспечив поворот по всем осям, помимо этого, стрелка закрыли П-образным щитом. В 1916 году все 12 машин оснастили таковой установкой. Экипаж бронеавтомобиля составлял 3 человека – водителя, стрелка и начальника, что в один момент помогал стрелку, осуществляя целеуказание.

Первоначально в состав экипажа кроме этого включили ассистента пулеметчика, но это выяснилось излишним.

Как зенитные машины «Дуксы» не очень сильно отличились, за первый год работы не было не одного подтвержденного повреждения аэроплана, не смотря на то, что налеты происходили достаточно довольно часто для тех лет.

А вот как средство огневой помощи пехоты они были в полной мере сносными. Дело в том, что руководство частей, каковые размешались в зоне действия авиаотрядов, много раз обращалось за помощью к их руководству (ну либо, как это было неоднократно, легко на время изымали бронеавтомобиль по приказу командущего армии либо фронта, к которому был приписан отряд).

Само собой разумеется, по проходимости он уступал кроме того английским автомобилям, каковые стали поступать в армии, но был лучше защищен и хорошо вооружен. В следствии таких заимствований «Дукс» 7 и 19 ААО были утрачены, но это вынудило обратить внимание армейское руководство на легкие броневики.

Зенитный бронеавтомобиль «Дукс» 5 военного авиаотряда, май 1916 года

Начиная с лета 1916 года начались переговоры с «Дукс» о постройке партии модернизированных с установкой пулеметной башни бронеавтомобилей, но уже для бронечастей армии. Не считая башни эта серия отличалась 6 амбразурами по периметру корпуса, из которых возможно было вести пламя как из личного оружия, так и из ручного пулемета, в большинстве случаев совокупности Федорова либо Мадсена (действительно, последний из-за неудобного размещения магазина был менее эргономичен)

«Дукс», что был завален заказами от императорского ВВФ, ответил о готовности выпустить не более 4 дополнительных автомобилей со сроком сдачи не раньше ноября 1916; еще 8 дал согласие выполнить завод «Аксай», что имел давешние партнерские отношения с столичным предприятием, при поставки главных комплектующих с предприятия Миллера. Кстати, ростовское предприятие кроме этого не было новичком в автомобилестроении, потому, что в начале века полностью освоило производство по лицензии «Олдсмобиля».

В итоге эти автомобили вошли в документы армейского ведомства как тип «Дукс-Аксай».

Армейский легкий бронеавтомобиль «Дукс-Аксай» из состава отдельного дивизиона бронеходов Западного фронта

Но и этого количества было не хватает, поставки от союзников не перекрывали все потребности, а с собственным производством было всё хуже; и в случае если с постройкой бронекорпусов ещё как-то справлялись, то шасси приходилось импортировать.

Тут отыскали в памяти ещё про одного мелкосерийного отечественного автомобилестроителя – столичную экипажную фабрику П. П. Ильина. Это предприятие еще в 1912 году поставило в армию штабной автомобиль «Руссо-Бюир 25/35» частично выстроенный в Российской Федерации, но из-за относительной дороговизны сотрудничество не взяло развитие.

Штабной автомобиль «Руссо-Бюир 25/35», 1912 год

Кроме этого взяло отклик письмо в военное ведомство от г-на Ильина, где он информировал, что имеет возможность выстроить еще пара автомобилей для армии. Но в сентябре 1916 на фабрику наведались представители ГВТУ, дабы узнать возможности завода. Оказалось, что на складе имеется определенный задел для производства 3-4 машин по типу модели 25/35, предприятие может осуществить сборку шасси в течении 3 месяцев по представленным чертежам.

Страницы для бронекорпуса был согласен поставить в оговариваемые сроки Обуховский завод. Нужно подметить, что, не обращая внимания на внешнюю схожесть, автомобиль Ильина отличался от поделок «Дукс» в лучшую сторону: во первых, автомобиль имел более замечательный двигатель, во вторых, привод на колеса был уже посредством кардана, а не цепью. В третьих, на предприятии еще с довоенных времен уделяли громадное внимание плавности хода, и были подобраны рессоры лучшей качества и длины.

Всецело партия из 3 автомобилей «Дукс-Бьюир» была сдана лишь по окончании февральской революции. Они стали последними в хронологическом порядке, но не последним типом этих бронемашин.

«Дукс-Бюир» из состава автобронедивизиона 3-й бригады морской пехоты Балтфлота, Босфорская десантная операция, октябрь 1917 г.

Два бронеавтомобиля были построенны по типу «Дукс» по большому счету не на заводе, а в мастерских Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. По сути они представляли собой пушечный вариант бронеавтомобиля «Дукс» с таким же корпусом (завод лишь представил чертеж основных агрегатов и рамы), но в кормовом странице установили пушку.

Действительно, в отличие от «трехколесок» Филатова не 76,2-мм противоштурмовую, которая была через чур тяжелой для таковой автомобили (это было продемонстрировано при постройке пушечных вариантов бронеавтомобиля Филатова), а более легкую 47-мм пушку. Ходовую часть, как и при с трехколесными броневиками, собирали из того, что было под рукой; действительно, двигатель на обеих автомобилях стоял однообразный – 30-сильный от грузовика White TAD, притом в отличие от прототипа кроме этого применяли карданную передачу. Экипаж состоял уже из 4 человек, не считая пушки в состав оружия включили еще и ручной пулемет, пламя из которого возможно было вести через люк начальника.

Пушечный «Дукс» Офицерской стрелковой школы из состава дивизиона смерти Северного фронта, осень 1917 г.

Эти автомобили, каковые кроме того не поменяли индекса, готовься в октябре 1916 г.

Так, с ноября 1915 по март 1917 в части поступили 29 машин, каковые взяли неспециализированное наименование тип «Дукс», но постройки 4 различных фирм и оснащённые 3 разными типами двигателей. Однако возможно сказать, что это была самая большая серия отечественных бронемашин дореволюционного периода.

Про боевое использование известно мало.

3 «Дукс-Бьюир» входили в состав особенного дивизиона Черноморского флота, их «прихватизировал» адмирал Колчак для Босфорской операции летом 1917. Показали они себя не хуже вторых автомобилей, но войну пережила лишь одна, которая осталась в составе русского гарнизона, разбронировали ее лишь в 1923.

Армейские «Дуксы» попали в части Западного фронта; так, 3 из них сражались в составе отдельного дивизиона бронеходов Западного фронта, остальные принимали участие в битвах в составе вторых подразделений, в каковые по окончании 1917 перевели и 7 зенитных бронеавтомобилей из состава частей ВВФ. Последние из них списали в первой половине 20-ых годов двадцатого века (по большей части из-за изношенной матчасти), но 2, пере

7,62-мм ручной пулемёт Калашникова (РПК)

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: