Броня коммуны. часть 1

      Комментарии к записи Броня коммуны. часть 1 отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Мало кто знает, что парижские коммунары применяли в гражданской войне против версальцев не только пушки и ружья, но и таковой хайтек эры стимпанка, как речные бронепоезда и паровые броненосцы.

Базу коммунарской флотилии составляли три самоходных бронированных плавбатареи, выстроенные еще во второй половине 50-ых годов XIX века для применения на реке По против австрийцев, с которыми тогда сражалась Франция. Но к окончанию той войны они опоздали, а в то время, когда в 1870-м началась война с Пруссией, их перебросили в Париж для усиления защиты города. В том месте они и достались повстанцам по окончании провозглашения Коммуны.

Названий плавбатареям не присваивали, лишь номера – 1, 2 и 3.

Эти маленькие и достаточно неказистые металлические посудины были вооружены двумя морскими казнозарядными нарезными орудиями калибра 160 мм, размещенными в бронированном каземате. Толщина брони составляла всего 5 сантиметров – считалось, что этого достаточно, дабы противостоять ядрам 12-фунтовых гладкоствольных полевых пушек, состоявших на вооружении австрийской армии.

Плавбатареи шириной 22 и длиной 7,7 метров имели водоизмещение 142 тонны, экипаж – 40 человек. В перемещение их приводили по две 40-сильные паровые машины, благодаря которым они развивали скорость до 4,5 узлов.

Броня коммуны. часть 1
Одна из бронированных номерных плавбатарей, защищавших Париж вначале от прусаков, а после этого – от версальцев. Слева на заднем замысле – какая-то самоходная баржа с пушкой, про которую мне не удалось отыскать никакой информации.

Интерьер боевой рубки парижской плавбатареи.

Плавбатареи ведут пламя по наступающим версальцам из-под арок виадука Пойнт де Жур, 22 мая 1871 г. Через сутки на грани захвата соперником они были взорваны собственными командами.

Еще один занимательный боевой корабль, использованный коммунарами, – однопушечная канонерка Фарси, спроектированная во второй половине 60-ых годов XIX века лейтенантом Эженом Фарси и названная в честь ее создателя. Это было очень небольшое суденышко размером 15 на 4 метра и водоизмещением всего 44 тонны, из которых практически 15 тысячь киллограм приходилось на массу орудия. Практически Фарси воображал собой самоходный плавучий лафет для тяжелой дальнобойной гаубицы.

Медное нарезное орудие калибра 240 мм забрасывало 100-килограммовые боеприпасы на расстояние до восьми километров, что в те времена считалось очень солидным показателем. Экипаж канонерки включал в себя 10 человек. Паровая машина мощностью 40 лошадиных сил снабжала скорость перемещения до 6,5 узлов по спокойной воде.

Корабль практически не имел брони, лишь орудийный экран на носу, сделанный из котельного железа, давал некую защиту от пуль на излете.

Коммунары переименовали Фарси в Либерте (Свобода) и сделали ее флагманом собственной речной флотилии. Громадная дальнобойность ее орудия разрешала обстреливать Версаль – основную базу контрреволюции, не приближаясь на страшную расстояние к вражеским позициям.

В последних числах мая 1871 года, в то время, когда белогвардейцы ворвались в Париж и в городе разгорелись уличные битвы, команда Либерте поддерживала огнем оборону коммунаров, наряду с этим трое ее моряков погибли. Не известно почему повстанцам не удалось стереть с лица земли корабль и по окончании падения Коммуны он был захвачен. Новые обладатели переименовали его в третий раз, сейчас он начал называться Револьвер, но в будущем канонерке вернули начальное наименование — Фарси.

В первой половине 80-ых годов XIX века Фарси вместе с другой однотипной канонеркой Сентри послали в Индокитай, где Франция вела колониальную войну с местным населением. В том месте плавучие гаубицы многократно учавствовали в битвах, пока во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века их не списали из-за износа.

Команда Либерте обстреливает версальские позиции, картина из британского издания Лондон иллюстрейтед ньюс за 1871 год. На ней видно, что во времена Коммуны канонерка еще не имела палубной надстройки, а ее паровая машина стояла открыто.
.

В будущем над палубой канонерки сделали навес, а на него установили скорострельную пушку для самозащиты в ближнем бою.

Шарж на Эжена Фарси и его канонерку, размещённый в одном из парижских изданий.

источник: http://vikond65.livejournal.com/39955.html

Броня Танка/Литая и Катаная/Закалка и Цементация

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: