Бронированное дитя уралмашзавода

      Комментарии к записи Бронированное дитя уралмашзавода отключены

Бронированное дитя уралмашзавода

Гаубица М-30 плюс шасси тридцатьчетверки

Первые полтора года ВОВ Красная армия вела боевые действия, фактически не имея самоходной артиллерии. Немногочисленные довоенные образцы были скоро стёрты с лица земли, а наспех выстроенные в первой половине 40-ых годов двадцатого века ЗИС-30 создавались не учитывая и анализа настоящих потребностей сражавшихся на фронте частей. В это же время вермахт располагал большим числом разнообразных самоходно-артиллерийских установок, выпуск которых всегда увеличивался.

15 апреля 1942 года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от войск и промышленности, и министерства оружия признал желательным разработку как самоходно-артиллерийских установок помощи пехоты с 76-мм пушкой ЗИС-3 и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку. Гаубица М-30 плюс шасси тридцатьчетверки

Первые полтора года ВОВ Красная армия вела боевые действия, фактически не имея самоходной артиллерии. Немногочисленные довоенные образцы были скоро стёрты с лица земли, а наспех выстроенные в первой половине 40-ых годов двадцатого века ЗИС-30 создавались не учитывая и анализа настоящих потребностей сражавшихся на фронте частей. В это же время вермахт располагал большим числом разнообразных самоходно-артиллерийских установок, выпуск которых всегда увеличивался.

15 апреля 1942 года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от войск и промышленности, и министерства оружия признал желательным разработку как самоходно-артиллерийских установок помощи пехоты с 76-мм пушкой ЗИС-3 и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку.

Гаубица М-30
Безбашенный танк У-34

Ответ пленума было одобрено Государственным обороным комитетом. По большей части оно сводилось к созданию таковой совокупности артиллерийского оружия, которая обеспечила бы сопровождение и поддержку наступающих пехотных и танковых подразделений огнем орудий, талантливых в произвольных условиях боя и на всех его этапах направляться боевых порядках армий и непрерывно вести действенную стрельбу.

Летом 1942 года в конструкторском отделе Уралмашзавода инженерами Н.В. Куриным и Г.Ф. Ксюниным был подготовлен инициативный проект средней самоходной артустановки У-34 с применением в качестве базы танка Т-34 и его оружия.

У-34 сохранила от тридцатьчетверки ходовую часть, главные вооружение и корпусные элементы, но отличалась отсутствием вращающейся курсового пулемёта и башни, и пара увеличенной толщиной брони (в отдельных местах до 60 мм).

Вместо башни на корпус САУ устанавливалась неподвижная броневая рубка, в амбразуре которой орудие имело возможность иметь горизонтальное наведение в секторе 20°, а вертикальное — как у танка. Масса новой автомобили была приблизительно на 2 тонны меньше, чем у тридцатьчетверки, помимо этого, самоходка была на 700 мм ниже. Ее конструкция существенно упростилась из-за отсутствия трудоемких в изготовлении узлов: башни, погона и т.д.

Проект У-34 взял одобрение управления Народного комиссариата тяжелой индустрии (НКТП). Как главный вариант военной машины — истребителя танков и огневой помощи самоходку собирались запустить в массовое серийное производство. Два первых умелых примера предполагалось изготовить и послать на опробования к 1 октября 1942 года.

Но уже к концу августа работы над У-34 были остановлены — Уралмаш начал спешно готовить выпуск танков Т-34.

Создать машину в малейший срок!

Но процесс разработки отечественных САУ на этом не закончился. Уже 19 октября 1942 года Государственный обороный комитет принимает распоряжение об изготовлении артиллерийских самоходов — легких с 37-мм и 76-мм орудиями и средних — со 122-мм. Создание опытных образцов средних САУ возлагалось на два предприятия: завод и Уралмаш № 592 Народного комиссариата оружия.

Незадолго до этого, в июне — августе 1942-го экспертами артиллерийского завода № 9 в Свердловске (сейчас Екатеринбург) был выполнен эскизный проект самоходной установки 122-мм гаубицы М-30 на шасси танка Т-34.

Полученный наряду с этим опыт разрешил составить весьма подробные тактико-технические требования на средний артсамоход со 122-мм орудием. Они и были приложены к распоряжению ГКО и обязывали при проектировании покинуть без трансформаций солидную часть агрегатов М-30: всей ствольной группы противооткатных устройств, верхнего станка, прицельных приспособлений и механизмов наведения.

Дабы выполнить эти условия, гаубицу необходимо было смонтировать на тумбе, прикрепленной к дну автомобили, а длину отката орудия сохранить неизменной, равной 1100 мм (наряду с этим цилиндры противооткатных устройств выступали впереди лобового страницы корпуса на большую длину). Тактико-технические требования обязывали кроме этого всецело сохранить все моторно-трансмиссионные агрегаты тридцатьчетверки, а масса САУ не должна была быть больше массу танка.

Для исполнения ответа ГКО приказом наркома танковой индустрии № 721 от 22 октября 1942 года на Уралмашзаводе организовали Особенную конструкторскую группу (ОКГ) в составе Н.В. Курина, Г.Ф. Ксюнина, А.Д. Нехлюдова, К.Н. Ильина, И.И. Эммануилова, И.С.

Сазонова и других. Руководили работами Л.И. Горлицкий и помощник наркома танковой индустрии Ж.Я.

Котин. Установке присвоили заводской индекс У-35, но потом по указанию ГБТУ Красной армии его поменяли на СУ-122. На создание автомобили отводился весьма маленький срок: уже 25 ноября должны были начаться национальные опробования опытного образца.

По окончании того как конструкторский отдел Уралмаша закончил рабочий проект самоходки, межведомственная рабочая группа представителей ГАУ и НКТП детально его изучила. В один момент рассматривался и вариант установки, ранее предложенный заводом № 9, потому, что на изготовление САУ по собственным проектам претендовали оба предприятия. Рабочая группа дала предпочтение разработке уралмашевцев, потому, что она имела лучшие характеристики.

Для сокращения времени изготовления опытного образца подготовка чертежей происходила в тесном контакте технологов и конструкторов. Чертежи на все большие и трудоемкие подробности передавались в цеха раньше, чем заканчивалась вся конструкторская проработка. За качеством и сроками изготовления самые ответственных подробностей велось особенное наблюдение.

В отведенное на исполнение задания время не было возможности изготовить все нужные приспособления и оснастку. Исходя из этого опытный образец планировал с громадным числом пригоночных работ. Технологическая оснастка в полном наборе проектировалась параллельно и предназначалась для серийного производства. Сборку опытного образца закончили 30 ноября 1942 года.

В тот же сутки были совершены заводские опробования: пробег на 50 км и стрельба 20 выстрелами на заводском полигоне в Красном.

Затем в конструкцию артсамохода внесли лишь те трансформации, каковые требовались для успешного проведения госиспытаний: смонтировали сиденья, боеукладку, смотровые устройства, вытяжной башенный вентилятор и другое оборудование, обеспечили углы наведения, требуемые по ТТТ. Остальные пожелания по улучшению конструкции САУ были учтены при отработке чертежей умелой серии. Национальные опробования двух образцов самоходных установок, изготовленных заводом и Уралмашем № 592, проводились с 5 по 9 декабря 1942 года на Гороховецком полигоне.

28 декабря 1942 года на заводском полигоне совершили опробования одной из автомобилей установочной декабрьской программы, каковые заключались в пробеге на 50 км и стрельбе в 40 выстрелов. недостатков и Никаких поломок отмечено не было. В следствии всю установочную партию САУ — 25 автомобилей — признали годной для приема в РККА и послали в Учебный центр самоходной артиллерии. В том же направлении выехала и несколько работников завода — конструкторов, водителей, слесарей.

В эту группу входили помощник главного конструктора Л.И. Горлицкий, шофер Болдырев, старший мастер сборочного цеха Рыжкин и другие эксперты.

Предстоящее совершенствование

На протяжении серийного выпуска в конструкцию САУ вносились бессчётные трансформации. Исходя из этого самоходки различных производственных серий отличались друг от друга. Так, к примеру, первые восемь СУ-122, поступившие в Учебный центр, не имели не только вытяжных вентиляторов боевого отделения, но и мест для их крепления.

Военные машины ранних выпусков, не взявшие особых танковых радиостанций, силами центра приспосабливались под установку радиостанций самолетного типа, переданных из Народного комиссариата авиапромышленности.

В целом же Учебный центр самоходной артиллерии охарактеризовал новые САУ как чрезмерно тяжелые (масса — 31,5 тонны), не через чур качественные (нередкие поломки ходовой части) и сложные в освоении. Но, со временем отношение к СУ-122 изменилось к лучшему.

Ржевско-Сычёвская операция. 30 июля — 1 октября 1942 года

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: