«Бронетараканы» второй речи посполитой

      Комментарии к записи «Бронетараканы» второй речи посполитой отключены

9 сентября 1939 года началось одно из первых больших сражений Второй мировой – битва на Бзуре. Польские армии «Поморье» и «Познань», отступавшие на восток из познаньского выступа, появились в тылу рвавшейся к Варшаве германской группы армий «Юг». Передвигаясь ночными маршами, поляки скрытно дошли до равнины реки Бзуры и нанесли сильный удар по левому флангу 8-й армии вермахта.

При наступлении на юго-восток они высвободили пара городов и заставили германское руководство пересмотреть замыслы операций в центральной Польше, перебросив к Бзуре дополнительные танковые и авиационные подразделения. Обстановка для немцев в этом районе была такой критичной, что, к примеру, 17 сентября люфтваффе фактически отменило все вылеты, не считая связанных с районом Бзуры. Однако, общий ход военных действий армии «Поморье» и «Познань» переломить не смогли — ещё 12 сентября немцы подошли ко Львову, а 14-го завершили окружение Варшавы.

В числе вторых воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71 бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого организованного перед войной (24–27 августа) подразделения лишь одна была укомплектована автомобилями, каковые с известной долей условности возможно назвать танками.

Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, быть может, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» оружием руководил призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета — комвзвода сержант Роман Эдмунд Орлик.

Вторым участником экипажа, складывавшегося из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.

«Бронетараканы» второй речи посполитой

Роман Эдмунд Орлик (на переднем замысле) с Брониславом Закржевским у собственной военной машины

На протяжении битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые битвы против 4-й танковой дивизии 16-го механизированного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик стёр с лица земли 3 танка из состава 36-го танкового полка; вероятнее, это были автомобили PzKpfv I и PzKpfv II, составлявшие базу танкового парка германской 4-й дивизии.

18 сентября Великопольская кавалерийская бригада в составе Своевременной кавалерийской группы, организованной с целью очищения пути на Варшаву для остальных окружаемых немцами польских частей армии «Познань», вела битвы в районе Кампиноской пущи к западу от столицы. Взвод (в польских источниках – полувзвод , polpluton) Орлика в составе его автомобили и ещё двух танкеток с пулемётным оружием был направлен в разведку. Услышав шум танковых двигателей в первых рядах, сержант послал автомобили с пулемётным оружием в укрытие, а сам расположился в засаде.

Схема танкового боя 18 сентября 1939 года, нарисованная самим Романом Орликом по окончании войны

По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких машин 1-й лёгкой дивизии вермахта. Неожиданно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт стёр с лица земли головной германский танк прямо на дороге, заставив остальные автомобили для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик стёр с лица земли два остальных германских танка, оставшуюся часть германской колонны обратил в бегство и без утрат вышел со своим взводом из боя.

В некоторых источниках указывается, что все три танка, стёртые с лица земли Орликом 18 сентября, были чешскими PzKpfw 35(t), составлявшими базу танкового парка 1-й лёгкой дивизии. Но вполне возможно одним из этих танков был PzKpfw IV . На вооружении 1-й лёгкой дивизии в маленьком числе они имелись, и за период с 1 по 25 сентября дивизия утратила до 9 танков этого типа. В сражении в числе других получил тяжёлые ранения и погиб начальник танкового взвода лейтенант Виктор IV Альбрехт, принц Ратиборский – в ряде источников указывается, что именно он руководил экипажем PzKpfv IV, а также приводится фотография его стёртой с лица земли военной машины.

Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, стёртый с лица земли Романом Орликом в сражении 18 сентября

19 сентября Орлик участвовал в сражении за Серакув, где пара десятков танков германского 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона нападали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было стёрто с лица земли и подбито более 20 германских танков, из которых на счету танкетки Орлика 7 автомобилей. Двоих германских танкистов Орлик забрал в плен.

После этого Орлик сумел вывести собственную танкетку к Варшаве, участвовал в её обороне, а по окончании падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, по окончании которой он трудился по собственной профессии – архитектором.

Принимая к сведенью машину, на которой сражался Орлик, его успехи (13 подбитых и стёртых с лица земли танков меньше, чем за чемь дней битв) выглядят весьма достойно. Маленькая, легкобронированная и плохо вооружённая танкетка TKS и на первый, и на второй взор мало доходила на роль сурового истребителя танков. Однако, как продемонстрировала практика, в умелых руках и она могла быть суровым оружием — причём, учитывая то, что Орлик стал танкистом практически за пара дней до начала войны, освоить её, по всей видимости, было несложно.

Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский армейский историк Януш Магнуски, пленённый поляками германский офицер-танкист отозвался такими словами:

«весьма сложно попасть из пушки по такому мелкому таракану»?

Поляк с английскими корнями

Опыты английского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» в мире. «Виккерс шеститонный», к примеру, породил целую плеяду однотипных автомобилей в различных государствах, потом вести войну по обе стороны фронтов Второй мировой. Похожим образом сложилась будущее и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской особой литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с разными доработками создавали в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних государствах к началу всемирный войны как раз танкетки составляли главную массу гусеничных бронемашин.

Танкетка Карден-Ллойд Mk VI (без пулемёта), буксирующая гаубицу

Английская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и несложна в конструкции. При её изготовлении употреблялись бессчётные дешёвые агрегаты и автомобильные узлы, а также двигатель Ford T.

Во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для опробований. По окончании показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено произвести дозакупку 10 танкеток, из которых организовали два взвода по пять автомобилей. Всесторонние опробования продемонстрировали, что автомобили владеют хорошими проходимостью и подвижностью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для потребностей разведки.

Было решено заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша купила лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.

Более подробные изучения, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, продемонстрировали и определённые недочёты. Прежде всего неприятности доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, в результате которой экипаж выматывался по окончании продолжительной поездки. Уже на двух английских автомобилях поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.

Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные автомобили. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были автомобили предположений TK-1 и TK-2 с поменянной формой корпуса, каковые друг от друга отличались размещением ведущего колеса: в ТК-1 оно было позади, а в ТК-2 осталось спереди.

Помимо этого, в случае если на ТК-2 в качестве силовой установки так же, как и прежде употреблялся двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе автомобили взяли электрический стартёр, а в качестве оружия на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкисс» wz.25. Что касается заглавия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК возможно сокращением от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, каковые трудились над машиной, инициалами полковника Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, и легко сокращением от слова «танкетка».

Прототипы ТК-2 (на переднем замысле) и ТК-1. За ними видны уникальные английские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, возможно, относится к 1930 году. На заднем замысле грузовики Ursus A и два Saurer

Серийное производство

Дальнейшие испытания и работа над прототипами стали причиной созданию третьего варианта автомобили с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина называющиеся ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Всего этих танкеток было произведено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.

Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Оружие – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект — 1800 патронов

В начале 30-х годов поляки купили лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за рубежом) в первой половине 30-ых годов XX века установили двигатель отечественной сборки на некое число танкеток. Всего таких автомобилей (каковые взяли наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; имеется вывод, что они входили в число 100 автомобилей последней серии ТК-3.

В первой половине 30-ых годов XX века началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (либо, в довоенном написании, TK-S) взяла корпус новой формы с улучшенным бронированием. Очевидно, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, и новой трансмиссией.

Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и поменяна совокупность их натяжения. Начальник взял поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но после этого было решено возвратиться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).

Серийная танкетка TKS с пулемётным оружием. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (либо FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Оружие — 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект — 1920 патронов

В общем итоге к окончанию производства в апреле 1937 года были выстроены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин употреблялись простая сталь. Машина оказалась легче, стремительнее (на 5 км/ч), с меньшим лучшей управляемостью и расходом топлива, но в серию так и не отправилась.

Так как сначала было ясно, что вооружённая пулемётом танкетка не сможет бороться с военной техникой соперника, много раз высказывались идеи о перевооружении польских танкеток более важным оружием. Ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века на них предлагалось установить 13,2-мм тяжёлый французский пулемёт «Гочкис». Рассматривались варианты с установкой 37-мм а также 45-мм орудий.

На рубеже 1935–1936 годов на одну из TKS в экспериментальном порядке установили тяжёлое противотанковое 20-мм ружье Золотурн S18–100 (которое употреблялось в качестве главного оружия на венгерском лёгком танке «Толди»). Данный опыт продемонстрировал, что установка оружия с таким калибром целесообразна, но ружьё поляки «забраковали» по причине того, что оно имело возможность вести лишь одиночный пламя.

По окончании опробования разных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было решено перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 сравнительно не так давно созданными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.

Прототип «сверхтяжёлого пулемёта» (автоматической пушки) 20 mm wz. 38 model A

К началу войны поляки успели произвести только около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на таковой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, удачного вооружения и подвижности такие TK-3 и TKS были самыми полезными примерами польской военной техники.

Танкетка TK-3 с 20-мм автоматической пушкой wz. 38 model A

Опыты над «тараканами»

Говоря о польских танкетках, нужно упомянуть кратко и о экспериментальных автомобилях на их базе. В конце 1932 либо в начале 1933 года был выстроен башенный прототип TKW (W – «wieza», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Опробования этого «минитанка» продемонстрировали, что башня есть экстремально тесной, владеет страшной плохой обзорностью и вентиляцией.

У автомобили получался довольно высокий центр тяжести, правая сторона была перегруженной, что имело возможность привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306 градусами.

Башенная танкетка TKW, вооружённая пулемётом с водяным охлаждением

В первой половине 30-ых годов двадцатого века на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие семь дней с оружием в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было выстроено 4 автомобили, из которых организовали экспериментальный взвод. Самоходки проходили опробования в качестве средств противотанковой и артиллерийской помощи кавалерийских частей.

По итогу учений летом 1933 года стало ясно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.

Экспериментальный взвод TKD. Первая добрая половина 30-х гг.

37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D. Её концепция была неповторима: тут танкетка выступала в роли тягача для простого лафетного орудия, которое, но, при необходимости возможно было снять с лафета и установить в передней части корпуса автомобили. В таком виде тягач преобразовывался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.

Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «безлюдной» лафет

Ещё одним занимательным ответом была польская реализация актуальной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было создано особое колёсное шасси. По окончании заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса соединялись с органами управления бронемашины.

В таком виде танкетки получали наружность тяжёлого бронеавтомобиля – действительно, в безбашенном варианте практическая польза для того чтобы решения в боевых условиях остаётся под большим вопросом.

TKS на колёсном шасси

Танкетки TK-3, TKF и TKS были главными и самые многочисленными бронемашинами польской армии перед началом Второй мировой. Их внушительное количество в приблизительно 600 единиц на бумаге создавало видимость бронетанковой мощи польской армии. В действительности они не могли и не смогли стать полноценной заменой «настоящим» танкам. Но такие преимущества, как маленький размер, высокая подвижность и малая заметность, разрешали им удачно функционировать в разведке либо из засад.

При отсутствии второй бронетанковой техники они имели возможность делать роль танка яркой помощи пехоты; время от времени кроме того само их присутствие поднимало боевой дух польских армий и угнетающе действовало на германскую пехоту, которая довольно часто по большому счету не ожидала столкновения с польской военной техникой.

Создатель: Александр Сирота

Источник: http://warspot.ru/3935-bronetarakany-vtoroy-rechi-pospolitoy

10 ФАКТОВ О РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: