Великий лётчик и французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, обрисовывая трагедию Франции в мае-июне 1940 года, сравнивал собственную разведывательную авиагруппу со стаканом воды, которым пробуют потушить лесной пожар. При всей очевидной безнадёжности занятия никто не планировал беречь данный стакан! В таком же положении были лётчики ВВС Красной Армии летом 1941 года – в бой пошло всё, что имело возможность летать.
Широко известен неудачный боевой вылет тяжёлых бомбардировщиков 30 июня 1941 года, попавший в известный роман «Живые и мёртвые» Константина Симонова, но мало кто знает, что практически через 10 дней подобный случай случился недалеко от Житомира с экипажами ТераБайт-3 из 14-го тяжелобомбардировочного полка ВВС Юго-Западного фронта, причём утраты сейчас были ещё громадными.
«предвоенная» реорганизация и Старички
14-й тяжелобомбардировочный летный полк был организован во второй половине 30-ых годов XX века на базе отдельных авиационных эскадрилий и взял на вооружение четырёхмоторные бомбардировщики ТераБайт-3, по большей части ранних серий выпуска. К этому времени самолет открыто устарел, и время от времени насмешливо именовался не в противном случае как «братской могилой». Но, в надежности его никто не сомневался, и прозвище относилось, скорее, к громадному экипажу бомбардировщика.
В 1939–1940 гг. полк частью сил принимал участие в советско-финляндской войне: сперва на фронт отправилась одна его эскадрилья, которая после этого в полк не возвратилась, и отдельный отряд, по большей части делавший функции транспортного. Настоящей проверкой для полка стали присоединение прибалтийских республик и возвращение Бессарабии летом 1940 года. В условиях, максимально приближенных к боевым, 14-й ТБАП в полном составе принимал участие в выбросках десантов, сделав все задачи без утрат и взяв практический опыт десантных операций.
Один из бомбардировщиков ТераБайт-3 ранних серий, находящийся в собствености 14-му ТБАП, на вынужденной посадке.
В осеннюю пору 1940 года на вооружение полка начали поступать новейшие бомбардировщики ТераБайт-7, каковые начала осваивать 2-я эскадрилья. Но производство ТераБайт-7 шло с постоянными задержками, и к лету 1941 года было получено только девять автомобилей.
Парк остальных трёх эскадрилий составляли 40 ТераБайт-3 ранних серий выпуска, – производства 1933–34 годов, с моторами М-17Ф и М-34, – и лишь в составе 3-й эскадрильи имелось пять относительно новых автомобилей с моторами М-34Р и М-34РН и хвостовыми оборонительными установками, оснащёнными пулемётами ШКАС. В целом 1-я, 3-я и 4-я эскадрильи подготовились к исполнению транспортно-десантных задач, причём у большинства автомобилей уже были демонтированы бомбодержатели, а фюзеляжи в были оборудованы для более комфортного размещения парашютистов.
В соответствии с замыслам народного комиссариата обороны, в июне 1941 года для обеспечения снова формируемых соединений ВДВ все шесть полков ВВС, вооружённые ТераБайт-3, выходили из подчинения дальнебомбардировочной авиации и переподчинялись воздушно-десантному управлению. Наряду с этим полки подлежало переименовать в транспортно-бомбардировочные. В дополнение к имеющимся, планировалось организовать ещё пять ТБАП, по одному в Прибалтике, Молдавии и Украине и два в Харьковском округе. Любой из 11 полков должен был иметь 37 ТераБайт-3 (четыре эскадрильи по девять автомобилей, и одна в управлении полка) со следующим подчинением:
- 1-й ВДК КОВО – 14-й и 324-й ТБАП;
- 2-й ВДК ХВО – 325-й и 326-й ТБАП;
- 3-й ВДК ОдВО – 250-й и 327-й ТБАП;
- 4-й ВДК ЗапОВО – 1-й и 3-й ТБАП;
- 5-й ВДК ПрибОВО – 7-й и 323-й ТБАП;
- 211-я отд. бригада КДФ – 251-й ТБАП.
В будущем устаревшие бомбардировщики предполагалось заменить транспортными самолётами Ли-2, выпуск которых был уже налажен на авиазаводе №84 в подмосковных Химках.
Много четырехмоторных гигантов к началу войны было в неисправном состоянии и в таком виде досталось неприятелю.
Фактически, для 14-го ТБАП значительных трансформаций в связи с передачей из ДБА в ВДВ не случилось – полк и без того специализировался на десантных операциях. Из неприятных моментов был лишь один – часть умелого личного состава переводилась на командные должности в новые формирования, но начавшаяся война спутала и эти замыслы. Намеченные мероприятия были выполнены лишь частично: из пяти новых полков был организован и укомплектован лишь 325-й ТБАП, исходя из этого большая часть кадровых лётчиков ни капельки не изменилось.
Ужасный сутки 10 июля
Война для 14-го ТБАП, базировавшегося в 400 километрах от границы под Киевом, началась без особенных потрясений. Ещё в первых числах Июня три эскадрильи полка, вооружённые ТераБайт-3, убыли в летние лагеря на аэропорт Гоголев, а 2-я эскадрилья осталась на базисном аэропорте Борисполь. В первоначальный сутки войны германские самолёты бомбили аэропорт Жуляны на западном берегу Днепра, занятый самолётами учебных подразделений, не прикоснувшись Борисполь и Гоголев.
Но уже через три дня люфтваффе исправили неточность: 25 июня около 07:30–08:00 немцы нападали оба главных аэропорта. По Борисполю отбомбились пять «Юнкерсов» Ju 88 из эскадрильи 2./KG 54, которым удалось стереть с лица земли два ТераБайт-7. Примечательно, что экипажи данной пятёрки не поскромничали и рассказали об уничтожении ни большое количество ни мало 30 четырёхмоторных бомбардировщиков из якобы 50 пребывавших на аэропорте в момент бомбёжки.
Быть может, что на аэропорте была стёрта с лица земли и повреждена часть неисправных и резервных ТераБайт-3 полка (всего около 15 автомобилей).
Бомбардировщик ТераБайт-3 №22528 поздних серий (с моторами М-34РН и хвостовой турелью) начальника 3-й эскадрильи 14-го ТБАП капитана Б.К.
Кобеляцкого, разбитый в аварии в сентябре 1941 года.
По Гоголеву экипажи «Юнкерсов» из 1./KG 54 и 3./KG 54 отработали девяткой. К счастью, в этот самый момент советским авиаторам повезло: немцам удалось стереть с лица земли лишь один ТераБайт-3 и повредить ещё два. Соперник снова заявил об уничтожении на земле 12 самолётов и повреждении ещё 15.
Не обращая внимания на маленькие утраты, по окончании налётов стало ясно, что немцы настроены решительно. Уже на следующий сутки семь оставшихся ТераБайт-7 и 12 экипажей 2-й эскадрильи послали в глубочайший тыл, в Казань, где на базе этого подразделения начали вырабатывать новый 412-й ТБАП. Оставшиеся три эскадрильи ТераБайт-3 были переброшены в Полтаву, где приводили себя в порядок.
Из Полтавы полк совершил первые боевые вылеты на транспортировку грузов и выброску десантов. Были понесены и первые утраты в воздухе: в начале утра 10 июля германским истребителем из 7./JG 51 был сбит возвращавшийся с выброски парашютистов ТераБайт-3 замкомандира эскадрильи лейтенанта Л.М. Пятибокова.
Экипаж смог воспользоваться парашютами, но эта утрата стала необычным прологом для кровавых событий.
Истребители Bf109F-1/2 из штаба, 4-й и 5-й эскадрилий авиагруппы II./JG 3, лето 1941 года (живописец А. Казаков)
10 июля руководство ВВС Юго-Западного фронта кинуло все силы на бомбёжку германских механизированных колон. Авангарды 3-го механизированного корпуса вермахта, каковые незадолго до захватили Житомир, сейчас рвались по хорошему шоссе к столице советской Украины, фактически не встречая сопротивления. Положение было таким тяжёлым, что были задействованы и части ВВС соседнего Южного фронта, и дальнебомбардировочная авиация.
По всей видимости, в таковой тревожной обстановке было решено поставить задачу на дневной удар и совсем не пригодным к подобным действиям экипажам ТераБайт-3 14-го ТБАП. Сложно сообщить, как отреагировал на приказ штаб командиры и полка эскадрилий, поскольку упоминаний об этом в документах не осталось, но вряд ли положительно. Однако, к середине дня техники смогли подготовить часть автомобилей, каковые и были посланы в бой.
Всего вылетели 12 ТераБайт-3, каковые группами по 2–3 самолёта постарались нападать наступающие германская армия на шоссе Житомир – Киев. Увы, соперник не планировал отдавать господство в воздухе и надёжно прикрыл наступающую группировку не только зенитной артиллерией, но и истребителями. С 6 июля на аэропортах Полонное и Мирополь в 70 км юго-западнее Житомира сосредотачивались штаб и все три группы истребительной эскадры JG 3, и штаб и I несколько эскадры JG 53.
Реконструкция ТераБайт-3 начальника 3-й эскадрильи 14-го ТБАП капитана Б.К.
Кобеляцкого со снимка, вышеприведенного. Для наглядности в едином масштабе с бомбардировщиком приведен «Мессершмитт» из 5./JG 3 (живописец А. Казаков)
Всю первую половину дня 10 июля все боеготовые германские истребители отбивали атаки больших групп советской авиации, заявив более 50 побед, и были серьёзно утомлены, а самолёты потребовали обслуживания. Исходя из этого перебазировавшиеся лишь утром на Мирополь лётчики группы II./JG 3 были как запрещено кстати – они поменяли утомившихся сотрудников и приступили к патрулированию над районом, перехватывая советские самолёты ещё на дальних подступах к шоссе недалеко от Радомышля и северо-восточнее.
Первыми отправились в патруль «Мессершмитты» эскадрильи 4./JG 3, каковые около 18:00 перехватили и сбили два ТераБайт-3. Победы заявили обер-фенрих Карл Коль (Obfhr. Karl Kohl) и лейтенант Карл-Хайнц Понек (Lt. Karl-Heinz Ponec). Примечательно, что для обоих лётчиков это первенствовали заявки в карьере. Приблизительно через полтора часа отличились лётчики 5./JG 3: в 18:20 победу заявил начальник эскадрильи обер-лейтенант Херберт Киевский (Oblt.
Herbert Kijewski), а через пять мин. со своим соперником расправился умелый обер-фельдфебель Йозеф Хайнцеллер (Ofw. Josef Heinzeller), для которого это была уже 22-я победа.
Увы, но это было ещё не всё. В 20:30 смешанная группа из штаба и 4./JG 3 устроила бойню в 5 км восточнее Коростышева. Прямо над шоссе два германских лётчика в течение 15 мин. заявили пять побед: два ТераБайт-3 сбил обер-лейтенант Франц Байер (Oblt.
Franz Beyer) из штаба группы, а храбрецом дня стал юный лётчик 4./JG 3 унтер-офицер Вернер Лукас (Uffz. Werner Lucas), которому в 20:22, 20:30 и 20:35 засчитали три сбитых четырёхмоторных бомбардировщика.
Комэски 14-го ТБАП.
Слева направо: начальник 1-й эскадрильи майор Серафим Степанович Кочиев, начальник 3-й эскадрильи капитан Борис Кузьмич Кобеляцкий, начальник 4-й эскадрильи майор (на фото капитан) Николай Львович Кутыркин.
Документы 14-го ТБАП подтверждают большие потери в лётном составе и самолётах, причём безвестный составитель истории полка признаёт, что большая часть экипажей кроме того не смогли дойти до цели и отбомбиться. В истории полка, разумеется, обрисован драматично сложившийся вечерний бой:
«Два истребителя Ме-109, пребывавшие в засаде недалеко от цели, свободно попеременно расстреливали суда. Один истребитель был сбит, а второй сбивал суда. Из 12 судов лишь пять возвратились на аэропорт, остальные горящими падали недалеко от цели, кое-какие суда кроме того опоздали скинуть бомбы…»
Немцы, не обращая внимания на упоминание про сбитый истребитель, утраты не фиксируют, а 14-й ТБАП лишился в тот вечер семи самолётов. Утраты в людях сложно расположить по экипажам, поскольку перечень организован хаотично – известно лишь, что погибли либо пропали без вести 31 человек. Очень тяжёлой утратой были два умелых экипажа начальника 1-й эскадрильи майора С.С.
Кочиева (ТераБайт-3 №22352) и начальника 4-й эскадрильи майора Н.Л. Кутыркина (ТераБайт-3 №22122), погибшие в полном составе. Вот перечень утрат полка:
- Базалей Григорий Ананьевич, бортмеханик, старший сержант;
- Бондаренко Яков Остапович, воздушный стрелок, сержант ;
- Боровков Василий Петрович, борттехник, воентехник 1-го ранга;
- Волков Семён Михайлович, бортмеханик, младший воентехник;
- Гаврилин Иван Андреевич, стрелок-радист, старший сержант;
- Глазков Алексей Иванович, второй пилот, младший лейтенант;
- Говоров Алексей Евсеевич, воздушный стрелок, старший сержант;
- Грибун Шойлик Срульевич, бортмеханик, младший воентехник;
- Гуртовой Пётр Иванович, воздушный стрелок, старший сержант;
- Довгань Павел Герасимович, воздушный стрелок, сержант ;
- Клягин Михаил Николаевич, навигатор эскадрильи, капитан;
- Козявкин Иван Федотович, капитан корабля, лейтенант ;
- Комаровский Александр Фёдорович, стрелок-радист, сержант;
- Кочиев Серафим Степанович, начальник эскадрильи, майор;
- Кузьмук Пётр Сергеевич, навигатор эскадрильи, лейтенант ;
- Кутыркин Николай Львович, начальник эскадрильи, майор;
- Левченко Александр Павлович, воздушный стрелок, старший сержант;
- Мазуренко Андрей Лукич, стрелок-радист, сержант ;
- Медуница Пётр Иванович, воздушный стрелок, сержант ;
- Насурлаев Мамед Мирзоевич, борттехник, воентехник 1-го ранга;
- Орлов Иван Алексеевич, второй пилот, младший лейтенант;
- Парахненко Константин Евпатович, стрелок-бомбардир, лейтенант;
- Подолянко Пётр Герасимович, стрелок-радист, сержант ;
- Поляков Александр Тихонович, стрелок-бомбардир, лейтенант;
- Румянцев Павел Григорьевич, воздушный стрелок, старший сержант;
- Соловьёв Иван Васильевич, стрелок-радист, сержант ;
- Федотов Пётр Алексеевич, воздушный стрелок, сержант ;
- Червычалов Нестор Иванович, воздушный стрелок, старший сержант;
- Шемянов Николай Степанович, стрелок-радист, старший сержант;
- Шубин Василий Иванович. Стрелок-бомбардир, лейтенант;
- Яковлев Пётр Семёнович, капитан корабля, лейтенант .
Начальник 3-й эскадрильи капитан Б.К. Кобеляцкий, Наверное, также принимал участие в вылете 10 июля, но ему повезло: он смог возвратиться на аэропорт. Он разбил собственный бомбардировщик позднее, в сентябре, и благодаря аварийному акту на его самолёт мы имеем возможность выяснить, как смотрелись автомобили 14-го тяжелобомбардировочного полка летом 1941 года. Его помощнику, лейтенанту А.В.
Трофимову, повезло меньше: его ТераБайт-3 был сбит, но экипаж смог спастись на парашютах и потом возвратиться в часть. Наградной лист Александра Васильевича Трофимова наглядно передаёт воздух тяжёлого боя:
«10.07.41 при дневном налёте на скопления танков соперника в районе Радомышль, не обращая внимания на атаку вражеских истребителей, тов. Трофимов не возвращался назад, а шёл на цель на подбитом и уже горевшем самолёте. Бомбы были скинуты по цели, экипаж выбросился на парашютах».
Конечно, экипажи тихоходных ветхих ТераБайт-3 не могли противостоять новейшим германским истребителям, но они стремились выполнить поставленную задачу и до конца выполнили собственный долг, кроме того ценой собственных судеб. В будущем печальный опыт был учтён, и боевые вылеты совершались ночью, что вместе с опытом экипажей тихоходных гигантов разрешило делать все задачи с минимальными утратами.
штурманы и Лётчики 14-го ТБАП, погибшие 10 июля 1941 года над шоссе Житомир – Киев.
Слева направо: навигатор 1-й эскадрильи капитан Михаил Николаевич Клягин, навигатор 4-й эскадрильи лейтенант Пётр Сергеевич Кузьмук, капитан корабля лейтенант (на фото лейтенант) Иван Федотович Козявкин.
В будущем будущее благоволила 14-му тяжелобомбардировочному полку, что прошёл все сражения и закончил войну в мае 1945 года. Экипажи полка доставляли продовольствие в осаждённый Ленинград, снабжали продовольствием и боеприпасами партизан в горах Крыма. В сентябре 1942 года полк был перевооружён на самолёты Ли-2.
За боевые заслуги 26 марта 1943 года 14-й ТБАП был преобразован в 11-й Гвардейский летный полк дальнего действия, 30 августа 1944 года награждён орденом Красного Знамени, а 26 декабря 1944 года за героизм и мужество личного состава в битвах на Донбассе удостоен почётного наименования «Сталинский». По окончании войны часть ещё практически 30 лет существовала как 197-й Гвардейский военно-транспортный летный полк, что был расформирован в конце 1971 – начале 1972 гг.
Тайна братской могилы. В Германии пытаются установить имена советских бойцов
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Если бы в бой шли одни «старики»…
Воздушное сражение над Бобруйском в последних числах Июня – начале июля 1941 года известно немногим. Не обращая внимания на собственные достаточно важные…
-
Живые и мёртвые в небе над бобруйском
30 июня 1941 года германские истребители стёрли с лица земли группу тяжёлых советских бомбардировщиков ТераБайт-3 на протяжении воздушного сражения в…
-
Разгромить танки под вильнюсом!
К вечеру третьего дня войны в следствии тяжёлых оборонительных битв войска советского Северо-Западного фронта понесли тяжелые потери и были отброшены от…
-
«Чайки» и «бисы» в небе над измаилом
Утром 22 июня 1941 года от Балтики до Чёрного моря вспыхнули бессчётные воздушные сражения лётчиков люфтваффе и их союзников против ВВС РККА и ВМФ. на…
-
Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»
Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми идеальными в то время ВВС мира — люфтваффе. Действенно…
-
Эта статья выкладывается на сайт в сутки 72-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва — одно из самых…