Брандеры минувших и будущих войн

      Комментарии к записи Брандеры минувших и будущих войн отключены

Брандеры минувших и будущих войн

Пентагон сказал, что в течение года примет на вооружение самонаводящиеся беспилотные патрульные катера, призванные обезопасисть большие боевые суда от атак террористов. Это решение стало следствием выводов, сделанных в ВМС США по окончании нападения на эсминец «Коул» в порту Аден в 2000 году.

В тот сутки катер смертников-исламистов, начиненный 300 килограммами взрывчатки, неожиданно врезался в борт «Коула». Организатором теракта был назван гражданин Йемена Мухаммед Омар Аль-Харрази.

В левом борту эсминца появилась пробоина размером 9 на 12 метров. Корабль удалось удержать на плаву, а потом вернуть и вернуть в строй. Но 17 американских моряков погибли, 39 были ранены.

Как сейчас планируют предотвращать подобные угрозы? Это сравнительно не так давно было показано на реке Джеймс вблизи Форта Эустив в Вирджинии. На учениях моделировалась обстановка, которая может появиться при проводке американского конвоя через Ормузский пролив в Персидском заливе.

13 малых беспилотных патрульных катеров направлялись составе ордера. При появлении странного маневрирующего корабля восемь «беспилотников» по команде рванули ему наперерез и, окружив со всех сторон, преградили путь. При необходимости любой из них имел возможность еще и согласно решению оператора начать стрелять из установленного на борту крупнокалиберного пулемета.

«Я ни при каких обстоятельствах не желаю больше видеть повторения катастрофы с эсминцем «Коул», — заявил по окончании учений адмирал Мэтью Кландер, глава управления военно-морских изучений. — Могу заявить, что если бы такие совокупности были тогда на воде, то данной трагедии не было бы».

Любопытно, что американцы вовсе не первооткрыватели в деле создания морских боевых роботов. Работы над созданием радио- и телеуправляемых катеров все ведущие флоты мира ведут уже более века. И неоднократно с различной степенью успешности использовали собственные успехи в битвах.

Вот краткий обзор истории флотского оружия подобного рода.

Германия

Немцы, непременно, стали пионерами на этом поприще. Уже в начале Первой Мировой кайзеровский флот взял на вооружение 17 телеуправляемых взрывающихся катеров, спроектированных врачом Сименсом. Катера были под завязку набиты тротилом и предназначались для атак больших судов типа «линейный корабль» либо «крейсер».

Часть этих чудес техники на цель наводилась с берега по проводам, протяженность которых в этом случае составляла по 20 миль на каждом. Оставшиеся — радиоуправляемые. Их на неприятеля надеялось направлять с гидросамолета.

Наиболее внушительным боевым достижением германских взрывающихся катеров стало наступление в 40 милях от бельгийского порта Остенде на английский монитор «Эребус» (водоизмещение 8586 тысячь киллограм, оружие — два 381-мм и два 152-мм орудия). Произошло это 28 октября 1917 года.

«Эребус» с громадной дистанции вел обстрел германских позиций. Кайзеровское руководство решило нападать весьма досаждавший ему монитор катером FL-12, начиненным 230 килограммами взрывчатки.

Операция началась в 13 часов 20 мин.. Первые мили катер прошел под управлением с берега по проводам, после этого его принял оператор, пребывающий на борту гидросамолета. Приблизительно через час FL-12 врезался в «Эребуса» и нанес ему важные повреждения.

Данный случай стал первым в истории фактом применения морских боевых роботов. Во Второй мировой аналогичных атак стало куда больше.

В той же Германии к 40-м годам создали управлявшиеся по радио взрывающиеся катера «Линзе». Были они древесными, большой движение относительно скромный – до 30 узлов. Заряд – 300 килограммов взрывчатки. Тактика применения – звеньями.

В каждом звене – по одному катеру управления и по два боевых.

Атаковать врага катерами «Линзе» предписывалось ночью. В темноте они должны были на малом ходу незаметно подкрадываться к целям. Для пущей скрытности на двигатели устанавливались особые глушители.

Причем, на начальной стадии атаки «Линзе» вручную руководили диверсанты-водители. И только в нескольких кабельтовых от корабля соперника, убедившись, что катер надежно ведет еще и радиооператор, водители должны были дать полный движение и выбрасываться за борт. А после этого ожидать, в то время, когда по окончании завершения боя их подберет из воды катер управления.

Посредством массового применения «Линзе», объединенных в 211-ю флотилию, гитлеровцы пробовали сорвать операцию союзников в Нормандии по открытию «второго фронта».

Сначала в ночь на 3 августа, а после этого – в ночь на 8 августа 1944 года в общем итоге 30 фашистских катеров (из них – 10 катеров управления) у побережья Франции только удачно атаковали корабли и суда экспедиционного корпуса, проводившие высадку десанта. Сходу 12 целей было стёрто с лица земли. А также эсминец «Куорн», траулер «Герсей», морской транспорт типа «Либерти» и большой танкер.

Утраты 211-й флотилии – один офицер, семь рядовых и старшин.

Италия

Моряки Муссолини во Второй мировой добились еще громадных удач в деле боевого применения управляемых катеров. Все лавры наряду с этим достались штурмовому подразделению итальянского флота — 10-й флотилии МАС (от итальянского «мотоскафо антисоммерджибиле» — противолодочный моторный торпедный катер). Руководил флотилией князь Валерио Боргезе.

Диверсанты Боргезе располагали громадным числом особых взрывающихся катеров МТМ, на каждом из которых взрывчатки было ровно столько же, сколько на германском «Линзе» — 300 килограммов.

Отличие «итальянца» было в том, что канал радиоуправления на МТМ предусмотрен не был.

К месту атаки диверсионные катера Боргезе доставляли намерено оборудованные эсминцы, на каждом из которых было по три МТМ. На спуск каждого на воду отводилось всего 35 секунд. После этого шофер катера, как на «Линзе», сам вел катер к цели. Убедившись, что неприятель совершенно верно по курсу, жестко фиксировал штурвал и выбрасывался за борт.

А после этого должен был скоро взобраться на имевшийся при нем надувной спасательный плотик, дабы избежать гидроудара при взрыве.

Звездным часом 10-й флотилии стал 1941 год. боевые корабли и Транспорты союзников скопились в портах Крита. В частности – в бухте Суда на северо-западе острова. В последних числах Марта итальянская разведка нашла в том месте английский тяжелый крейсер «Йорк», два крупных военных 12 и эсминца транспортов.

10-я флотилия МАС в тот период базировалась на острове Лерос.

25 марта около полуночи итальянские эсминцы «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла» в 9 милях от входа в бухту скрытно спустили на воду шесть МТМ. Диверсионным подразделением руководил лейтенант Луиджи Фаджони.

Под покровом темноты итальянские катера, имевшие малую осадку, преодолели три последовательности боновых заграждений и вошли в Суду. Для верности лейтенант Фаджони решил дождаться восхода солнца и приказал заглушить моторы. До англичан было так близко, что диверсанты слушали трели боцманских дудок на их палубах.

Атака началась в 5.30 утра. Катера сублейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески врезались в «Йорк». Крейсер получил тяжелые повреждения.

Не подозревая, что атакованы диверсионными катерами, его артиллеристы вели хаотичный пламя по воздуху. Корабль получил тяжелые повреждения и его было нужно отбуксировать на мель.

В тот сутки удачно был атакован и норвежский танкер «Периклес», что разломился и затонул.

Все шесть итальянских диверсантов-водителей попали к англичанам в плен.

СССР

Отечественный флот незадолго до ВОВ также деятельно подготовился к подобного рода военным действиям. Работы над созданием телеуправляемых взрывающихся так называемых катеров волнового управления (КВУ) в СССР начались еще в 20-х годах прошлого века. Возглавили их начальник «Остехбюро» В. Бекаури и изобретатель Л. Шорин. Проектирование велось по двум направлениям.

Бекаури думал, что рациональней руководить атакой КВУ с другого катера. Шорин решил аппаратуру управления находиться на борту самолета. Данный вариант в конечном итоге и был принят на вооружение.

К 1937 году отечественный флот располагал 30 КВУ. 18 из них – на Балтике и 12 – на Тёмном мере. Под катера волнового управления были переоборудованы их торпедные собратья типа Ш-4 и Г-5.

Первоначально наводить их на цель должны были с поплавкового бомбардировщика ТераБайт-1. Но потом аппаратуру управления «Кварц», разместили на нескольких «амбарчиках» — гидросамолетах МБР-2. Установили на любой аппаратуру управления «Спрут». Таковой вариант «летающей лодки» назвали МБР-2ВУ.

Офицер-оператор должен был пребывать именно на нем.

Но Великая Отечественная, в основном, велась на суше. крейсера и Линкоры соперника, против которых и проектировались КВУ, к нашим берегам не приближались. Исходя из этого о катерах волнового управления отыскали в памяти нескоро.

В частности — в первой половине 40-ых годов двадцатого века. 20 марта того года штаб Черноморского флота утвердил замысел нападения на крымский порт Камыш-Бурун, в котором скопились плавсредства гитлеровцев.

22 февраля из Геленджика вышел катер волнового управления ТКА-61 типа Г-5. Сопровождение – ТКА-13 и ТКА-9. Отряд забрал курс на Камыш-Бурун.

Но операция сорвалась по вине летчиков. Самолет наведения разбился при взлете, офицер и экипаж-оператор погибли.

Следующая попытка была предпринята в июле 1943 года. Тот же ТКА-61 было решено применять для атаки оккупированного порта Анапа. В 21.33 21 июля отечественный брандер вышел из Геленджика в сопровождении ТКА-12 и ТКА-81. В полночь в атмосферу встали сходу семь МБР-2. С аппаратурой управления, конечно, лишь один, на котором летел оператор капитан-лейтенант Саблин.

Остальные самолеты должны были в момент подхода катеров наносить по Анапе отвлекающий бомбовый удар.

Около часа ночи катера сопровождения сняли с брандера экипаж. Обезлюдевший ТКА-61 Саблин повел к цели 30-узловым ходом. На подходе к порту немцы атаку нашли и открыли огонь артиллерии.

Дабы сбить соперника с толка, с самолета была подана команда на включение ходовых прожектора и огней. Артогонь закончился. Но в 300 метрах от мола ТКА-61 неожиданно взорвался.

Потом начальники операции высказывали предположение, что он столкнулся с полузатонувшим на входе в Анапу судном.

В последний раз применить КВУ было решено опять против Камыш-Буруна, в котором базировались прекрасно вооруженные германские самоходные баржи. 16 декабря 1943 года два отечественных самолета «Китихаук» из 30-го авиаполка совершили доразведку порта. В 10 часов утра того же дня самолет управления МБР-2ВУ в сопровождении восьми истребителей Як-9 вылетел к порту.

В 10.30 брандер ТКА-41 в сопровождении двух торпедных катеров вышел В том же направлении из Тамани. В один момент шесть штурмовиков Ил-2 ушли к крымскому берегу штурмовать позиции артиллерии соперника.

Потом в боевом донесении события обрисованы так: «В 11 ч. 04 мин. торпедный катер № 81 снял с катера ВУ-41 команду, а через 9 мин. оператор с МБР-2 дал на брандер приказ: «Боевой движение». В 11 ч. 28 мин. немцы открыли огонь артиллерии по ВУ-41»

Практически сразу после этого оператор утратил управление ТКА-41 и он взорвался в полутора милях от входа в Камыш-Бурун.

Но эту атаку нельзя признать всецело неудачной. Немцы не знали, сколько у нас в запасе КВУ. И от греха подальше базирование самоходных барж на Камыш-Бурун прекратили.

Источник:http://topwar.ru/65038-brandery-minuvshih-i-buduschih-voyn.html

Лига роботов 2016. Бой чемпионов Saaga VS Yogoroza. Ай`эм Robot

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: