«Большой торпедный скандал» iv: «не пробил!»

      Комментарии к записи «Большой торпедный скандал» iv: «не пробил!» отключены

Продолжение занимательного цикла статей глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike.

По окончании двух раундов противостояния с Управлением оружий ВМС США по устранению недостатков в торпедах Mark 14 они так и не стали для американских подводников надёжным и безотказным оружием. Более-менее урегулированные вопросы с магнитными глубины взрывателями и датчиками хода дополнили непонятные осечки в работе взрывателей контактных. Как и следовало ожидать, Управление оружий снова прибегло к способу решения проблемы путём её полного игнорирования.

Неприятность контактного взрывателя

Спустя ровно месяц по окончании приказа Главнокомандующего Тихоокеанского флота США о запрете применения магнитных взрывателей случилось событие, максимально наглядно показавшее, что с проблемами торпед Mark 14 ещё далеко не покончено. И до этого многие начальники подлодок уже много раз докладывали, что с несложными и, казалось бы, на 100% надёжными и проверенными долгой эксплуатацией контактными взрывателями также не всё в порядке. Но этот инцидент был легко возмутительным.

оптимальнее ознакомиться с ним по рапорту капитана 3-го ранга Лоуренса «Дэна» Дэспита, начальника подлодки SS-283 «Тиноза». Это именно один из тех случаев, в то время, когда сухие формулировки документа передают происходящее значительно бросче, чем любой художественный пересказ.

«Большой торпедный скандал» iv: «не пробил!»

Лоуренс Р. Дэспит (уже в звании капитана 1-го ранга, 1945 год) и его подлодка SS-283 «Тиноза» практически сразу после спуска на воду 7 октября 1942 года. Источник: United States Navy Oficial Photograph #6162–42

24 июля 1943 года

05.55 Через перископ на большом подъёме найдена цель, идущая
курсом 162° (И), 90° по левому борту, расстояние около 32 000 м.
Начали сближение. Цель похожа на «Тонан-Мару №2».
08.09 Вышли на позицию прямо по курсу цели. Погружение.
08.23 Нашли цель. 35° по левому борту. Легли на курс сближения,
полный движение.
09.28 Пуск четырёх торпед. Как минимум два попадания.
09.32 Цель скинула четыре глубинных бомбы, одна тяжёлая.
09.34 Цель отвернула, 150° по левому борту, расстояние 1500 м.
Начинаем преследование.
09.38 Пуск двух торпед; два попадания. Экипаж подлодки слышал два
взрыва. Второе попадание в левую раковину привело к появлению
сильного дыма, цель утратила движение, практически срочно показался
крен на левый дифферент и борт на корму.
09.40 Четыре глубинные бомбы.
10.09 Продолжили внимательное наблюдение за целью и не нашли
показателей скорого затопления. Сблизились и произвели пуск одной
торпеды в левый борт. Попадание, звук столкновения услышан в
тот момент, в то время, когда я замечал громадной всплеск. Никакого видимого
результата. Цель выровняла крен и начала вести пламя по перископу
и торпедному следу из пулемётов и четырёхдюймовок.
10.11 Пуск 8-й торпеды. Попадание. Никакого видимого результата.
10.14 Пуск 9-й торпеды. Попадание. Никакого видимого результата. Цель
ведёт пламя при появлении перископа и по следам торпед на протяжении
их перемещения. Пересёк курс цели, дабы проверить наличие
противоторпедных сетей. Цель ими не оснащена.
10.39 Пуск 10-й торпеды. Попадание. Никакого видимого результата.
10.48 Пуск 11-й торпеды. Попадание. Никакого видимого результата.
Эта торпеда попала в кормовую часть левого борта, произвела
всплеск у борта, развернулась вправо и после этого выпрыгнула из воды
метрах в тридцати от кормы танкера.
Тяжело поверить, что я сам это видел.
10.50 Пуск 12-й торпеды. Попадание. Никакого результата.
11.00 Пуск 13-й торпеды. Попадание. Никакого результата. Ещё одна
циркуляция с целью попытаться с другого борта цели.
11.22 Засечён звук винтов на высоких оборотах.
11.25 Найден эсминец, приближающийся с востока.
11.31 Пуск 14-й торпеды. Попадание. Никакого результата.
11.32½ Пуск 15-й торпеды. Попадание. Никакого результата. Погружение.
Расстояние до эсминца 900 м. Слышали звук попадания торпеды в
танкер. Перископ уже убран. Взрыва не было. К тому времени было
решено сохранить последнюю торпеду для её изучения в базе.
11.42 Эсминец выполнил поиск, первая серия из трёх глубинных бомб.
Близко по левому борту. На 58 м ушли под термоклин.
11.47 Эсминец прошёл прямо над нами, по направлению от правой скулы
к левой раковине. Шум винтов отчётливо слышен на глубине 95 м.
11.48 Он об этом не знал.
11.56 Серия из четырёх глубинных бомб. Близко. Глубже нас. []
13.57 Перископная глубина. Танкер всё ещё на плаву, дифферент на
крен и корму на левый борт.

Несостоявшаяся жертва «Тинозы» – перестроенный из китобойной плавбазы танкер «Тонан-Мару №3», один из двух наибольших в Японском Императорском флоте (вместимостью до 23 000 тысячь киллограм нефти). Но кроме того двух сработавших торпед хватило, дабы повредить машинное отделение судна так серьёзно, что отбуксированный на базу в Труке (Каролинские острова) танкер употреблялся только как плавхранилище ГСМ впредь до собственной смерти 18 февраля 1944 г.
Источник: Imperial Japanese Navy Page (www.combinedfleet.com)

Возможно себе представить, до какой степени озверения должны были дойти экипаж и командир лодки к концу этого двухчасового упражнения в торпедной стрельбе по совершенной, фактически неподвижной цели типа «сидячая утка». Раз за разом контролируя торпеды, выходя на совершенную позицию – и видя только попадания без взрывов. И дело было кроме того не в том, что была потеряна такая «жирная» цель, на которую подводную лодку намерено вывели, опираясь на эти радиоразведки.

Дело было в необъяснимых событиях неудачи, в то время, когда друг за другом не взорвались как минимум 8 торпед, совсем точно попавших в цель. И адмирал Локвуд замечательно осознавал эмоции собственного подчинённого:

«Я ожидал проклятий и потока ругани, как в собственный адрес, так и в адрес Управления оружий, Торпедной станции в Ньюпорте, минно-торпедной мастерской базы И я не имел возможность его за это винить – 19 000-тонные танкеры на деревьях не растут. Но, думаю, Дэн к тому времени уже дошёл до для того чтобы градуса гнева, что у него просто не оставалось слов.»

Торпедой по горам

В это же время, эксперты минно-торпедной мастерской в Пёрл-Харборе шепетильно изучили доставленную капитаном 3-го ранга Дэспитом последнюю торпеду – и нашли её контактный взрыватель всецело исправным. Всё, чем «помогло» в этом случае Управление оружий, так это отправленным через несколько недель посланием от 31 августа, в котором опять рекомендовалось не умничать, а послушать экспертов и возвратиться к применению магнитных взрывателей.

К тому времени адмирал Локвуд в очередной раз решил функционировать в соответствии с принципом:

«Желаешь, дабы что-то было сделано надлежащим образом – сделай это сам».

Взяв санкцию Главнокомандующего Тихоокеанского флота Нимица, он назначил очередные «неофициальные опробования». Их идею выдвинул начальник 2-й эскадры подлодок, а помимо этого – изобретатель и талантливый инженер разного оборудования для подводных спасательных работ, и личного спасательного аппарата подводников, капитан 1-го ранга Чарльз Б. Момсен.

Для опробований были выделены только что принятая в состав флота подводная лодка SS-262 «Маскеллэндж» и спасательное судно АМ-22 «Виджэн», имевшее на борту водолазное оборудование. В качестве «мишени» был выбран уходящий на 30 метров под воду скалистый обрыв на островке Кахоолаве в центре Гавайского архипелага. Утром 31 августа 1943 г. подводная лодка вышла на расстояние 800 м от берега и произвела пуск боевой торпеды по подводной горе.

Контактный взрыватель сработал штатно, боевая часть взорвалась. Лодка поменяла позицию и произвела второй пуск. Опять взрыв.

Обрывистое южное побережье гавайского острова Кахоолаве, где происходили опробования. Современный вид.
Источник: издание «Maoi Magazine», 6–2015, photo by Bob Bangerter

Руководивший процессом глава торпедно-артиллерийской работы соединения капитан 2-го ранга Артур Г. Тейлор уже планировал прекратить тщетный расход дорогих и дефицитных снарядов, но напросившийся принимать участие в этих опробованиях начальник «Тинозы» капитан 3-го ранга Лоурэнс Дэспит настоял на продолжении, и его настойчивость была вознаграждена. Третья торпеда изобразила до боли привычный Дэспиту всплеск, вызванный не взрывом 230 кг тротила, а всего лишь разрывом резервуара со сжатым воздухом.

Рискуя судьбой, водолазы с «Виджена», возглавляемые лично капитаном 1-го ранга Момсеном, на 30-метровой глубине демонтировали покорёженную головную часть торпеды, нейтрализовали её и подняли на поверхность. В тот же сутки она была доставлена в минно-торпедную мастерскую базы подлодок в Пёрл-Харборе.

Изучение взрывателя поставило экспертов в тупик. Совокупность пребывала на боевом взводе, так что неприятности с предохранительным механизмом возможно было исключить. «Инерционное кольцо» сработало штатно, и боевая пружина отправила ударник к капсюлям-воспламенителям, но, "Наверное," удар бойков был через чур не сильный и не привёл к наколу капсюлей. Боевую пружину, ударник а также капсюли переставили на другой взрыватель и спустили его вручную. Капсюли благополучно сработали.

Словом, сейчас было совершенно верно как мы знаем, что неприятность существует, но в чём именно она содержится – необходимо было ещё лишь узнать.

Схема работы инерционных взрывателей Mark 4 и Mark 6 Mod. 1 : 1. Детонатор, 2. Капсюль, 3. Боёк, 4. Ударник, 5. Боевая пружина, 6. Закрывающий шарик, 7. Спусковой колпачок, 8. Инерционное кольцо.
Иллюстрация автора по данным из USNBDS, “Mine Disposal Handbook, Part II, U. S. Underwater Ordnance“

Продолжать обстрел береговых скал торпедами было бессмысленно. Во-первых, это было через чур затратно, да и недостаток торпед всё ещё некуда не убежал, а во-вторых – вряд ли это дало бы какую-либо дополнительную данные. Требовалось изыскать метод стабильно разгонять если не торпеды, то хотя бы головные части со взрывателями до скорости в 46 узлов [85 км/ч] на суше, «в контролируемых экспериментальных условиях».

«Линкорный» док как стенд для стрельбы торпедами

Офицеры-подводники скоро сообразили, что самый простой, недорогой и, основное, самый надёжный метод стабильно разгонять объёкты до одной и той же скорости – это их с одной и той же высоты. Для разгона до скорости 46 узлов, как нетрудно посчитать, требовалась высота сброса 28,5 м (сопротивлением воздуха в этом случае возможно пренебречь). В большой военно-морской базе, какой являлся Пёрл-Харбор, хватало громадных портальных кранов, а помимо этого в том месте были ещё и сухие доки, среди них и громадные «линкорные», с глубиной камеры в 14 м – уже добрая половина требуемой высоты.

Камера «линкорного» сухого дока №4 в Пёрл-Харборе. Источник: Library of Congress, Photo from Survey HAER HI-15

В одном из таких доков и совершили опробования, применяя в качестве «мишени» уложенную на дно плиту броневой стали, которую возможно было устанавливать под наклоном, имитируя разные углы встречи с целью. Потому, что в практических головных частях отсутствовало посадочное место под взрыватель, то употреблялись разряженные боевые головные части, в которых заряд взрывчатки заменялся балластом.

Всё это также хватало недешёвым наслаждением – головная часть торпеды со взрывателем стоила около 1000 долларов — во многом за счёт цены появлявшейся ненужной «магнитной составляющей». Но, в любом случае, это было на порядок дешевле, чем расстреливать боевые торпеды ценою в четверть среднего танка либо одномоторного истребителя любая.

Опробования разрешили узнать, что при «совершенного» угла встречи в 90° возможность осечки взрывателя достигала 70%. При угле встречи в 45° количество осечек уменьшалось в два раза, а при 30° и менее взрыватель срабатывал безотказно. Это отлично соответствовало случаю с «Тинозой», в то время, когда взорвались только торпеды, разрешённые войти с неудобного угла «вдогон» танкеру, тогда как пуски, произведённые с совершенной позиции перпендикулярно в борт неподвижного судна, привели только к серии осечек.

Боевая головная часть торпеды Mark 14–3A со взрывателем.
Источник: Bureau of Ordnance, OP 635 “Torpedoes Mark 14 and 23 Types“, 1945

Ну, а основное — выяснилась и обстоятельство этих осечек. Как ни необычно, они были позваны тем же причиной, что и решённая уже неприятность с глубиной хода. В частности – резким повышением скорости новой торпеды. Контактная (либо «инерционная») составляющая комбинированного магнитно-контактного взрывателя Mark 6 была полностью, без каких или трансформаций унаследована от прошлой чисто контактной модели Mark 4, созданной ещё в 1910-х годах.

На 1943 год взрыватели Mark 4 продолжали удачно и без нареканий употребляться не только на устаревших подлодочных торпедах Mark 10, но и на авиаторпедах Mark 13, а также новейших электрических Mark 18. Снова сработал принцип «для чего улучшать то, что и без того замечательно трудится», причём в этом случае обращение снова шла о конструкции, многократно испытанной, в том числе и в боевых условиях Первой мировой.

Но то, что прекрасно трудилось на скоростях встречи с целью в 30–35 узлов [55–65 км/ч], прекратило трудиться на 46 узлах [85 км/ч]. Неприятность пребывала в том, что канал, по которому ударник двигался к капсюлю, размешался перпендикулярно ходу торпеды. Исходя из этого при столкновении с бортом цели инерция прижимала ударник к «передней» стенке канала в момент перемещения к капсюлю.

Повышение скорости столкновения более чем на треть усиливало данный прижим, соответственно и силу трения, тормозившую ударник, более чем в 1,7 раза. При столкновении под острым углом («скользящий удар») время торможения со скорости в 46 узлов до нуля было больше, что уменьшало перегрузку, так что импульса боевой пружины всё ещё хватало чтобы боёк наколол капсюль. Но при столкновении под углом, родным к 90°, другими словами при минимальном времени торможения и большой перегрузке, чаще побеждала уже сила трения.

Ход назад

В некоторых статьях на тему «Громадного торпедного скандала» возможно встретить версию, что осечки были позваны тем, что в следствии перегрузки ударник отклонялся в сторону, почему бойки просто не попадали по капсюлям. Но, как нетрудно убедиться из представленной выше схемы, подобный вариант был неосуществим легко конструктивно.

Безотказно действующий при малых скоростях контактный взрыватель Mark 4 (будет в состоянии срабатывания). Его конструкция была без трансформаций использована при создании магнитно-контактного взрывателя Mark 6 Mod 1.
Источник: PT Boat Forum (www.ptboatforum.com)

Строго говоря, ветераны-конструкторы, разрабатывавшие взрыватели прошлого поколения ещё в 1910-х годах, postfactum отыскали в памяти, что подобная неприятность появлялась уже у них – кроме того на меньших скоростях. Но тогда она была скоро распознана на протяжении натурных опробований и «побеждена» очевидным усилением боевой пружины.

А при комбинированного магнитно-контактного взрывателя Mark 6, как мы не забываем, сдаточные опробования ограничились одним-единственным успешным срабатыванием магнитного детектора нового взрывателя на протяжении одной-единственной серии опробований во второй половине 20-ых годов XX века. Его контактная («инерционная») составляющая по большому счету ни при каких обстоятельствах намерено не испытывалась.

Результаты стрельбы по прибрежным горам Кахоолаве и упражнений в сухом доке Пёрл-Харбора были сказаны экспертам Торпедной станции в Ньюпорте. Прижатые в очередной раз к стенке, те вынуждены были произвести подобные опробования и у себя. Результатом стало уверения и наличия очередное признание проблемы в том, что главные и единственные американские эксперты по торпедам трудятся над её ответом.

Текущие советы, находившиеся в ответе от 16 сентября, свелись к предложению перевести до тех пор пока все торпеды на «дальнобойный режим», другими словами на пониженную скорость в 30,5 узлов, при которой контактный взрыватель обязан трудиться без сбоев.

Как нетрудно додуматься, приступа энтузиазма эта совет у подводников не позвала. В штабе подводных сил Тихоокеанского флота США мрачно шутили, что в следующем собственном послании Управление оружий наверняка предложит возвратиться если не к тарану а-ля «Наутилус» Жюля Верна (либо предложенному в полемическом запале адмиралом Локвудом «крюку для срывания страниц обшивки»), то, как минимум, к ветхим, хорошим и предельно надёжным шестовым минам примера XIX века.

литература и Источники:

  • 1. U.S.S. Tinosa (SS 283) – Report of Second War Patrol. August 4, 1943.
  • 2. ComSubPac to Cominch – Patrol Report No. 231, Serial 0171. August 10, 1943.
  • 3. USNBDS, “Mine Disposal Handbook, Part II, U. S. Underwater Ordnance“, 1945.
  • 4. Bureau of Ordnance, Ordnance Pamphlet 635 “Torpedoes Mark 14 and 23 Types“, 1945.
  • 5. Theodore Roscoe, Richard G. Voge, “U. S. Submarine Operations in World War II”, 1949.
  • 6. Charles A. Lockwood, “Sink ’em All: Submarine Warfare in the Pacific”, 1951.
  • 7. Clay Blair, “Silent Victory: The US Submarine War Against Japan”, 1975.
  • 8. Frederick J. Milford, “US Navy Torpedoes”, The Submarine Review, October 1996.

источник: http://warspot.ru/4944-bolshoy-torpednyy-skandal-ne-probil

Гриля не пробил…

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: