«Большой хлопок» барнса уоллеса

      Комментарии к записи «Большой хлопок» барнса уоллеса отключены

Словосочетание Grand Slam («Громадный шлем») в наши дни известно в первую очередь поклонникам тенниса — так именуется серия из четырёх самых респектабельных турниров. Но у британского слова slam имеется ещё пара значений. Одно из них – «хлопок». Наименование Grand Slam («Громадный хлопок») носила самая громадная и самая замечательная неядерная бомба Второй мировой.

Первый случай её боевого применения случился ровно 71 годом ранее — 14 марта 1945 года.

Изобретатель широкого профиля

В большинстве случаев, в то время, когда речь идет о «чудо-оружии» времён Второй мировой войны, вспоминают Германию с её бессчётными Wunderwaffe. Но бомбу «Громадной хлопок», которая также в полной мере может претендовать на звание «чудо-оружия», создал англичанин Барнс Уоллес — человек необычной судьбы. Его работа на компанию «Виккерс» началась ещё до Первой мировой и длилась впредь до выхода на пенсию в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

«Большой хлопок» барнса уоллеса
Барнс Уоллес за чертёжной доской, послевоенное фото

В 1920-х Уоллес спроектировал R.100 — один из самых известных и прекрасных дирижаблей Британии с революционной обшивкой из дюралюминия. Он имел возможность взять на борт 100 пассажиров, 10 тысячь киллограм груза и перелететь через Атлантику. Уоллес в первый раз применил геодезическую конструкцию при проектировании каркаса газового баллона дирижабля. Таковой каркас складывался из сетки стержней, расположенных на малейших расстояниях между точками криволинейной поверхности, и не имел внутренних растяжек.

В следствии совокупность получалась заметно легче, чем классическая.

R.100 в полёте — рисунок одного из авиаторов

С применением тех же правил позднее Уоллес спроектировал «Виккерс Уэллсли» — один из самые выдающихся британских бомбардировщиков периода между Первой и Второй мировыми войнами. В ноябре 1938 года три этих самолёта смогли долететь от Исмаилии в Египте до Дарвина в Австралии, установив безотносительный всемирный рекорд, что будет побит только на В-29 во второй половине 40-ых годов двадцатого века. А для одномоторного поршневого самолёта и для полёта в группе данный рекорд не побит до сих пор.

После этого Уоллес создаёт «Веллингтон» — базу английских бомбардировочных сил первой половины войны. Он стал и самым массовым многомоторным британским бомбардировщиком. Последние «Веллингтоны» использовались как учебные ещё в начале 50-х годов.

С началом Второй мировой Уоллес задумался, чем ещё он может оказать помощь отчизне. Не смотря на то, что замыслы по бомбардировке Германии существовали ещё в 30-е годы, поразить ответственные цели было не так-то легко. Кроме того в первой половине 40-ых годов двадцатого века менее 10% скинутых ночью бомб падало в пределах пяти миль от назначенной мишени.

К тому же многие объекты были рассредоточены, что не разрешало накрыть их маленьким числом рейдов.

Уоллес внес предложение нападать прежде всего такие объекты, каковые нереально рассредоточить чисто физически, другими словами плотины, виадуки, мосты, шахты, нефтяные скважины и другие подобные сооружения. На них теоретически возможно было бы скинуть всего одну бомбу — но весьма громадную. К примеру, весом около 10 т (либо 22 000 фунтов), при весе взрывчатки в в 7 т. В случае если такую бомбу скинуть с высоты более 12 км, то она, превысив скорость звука, уйдёт глубоко в почву и лишь тогда взорвётся.

Сотрясение от взрыва уничтожит цель — так что кроме того не потребуется прямое попадание.

Но ни таких бомб, ни самолётов ещё не существовало кроме того в проекте. Имеющиеся у британцев авиабомбы весили до 1000 фунтов (450 кг). Причём заказ на 1000-фунтовые бомбы был размещён только спустя полгода по окончании начала войны. Уоллес сам придумал громадный шестимоторный бомбардировщик весом в 50 тысячь киллограм, чьей защитой обязана были помогать высота полёта (до 14 км) и скорость (до 510 км/ч).

Но в мае 1941 года штаб ВВС ответил отказом Уоллесу на его предложения и по бомбе, и по самолёту, что вряд ли успели бы достроить ранее окончания войны.

Воплощение в судьбу диснеевских фантазий

Примечательно, что в мультипликационном фильме Диснея «Воздушная мощь — путь к победе» 1943 года демонстрируются многие идеи, совпадающие с начальными планами Уоллеса. Но в действительности Уоллесу было нужно «пойти вторым путём» и создавать сперва весьма необыкновенную конструкцию. Итогом его работы стала одна из самых необыкновенных авиационных операций за всю войну с применением прыгающей бомбы.

Успешное разрушение плотины на Руре творением Уоллеса так впечатлило главу бомбардировочного руководства Королевских ВВС Артура Харриса, что он сообщил Уоллесу: «Сейчас вы имеете возможность реализовать мне розового слона».

Перспективные бомбы по Диснею

Слона Уоллес реализовывать не стал, а вот тяжёлые бомбы опять внес предложение. Дело в том, что виадуки и каналы часто выдерживали кроме того близкий разрыв бомбы-«блокбастера» в 12 000 фунтов (около 5 т). «Блокбастер» для большего количества взрывчатки в имел через чур узкий корпус, исходя из этого не имел возможности очень сильно углубиться в почву.

Семейство новых бомб Уоллеса изначально планировалось в двух вариантах: «Громадной» (Large) весом 10 т, и «Cредний» (Medium) — «всего» 6 т. Уоллесу намекнули, что гигантомания пока не требуется, и он сосредоточился на втором изделии, которое взяло окончательное наименование «Толлбой» (Tallboy — «верзила»). Стабилизаторы бомбы были расположены так, дабы при падении она закручивалась около собственной оси и не рыскала.

Английские авиабомбы периода Второй мировой войны

Первые «Толлбои» были скинуты 8 июня 1944 года на ЖД туннель у бугра Сомюр в равнине Луары. Одна из бомб пробила меловой бугор и взорвалась в туннеле, всецело уничтожив его. В следующие полгода «в расход» против укрытий подводных лодок, позиций ракет ФАУ а также линейного корабля «Тирпиц», не считая вторых целей, ушло более чем 700 сейсмических бомб.

В большинстве случаев, их сбрасывала 617-я эскадрилья, «специалист» в правильном бомбометании — давать дорогие бомбы штучного выпуска простым пилотам было бы через чур накладно.

Бомбы Grand Slam

В июле 1944 английское Министерство авиапромышленности наконец дало согласие начать выпуск десятитонных бомб, поставка которых планировалась В первую очередь 1945 года. Очень прочный корпус бомбы потребовал закалки в масле и других тонкостей в обработке. По окончании того как вовнутрь стоячей бомбы заливалась взрывчатка, нужно было ожидать около месяца, пока торпекс (бризантное вещество, в полтора раза более замечательное, чем тротил) затвердеет.

На опробованиях 13 марта первый скинутый Grand Slam покинул воронку практически в 40 м шириной и более девяти метров глубиной. И уже на следующий сутки (в случае если правильнее – ночь) произошло первое боевое использование нового оружия.

Первый раз

Под весом таковой тяжёлой бомбы кроме того плоскости крыла четырёхмоторного «Ланкастера» в полёте мало деформировались. Дабы она хотя бы частично влезла в самолёт, было нужно снять створки бомболюка. Помимо этого, с «Ланкастера» снимали пулемётные турели (не считая хвостовых) и радио — для облегчения носителя.

Но устанавливали более замечательные моторы «Мерлин 24».

Из 20 назначенных на задание «Ланкастеров» только две автомобили, под руководством Фоквайра и Кальдера, несли супербомбы (больше в то время их просто не было). Но при взлёте у автомобили Фоквайра отказал один из моторов. Не хотя упускать шанса, начальник эскадрильи Фоквайр выскочил наружу и ринулся к «Ланкастеру» Кальдера, но тот не осознал намёков бегущего рядом начальника и улетел.

Целью налёта был ЖД виадук у города Билефельд в Вестфалии, на что уже скинули 3000 тысячь киллограм бомб, включая «Толлбои», но без особенного результата. Не обращая внимания на маленькую облачность у цели, Кальдер удачно совершил бомбометание с высоты менее 12 000 футов (порядка 3,5 км). По окончании сброса бомбы самолёт подбросило в атмосферу на полтораста метров, но пилоту удалось сохранить управление.

Спустя 35 секунд бомба достигла почвы, уйдя вглубь приблизительно на 30 м и подняв маленькое облако грязи рядом с виадуком. Через 11 секунд сработал взрыватель с замедлением. В то время, когда по окончании ужасного взрыва рассеялся дым, около 80 метров прочной кладки .

При взрыве появилась огромная подземная полость, и арки виадука, лишившись опоры, упали вниз. Все самолёты, участвовавшие в налёте, благополучно возвратились на базу.

первое и Сборка боевое использование бомбы Grand Slam

Не смотря на то, что Фоквайр так и не забыл обиду Кальдера, он советовал подчинённого ко второму ордену «За выдающиеся заслуги». Оный Кальдер и взял в июне 1945-го.

Английской индустрии заказали 400 десятитонных сейсмических бомб, ещё 200 штук собирались произвести в Соединенных Штатах. Но эти замыслы остались не выполненными. За время войны успели применить только 41 «Грэнд Слэм» (и 854 «Толлбоя»). «Громадные хлопки» при условии правильного бомбометания были весьма действенным оружием и пробивали кроме того бетонные крыши укрытий для подлодок толщиной в 4,5 м. Ещё 57 собранных бомб так и остались без дела.

По окончании войны их испытывали на американских бомбардировщиках В-29, причём и эти самолёты несли их снаружи. Сейчас «дожило» только пять таких бомб, хранящихся в разных английских музеях.

Пробитое бомбой Grand Slam укрытие германских подлодок

источники и Литература:

  • Bateman Alex. No 617 »Dambusters» Sqn. Osprey Publishing, October 2009
  • Buttler, Tony. Secret Projects: British Fighters and Bombers 1935?1950 (British Secret Projects 3). Leicester, UK, Midland Publishing, 2004.
  • Ford Brian. Secret Weapons. Osprey Publishing, 2013
  • Levine, Alan J. The Strategic Bombing of Germany, 1940–1945. Westport, Connecticut, Greenwood Publishing Group, 1992.
  • Gye Hugo. Revealed: The birthplace of Barnes Wallis’s other top secret weapon, the 22,000lb Grand Slam bomb. dailymail.co.uk
  • Royal Air Force Bomber Command 60th Anniversary. Campaign Diary. raf.mod.uk
  • Брикхилл П. Убийцы судов / Баркер Р. Затопить Германию! — М.: ACT, 2001.
  • sirbarneswallis.com

Разведопрос: историк Егор Яковлев про историю США

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Реактивные самолёты германии. могли ли они изменить ход войны?

    (Аннотация Redstar72: Этот материал выкладывается в продолжение темы, поднятой сотрудником Борода в темах Переиграем Курскую дугу и Реактивные…

  • Истребители второй мировой

    Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на различных языках приводят к ассоциации со стремительными и грозными самолетами,…

  • 22 Июня 1941 года. сражение за небо

    Сегодняшняя тема лекции – сражение в небе 22 июня 1941-го, противостояние Красной Армии и Люфтваффе. Сейчас будем говорить как конкретно о сражении, так…

  • Бристоль «бакингэм»

    Двухмоторный двухкилевой бомбардировщик Бристоль Бэкингэм Самолет с фирменным индексом «тип 163» вспоминал как трехместный бомбардировщик на базе…

  • Авиация против исламистов: первый опыт

    С окончанием Первой Мировой над показавшимися в её ходе в Англии Королевскими ВВС (КВВС) всерьёз нависла угроза ликвидации. Начальнику штаба КВВС маршалу…

  • Глава 4. на другом берегу. (часть i)

    Занимательный цикл статей из жж глубокоуважаемого Николая Колядко ака midnike. На родине авиации развитие её военно-морского направления начиналось…