Большой гарик

      Комментарии к записи Большой гарик отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

13 июня 1514 года вступил в строй наибольший боевой корабль, выстроенный в Европе за всю ее прошлую историю, если не считать полулегендарные морские гиганты античности. Корабль, сделанный по приказу король Англии Генриха Восьмого, воображал собой четырехмачтовую каракку длиной около 50 метров (без бушприта), шириной — 12,5 метров и полным водоизмещением 1500 тысячь киллограм. Высота борта составляла 8 метров, осадка — 5. Это весьма внушительное, по тем временам, судно стало первой важной заявкой Британии на роль сильнейшей морской законодателя и державы всемирный корабельной моды.

Корабль строился два года на Вулвичской судоверфи. По окончании спуска на воду его назвали по-французски в честь короля Анри Грэйс а`Дью, что возможно перевести как Благословленный Всевышним Генрих. Британская знать в те годы (как и русская три века спустя) предпочитала изъясняться по-французски.

В обиходе это языколомное для британских матросов наименование сразу же превратилось в маленькое Грэйт Хэрри, другими словами, Великий Хэрри.

Хэрри имел две закрытые высокие надстройки и орудийные палубы на юте и баке. На нижних палубах размещались 43 тяжелых металлических и медных орудия на колесных лафетах, а в надстройках и на верхней палубе — 141 вертлюжный фальконет. Так, оружие корабля составили 184 пушки — невиданный показатель по тем временам.

Команда складывалась из 700 офицеров и матросов. Дополнительно Хэрри имел возможность брать на борт до 300 воинов для применения их в абордажных битвах либо в качестве морской пехоты. Само собой разумеется, при таких условиях теснота на палубах была ужаснейшая, но тогда это считалось нормой.

вести войну гиганту практически не было нужно, но именно на нем Генрих Восьмой в первой половине 20-ых годов шестнадцатого века прибыл к французскому берегу для переговоров с сотрудником Франциском на Поле золотой парчи. В 1545 году уже достаточно ветхий корабль принимал участие в морском сражении с французами при Соленте, но не отметился ничем выдающимся. И вдобавок через восемь лет он, по одним данным, сгорел от опрокинутой свечки, а по вторым — был выкинут штормом на берег, где и сгнил.

Для Европы начала XVI века Грэйт Хэрри, непременно, был громадным достижением, но, китайцев, кроме того живших за 100 лет до этого, его размеры бы очевидно не впечатлили. Так как в Поднебесной империи уже тогда умели строить суда, в два раза более большие, чем данный шедевр английского судостроения.

Большой гарик

фантазйное изображение Анри Грэйс а`Дью из книги XIX века. Внизу — две современные реконструкции внешнего вида этого судна.

источник: http://vikond65.livejournal.com/493694.html

Вечерний Ургант — Гарик Мартиросян. 758 выпуск от 10.02.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: