Большие судьбы маленьких крейсеров

      Комментарии к записи Большие судьбы маленьких крейсеров отключены

Отложил на время работу над линкором и решил возвратиться к «малым формам». Сравнительно не так давно глубокоуважаемый сотрудник dragon.nur внес предложение идею прелестного крейсера. Правильнее, ну, о-о-очень громадного контрминоносца. Вот я и поразмыслил – «А почему бы и нет?». Кораблик маленькой, недорогой. Всяко был бы нам нужен на протяжении русско-японской войны.

Итак, мелкий «охотник за головами».

В русском Главном Морском Штабе (ГМШ), оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на проектирование «малого» крейсера для Тихоокеанского театра начало формироваться в 1895 году, сразу же по окончании ухудшения взаимоотношений с Японией. Японская «Громадная судостроительная программа на 1895—1902 гг.», кроме больших кораблей ВМФ, предусматривала размещение в Англии и США заказов на постройку новых «малых» крейсеров и техническую модернизацию ветхих крейсеров «эльсвикского типа» с установкой новейшего артиллерийского оружия компании «Армстронг».

С ноября 1895 года по декабрь 1897 года на заседаниях по вопросам усиления русских ВМС на Тихом океане, например, обсуждался вопрос: необходимы ли при эскадре малые крейсеры-разведчики водоизмещением в 2000?3000 т.?… Этот вопрос появился в связи с тем, что малые крейсера уступают средним крейсерам в скорости, мореходности, дальности плавания, оружии, но благодаря меньшего водоизмещения на их проектирование и постройку требовалось относительно меньше средств. Помимо этого, предполагалось, что малые крейсера смогут заменить на Тихоокеанском театре устаревшие мореходные канонерские лодки и будут противодействовать превосходящим миноносным силам соперника.

С 12 по 18 декабря 1897 года кое-какие участники заседаний письменно изложили собственные мысли довольно нужных на Тихом океане сил В частности:

Адмирал И. М. Диков главным качеством крейсера полагал скорость, для которой следовало жертвовать всеми остальными элементами, потому что быстроходный корабль «может и обязан уклониться от всякого боя, на протяжении разведки, заботясь не о боевом отличии и мелких победах личного состава, а об выполнении данного ему поручения».

Адмирал Е. И. Алексеев полагал, что при эскадре должно находится «четыре крейсера-разведчика водоизмещением 3000?3500 тысячь киллограм и четыре — менее 1500 тысячь киллограм». Задачи перед крейсерами маленького водоизмещения он ставил следующие: «помогать при эскадре форзейлями, разведчиками, посыльными крейсерами для передачи серьёзных и спешных поручений раздельно оперирующим от флота отрядам либо судам». Самые малые из указанных им судов предназначались кроме этого для промеров, рекогносцировок у берегов и при входах в порты.

27 декабря 1897 года, на протяжении итогового заседания, под руководством генерал-адмирала (в присутствии адмиралов: управляющий Морским министерством П. П. Тыртов 1-й, Н. И. Казнаков, В. П. Верховский, И. М. Диков, С. П. Тыртов 2-й, С. О. Макаров, Ф. К. Авелан и Е. И. Алексеев), генерал-адмирал, не сомневавшийся в необходимости крейсеров I ранга, поставил вопрос о целесообразности постройки вместо 10 малых разведчиков еще одного либо двух эскадренных броненосцев Но заседание с ним решительно не дало согласие, в связи с тем, что, не считая другого, крейсерами водоизмещением в 2000?2500 т., предполагалось заменить в эскадре Тихого океана устаревшие канонерские лодки («Кореец», «Манджур», «Гремящий» и другие)…

В Марте 1898 года Морской технический комитет (МТК) создал программу — тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование крейсера II ранга, в которой были выяснены главные тактико-технические элементы: водоизмещение — не более 3000 тысячь киллограм (при обычном запасе угля — 360 т), объем угольных ям обязан обеспечить дальность плавания 5000 миль при экономической скорости 10 уз.; громаднейшая скорость — 25 уз; состав оружия: 6?1-120-мм; 6?1-47-мм орудий и одна десантная пушка Барановского; минное оружие — шесть аппаратов с 12 торпедами, 25 якорей и мин 30 заграждения к ним; броневая палуба — «вероятной толщины». Документ был утвержден главой МТК адмиралом И. М. главными и Диковым инспекторами: кораблестроения — Н. Е. Кутейниковым, артиллерии — генералом А. С. Кротковым, минного дела — адмиралом К. С. Остелецким, механической части — Н. Г. Нозиковым. Параллельно была кроме этого создана программа на проектирование крейсера того же водоизмещения, но со скоростью 30 узлов

В конкурс на право заключения договора на постройку и проектирование малого быстроходного крейсера-разведчика, включились компании: германские: «Ховальдтсверке» (г. Киль), «Ф. Шихау», «Крупп», «АГ Вулкан Штетин»; британские: «Лондон энд Глазго инжениеринг энд айрон шипбилдинг компани» и «Лейрд»; итальянская — «Ансальдо»; французская — Общество «Шантье де ла Жиронд» (г. Бордо); датская компания «Бурмейстер Вайн», и Невский судостроительный завод при техпомощи британских компаний.

Также за проект пробовали бороться общество судостроительных, механических и литейных фабрик в Николаеве, Товарищество механического и чугунолитейного завода Беллино-Фендерих в Одессе, столичные – Охтинский судостроительный компании «Крейтон и К°», Судо- и машиностроительный завод «Ланге и сын» в Риге, Сормовский и Машино и мостостроительный завод в Гельсингфорсе. Первой на заявленный МТК конкурс отозвалась германская компания «Ховальдтсверке» из Киля.

Её поверенный Ф.Гох 10 апреля 1898 года взял в ГУКиС требования к «25-узловому», а через сутки — и к «30-узловому» крейсерам Уже 28 апреля последовал ответ, что в первом случае крейсер будет иметь длину 103,63 м, ширину 12,8 м, осадку 4,88 м. Проект предусматривал установку двух вертикальных автомобилей тройного расширения мощностью по 9000 л.с. любая и водотрубных котлов Торникрофта. Прилагался расчет, из которого следовало, что с целью достижения кораблем 30 уз нужна машина в 25 000 л.с., масса которой составит не меньше 1900?2000 т, и при заданном водоизмещении — 3000 тысячь киллограм, на корпус, топливо и артиллерию остается всего 1000 т И. М. Диков счел эти расчётные доводы убедительными и, препровождая документы на рассмотрение в кораблестроительное отделение, сопроводил их резолюцией: «Полагаю, что 25-узловой движение достаточен. Больше потребовать чуть ли вероятно».

В июне 1898 года на рассмотрение в МТК поступил проект итальянской компании «Ансальдо». В начальном варианте предполагалось применение двух автомобилей с шестью цилиндрами любая, во втором — с четырьмя цилиндрами. И в том и другом случае 14 котлов Ярроу должны были обеспечить развитие суммарной мощности в 16 500 л.с.

Толщина броневой палубы пребывала в пределах от 20 до 50 мм, боевая рубка с толщиной стенок 125 мм.

Проект Невского судостроительного завода был создан при техпомощи британцев, включал: корпусную часть выполнил инженер Э.Рид, механическую часть — разработки компании «Модсли, Филд энд сан». Крейсер должен был иметь длину 117 м и ширину 12,2 м, другими словами отличался очень громадным, для того времени, отношением длины к ширине — 9,6. Проектное водоизмещение составляло 3200 тысячь киллограм, бронезащита в горизонтальной части палубы и в оконечностях — 30 мм, на скатах у котлов и машин — 80 мм.

Пар для двух автомобилей обеспечили 16 котлов Ярроу, артиллерийское вооружение и скорость соответствовали заданию, минное — уменьшено до четырех аппаратов.

Представили собственные чертежи так же и германские компании — «Ф. Шихау» и «Крупп».

3 июля 1898 года, на совещании МТК, все проекты были рассмотрены и оценены на неофициальной конкурсной базе В итоге, лучшим был признан вариант «Шихау» со скоростью 25 уз (имелся еще и 28-узловой, но эта скорость достигалась за счет ослабления вооружения и бронирования).

5 августа 1898 года глава ГУКиС адмирал В. П. Верховский и воображавший в Российской Федерации интересы компании «Ф. Шихау» Р. А. Цизе подписали договор на постройку будущего «Новика».

В первой половине 90-ых годов XIX века германская компания «Вулкан» купила маленькую верфь «Томас Шмидт», г. Ревель. С 1893 по 1895 года верфь перестроили для возможности строительства судов более чем 6000 тысячь киллограм. В 1895 году на верфь «Шмидт-Вулкан» поступил юный корабельный инженер Алексей Павлович Кутайсов, тесно связанный с русским флотом.

Он-то и внес предложение управлению «АГ Вулкан Штетин» принимать участие в конкурсе. Широкого опыта в проектировании крейсеров у него не было. Не мудрствуя лукаво, он решил проектировать будущий крейсер для противодействия миноносцам в виде гибрида крейсера и увеличенного эскадренного миноносца. При водоизмещении в 1500 тысячь киллограм, корабль должен был развить скорость в 30 узлов.

Такая скорость впечатлила МТК, но оружие при данном водоизмещении было очевидно слабоватым и складывалось из 4х1х75-мм и 4х47-мм орудий. Проект был отвергнут в пользу Шихау.

Однако, пронырливый и пробивной А.П. Кутайсов, применяя происхождение и свои связи (а он был внучатым племянником храбреца войны 1812 года, графа Александра Кутайсова), пробился на прием к адмиралу Е. И. Алексееву. Алексеев, являясь приверженцем больших скоростей и малых крейсеров, принял деятельное участие в проекте молодого инженера.

Помимо этого, ему удалось заручиться помощью адмирала Ивана Михайловича Дикова, что, как уже было сообщено выше, полагал скорость, для которой следовало жертвовать всеми остальными элементами, потому что быстроходный корабль «может и обязан уклониться от всякого боя, на протяжении разведки, заботясь не о боевом отличии и мелких победах личного состава, а об выполнении данного ему поручения». Русская бюрократическая машина скрипнула и медлено получила.

В октябре 1898 года проект Вулкана-Кутайсова был рассмотрен в МТК, как внеконкурсный. Практически сразу же он подвергся разгрому. Сказалась недостаточность знаний Кутайсова по проектированию крейсеров.

В нем не нравилось решительно все. И малое водоизмещение, и не сильный оружие. Помимо этого, члены комитета полагали, совсем недостаточное бронирование (отсутствие броневого пояса) с его явной избыточностью (палуба — 35 мм, в районе котлов 35+20, рубка 40 мм, щиты орудий – 25 мм.). Наряду с этим они справедливо подмечали, что при таком бронировании ВИ возрастет до 1700-1800 тысячь киллограм и достигнуть скорости в 30 узлов будет нереально. Приводили к мореходные качества и манёвренность корабля.

Но, справедливости для, члены рабочей группы отметили хорошее отношение длины к ширине корабля 9,7:1,0 и очевидную дешевизну крейсера. А.П. Кутайсов полагал, что цена крейсера не превысит 1 млн. рублей.

Казалось, что по окончании для того чтобы разгрома Кутайсов откажется от проекта. Но тут в дело вмешалось управление верфи «Вулкан». Им импонировали упорство и настойчивость молодого, но без сомнений гениального инженера, и его связи в высших сферах Российского императорского флота.

Помимо этого, если бы дело выгорело, то «Вулкан» ожидал большой куш в виде армейского заказа от морского ведомства России. В следствии сотрудничества Кутайсова и Вулкана, проект был полностью переработан в соответствии с требовании МТК.

Летом 1899 года, заручившись рекомендациями от Дикова и Алексеева, Кутайсов снова направился на штурм МТК. Сейчас отзывы были очень благосклонны. Бронирование было заметно облегчено, и не смотря на то, что оно признавалось совсем недостаточным, однако, для противодействия миноносцам соперника его сочли допустимым. «Вулкан» жаждал протолкнуть собственные котлы.

Но Кутайсову было «рекомендовано» установить котлы Ярроу, миноносного типа, производства Харьковского паровозостроительного завода, со смешанным (уголь/нефть) мощностью и сжиганием топлива по 1750 л.с. любой. Дебаты разгорелись по поводу оружия. Крейсер был очевидно не полноценный, но оружие русские адмиралы желали как у полноценного.

Кутайсов внес предложение вариант с 4-я орудиями. Наряду с этим носовое и кормовое орудие должны были быть 120-мм, а два 75-мм орудия размешаться побортно. Адмиралы желали два варианта: или 4х1х120 мм. орудиями, или с 5-ю орудиями: 3х1х120 мм и 2х1х75-мм побортно. Кутайсову еле удалось уговорить участников МТК, что такие варианты ухудшат скоростные характеристики корабля.

В итоге, победил миноносный вариант с 3-я 120-мм орудиями, расположенными в диаметральной плоскости. Крейсер кроме этого взял один 381-мм торпедный аппарат. Что же до мореходности, дальности хода, обитаемости и манёвренности экипажа, то её сочли хоть и недостаточными, но соответствующими столь малому крейсеру.

Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века на совещании МТК проект был признан удовлетворительным.

«АГ Вулкан» не удалось взять целый заказ. На реализацию ему было передано лишь 2 крейсера, помимо этого за 175 тыс. руб. у него была выкуплена вся научно-техническая документация на строящиеся крейсера. Один из крейсеров был заложен на «АГ Вулкан Штетин» в г. Штетине, второй на «Шмидт-Вулкан» в Ревеле.

Постройку еще двух крейсеров поручили «АО Крейтон и К°, корабельная верфь и Механический завод» г. Або. Один крейсер строил Судо- и машиностроительный завод «Ланге и сын» в Риге, и вдобавок один заказ был передан на верфи Sandvikens Skeepsdocka (Сандвикский док) в Гельсингфорсе.

Первый крейсер в 1901 году сдала верфь «АГ Вулкан». На опробованиях крейсер превысил проектную мощность, продемонстрировав 1950 л.с. (15600 л.с.) и скорость – 29,5 узлов. К сожалению это был самый большой итог продемонстрированный крейсерами.

Простая скорость при форсаже не превышала 29 узлов, а скорость крейсеров, выстроенных на Крейтоне, в Або, по большому счету не превышала 28,5 узлов.

Однако, с 1901 по 1902 год серия из 6-ти крейсеров вошла в строй. Так как крейсера строились по программе 1898 года « для потребностей Дальнего Востока», то и заглавия они взяли исследователей и первооткрывателей Дальнего Востока – «Михаил Корсаков», «Николай Буссе», «Осип Биллингс», «Василий Головнин», «Николай Хвостов», «Алексей Чириков». Помимо этого цена крейсеров и в самом деле была маленькой. Крейсера, выстроенные на «АГ Вулкан» обошлись казне в среднем по 1 550 000 руб.

Выстроенные в Российской Федерации – 1 420 000 руб.

Большие судьбы маленьких крейсеров

Крейсер-контрминоносец III ранга «Михаил Корсаков»

Водоизмещение: 1470 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 95,5х9,8х3,1 м. СУ: 2 ПМ, 8 ПК, 15 200 л.с. Макс. скор. – 29,2 узла., Дальность – 2800 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 20 мм, щиты орудий – 8 мм, рубка – 20 мм.

Оружие: 3х1х120-мм/45, 2х1х47-мм, 2 пулемета, 1х1х381-мм надводный ТА. Запас тонн – 100 тонн нефти и 170 топлива угля.

Не обращая внимания на бессчётные нарекания, крейсер вышел хорошим. Продолжительно гадали, как выяснить его классификацию. Так как главной задачей крейсера было противодействие вражеским миноносцам, то в итоге решили в официальных документах именовать – крейсер-контрминоносец III класса.

Но лишь контрминоносными функциями задачи крейсера не исчерпывались. Он мог быть и ближним эскадренным разведчиком, и фаворитом миноносцев, и фактически контрминоносцем, и крейсером для независимого крейсирования, и посыльным судном. Имел возможность поддерживать высадку десантов, являться пограничным крейсером и стационером в любом порту, демонстрируя русский флаг.

Имея очень высокую скорость, он имел возможность являться дипломатическим судном, доставляя самые важные документы, не предназначенные для передачи почтой либо телеграфом.

С 1902 по 1903 год 4 из 6-ти крейсеров («Михаил Корсаков», «Николай Буссе», «Осип Биллингс», «Алексей Чириков») были переправлены на Дальний Восток.

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года капитан крейсера «Осип Биллингс» – лейтенант Михайлов 2-й получил приказ на передислокацию во Владивосток, для смены находящегося в том месте крейсера «Михаил Корсаков». Но из-за задержек при получении документов не смог выйти своевременно. Михайлов решил выходить затемно, дабы после этого в море нагнать потерянное время. В 11.00 ч. «Осип Биллингс» покинул рейд Порт-Артура.

На выходе его провожали два миноносца – «Бесстрашный» и «Расторопный». В Порт-Артуре подготавливались к выходу в море дежурные крейсера «Диана» и «Аскольд». В 11.20 ч. «Осип Биллингс» лоб в лоб столкнулся с отрядом японских миноносцев.

Те осознали, что раскрыты и открыли по крейсеру пламя. На помощь товарищу ринулись «Бесстрашный» и «Расторопный». Завязалось сражение. В полной мере быть может, что шансы русских судов против 8-ми японских миноносцев и были, но тут на выручку своим подоспели японские броненосные крейсера. Маленький отряд начал отступление к Порт-Артуру. Первым погиб «Расторопный».

Михайлов просемафорил «Бесстрашному» торопиться в Порт-Артур, а сам остался закрывать товарища. «Осип Биллингс» отчаянно сражался. Ему удалось повредить один из японских миноносцев. В 11.47 ч. избитый крейсер, у которого действовало лишь одно кормовое орудие. начал тонуть. В 00.12 ч. 27 января (9 февраля) 1904 года крейсер «Осип Биллингс» погиб.

Японцы достали из воды лишь 6 русских моряков из 114 чел. экипажа.

Меж тем стрельба уже была слышна в Порт-Артуре, и на судах пробили боевую тревогу. 7 японских миноносцев, не обращая внимания на то, что они раскрыты, с упорством выполняли приказ, пробиваясь на рейд Порт-Артура. На выходе их встретили «Диана и «Аскольд». Больше всех не повезло «Диане».

Она взяла две пробоины и еле дотянула до мелководья. «Аскольд» увернулся от торпед и сразу же открыл огонь по миноносцам. Расстояние было так мало, что он фактически в упор расстрелял один из японских миноносцев и повредил еще один. В 00.32 ч. оставшихся пять японских миноносцев выпустили торпеды. Выпущенные торпеды попали в «Палладу» и «Алексея Чирикова». «Паллада» была без шуток повреждена.

А «Алексей Чириков» от попадания двух торпед взорвался. Торпеды, предназначавшиеся стоящему рядом «Царевичу», принял на себя «Алексей Чириков». Из двух торпед, выпущенных по «Ретвизану», цели достигла лишь одна, да и та не произвела необратимых разрушений.

Это был последний успех японских миноносцев. Русская эскадра открыла хаотичный, но плотный пламя.

Один японский миноносец, пробовавший удрать, перехватили «Николай» и «Новик Буссе», вынудив его выброситься на берег. Потом вся его команда была пленена. Еще два японских миноносца погибли на рейде Порт-Артура, и только двоим удалось спастись.

Утраты русской эскадры были не столь велики, как имели возможность бы быть.

27 января 1904 г. Япония объявила войну России.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года под Порт-Артуром показались основные силы Того: 6 броненосцев, 5 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров. Русская эскадра в составе оставшихся в строю 6 броненосцев, 1 броненосного и 3 бронепалубных крейсеров под руководством адмирала Старка вышла навстречу сопернику. Перед этим Старк выслал крейсера «Николай» и «Новик Буссе» на разведку.

Заметив японскую эскадру, начальники обеих крейсеров предприняли попытку нападать ближайший к ним крейсер «Якумо». При атаке «Новик» взял повреждение, а «Николай Буссе» в полной мере удачно разрешил войти торпеду, попавшую в «Якумо». Справедливости для необходимо подчеркнуть, что особенного повреждения «Якумо» нанесено не было. Однако, эта маленькая победа вдохновила русских моряков. Меж тем на выход из Порт-Артура подтянулась вся русская эскадра.

Бой продолжался около 40 мин. на контркурсах, причем при приближении японцев к берегу в бой вступила крепостная артиллерия с Золотой горы и Электрического утеса. Видя порт-артурскую эскадру практически в полном составе, которая к тому же осыпала его боеприпасами, и тактическую невыгодность положения, Того срочно отошёл. Старк не преследовал его.

7 (20) февраля в Порт-Артур прибыл вызванный из Владивостока крейсер «Михаил Корсаков».

Потом крейсера «Николай Буссе» и «Михаил Корсаков» наровне с крейсером «Новик» стали очень востребованными крейсерами русской эскадры. Они неоднократно прорывали блокаду, отправляясь с разными поручениями руководства. Как говорили об этих крейсерах – «Они способны убежать от всего, что их может утопить и утопят все, что способно их догнать».

11 (24) февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий Первой Тихоокеанской эскадрой – Степан Осипович Макаров.

Особенное внимание командующий флотом обратил на организацию разведки. Для выяснения мест нахождения японских сил вблизи Порт-Артура практически каждую ночь высылались в море миноносцы.

Ночью 25 февраля отряд эскадренных миноносцев «Выносливый», «Властный», «Внимательный», «Бесстрашный», конечно крейсеров-контрминоносцев «Николай Буссе» и «Михаил Корсаков» под руководством капитана 1 ранга Матусевича у Ляотешана завязал бой с отрядом японских миноносцев («Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки»). На протяжении боя, продолжавшегося около полутора часов, были стёрты с лица земли миноносцы «Сиракумо» и «Касуми»; оставшихся два японских миноносца, взяв последовательность повреждений, под прикрытием темноты ушли в море. У нас важные повреждения взял миноносец «Властный» и незначительные крейсер «Николай Буссе».

Адмирал Того решил скрытно поставить наоборот выхода из гавани минное заграждение, а после этого выманить на него русскую эскадру отрядом — «приманкой» из крейсеров. Для минной постановки предназначался наскоро переделанный из транспорта минный заградитель «Корю Мару». 31 марта (13 апреля) 1904 года при помощи 4-х отрядов миноносцев «Корю Мару» отправился ко входу в бухту для постановки мин.

Но в один момент с ними из Порт-Артура вышел отряд в составе 8 крейсеров и миноносцев «Михаил Корсаков», «Николай Буссе», «Новик». Скоро начальник миноносца «Бойкий» капитан II ранга Цвингман нашёл один из вражеских отрядов. Завязался бой. На выручку подоспели крейсера. Японским миноносцам было нужно туго. При одной из вспышек лейтенант Трухачев, начальник миноносца «Бесстрашный», увидел транспорт и, подобравшись близко, выпустил по нему торпеды.

В трюме сдетонировали мины. Взрыв был таковой силы, что повредил «Бесстрашного» и его было нужно брать на буксир. Скоро на помощь японцам подоспели крейсера «Идзумо» и «Адзумо».

Минная постановка была сорвана.

10 (23) июня 1904 года русская эскадра победила японскому флоту в Желтом море. В январе 1905 года пал Порт-Артур, но при превосходящих силах I-я Тихоокеанская эскадра ушла во Владивосток. Говоря о русско-японской войне, нельзя не отыскать в памяти еще об одном «подвиге» крейсера «Николай Буссе». В мае 1905 года из Санкт-Петербурга была привезена и смонтирована весьма замечательная радиостанция.

Крейсеру «Николай Буссе» поручалась очень важная операция, по сути он должен был стать плавучим радиомаяком для связи I и II Тихоокеанских эскадр. Пять дней, с 7 (20) по 12 (25) мая, он сновал как челнок между двумя эскадрами, много раз уходил от вражеских крейсеров, пока наконец, 12 (25) мая 1905 года Объединенная эскадра не проследовала во Владивосток. Адмирал Того так и не решился напасть, за что был предан суду.

2 (15) июня 1905 года произошло Второе сражение в Желтом море, в котором японский флот был разбит, от которого так и не оправился до конца войны. 7 июля 1905 года Объединенная эскадра сорвала высадку японцев на Сахалин. От мирных предложений Российская Федерация отказалась. 9 августа 1905 года началась блокада Корейского полуострова. И не смотря на то, что японцам получалось прорывать блокаду, но положение японской армии в Манчжурии ухудшилось.

10 (23) октября в Шанхае был подписан мирный соглашение, по которому Япония признавала необыкновенные права России на Корею и Маньчжурию и обязывалась выплатить России 780 млн. руб. по возмещению нанесенного ущерба.

Проект крейсеров типа «Корсаков» пережил множество трансформаций. Последующие крейсера увеличились в водоизмещении и размерах. На них устанавливались по 4х120-мм орудия и по 2 ТА. Устанавливались паротурбинные установки.

До тех пор пока их совсем не вытеснили эсминцы, пришедшие им на смену.

Топ 5 кораблей для нагиба! Крейсеры [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: