Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 1: вильгельм карлович витгефт и хэйхатиро того

      Комментарии к записи Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 1: вильгельм карлович витгефт и хэйхатиро того отключены

Страно, но факт – морское сражение, прошедшее в Желтом море 28 июля 1904 года, по сию пору остается довольно неизвестным для широкого круга читателей. Это довольно-таки необычно, по причине того, что в русско-японской войне было только четыре масштабных столкновения броненосных эскадр:

  • – Бой 27 января 1904 г. (тут и потом датировка указана по старому стилю). В ночь на указанную дату состоялась атака японских миноносцев, с которой, фактически, началась русско-японская война. Наутро командующий Объединенным флотом Хэйхатиро Того стал причиной Порт-Артуру фактически все собственные основные силы – шесть эскадренных броненосцев и пять броненосных крейсеров («Кассуга» и «Ниссин» еще не были включены в состав японского флота, а «Асама» сторожил «Варяг» в Чемульпо). Замысел японского адмирала был в полной мере очевиден – предполагая, что миноносцы смогут потопить часть русской эскадры, находившейся на внешнем рейде, одним решительным ударом добить все другое. Миноносцы Объединенного флота вправду смогли добиться большого успеха, подорвав лучшие русские эскадренные броненосцы «Ретвизан» и «Царевич», и бронепалубный крейсер «Паллада». Ослабленная русская эскадра не имела возможности дать решительного боя с надеждой на успех. Однако, русский командующий, адмирал О.В. Старк, выстроив суда кильватерной колонной, повел их навстречу японцам, а после этого развернул, расходясь с последними на контркурсах (т.е. японская колонны и русская двигались параллельно, но в противоположных направлениях). Эскадра Тихого океана не уклонялась от сражения, но приняла его ввиду берега, пользуясь помощью батарей береговой обороны, наряду с этим поврежденные торпедами суда кроме этого стреляли по японцам. В следствии Хэйхатиро Того не взял преимущества, на которое рассчитывал, и через 35-40 мин. (по японским данным – через 50) вывел собственный флот из боя. Сейчас сражения не получилось, возможно сказать только о маленьком столкновении, не давшем значимых результатов – ни один корабль не был ни потоплен, ни без шуток поврежден;
  • – Сражение 28 июля 1904 г, случившееся в следствии попытки прорыва 1-ой эскадры флота Тихого океана из Порт-Артура во Владивосток и которому, фактически, и посвящен этот цикл статей;
  • – Бой в Корейском проливе, состоявшийся 1 августа 1904 г, в то время, когда Владивостокский отряд крейсеров был перехвачен эскадрой адмирала Камимуры. японцы и Русский показали настойчивость и храбро сражались, но все же это был бой крейсерских сил, эскадренные броненосцы в нем участия не принимали;
  • – И, наконец, грандиозное Цусимское сражение, ставшее самая масштабной схваткой паровых броненосных додредноутных флотов и закончившееся смертью русского флота.

Согласно точки зрения автора, сражение 28 июля 1904 года выяснилось как бы «в тени» Цусимского побоища – прежде всего из-за совсем несопоставимого результата. Цусима закончилась смертью главных сил русского флота и пленением его остатков, а в Желтом море, не обращая внимания на то, что русские броненосцы под руководством В.К. Витгефта ожесточенно дрались с главными силами Объединенного флота в течение нескольких часов, ни один корабль не был потоплен либо захвачен.

Но одновременно с этим как раз сражение 28 июля предрешило судьбу 1-ой эскадры флота Тихого океана, а по составу задействованных сил оно занимает почетное второе место среди битв броненосных флотов додредноутной эры. И японо-китайское сражение в устье Ялу, и испано-американская битва при Сантьяго-де-Куба существенно скромнее. Наряду с этим сражение в Желтом море отличалось очень сложным тактическим маневрированием, оно достаточно прекрасно задокументировано с обеих сторон и потому является громадный интерес для всех любителей истории ВМФ.

В предлагаемом Вашему вниманию цикле статей мы постараемся по возможности детально обрисовать результативность усилий и сам ход сражения русского и японского флотов, но, также, захватим и предшествующие сражению события. Мы сопоставим жизненный опыт русского и японского командующих флотами и попытаемся осознать, как он оказал влияние на те либо иные принятые ими решения. Как прекрасно адмиралы подготовили вверенные им силы к битве?

Как удачно они совершили ее? Очень распространена точка зрения о практически побеждённом русскими сражении – казалось, что японцы должны были вот-вот отойти, и если бы не случайная смерть Витгефта Постараемся осознать, так ли это, и попытаемся дать ответ на вопрос: имела возможность ли русская эскадра пройти во Владивосток 28 июля 1904 года? Чего не хватило для успеха русским морякам?

А начнем мы с кратких биографических справок.

Накагоро Того появился 27 января 1848 года в городе Кагосима провинции Сацума. В возрасте 13 лет Того поменял собственный имя на Хэйхатиро. Примечательно, что первое сражение, которое имел возможность заметить будущий адмирал, произошло, в то время, когда ему было всего 15 лет.

В следствии инцидента в Намамуги, на протяжении которого самураи зарубили одного и не легко ранили двух британцев, нарушивших японский этикет, в Кагосиму прибыла английская эскадра в составе семи британских судов. Но управление провинции отказалось выплачивать им компенсацию и выдавать виновных. Тогда британцы захватили три находившихся в гавани японских корабля и бомбардировали родной город Того, уничтожив приблизительно 10% его построек.

Японские батареи ответили, добившись нескольких попаданий в английские суда. Перестрелка длилась два дня, по окончании чего англичане ушли. Кто сообщит, как эти события оказали влияние на выбор жизненного пути юного Хэйхатиро Того?

Мы знаем только то, что в 19 лет парень вместе с двумя братьями поступил во флот.

В то время Япония представляла собой очень увлекательное зрелище – не обращая внимания на то, что формально верховная власть в стране принадлежала Императору, практически руководил Японией сёгунат Токугава. Не вдаваясь в подробности того исторического периода, напомним, что сёгунат являл приверженность к классическому феодальному образу судьбы, тогда как император стремился к новшествам по западному примеру.

Помимо этого, сёгунат фактически узурпировал внешнюю торговлю: лишь провинциям Цусима и Сацума было разрешено вести торговые дела с чужестранцами самостоятельно. Ясно, что такие негоции имели возможность осуществляться лишь по морю, и потому правители провинции Сацума из рода Симадзу выстроили личный флот: как раз в него и вступил юный Хэйхатиро Того.

И фактически тут же грянула война Босин, результатом которой стала реставрация Мэйдзи: началась она с того, что император издал указ о том, что отныне к нему возвращается вся власть над страной. Но сёгун Токугава Ёсинобу заявил императорскую декларацию незаконной и не показал рвения подчиниться. На протяжении военных действий, продолжавшихся с января 1868 г по май 1869 г., сёгунат Токугава потерпел поражение, и верховная власть в Японии перешла к императору.

Примечательно, что не считая сухопутных, в данной войне произошло и три морских сражения: причем колесный фрегат «Касуга», на котором служил Хэйхатиро Того, принимал участие во всех трех.

Бой в желтом море 28 июля 1904 г. часть 1: вильгельм карлович витгефт и хэйхатиро того

Тот самый Касуга

В первом бою (при Аве) «Касуга» не показал себя – корабль должен был конвоировать транспорт «Хохои», на что следовало загрузить войска и перевезти их в Кагосиму. Но суда угодили в засаду – их атаковали корабли флота сёгуната. По окончании маленькой перестрелки «Касуга» бежал, а «Хохои», не владевший для этого достаточной скоростью, затопился рядом от берега.

Бой при Аве (на переднем замысле живописец изобразил фрегат Касуга

Война складывалась для приверженцев сёгуната Токугава неудачно, на поле боя они терпели поражение за поражением. В итоге пара тысяч воинов и французские советники, помогавшие сёгунату, отошли на остров Хоккайдо, где и заявили о создании республики Эдзо. С ними последовала часть флота сёгуната, и сейчас, дабы вернуть Хоккайдо под власть императора, его приверженцам требовались боевые суда.

Их у приверженцев императора было не так уж большое количество, и в принципе республика Эдзо имела возможность рассчитывать на победу в морском сражении, если бы не флагман императорского флота, броненосец-таран «Котецу». Ничего аналогичного у Эдзо не было, и покрытый 152 мм броней «Котецу» был неуязвим для артиллерии приверженцев сёгуната, а его замечательнейшее 300-фунтовое (136 кг) орудие имело возможность послать на дно любой корабль республики практически одним боеприпасом.

Броненосец-таран Котэцу

Исходя из этого, в то время, когда императорский флот (и а также «Касуга») перешел из Токио в бухту Мияко и изготовился к бою, моряки республики задумали диверсию – три их корабля под зарубежными знамёнами должны были войти в гавань, где стоял императорский флот, и забрать «направляться» на абордаж. Исполнению этого наглого замысла помешала погода – суда сепаратистов попали в шторм, и в следствии в условленное время перед гаванью был лишь флагман республики Эдзо, «Каитэн».

Он в одиночку постарался осуществить то, что должны были сделать три корабля сепаратистов: «Каитэн» вошел в гавань неузнанным, а после этого поднял флаг республики Эдзо и сражался, но захватить «Котэцу» не смог и должен был отойти. Но сейчас к входу в гавань подошел второй корабль сепаратистов, «Такао», его машина в следствии шторма была повреждена, и он утратил скорость, отчего и не смог прибыть своевременно. Сейчас же он не имел возможности последовать за «Каитэн» и бежать, и в следствии был захвачен императорским флотом.

Третья битва, в котором принимал участие фрегат «Касуга», стала самым большим морским сражением за всю войну Босин. Восемь судов императорского флота под руководством Тораносуке Масуды стёрли с лица земли береговые упрочнения, закрывавшие вход в бухту Хакодате, и нападали пять судов сепаратистов, которыми руководил Иконосуке Араи.

Сражение шло три дня и закончилось полным разгромом флота республики Эдзо – два их корабля были стёрты с лица земли, еще два – захвачены, а флагманский «Каитэн» выбросился на берег и был сожжен экипажем. Императорский флот утратил фрегат «Чойо», что взорвался в следствии прямого попадания в крюйт-камеру.

Во втором последовательности в белом кимоно — лейтенант с фрегата Касуга Хейхатиро Того, фото забрано из этого

В первой половине 70-ых годов XIX века Хэйхатиро Того поступает в морское училище в Токио и показывает в том месте успеваемость и примерное прилежание, в следствии чего в феврале 1872 г его вместе с 11 вторыми кадетами отправляют на обучение в Англию. В том месте будущий адмирал проходит отличную школу: изучение математики в Кембридже, военно-морское образование в Королевской военно-морской академии в Портсмуте, кругосветка на корабле «Хэмпшир». Завершив собственный образование, Того назначен наблюдателем за постройкой броненосца «Фусо» и после этого, спустя целых семь лет по окончании прибытия в Англию, возвращается в Японию на корабле береговой обороны «Хиэй», равно как и «Фусо», выстроенном англичанами для японцев.

В первой половине 80-ых годов XIX века капитан-лейтенант Хэйхатиро Того назначен старшим офицером канонерской лодки «Амаги», а в 1885 году он делается ее начальником. Спустя два года он приобретает производство в чин капитана первого ранга и некое время руководит военно-морской базой Курэ, ну а начало японо-китайской войны (1894 г) встречает начальником бронепалубного крейсера «Нанива».

В качестве предлога к войне стало восстание в Корее – в соответствии с контрактам между государствами и Китай, и Япония были в праве переправлять в Корею собственные войска для подавления восстания, но обязаны были их оттуда убрать с его окончанием. И китайские, и японские армии могли быть доставлены в Корею лишь морем, а потому неудивительно, что первый боеприпас данной войны был выпущен в морском бою: но Примечательно, что корабль, выпустивший данный боеприпас, был «Нанивой» капитана 1-го ранга Того. Потом статья «Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну» так обрисует данное событие:

«Китайцы продолжали перевозку армий, и 25 июля к берегам Кореи направился отряд из пяти транспортов под разными европейскими знамёнами и под конвоем крейсеров Tsi-Yuen и Kuang-Y и посыльного судна Tsao-Kiang, на котором была военная казна до 300 000 тэл.

На транспорте под британским флагом Kowshing пребывало два китайских генерала, 1200 солдат и офицеров, 12 орудий и основной советник по армейским делам у китайцев, бывший германский артиллерийский офицер Ганекен. В числе воинов было 200 лучших, европейски обученных, канониров.

Японцы, дабы застращать китайцев и стереть с лица земли данный отборный отряд армий, отправили к месту высадки крейсера Naniwa, Yoshino. Akitsushima, каковые сперва захватили отставший Tsao-Kiang, а после этого разрешили войти ко дну миной транспорт Kowshing, не захотевший следовать за Naniwa, – утопив из его десанта до 1000 человек. По сообщениям газет, Kowshing разрешён войти ко дну двумя залпами с Naniwa, по окончании того как в него не попала мина. Но бывший германский офицер Ганекен, что был на направляться;Kowshing, доносит, что мина попала и взорвалась под серединой судна.

В завязавшемся после этого бою между крейсерами китайского конвоя и японскими Kuang-Yi был избит боеприпасами и выбросился позже на мелководье, a Tsi-Yuen бежал с двумя пробоинами в башне и одной в рубке. Попавшие боеприпасы убили двух офицеров, а из орудийной прислуги погибло 13 человек и ранено еще 19».

Примечательно, что автором данной статьи являлся никто другой, как капитан 1-го ранга Вильгельм Карлович Витгефт!

Итак, крейсер под руководством Хэйхатиро Того с самого начала войны приступил к активным действиям, принимал участие он и в бою при Ялу, практически решившем финал японо-китайского противостояния. В нем «Нанива» действовал в составе «летучего отряда» быстроходных судов Кодзо Цубаи, куда не считая корабля Того входили кроме этого «Иосино», «Такачихо» и «Акицусима», причем заключительным руководил небезызвестный Хиконодзё Камимура, в будущем – командующий броненосными крейсерами Объединенного флота.

Примечательно, что по формальному показателю в бою при Ялу победили не японцы, а китайцы. Китайские боевые суда имели собственной задачей защиту транспортного конвоя и выполнили ее. Японцы пробовали стереть с лица земли конвой, но не преуспели – китайский адмирал Дин Жучан смог связать их боем и не допустить к транспортам. К тому же поле боя осталось за китайцами – по окончании практически пятичасового сражения японский флот отошёл.

Однако, практически в битве победили японцы – они стёрли с лица земли пять крейсеров китайцев, чем очень сильно напугали их руководство, в следствии чего Дин Жучану не разрещаеться было выходить в море. Так, японский флот отныне имел полную свободу действий и мог, ничего не опасаясь, перебрасывать подкрепления в Корею, что и решило финал кампании.

В бою при Ялу японский «Летучий отряд» адмирала Кодзо Цубаи победил китайским крейсерам и по необходимости поддерживал огнем основные силы адмирала Ито, сражавшиеся с китайскими броненосцами. «Нанива» под руководством Того сражался безупречно, не смотря на то, что практически не понес повреждений (на корабле был ранен один человек).

В 1895 году закончилась японо-китайская война, а в следующем году Хэйхатиро Того делается главой высшей морской школы в Сасебо, в 1898 г – приобретает чин адмирала, а в 1900 году руководит японской экспедиционной эскадрой, направленной в Китай (в том месте шло боксерское восстание). После этого – управление военно-морской базой в Майдзуру, и наконец, 28 декабря 1903 года Хэйхатиро Того принимает руководство Объединенным флотом.

Уже будучи

Этот день в истории. 28 июля 2017г. Павел Черенков – физик.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: