Бой с «рамами» 7 ноября 1944 года

От редакции: Об этом ожесточённом бое, случившемся между советскими и американскими самолетами в небе Югославии, и в котором учавствовал будущий Главком армий ПВО А. И. Волшебников, ходит много слухов. К примеру, из википедии вы имеете возможность определить о том, что будущий Основной маршал авиации в том бою кроме того сбил американский истребитель. А что же было в действительности?

Создатель данной публикации применял, в основном, документы из архивов США, Сербии и России, с которых снят гриф секретности.

Ноябрь 1944 г. Большинство Сербии уже свободна от оккупантов. В следствии начавшегося 22 сентября крупного советского наступления и Народно-Освободительной Армии Югославии высвобождены все большие города Сербии, в которых 7 ноября компартия Югославии в первый раз отметила годовщину Октябрьской революции. Торжества прошли и в Нише, втором по величине городе Сербии, высвобожденном всего 25 дней назад.

Но без кровопролития «красный сутки календаря» не обошелся. Обстоятельством послужили отнюдь не немцы, а американские союзники!

Затишье перед бурей

Утро в Нише. К маршу на Белград подготавливается штаб 6-го гвардейского стрелкового корпуса. Комкорп генерал Григорий Петрович Котов в Сербии находится с 1 ноября, в то время, когда части его корпуса перебазировались в Пирот. В соответствии с приказу маршала Толбухина б-му гвардейскому корпусу предстоит марш в Сомбор, на границу с Венгрией, на южное крыло фронта.

Марш предстоит провести в пара приемов через Ниш, Алексинац, Крагуевац и Белград. Долгая дорога особенных опасностей не сулит, поскольку вся эта часть Сербии очищена от немцев партизанами Тито, Красной Армией, частями болгарской армии. Неприятель из Греции через южные регионы Сербии (Косово и Санджак) двигается в Боснию.

Ближайшие германские армии находятся в 100 км юго-западнее Ниша.

Бой с «рамами» 7 ноября 1944 года

Георгий Петрович Котов в собственные 42 года владел богатым боевым опытом, купленным в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Генерал и представить себе не имел возможности, что последний в жизни бой он совершит с союзниками.

Италия, аэропорт Винченцо в провинции Фоджа. Начальник элитной 82-й истребительной группы полковник Кларенс Теодор Эдвинсон ставит задачу своим летчикам. Миссия №829 предполагает нанесение удара по германской колонне на юге Сербии.

Похожее задание летчики выполнили несколькими днями ранее. Для парней, каковые по количеству сбитых самолетов соперника занимали второе место в ВВС Соеденненых Штатов, задание неприятности не воображало. Возможность встретить над Сербией германский самолет была не больше, чем подстрелить на охоте бизона-альбиноса.

Но полковник Эдвинсон думал в противном случае. На исполнение задачи он отрядил все три собственные эскадрильи: 60 двухмоторных истребителей Р-38, а группу возглавил лично! Удар по колонне предстояло наносить 25 «Лайтнингам» из 95-й эскадрильи. Прикрытие ударной группы осуществляли истребители 96-й (17 самолетов) и 97-й (18 самолетов) эскадрилий.

С чего бы внезапно?

Истребители начали взлет в 9 часов утра. По одному «Лайтнингу» из 96-й и 97-й эскадрилий сразу после взлета возвратились на аэропорт из-за поломок. Погода стояла прекрасная, с легким туманом. Самолеты 95-й эскадрильи шли на высоте 3600 м, Позади и левее пребывала 97-я эскадрилья, позади и правее — 96-я. Около 10 ч 15 мин несколько разделилась. Полковник Эдвинсон направил 16 «Лайтнингов» 97-й эскадрильи «зачистить» дорогу Крушевац — Джиджевац.

Они «трудились» в этом районе до 10 ч 40 мин.

Основные силы (42 самолета) продолжили полет к главной цели. Эдвинсон с 95-й эскадрильей начал понижение. В 10 ч 24 мин американцы атаковали железнодорожную станцию. Полковник Эдвинсон лично стёр с лица земли локомотив.

После этого несколько забрала курс на юг в направлении села Чумурлия (6 км северо-западнее Ниша). Летчик Кар:

«все ориентиры на месте: бугор, дорога… Какой-то город либо деревня — все правильно!»

То же самое подтвердили и коллеги Кара из 96-й эскадрильи, закрывавшие ударную группу и державшиеся на высоте 4200 м.

Село Чумурлия, 10 ч 50 мин, летчик Кар:

«Увидели следующую на громадной скорости колонну. Опознавательных знаков не видно, но уверены — немцы!»

В наступление пошли два звена. Первым пламя открыл лично полковник Эдвинсон — он стёр с лица земли два штабных автомобиля, две автоцистерны и шесть грузовиков. Американский летчик Кар с энтузиазмом отметил:

«Какой мы пожар устроили! За последние 50 боевых вылетов ни разу не нанесли сопернику для того чтобы ущерба».

Разрешение на атаку запросило третье звено 96-й эскадрильи. Эдвинсон дал разрешение. Кар взял шанс продемонстрировать собственные способности:

«Поразил пять грузовиков и санитарную машину! Поздно заметил красный крест».

Воздушный бой

Командующий 17-й воздушной армией генерал Судец был на аэропорте Ниш. В том месте он услышал взрывы, его оповестили о нападении 15 самолетов на колонну Котова. В первой атаке было стёрто с лица земли два десятка машин в голове колонны, а также машина, в которой был комкорп.

Летчики 228-й истребительной авиадивизии (228-я Павлоградско-Венская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) побежали к самолетам. До тех пор пока Яки 886-го ИАП выруливали на старт, над аэропортом показались «Лайтнинги» 96-й эскадрильи! Американцы, заметив аэропорт, сходу решили стереть с лица земли самолеты соперника на земле. Капитан Чарлз Кинг из 96-й эскадрильи ударил по грузовикам, находившимся на краю летного поля. Но в третьей атаке левый мотор его самолета повредили огнем с почвы.

Еще одно попадание вывело из строя и правый мотор. Кинг выполнил авариную посадку на поле в километре от аэропорта. Из горящего истребителя американца извлёк сербский крестьянин.

Кинг взял сильные ожоги, но остался жив.

В 11 часов по локальному времени взлетела дежурная пара Як-9 — ведущий лейтенант Кривоногих и ведомый мл. лейтенант Шипуля. Яки направились в сторону колонны Котова, в то время, когда третье звено 95-й эскадрильи USAAF выходило из атаки. В комплекте высоты Шипуля открыл огонь по ближайшему самолету соперника — ненавистной «раме».

Коротокая очередь пришлась на самолет мл. лейтенанта Филипа Бруера. «Лайтнинг» с собственным именем «Му Fantasy» превратился в огненный шар, пилот погиб.

Лейтенант К. Кетшке из 96- й эскадрильи с высоты около 2100 м заметил атаку Шипули на Бруера. Кетшке спикировал и с высоты порядка 1000 м открыл огонь по Яку, Самолет был сбит, Шипуля погиб.

Лейтенант Кривоногих вел бой с двумя «Лайтнингами»: в комплекте высоты он успел поразить самолет из 95-й эскадрильи, что задымил и вышел из боя. Летчик данной автомобили, Кейт Армстронг, смог долететь на одном трудящемся моторе до Италии.

ПВО аэропорта открыла огонь по «рамам», но по неточности попала в собственный истребитель Як-9 лейтенанта Кривоногих упал в 3 км от аэропорта, летчик погиб.

Скоро взлетело еще шесть Як-9 (начальник эскадрильи капитан Бондарь, начальники звеньев ст. лейтенанты Сурнев, Металлическое, Поциба, летчики лейтенант Жестовский и мл. лейтенант Сердюк). Главная масса американских самолетов, тем временем, была конкретно над Нишем. Эдвинсон выстроил собственные истребители в боевой порядок круг.

За происходящим замечали ошеломленные обитатели Ниша, заполонившие площадь. Яки перевалили через крепость Ниша на высоте всего 50 м, по окончании чего стали сильно набирать высоту. Американцы открыли огонь по советским истребителям.

Пролетев в близи от «рам», Бондарь, Сурнев и Железнов рассмотрели на самолетах американские опознавательные символы и не стали открывать пламя. В это же время, часть «Лайтнингов» устремилась за ними. Лейтенант Джордж Боуэрс погнался за Яком, шедшим курсом прямо на аэропорт.

Маневрируя, Як оторвался от Боуэрса, тогда американец обстрелял из пулеметов аэродромные стоянки. Через пара мин. «совместного маневрирования» один из американцев закричал в эфире:

«Вижу одного в прицеле — у него на хвосте русские звезды!»

Затем эта несколько «Лайтнингов» атаки прекратила.

Два «Лайтнинга» (лейтенантов Блумера и Артона из 95-й эскадрильи) успели забрать в клещи Як-9 лейтенанта Жестовского, что, со своей стороны, легко повредил самолет Артона, но сам стал жертвой Блумера. Раненый Жестовский успел покинуть горящий самолет и благополучно приземлился на парашюте на околице села Каменица в 8 км севернее Ниша.

Младший лейтенант Сердюк, по окончании того, как оторвался от преследующей его «рамы», помог собственному коллеге и сбил его соперника — «Лайтнинг» мл. лейтенанта Элдона И. Кулсона из 95-й эскадрильи. Сердюк обстрелял еще один американский истребитель, но тот уклонился от автострад.

Уже зная о наличии в небе Ниша американцев, в 11 ч 10 мин взлетела пара Як-3 (ведущий капитан А. Волшебников (с/н 1711, б/н 17 белого цвета), ведомый лейтенант Красюков). Судец распорядился:

«Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе».

Летчики должны были оттянуть американцев от аэропорта, не вступая в бой. Сейчас к аэропорту подошло еще 16 «лайтнингов» из 97-й эскадрильи. С советской стороны кроме самолетов 866-го ИАП в воздухе пребывала четверка Як-9Т из 897-го ИАП (ведущий капитан Лукашевич).

Так как, национальность соперника была уже установлена, в бой Як-9Т не вступали.

лейтенант и Ведомый полковника Блурок успел повредить один Як. лейтенант Поциба боя не принял, а проскочил американский «круг» и пристроился к самолету Эдвинсона. Летел с ним в одном строю, покачивая крылом для демонстрации опознавательных знаков ВВС КА. Эдвинсон в конечном счете дал приказ:

«It s the Russians, let s get the hell out of here (это русские, валим из этого к линии)».

По окончании встречи в 11 ч 30 мин с самолетами 97-й эскадрильи, американцы забрали курс на собственную базу. В 13 часов на аэропорте Винченца приземлились 55 «Лайтнингов».

В соответствии с американским данным, 82-я несколько в тот сутки утратила три самолета: два в сражении с Яками, каковые «ошибочно атаковали американские самолеты»и один

«от зенитного огня на протяжении штурмовки автоколонны».

Еще пять самолетов было повреждено. Два летчика погибли, один был тяжело ранен. Американское руководство оценило утраты неприятной стороны как

«два-три либо больше Яков».

На земле было стёрто с лица земли: 3 автоцистерны, 28 грузовиков, четыре штабных автомобиля, один склад, один прицеп, два локомотива. Повреждено 22 грузовика, 25 ЖД вагонов, одна радиостанция.

Летчик Кар вспоминал:

«Мы остались без снарядов либо практически без снарядов. Громадный расход был при штурмовке колонны, в противном случае русским бы было нужно еще хуже. Сбили мы пять-семь русских Яков.

Они были как мессера, но на отечественной стороне были лучшая тактика и инициатива».

Кар почему-то забыл основное преимущество: подавляющее численное превосходство, с учетом которого однообразное количество утрат с обеих сторон никак не имеет возможности принимать во внимание успехом американцев.

В соответствии с советским данным, было сбито три Яка, еще один взял повреждения. Российские источники не говорят о причиненном количестве и ущербе погибших на аэропорте Ниш. Кроме комкорп генерала Котова, при штурмовке американцами автоколонны погибло еще 34 офицера и солдата 6-го гвардейского корпуса, 37 человек были ранены.

По окончании ноябрьского инцидента 288-ю ИАД спешно перевооружили новейшими истребителями Як-3.

Югославские источники дают еще кое-какие увлекательные подробности. Согласно данным бывшего директора Музея авиации Югославии доктора наук Чедомира Янича, первыми с аэропорта Ниш взлетели Як-3 из 659-го ИАП. Так как Янич не вспоминает 866-й ИАП, идентификация полка вероятно ошибочна с учетом того, что оба полка входили в состав 288-й ИАД.

Совершенно верно это возможно установить лишь по Изданию военных действий 659-го ИАП, что автору на сегодня не дешёв.

Политический комиссар аэропорта Ниш Йока Дрецун, очевидец воздушного боя, приписывает Якам семь побед (братская симпатия к русским?). Одновременно с этим Дрецун подтвеждает, что американцы сбили три Яка. По свидетельству инженера завода «Утва» Драгослава Димича, среди погибших была и одна девушка-летчица, студентка из Москвы, которая квартировалась у своих родителей Димича.

Ни имени девушки, ни места, где она погибла, история не сохранила.

красноармейцев и Тела американцев захоронили неподалеку от аэропорта Ниш, над могилой воздвигли пирамиду. На данный момент правильное место захоронения неизвестно. Быть может, тела погибших были перезахоронены. В мае 2012 г. Сербию посетила делегация минобороны США с целью прояснить судьбу 18 погибших в Сербии во время второй мировой летчиков.

В этом перечне значилось и имя Филипа Бруера. Нельзя исключать, что могила Бруера находится где-то в районе Крушевца.

Место захоронения советских бойцов и лётчиков 6-го стрелкового корпуса неизвестно. Останки генерала Котова перезахоронены на улице Славы в Одессе.

Для чего же так, союзники?

Как уже упоминалось выше, американцы должны были атаковать колонны германских армий. Из-за нарушения сообщения на стратегических авто и железных дорог, ведущих через равнины рек Южная и Великая Моравы к Белграду и дальше к границе с Венгрией, вермахт был должен отступать из Греции дорогами Южной Сербии.

В этих районах гитлеровские армии постоянно могли рассчитывать на поддержку местного албанского и мусульманского населения, но вольный проход всегда сужался под натиском частей НОАЮ и Красной Армии. Каждый день колонны германских армий подвергались ударам с воздуха.

С сентября 1944 г. в небе Югославии действовали четыре эскадрильи НОАЮ, и части США и ВВС Великобритании, авиация Красной Армии. Бороться с таким соперником германской и хорватской авиации становилось тяжелее сутки ото дня. В ноябре 1944 г. германский 4-й воздушный флот (656 самолетов) из-за неприятностей на Восточном фронте действовал лишь над севером Сербии. «Zrakoplovstvo nezavisne drzave Hrvatske» (ВВС Хорватии) были сконцентрированы в западных районах Югославии.

Так, колонны германских армий в Косове от ударов с воздуха закрывать было некому (к чему тогда выделять группу воздушного прикрытия для ударных «лайтнингов»? Прим. редактора).

В бессчётных западных публикациях ответственность за катастрофу под Нишем возлагается на русских, каковые не оповестили американцев о

«прорыве, что был осуществлен днем раньше на глубину 100 км»,

что в действительности есть не более чем измышлениями. Ниш был высвобожден 14 октября, а путь до Алексинца вел еще глубже в уже ранее очищенную от соперника территорию.

В тот роковой сутки, в соответствии с рапорту, составленному 25 ноября американским штабом в Казерти, перед 82-й группой стояла задача нарушить перевозки германских армий по авто- и железным дорогам на участке Сьеница — Нови Пазар — Рашка — Митровица, другими словами на удалении 95— 150 км от Ниша.

«Полковник Эдвинсон встретил большой населенный пункт, что он принял за Нови Пазар… По окончании проявления пленок фотокинопулемета, видно, что обстрелу подверглось вторая дорога — на удалении 72 км от цели, что соответствует 10 минутам полета».

Примечательно, что в американской документации (MARC) местом падения первого сбитого «Лайтнинга» названа Сьеница (местечко в то время осуществляли контроль мусульманская милиция и германские войска), удаленная на 152 км от настоящего места падения истребителя. Еще больше сомнений в достоверность американских документов вносит свидетельство летчика Бориса Смиронова. В собственных мемуарах Смирнов написал, что на отысканной в обломках «Лайтнинга» карте целью вправду был обозначен Ниш!

Американский штаб продолжает:

«Эдвинсон сходу опознал самолеты как советские, но опоздал собрать собственные силы и за это время были сбиты еще один «Лайтнинг» и два, три либо больше Яков. На протяжении сбора группы, к самолету Эдвинсона приблизился один Як, по окончании чего идентификацию была подтверждена. Эдвинсон отдал приказ о выходе из боя».

Американцы в собственной депеше, направленной в Москву 25 ноября отмечают, что советские самолеты

«справедливо атаковали американскую эскадрилью»,

а начальник «Лайтнингов» отстранен от должности. Полковника Степана Никифоровича Кузнецова кроме этого сняли с должности начальника 866-го ИАП 29 ноября 1944 г. По окончании прояснения событий инцидента под Нишем, он взял назначение заместителем комдива в венгерском Кишкунлацхазу.

Командующий американскими армиями на Средиземноморском ТВД генерал Вильсон выразил сожаления о произощедшем и принес собственные извинения за катастрофу. Особенной похвалы удостоился летчик Волшебников,

«показавший необыкновенную храбрость и установивший контакт с американскими самолетами, благодаря чему бой был прекращен».

Извинения принес кроме этого и генерал Айра С. Икер, руководивший всеми ВВС союзников на Средиземноморье.

Виновником неточности в определении координат цели сделали полковника Эдвинсона (это летчика-то с налетом 4000 часов!). По возвращении в Фоджу любой летчик должен был написать объяснительную.

«Русские желали скальп Эдвинсона… Потребовали его расстрела!»

— писал, например, Кар, возлагая ответственность целиком и полностью на русскую сторону, которая

«совершила громадной прорыв фронта и не оповестила об этом американцев. Мы не совершили ошибку, мы ударили цель ».

Возможно, объяснения Кара имели возможность иметь суть, будь Ниш неким селом, а не вторым по величине городом Сербии. К тому же Ниш американцам был прекрасно известен. С 20 октября 1943 г. американская авиация произвела 16 массированных налетов на город, узнаваемый со времен Римской империи.

Ожесточённый налет пришелся на предпасхальную Великую субботу (Сербия — страна православная) 15 апреля 1944 г. Тогда в Нише погибло 700 мирных обитателей (в два последующих дня американцы бомбили Белград, погибло 2000 человек, еще 7000 были ранены). Из-за чего все большие города Черногории и Сербии в войну подверглись систематическим налетам авиации союзников, американцы не растолковали до сих пор. И из-за чего кроме того по окончании освобождения от немцев, Ниш практически месяц спустя оставался для американской авиации объектом удара?

Как же американцы наказали полковника Эдвинсона? В должности начальника 82-й истребительной группы Эдвинсон оставался до 22 ноября, по окончании чего его послали к себе в Америку. В январе 1945 г. он стал замкомандиром авиабазы Блютентал-Филд, Северная Каролина, а скоро — и ее начальником. По окончании нескольких командных должностей, в мае 1946 г. он снова возвратился в Европу, в Германию, начальником 366-й истребительной группы на авиабазе Фритцлар.

В будущем карьерный рост Эдвинсона длился, в отставку он вышел генералом. Не помогает ли такое «наказание» человека, назначенного виновником катастрофы, доказательством того, что человек данный поставленную задачу? Истина прячется, вероятнее, кроме того не военных архивах, а в архивах разведслужб.

В связи со всем сказанным выше возможно предположить наличие связи катастрофы под Нишем с недовольством западных союзников возникновением в Югославии частей Красной Армии. Темп наступления Красной Армии на балканском полуострове удивлял как немцев, так и союзников на Западе…

На использованных в статье фотографиях: самолеты Р-38 в небе Югославии и истребители як-3 и як-9 на югославских аэропортах.

Фото из коллекции Марио де Максимилиана Хреля и из архива автора

источник: Светозар Йоканович «Бой с «рамами» 7 ноября 1944 года» «Космонавтика и Авиация» 11-2013

Бой с рамами 7 ноября 1944 года foto history

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: