Боевые действия авиации северного флота по защите конвоев

      Комментарии к записи Боевые действия авиации северного флота по защите конвоев отключены

Боевые действия авиации северного флота по защите конвоевОсновная задача авиации Северного флота, в особенности в первом периоде войны, пребывала в защите союзных конвоев, приходивших из Англии в Архангельск и Мурманск и отправлявшихся из этих портов обратно в британские порты. За первый период войны таких конвоев прибыло 20 и убыло 16. Прикрытие конвоев осуществлялось ударами по базам и аэродромам соперника, и патрулированием истребителей при переходах конвоев в операционной территории Северного флота.

По директиве Ставки Главнокомандования с лета 1942 г. для проводки союзных конвоев были привлечены кроме этого части авиации Карельского фронта, Архангельского военного соединения и округа авиации дальнего действия, каковые поступали в своевременное подчинение командующему авиацией Северного флота.

В мае 1942 г. при защите в зоне своевременной ответственности Северного флота британского конвоя PQ-16 в составе 34 транспортов, 19 подводных лодок и 2 кораблей охранения было совершено 1010 самолето-вылетов, из них 130 на удары по аэропортам соперника, 730 на прикрытие портов, 250 на разведывательное и истребительное обеспечение конвоя.

29 мая погода существенно ухудшилась, и конвой был обнаружен советской воздушной разведкой. С этого момента над ним было установлено постоянное патрулирование пары самолетов -истребителей Пе-3.

30 мая конвой разделился на две группы. Первая несколько в составе 21 кораблей и 16 транспорта охранения забрала курс на Мурманск. В данный сутки соперник активизировал боевые действия собственной авиации по первой группе конвоя.

Самолеты Ю-88 и Хе-111 группами по 3— 8 самолетов в сопровождении истребителей Me-110 и Me-109 пробовали ударить по конвою, но охраняющие над ним самолеты Пе-3 атаковывали их на подходе к цели и этим заставляли сбрасывать торпеды и бомбы далеко от транспортов конвоя.

30 мая для прикрытия конвоя советская истребительная авиация осуществила 26 самолето-вылетов, совершила 7 воздушных боев, из-за которых было сбито 2 самолета соперника и отогнано от конвоя 15 самолетов.

31 мая, в то время, когда конвой пребывал в 100 км от берега, прикрытие его было возложено на 2-й авиаполк Северного флота. Первым на прикрытие конвоя вылетело звено истребителей под руководством комполка Храбреца СССР полковника Б. Ф. Сафонова. На подходах к конвою несколько нашла бомбардировщики и нападала их, вынудив соперника скинуть бомбы далеко от конвоя.

Ведомые Сафоновым летчики капитан П. И. Орлов и лейтенант В. П. Покровский продолжали их преследовать, а полковник Б. Ф. Сафонов остался вести воздушный бой с четырьмя самолетами Ю-88 и сбил три самолета, но и сам был подбит. Теряя высоту, самолет Сафонова планировал в направлении эсминца «Валерьян Куйбышев». Не дотянув до него 3—4 км, истребитель приводнился и затонул.

За 11 месяцев войны Б. Ф. Сафонов, руководя гвардейским истребительным авиационным полком, сбил 22 самолета соперника. Он первенствовал летчиком, удостоенным звания два раза Храбреца СССР.

31 мая лишь для прикрытия конвоя было выполнено 270 самолето-вылетов и совершено 11 воздушных боев, из-за которых было сбито 9 самолетов соперника. За время нахождения конвоя в радиусе действия советских истребителей самолетам соперника не удалось не только нападать, но и прорваться к конвою.

Всего для прикрытия конвоя PQ-16 произведено 2032 самолето-вылета, из них 1198 выполнила авиация Северного флота.

учениками асами — и Первыми последователями два раза Храбреца СССР полковника Б. Ф. Сафонова — были летчики-истребители майор A. А. Коваленко, Герой Советского Союза, сбивший 12 германских самолетов, капитан П. Г. Сгибнев, сбил 12 самолетов, В. П. Покровский — 9 самолетов, С. Г. Курзенков — 8 самолетов, В. С. Адонкин и П. И. Орлов — по 7, Д. Д. Апосов и B. С. Дорошин — по 6. В групповых битвах с участием этих летчиков стёрто с лица земли еще 28 самолетов соперника.

22 июня 1942 г. авиаторы-североморцы подвели боевые итоги за первый год войны. По далеко не полным данным, В первую очередь войны в воздушных битвах ими было сбито около 300 германских самолетов, потоплено 8 боевых кораблей и транспортов, повреждено 7 кораблей ВМФ, стёрто с лица земли около 200 автомашин, более 60 разных складов и более 4000 солдат и офицеров соперника.

Жёсткие опробования первого периода войны авиация Северного флота с честью выдержала. Североморские летчики внесли солидной вклад в поддержку армий в оборонительных сражениях на Приморском направлении в поддержу своих и союзных морских коммуникаций. Ключевую роль сыграла авиация флота в обороне главной базы и Мурманска флота Полярное.

Велики были боевые утраты авиации, но она всегда пополнялась за счет поступления новых отечественных самолетов и поставляемых союзниками истребителей Хоукер «Харрикейн», Кертис Р-40 «Киттихоук», Белл Р-39 «Аэрокобра», бомбардировщиков Дуглас А-20 «Бостон» и гидросамолетов «Каталина». Количественное и качественное соотношение сил авиации авиации противника и Северного флота неспешно выравнивалось.

В первоначальный период войны случились изменения структуры в организации авиации Северного флота. Истребительная авиация фактически разделилась на пунктовую, предназначенную для ПВО военно-морских баз и коммуникаций, и авиацию сопровождения ударной авиации. Большое место в боевом составе заняла штурмовая авиация, вооруженная самолетами Ил-2. На вооружение разведывательной авиации поступили колесные двухмоторные истребители и самолёты.

Оставшиеся в строю гидросамолеты МБР-2 употреблялись для ведения разведки подводных лодок соперника и в качестве ночных бомбардировщиков.

Мурманск город — герой.Битва за Арктику.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: