Боевой дебют советского пикировщика

      Комментарии к записи Боевой дебют советского пикировщика отключены

Вывод о том, что бомбардировщик А. А. Архангельского Ар-2 мало чем отличается от собственного собрата СБ, в далеком прошлом укоренилось среди любителей истории отечественной авиации — принято вычислять, что его боевое использование на начальной стадии ВОВ было столь же неудачным. Слова же «коммунистический пикирующий бомбардировщик» приводят к устойчивым ассоциациям с «Петляковым» Пе-2, и обычно лишь с ним. Но документы показывают, что в том месте, где Ар-2 был достаточно прекрасно освоен, он использовался удачно, и использовался удачно как раз в качестве пикировщика…

Освоение самолёта: через чур мало времени

132-й скоростной бомбардировочный летный полк начал формироваться 4 марта 1940 года в Кировограде в рамках первого громадного развёртывания ВВС РККА. По большей части укомплектование части закончилось к 15 мая, и не обращая внимания на то, что большинство личного состава только сравнительно не так давно прибыла из лётных училищ, полк в составе 48 экипажей на бомбардировщиках СБ был находится в состоянии боеготовности днём в несложных метеоусловиях со средних высот. Войны с Румынией на протяжении «освободительного похода» в Бессарабию и Северную Буковину летом 1940 года, как мы знаем, не произошло, исходя из этого полк продолжил сколачивание подразделений и тренировку личного состава в спокойных условиях.

Всего к 28 октября 1940 года налёт полка составлял 2104 часа 30 мин (4030 посадок), либо, в среднем, 33 часа на экипаж. Было совершено 298 бомбометаний, из которых выполнено 206 (в среднем по 4 на экипаж), и 325 воздушных стрельб, из которых выполнено 176 (в среднем по 3 на каждого навигатора и стрелка-радиста).

К началу 1941 года на столичном авиационном заводе № 22 скопилось около 200 пикирующих бомбардировщиков Ар-2, каковые по окончании устранения заводских недоработок должны были отправиться в строевые части ВВС. Скоро производство этого самолёта прекратили в пользу бомбардировщика Пе-2, и было решено до развёртывания производства «пешек» применять самолёты Архангельского в качестве «промежуточной» автомобили для отработки бомбометания с пикирования.

Для данной цели в приграничных округах, МВО и ВВС КБФ было выбрано пара частей, каковые и взяли первые советские пикировщики. В Одесском армейском округе выбор пал на 132-й СБАП, и полк вместо части собственных СБ взял 24 Ар-2 (один в феврале, 12 в марте и 11 в мае).

С 14 мая 1941 года полк был выведен в летние лагеря на аэропорт Екатериновка. К 22 июня 1941 года в 132-м СБАП было 59 боевых самолётов и 60 боеготовых экипажей трёх типов: 23 Ар-2 (19 исправных), 32 СБ (30 исправных) и 5 Пе-2 (все исправные). Ар-2 эксплуатировали 3-я и 4-я эскадрильи, 2-я и 5-я эскадрильи летали на СБ, а персональный состав 1-й эскадрильи начал переучивание на Пе-2.

Учебно-боевая подготовка полка в первой половине 40-ых годов двадцатого века велась достаточно плохо кроме того если сравнивать с прошлым годом: до 1 июня экипажи полка налетали всего 1102 часа 27 мин. (2393 посадки). На этом фоне переучивание на Ар-2 проводилось достаточно интенсивно: в марте налёт составил 47 часов, в апреле 31 час, в мае 115 часов (всего 363 посадки). Были произведёны 121 маршрутный полёт (из них 12 ночью), 84 бомбометания (64 выполнено), 153 воздушные стрельбы по конусам (113 выполнено).

Боевой дебют советского пикировщика
Самолёт Ар-2 из состава 132-го СБАП, покинутый на аэропорте Кировоград из-за технической неисправности. Реконструкция по фото (живописец Владимир Камский)

Но бомбить с пикирования экипажи толком не начинали – отмечено только одно такое бомбометание, действительно, успешное. По всей видимости, вследствие этого в приказе по учебно-боевой подготовке штаба округа на июнь 1941 года очень отмечено поручение для 3-й и 4-й эскадрилий полка отработать бомбометание с пикирования к 10 июня. К сожалению, эти по налёту и учебно-боевой подготовке ВВС ОдВО за июнь 1941 года ещё не отысканы, но, если судить по последующим событиям, это поручение было выполнено, и как минимум часть экипажей 3-й и 4-й эскадрилий к 22 июня 1941 года бомбометание с пикирования отработала.

Война: делай, что должно, и будь что будет

Первый сутки войны для пребывавшей во втором эшелоне ВВС ОдВО 45-й САД, в состав которой входил 132-й СБАП, прошёл достаточно нормально. Налётов люфтваффе на аэропорты недалеко от Кировограда 22 июня не было, но и полки дивизии, пребывавшие в стадии переучивания и формирования на новую матчасть, боевых распоряжений не взяли. Но пребывавшее в затруднительном положении из-за маленького количества боеспособных частей ударной авиации руководство ВВС ОдВО, ставшее руководством ВВС 9-й Армии, решило перебросить 132-й СБАП в район Одессы для усиления собственной ударной группировки.

Приказ был взят около 17:00 первого дня войны, а к вечеру 23 июня полк боеспособными экипажами (29 СБ и 16 Ар-2) перебазировался на аэропорт Раздельная в 60 км на северо-запад от Одессы, и к вечеру был полностью подготовлен к ведению военных действий. На оставшихся в Екатериновке семи Ар-2 технический состав ликвидировал бессчётные конструктивные и производственные недочёты, и эти машины по мере готовности вливались в боевой состав полка.

С утра 24 июня полк начал делать боевые задачи в основном по уничтожению войск и переправ соперника в районе Скуляны – Яссы. Фактически, в районе Скуляны был центр построения армий германской 11-й Армии, которая своим центральным 54-м военным корпусом 23 июня форсировала пограничную реку Прут и захватила плацдарм на восточном берегу, начав продвижение вглубь советской территории.

Самолёты 132-го СБАП должны были усилить части 20-й САД, каковые начали функционировать по армиям соперника с утра второго дня войны, сделав 77 вылетов. 24 июня работа советской авиации достигла собственного апогея – всего ударные самолёты выполнили в данный сутки более 200 боевых вылетов, из которых 39 пришлось на 132-й СБАП (15 СБ и 24 Ар-2).

Почин был сделан девяткой Ар-2 4-й эскадрильи (ведущий комэск майор Н. А. Зобов), каковые в 11:50 с пикирования звеньями отбомбились по скоплению техники соперника в районе Скуляны. Экипажи искали танковые колонны на дороге Скуляны – Фалешты, но цели, идентифицированные как четыре группы танков по 6–8 штук в каждой, были обнаружены только на окраине Скулян, в 100–200 метрах от дороги на Фалешты.

По докладам лётчиков, ввод в пикирование осуществлялся на высоте 3000 метров, вывод – на 1500. Всего было скинуто 32 бомбы ФАБ-100 (один экипаж бомбы не скинул). В соответствии с докладам экипажей, было стёрто с лица земли 14 танков человек и 100 противника пехоты.

В районе цели несколько была атакована звеном истребителей соперника неустановленного типа, но повреждений и потерь удалось избежать.

3-я эскадрилья полка, которую вёл комэск капитан М. А. Макарин, нашла цели на румынском берегу недалеко от населённого пункта Кырпицы в 12:05. Экипажи определили, что это многочисленная несколько танков, замаскированных на протяжении дороги на Скуляны, по окончании чего в 12:10 девять Ар-2 звеньями с пикирования скинули 36 ФАБ-100. Не обращая внимания на пламя зенитной артиллерии и атаку одиночного истребителя, самолёты не взяли повреждений, а экипажи отметили уничтожение 10 танков и 150 солдат соперника.

Начальник 4-й эскадрильи 132-го СБАП майор Николай Александрович Зобов (слева, на фото в звании капитана) и эскадрильи 3-и командир 132-го СБАП капитан Михаил Александрович Макарин (справа)

Та же 3-я эскадрилья отличилась и вечером, став единственным подразделением полка, выполнившим 24 июня второй боевой вылет. В 18:45 шестёрка Ар-2 нападала с пикирования моторизованную колонну (снова идентифицированную как танки) всего в 5 километрах от Фалештов, на дороге Скуляны – Фалешты. Жертвами 24 ФАБ-100 якобы стали 8 танков и 50 солдат соперника.

В районе цели экипажи отметили сильный зенитный пламя.

К утру 25 июня положение войск СССР не улучшилось. Скинуть немцев в реку не получалось, исходя из этого 4-я эскадрилья 132-го СБАП получила приказ стереть с лица земли переправы в районе Скулян. В 06:15 шестерка Ар-2, ведомая майором Н. А. Зобовым, с пикирования скинула 23 ФАБ-100.

По докладу комэска, экипажи добились прямых попаданий и стёрли с лица земли переправу. Зенитная артиллерия открыла огонь уже по окончании выхода советских самолетов из пике и никаких повреждений не нанесла, неудача постигла и несколько истребителей, идентифицированных как «СЭТ-15» – по всей видимости, имелись в виду румынские Р.11f. Все Ар-2 возвратились на собственный аэропорт без утрат.

Но, военная успех переменчива, и для начала советских лётчиков подвела погода. По окончании 09:00 район цели затянули облака, и вышедшая в район цели в 10:05 шестерка Ар-2 3-й эскадрильи вынуждена была скинуть 24 ФАБ-100 с горизонтального полёта c высоты 3000 метров, не видя цели. Конечно, результатов бомбометания экипажи не замечали, но зенитки и истребители им также не досаждали.

Повторный вылет восьмёрки 4-й эскадрильи в 11:50 стал провальным. Фактически, всё не заладилось уже на старте, в то время, когда у взлетающего самолёта лейтенанта Алябьева из-за неисправности электропроводки сорвалась с держателя бомба, и сработал пиропатрон. В следствии самолёт получил тяжёлые повреждения и произвёл вынужденную посадку.

Дальше – больше: погода недалеко от цели стала ещё хуже, из-за целого ливня эскадрилья проскочила значительно западнее цели и вернула ориентировку лишь над Яссами. При попытке развернуться на цель несколько была атакована шестёркой Bf 109.

Экипажи экстренно скинули бомбы и постарались уйти, но германские лётчики показали завидное мастерство и упорство: не обращая внимания на ливень и тучи, они преследовали советские бомбардировщики около 120 километров, от Ясс до Днестра, неизменно атакуя, не смотря на то, что советские самолёты иногда входили в тучи и летели на большой скорости. В следствии на собственный аэропорт возвратились только самолёты майора Н. А. Зобова и лейтенанта В. П. Антоненко, а остальные пять Ар-2 были сбиты. К счастью, из 15 участников сбитых экипажей 10 человек скоро возвратились в полк.

Фельдфебель Рудольф Шмидт демонстрирует отметки побед на руле собственного истребителя. 12-я, 13-я и 14-я по счёту победы заявлены над Ар-2 4-й эскадрильи 132-го СБАП в сражении 25 июня 1941 года

Успешный бой совершили лётчики шестёрки Bf 109E из 5./JG 77, взлетевшие в 11:00 по берлинскому времени. По данным Йохена Прина, в 11:42–12:13 они заявили 10 побед над «мартин-бомберами», наряду с этим по три победы было засчитано обер-лейтенанту Ротту (Oblt. Frank-Werner Rott) и фельдфебелю Шмидту (Fw. Rudolf Schmidt), а ефрейтору Маршхаузену (Gefr.

Gunther Marschhausen) и унтер-офицеру Киндляйну (Uffz. Kindlein) – по две.

Советские экипажи оказали активное противодействие: по докладу стрелков возвратившихся самолётов, один из нападавших был сбил флагманским стрелком-радистом мл. сержантом Петром Александровичем Горбачёвым. В соответствии с германским данным, в данный сутки от огня зенитной артиллерии был потерян самолёт «храбреца дня» фельдфебеля Шмидта (Bf 109E-4 W.Nr. 5365).

С громадной долей возможности возможно заявить, что его сбил экипаж «мартин-бомбера», что он заявил в 12:07. В действительности самолёт майора Н. А. Зобова взял три пробоины.

Истребители Bf 109E из состава 5./JG 77, лето 1941 года (живописец Игорь Злобин)

Фактически, чем-то из последовательности вон выходящим данный бой не был: незадолго до истребители III./JG 77 приблизительно с таким же результатом «проредили» группу СБ 45-го СБАП. Вопрос о обстоятельствах утрат стоило задать не экипажам, каковые в полной мере достойно отбивались и смогли нанести сопернику урон, а руководству дивизии и ВВС 9-й Армии.

Они не смогли организовать прикрытие бомбардировщиков, не смотря на то, что не сложно было додуматься, что интенсивное использование советских ударных самолётов над районом Скуляны – Фалешты вынудит соперника прикрыть его истребителями. Забегая мало вперёд, напомним, что утраты 4-й эскадрильи 132-го СБАП оказали влияние на действия руководства, и на следующий сутки группы 132-го СБАП начали закрывать истребители 20-й САД. Увы, по причине того, что сотрудничество не было налажено, выполнить эту задачу надлежащим образом не удалось, что и предопределило большие потери частей 45-й САД 26 июня.

Начальники 3-й и 4-й эскадрилий 132-го СБАП сделали из утрат 25 июня верные выводы. В последующих вылетах оба подразделения понесли минимальные боевые утраты: всего до вывода в тыл были утрачены в воздухе девять Ар-2 на 317 боевых вылетов, а ещё четыре автомобили были списаны из-за разных повреждений. Наряду с этим с 26 июня по 18 июля полк утратил всего три Ар-2, а ещё одна машина не возвратилась из разведывательного полёта.

Она действовала в отрыве от главных сил полка в интересах штаба ВВС 9-й Армии, которому была придана пара Ар-2 (в документах полка не отмечено количество вылетов, выполненных этими экипажами). Один самолёт 4-й эскадрильи 12 июля по неточности был сбит своим истребителем МиГ-3. Так, на 317 боевых вылетов приходится восемь сбитых соперником Ар-2, что даёт одну утрату приблизительно на 40 боевых вылетов – отличный показатель для лета 1941 года!

Интенсивность военных действий пикировщиков 132-го СБАП возможно оценить по следующим показателям. Действуя с аэропорта Раздельная с 24 по 28 июня, 3-я и 4-я эскадрильи полка выполнили 67 боевых вылетов, из них в 51 вылете экипажи бомбили с пикирования. Утраты сбитыми составили шесть Ар-2.

С аэропорта Печёра (10 км юго-западнее Немирова) полк действовал со 2 по 9 июля по армиям германской 11-й Армии, наступавшим на Могилёв-Подольский, а 10–11 июля, развернувшись на 180°, бомбил мехчасти 3-го механизированного корпуса 1-й танковой группы, наступавшие от Житомира на Киев. Самолёты 3-й и 4-й эскадрилий выполнили за это время 142 боевых вылета, в 75 из которых экипажи бомбили с пикирования. Утраты сбитыми составили всего два Ар-2.

Показательным стал воздушный бой 10 июля, что случился на протяжении вылета на бомбометание по мотопехоте и немецким танкам, наступавшим по шоссе Житомир – Киев. В районе Рожев 12 Ар-2 скинули на соперника с пикирования 72 ФАБ-100, экипажи рассказали об уничтожении 10 танков, двух автомобилей и 11 бронемашин. Соперник оказал важное противодействие: сперва советские пикировщики были обстреляны интенсивным огнём зениток, а после этого их нападала четвёрка Bf 109.

Не обращая внимания на то, что у одного Ар-2 прямым попаданием зенитного боеприпаса был разбит мотор, советские экипажи не растерялись и сосредоточенным огнём стрелков-радистов отбили фактически все атаки.

Умелым асам штабного звена I./JG 3 во главе с начальником группы гауптманом Хансом фон Ханом (Hptm. Hans von Hahn) и обер-лейтенантом Буххольцем (Oblt. Max Buchholz) не только не удалось разгромить группу, но кроме того расстроить её, и единственной их добычей стал сбитый Ар-2 ст. лейтенанта В.В. Мельникова из 4-й эскадрильи.

Кроме того подбитый зениткой, самолёт возвратился на аэропорт, где произвёл вынужденную посадку на пузо (из-за повреждений гидросистемы не вышли шасси). Примечательно, что оба германских аса заявили по очередной победе (23-я и 19-я соответственно), но и советские стрелки не особенно стеснялись: по итогам боя уже известному нам мл. сержанту П. А. Горбачеву и ст. сержанту В. С. Грайдзлеру засчитали по одному сбитому Bf 109, не смотря на то, что реально ни один германский истребитель не взял повреждений. Однако, нужно подчернуть, что за 14 дней битв мастерство экипажей Ар-2 достигло большого уровня, и их перехват, без сомнений, стал сложной задачей кроме того для лучших асов люфтваффе.

Начальник I./JG 3 гауптман Ханс фон Хан принимает поздравления с 24-й воздушной победой.

12 июля 1941 года, аэропорт Полонное. 23-я отметка о победе нарисована на руле по окончании боя с Ар-2 132-го СБАП 10 июля

Перебазировавшись в ночь 11 июля на аэропорт Зятьковцы у города Гайсин (50 км западнее Умани), 132-й полк с 12 июля начал работату по танкам 48-го механизированного корпуса 1-й танковой группы, наступавшим на Бердичев. Всего до 18 июля было выполнено 77 боевых вылетов, в основном по целям в районе Любар, Полонное, Казатин и Бердичев. К сожалению, по этому периоду обобщённые эти по количеству бомбометаний с пикирования в издании военных действий полка отсутствуют.

Фактически, уже 16 июля главная часть полка убыла из района военных действий на переформирование в тыл, а оставшаяся несколько во главе с начальником 5-й эскадрильи капитаном Касьяновым (девять Ар-2 и три СБ) поступила в яркое подчинение руководства ВВС 6-й Армии. Провоевала эта несколько всего два дня, и уже 19 июля была переброшена в Кировоград, где, передав самолёты в другие части ВВС Южного фронта, убыла за полком в тыл. Фактически, это событие разрешило нам взять представление о том, как смотрелись Ар-2 132-го СБАП: как минимум три автомобили были потом покинуты на кировоградском аэропорте из-за неполадок и попали в фотообъективы германских солдат.

Успешные небольшие потери и боевые действия эскадрилий Ар-2 особенно прекрасно заметны на фоне их сотрудников: управление полка, 1-я, 2-я и 5-я эскадрильи, летавшие на СБ, выполнили до убытия в полк только 195 боевых вылетов, утратив наряду с этим в воздушных битвах и от огня зенитной артиллерии 22 бомбардировщика, ещё три были списаны в следствии боевых повреждений, а три разбиты в катастрофах и авариях по вине личного состава. Неудивительно, что по окончании переформирования полка в двухэскадрильный как раз начальники подразделений, вооружённых Ар-2, стали начальниками снова организованных эскадрилий. Помимо этого, за персональный героизм капитан Макарин и майор Зобов были награждены орденами Красной Звезды.

Самолеты Ар-2, принадлежавшие 132-му СБАП, покинутые на аэропорте Кировоград из-за неполадок

В документах дивизии и полка очень отмечена 3-я эскадрилья 132-го СБАП и её начальник капитан М. А. Макарин. Эскадрилья на всём протяжении военных действий сохраняла боеготовность и понесла минимальные боевые утраты – два Ар-2, один из которых был сбит зенитками 27 июня, а второй 4 июля «мессершмиттами» из 7./JG 77. Сам комэск выполнил менее чем за месяц 24 боевых вылета, что, без сомнений, есть выдающимся результатом.

Судьба была благосклонной к нему: сделав на Калининском фронте зимний период 1941–1942 гг. ещё 32 боевых вылета, Макарин был награждён орденом Красного Знамени, стал майором и скоро был назначен комполка на Дальнем Востоке. Михаил Александрович принимал участие в военных действиях против Японии в качестве начальника 36-го БАП, потом служил на разных должностях, вышел в запас в звании полковника.

Ещё громадных результатов добился начальник 4-й эскадрильи майор Н. А. Зобов – за тот же период лётчик и отважный командир выполнил 29 боевых вылетов. Помимо этого, нужно подчернуть, что формально как раз ему принадлежало первенство в бомбометании с пикирования в боевых условиях. Майор Зобов был умелым начальником.

Он принимал участие в военных действиях в республиканской Испании, за что во второй половине 30-ых годов XX века был награждён орденом Красного Знамени. К сожалению, его будущее сложилась трагично: Николай Александрович не возвратился из боевого вылета 21 февраля 1942 года на Калининском фронте. До собственной смерти он успел выполнить ещё 36 боевых вылетов, за что был награждён вторым орденом Красной Звезды.

Вот как оценивало действия 132-го СБАП руководство 45-й авиадивизии:

«Полк по большей части всю собственную боевую работу вёл по наземным войскам и в основном по мотомехчастям соперника в движении по дорогам и в местах их скопления, и по переправам на р. Прут в р-не Скуляны – Стефанешты и на р. Днестр в р-не Каменец-Подольский. По донесениям экипажей, в большей собственной части разрывы ложились в р-не целей и по самой цели.

Отечественные наземные части, оборонявшие р. Прут в р-не Стефанешты, замечали тяжелые потери пребывавших в этом районе мотомехчастей соперника от бомбардировок. Полк от наземных частей имел признательность за успешное содействие».

Не обращая внимания на очевидные удачи применения первого серийного пикировщика ВВС РККА в 132-м СБАП, хочется отметить и значительные его недочёты, снижающие эффективность от ударов с пикирования: экипажи использовали практически только бомбы ФАБ-100, причём, в большинстве случаев, при бомбометании с пикирования боевая загрузка составляла только четыре такие бомбы. Снаряды большого калибра использовались в считанных случаях, исходя из этого заявленные удачи, в особенности в части стёртых с лица земли переправ, представляются достаточно вызывающими большие сомнения.

Бомбардировщик Ар-2, принадлежавший 132-му СБАП, стёртый с лица земли на аэропорте Кировоград

Помимо этого, для более действенного применения пикировщиков по армиям соперника нужны были наблюдатели-авианаводчики, каковые, пребывав в передовых наземных подразделениях, корректировали бы удары Ар-2. Их в тот период попросту не было, исходя из этого главная масса ударов приходилась на тылы соперника, в лучшем случае – на передовые отряды наступающих мехколонн соперника, а германская армия, ведущие бой конкретно на передовой, фактически не подвергались ударам. Это, конечно, мало помогало оборонявшимся либо контратакующим частям Красной армии, остававшимся без настоящей помощи авиации.

Подвеска авиабомбы ФАБ-100 в бомбоотсек Ар-2 – прекрасно видно устройство бомбодержателя ПБ-3 (фото из отчёта об отработке бомбометания с пикирования самолёта Ар-2)

Ещё одним досадным упущением было то, что богатый опыт бомбометания с пикирования 132-го СБАП не был ни проанализирован, ни использован в целях обучения вторых частей, вооружённых пикировщиками. на данный момент уже не секрет, что большая часть полков, оснащённых пикирующими бомбардировщиками Пе-2, кроме того в 1942–1943 годах не применяли эти самолёты по собственному прямому назначению и с пикирования не бомбили.

Ар-2 — неиспользованные возможности

В качестве послесловия направляться привести пара факторов, каковые, на взгляд автора, послужили обстоятельством столь стремительного освоения нового самолёта личным составом и, а также, применения его возможностей в качестве пикировщика.

Прежде всего это происхождение Ар-2 от серийного самолёта СБ, с которым он имел сходные лётные характеристики. Ар-2 был несложным в технике пилотирования, а также на посадке и взлёте, а, значит, дешёвым для обучения кроме того слабо подготовленному молодому лётному составу ВВС РККА, чем удачнейшим образом отличался от строгого и подвластного далеко не всякому пилоту Пе-2. Учитывая, что большая часть курсантов бомбардировочной авиации в 1939–1941 годах выпускалось из лётных школ на СБ либо УСБ, переучивание на Ар-2 преобразовывалось в несложную формальность.

В конструкции Ар-2 была предусмотрена ещё одна особенность: данный самолёт изначально взял особый бомбодержатель ПБ-3, что разрешал сбрасывать бомбы с пикирования не только с внешней подвески, но и из бомбоотсека. Конструкция ПБ-3 разрешала подвешивать на него следующие комбинации бомб: 2?ФАБ-50, либо 2?ФАБ-100, либо 2?ФАБ-250, либо 2?БрАБ-220, либо 2?БетАБ-150, либо 1?ФАБ-500. Такая подвеска не ухудшала аэродинамику и сохраняла большую горизонтальную скорость, в отличие от Пе-2, у которого для того чтобы устройства не было предусмот

Юрий Жуков: Причины paзгpoмa Kpaсной apмии 22 июня 1941 года. Действия Сталина.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: