Ближнемагистральный пассажирский самолет як-42д.

      Комментарии к записи Ближнемагистральный пассажирский самолет як-42д. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.Ближнемагистральный пассажирский самолет як-42д.

Замыслы массового производства Як-42 очень сильно урезали, чему содействовал и последовательность выявившихся недочётов, первым делом, малая дальность полета. Не обращая внимания на громадную емкость баков, теоретически вмещающих 18,5 тысячь киллограм горючего, самолет с полной коммерческой нагрузкой 14,5 тысячь киллограм имел возможность забрать лишь 8,5 тонны горючего. В противном случае большой взлетный вес выходил за разрешенный предел в 54 тонны.

Соответственно, дальность быстро понижалась. А с полной заправкой уже коммерческая нагрузка уменьшалась до 3,8 тонны. Назрела необходимость модернизации, тем более что парк самолетов Ту-134 начинал уменьшаться, да и неприхотливость Як-42 пришлась ко двору авиапредприятиям.

Во второй половине 80-ых годов XX века были закончены работы по сертификации и созданию Як-42Д.

Не обращая внимания на то, что снаружи самолет фактически не изменился, при той же емкости топливных баков его дальность выросла приблизительно на 25% за счет повышения большого взлетного веса до 56,5 тысячь киллограм. С однообразной платной нагрузкой 10,5 тысячь киллограм, Як-42Д брал на тонну больше керосина, и его дальность наряду с этим с аэронавигационным запасом горючего составляла 2150 км.

Были улучшены и многие другие эксплуатационные характеристики: увеличились большая барометрическая высота аэропорта и допустимая боковая составляющая ветра на посадке и взлёте, уменьшился допустимый коэффициент сцепления с поверхностью ВПП, тормозные колеса шасси взяли вентиляторы, улучшившие характеристики торможения. Передняя входная дверь была переделана с учетом стандартов европейских телескопических галерей, что сделало самолет привлекательным для интернациональных перевозок.

Не считая всего другого, данный самолет отличается еще и тем, что его возможно смело эксплуатировать на аэропортах, имеющих маленькие, длиной всего до 2200 м ВПП. К чести создателей Як-42 нужно заявить, что за границей автомобили с таким полетным весом на ВПП аналогичных размеров не допускаются. Высокие взлетно-посадочные характеристики достигнуты посредством хороших несущих особенностей крыла.

Достаточно заявить, что на самолете при выпущенных закрылках на 45 взят коэффициент подъемной силы равный 2,7. Это разрешило снизить скорость захода на посадку до 210 км/ч. Другого самолета с подобными показателями нет ни у нас, ни за границей. Так, Ту-134А, к примеру, на планировании при заходе на посадку держит скорость 270 км/ч.

Дело в том, что малая скорость при заходе на посадку, в особенности в экстремальных условиях, скажем, резком ухудшении погоды, при нехорошей видимости оказывает помощь экипажу принять верное ответ. Иными словами, чем меньше посадочная скорость, тем больше у пилотов времени для обдумывания непростой обстановке.

На Як-42Д установлено пилотажно-навигационное и связное оборудование, разрешающее создавать полеты по автострадам СНГ и дальнего зарубежья. По требованию клиента на самолет возможно дополнительно установлено оборудование, разрешающее создавать полеты в Европейском регионе и по окончании 2000 года.

Для увеличения регулярности полетов на Як-42Д установлена совокупность автоматического управления, снабженная автоматом управления тягой двигателей и снабжающая посадку в метеоусловиях, соответствующих II категории ИКАО (30 х 400 м). Повышенная в размерах (1700 х 850 мм) левая входная дверь разрешает применять телескопические трапы, что уменьшает время и облегчает посадку и высадку пассажиров в интернациональных аэропортах. Для безопасности пассажиров и повышения комфорта на самолете установлены закрытые грузовые полки.

Управление самолетом — безбустерное с переставным в полете стабилизатором. На самолете установлены закрылки с возможностью выпуска на 10°, 20°, 30° и 45°, что разрешает реализовать максимальные градиенты комплекта высоты на уходе и взлёте на второй круг, как в обычных атмосферных условиях, так и при больших температурах наружного воздуха и на высокогорных аэропортах. Для обеспечения маневрирования в зоне аэропорта, сокращения времени смены эшелона, и сокращения времени экстренного понижения самолет оборудован совокупностью выпуска спойлеров в полете, а для увеличения безопасности на пробеге — автоматическим и ручным выпуском их на земле. посадка и Взлёт самолета обеспечены с аэропортов высотой размещения до 1920 м, ведутся работы по увеличению высоты до 2500 м.

В то время, когда начались перестройка и последовавшая за ней рыночная реформа, Як-42 начал обходить соперников по экономическим показателям. И главным его преимуществом снова были двигатели Д-36, до сих пор отвечающие быстро ужесточившимся интернациональным нормам по шуму на местности. Самолет, что рекламировали чуть ли не как «деревенский» лайнер, лидирует на рынке интернациональных перевозок среди отечественных собратьев!

Як-42Д брали Китай и Куба, самолет довольно часто берут в аренду многие европейские и азиатские компании.

Само собой разумеется, требования времени коснулись и Як-42Д. За счет авиакомпаний на самолет стали устанавливать нужные сейчас в европейском небе навигационную спутниковую совокупность GPS, совокупность предотвращения столкновения в воздухе TCAS II, улучшенные интерьеры салонов, среди них и с салонами эконом и бизнес — класса.

По требованиям эксплуатирующих организаций, на двигателях Д-36 и вспомогательной силовой установке ТА-12 смогут быть установлены шумопоглощающие устройства, существенно снижающие уровень шума в салоне на протяжении полета, на местности на протяжении взлета и посадки и на стоянке. С 1990 года в ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» с целью увеличения потребительских качеств самолета, продления объема конкурентоспособности и увеличения продаж проводится модернизация Як-42Д в самолет Як-42Д-90, что рекомендован для перевозки 90 пассажиров на дальность до 4000 км.

Производство Як-42Д не завершено до сих пор, лишь вместо серийного оно стало «заказным». Одним из больших клиентов стал «Газпром». Любопытно, что в качестве летающих штабов-пунктов управления министерства черезвучайных ситуаций РФ выбрало тот же Як-42Д в силу его автономности и хороших взлетно-посадочных черт. К сожалению, и недочёты, сопровождавшие самолет с рождения, остались неизменными. Технари именуют Як-42 электрическим самолетом.

Вправду, кроме того гидроприводы у него управляются электроагрегатами. И если бы отечественная электротехническая и электронная индустрия «дотягивались» до отметки авиационной, самолет вправду был бы самым недорогим в эксплуатации. Но за каждой машиной тянется нескончаемый хвост постоянных отказов реле, концевиков, разъемов, радиоэлементов, и т.д. и т.п.

Но, в этом Як-42, увы, не одинок.

Сравнительно не так давно принято решение о приостановке работ над проектом нового Як-242 пассажировместимостью в диапазоне 130-180 мест. Данный самолет должен был оснащаться крылом со двигателями и сверхкритическим профилем ПС-90А. Уже выполнено более 30% проектировочных работ. Но, как неизменно, денежные затруднения временно осложняют эти изыскания.

Остается сохранять надежду лишь на лучшее.

ЛТХ:

Модификация: Як-42Д
Размах крыла, м: 34,88
Протяженность самолета, м: 36,38
Высота самолета, м: 9,83
Площадь крыла, м2: 150,0
Масса, кг
-безлюдного снаряженного самолета: 34580
-большая взлетная: 56500
-топлива: 18500
Тип двигателя: 3 х ТРДД Д-36
Тяга, кН: 3 х 63,74
Большая скорость, км/ч: 810
Крейсерская скорость, км/ч: 750
Перегоночная дальность, км: 4000
Практическая дальность, км: 2700
Дальность с макс. нагрузкой, км: 1480
Практический потолок, м: 9100
Экипаж, чел: 2
Нужная нагрузка: 104 пассажира в кабине двух классов либо 120 в туристическом классе либо 39-49 пассажиров в VIP варианте либо 13500 кг коммерческого груза.

Як-42Д на стоянке. Фото Максима Гольбрайхта.

Як-42Д на стоянке. Фото Максима Гольбрайхта.

Як-42Д компании «АвиаПрад».

Як-42Д «Валерий Чкалов» МЧС России.

Як-42Д заходит на посадку.

Як-42Д заходит на посадку.

Механизация крыла Як-42Д. Фото Максима Гольбрайхта.

Кабина пилотов Як-42Д. Фото Максима Гольбрайхта.

Як-42Д компании «Кубанские авиалинии». Рисунок.

Як-42Д МЧС России. Рисунок.

Як-42Д компании «Молдова». Рисунок.

Як-42Д. Схема.

.

.
Перечень источников:
Виктор Беляев. Пассажирские самолеты мира.
М-Хобби. Дмитрий Колесник. Самый невезучий.
Крылья Отчизны. Юрий Сергеев. Авиалайнер для местных линий.
Крылья Отчизны. Евгений Адлер. Как создавался Як-42.
Крылья Отчизны. С.Яковлев. Ближнемагистральный, скоростной: Як-42 осваивает новые воздушные линии.
Техника — молодежи. С.Яковлев «Спринтер» на средней расстоянии.
Летный справочник на Avia.ru. Як-42Д Авиалайнер для авиалиний малой протяженности.
Фотоархив сайта russianplanes.net

Один день в самолете ЯК-42

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: