Блинова клавдия михайловна

      Комментарии к записи Блинова клавдия михайловна отключены

Блинова клавдия михайловна

Клавдия Михайловна Блинова — одна из многих советских дам, добровольно взваливших на собственные плечи все тяготы военном судьбе в годы ВОВ.

Собственную боевую деятельность она начала в составе 586-го женского истребительного авиационного полка, защищала небо Саратова. С осени 1942 года сражалась в составе 434-го истребительного авиаполка под руководством Храбреца СССР Ивана Ивановича Клещёва.

Вспоминает один из пилотов этого полка, Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан:

«В последних числах Августа из района Сталинграда, где полк понёс тяжелые потери в боях не на жизнь а насмерть, нам было нужно отправиться в Саратов за получением новых самолётов Як-7Б. Личным же составом полк доукомплектовывался в Подмосковье, на одном из аэропортов. На пополнение к нам прибывали в основном не новички, а лётчики, имевшие уже солидный боевой опыт.

При всём том в один прекрасный день нам довелось стать свидетелями картины необычайной. По направлению к штабной землянке деловито вышагивали… девушки, одетые в военную форму!

в первых рядах всех шла стройная, белокурая, в лихо надвинутой на бровь пилотке начальник звена лейтенант Клава Нечаева (очевидно, фамилии и имена девушек мы определили позднее). За нею, на ходу поправляя перемещением плеч портфели, с мелкими чемоданчиками в руках аккуратненько ступали по пыльной дорожке начищенными до зеркального глянца хромовыми сапожками Клава Блинова, Тоня Лебедева и Оля Шахова. Итого, значит, 4 экипажа.

За ними шли девушки из их технического персонала.

Оказалось, что все они ранее проходили службу в одной из тыловых частей ПВО. Отважных девушек такое положение не устраивало, кроме того казалось обидным. Они написали рапорты с настойчивой просьбой послать их на фронт, в действующий истребительный полк. В рапортах они с горячностью обосновывали, что нисколько не хуже лётчиков — мужчин и исходя из этого имеют такое же полное право бить неприятеля.

Так в отечественном 434-м полку показались лётчицы.

Клавдия Блинова (третья справа) с братьями по оружию.

Знакомство началось по — деловому. Комполка лично на «спарке» (двухместном самолёте) поднимался поочерёдно в атмосферу с каждой из лётчиц, дабы досконально проверить их технику пилотирования. И остался доволен.

Как ни необычно, присутствие в полку дам не только не внесло дезорганизованности, чего весьма опасался отечественный начальник, но кроме того заметно подтянуло ребят, средний возраст которых не превышал 25 лет. Самым же старшим из нас, и по должности, и по возрасту был комполка майор И.И. Клещёв, которому исполнилось тогда 27 лет.

В случае если сказать открыто, руководство полка оберегало лётчиц. Само собой разумеется, в той степени, в какой это вероятно по большому счету на войне. Старались не отправлять их на очевидно рискованные задания.

Ну а сами девушки так и рвались навстречу опасностям.

Как ни оберегали — однако предохранить не смогли… Это произошло 17 сентября 1942 года под Сталинградом. На протяжении очередного боевого задания, закрывая самолёт капитана И.И. Избинского, погибла начальник девичьего звена лейтенант Клавдия Нечаева.

Клавдия Блинова среди однополчан…

Девушки не легко переживали смерть собственного начальника. Но на их боеготовности это ужасное событие не отразилось. Они стали злее и собраннее в сражении, ненавидя опасность, отважно ввязывались в смертельные схватки. От полёта к полёту, от боя к бою приходил опыт.

Отечественные доблестные лётчицы закалились в сражениях и выросли в настоящих асов. Их удачами мы гордились значительно больше, чем собственными».

В первых числах Октября 1942 года двух оставшихся в том звене лётчиц Клавдию Блинову и Тоню Лебедеву нежданно позвали в Москву. Выяснилось, заботу о девчатах показал глава инспекции ВВС Василий Сталин. Он внес предложение им пройти подготовку по особенной программе — выполнить около 100 учебных воздушных битв. А уж позже — опять на фронт…

Война, но, вносила собственные коррективы. В один из лётных дней на аэропорт, где проходили тренировочные полёты, приехал командующий ВВС генерал А. Новиков и распорядился перевести Лебедеву и Блинову в женский полк.

В те же самые дни на Калининский фронт перелетал 65-й Гвардейский истребительный авиаполк. По штатному расписанию в том месте не хватало двух лётчиков, так что девчата снова были при важном занятии — плетении огненных кружев.

Великолукское направление… Позже битвы на подступах к Орлу. В один момент с 32-м Гвардейским продвигался на запад и 65-й Гвардейский истребительный авиаполк.

4 августа 1943 года восьмёрка Як-1 из состава 65-го ГвИАП под руководством начальника эскадрильи Гвардии капитана А. И. Самохвалова сопровождала штурмовиков, наносивших удар по отступающим армиям соперника в районе Орёл — Нарышкино. Несколько, встретив 14 FW-190, разделилась. Звено Гвардии лейтенанта Н. И. Ковенцова связало боем «Фоккеры», а звено А. И. Самохвалова осталось закрывать штурмовики.

В завязавшемся воздушном бою, звено Ковенцова старалось оттянуть неприятеля подальше от группы «Илов» и создать им условия для успешного исполнения боевой задачи. Соперник, владея численным превосходством, расколол звено и отечественным лётчикам было необходимо вести бой парами.

В ожесточённой схватке Гвардии лейтенант И.Ф. Сычёв сбил один FW-190, но силы были через чур неравны. Соперник поджёг сперва самолёт Гвардии лейтенанта Н.И. Ковенцова, после этого были сбиты Гвардии младшие лейтенанты У. У. Доев и К.М.

Блинова.

К сожалению, дотянуть до линии фронта Клавдия Блинова не смогла. Она появилась в плену. Полевая жандармерия, допросы, побои… Позже дорога в лагерь для пленных…

«Утром всех нас выстроили на площадке, — вспоминала Клавдия Михайловна, — и зачитали приказ начальника лагеря: «За попытку к побегу — расстрел!» Тут мы выяснили, что в ночь на 8 августа из лагеря убежало около 1000 человек! Прошло ещё два дня. 10 августа немцы составили эшелон для отправки военнопленных на запад. 26 лётчиков загрузили раздельно — в один товарный вагон.

Охранники — власовцы расположились в тамбуре, так что мы имели возможность вольно переговариваться. А беседы отечественные и думы были лишь об одном — как бежать…»

Да, ни эти 26 лётчиков, ни та 1000, которой удалось прорвать колючую проволоку и под огнём охраны сбежать из лагеря, ещё не знали, что сейчас окончательно за ними будет ходить данный странный, с прищуром анкетный вопрос: «Был ли в плену?..»

Что анкета! Кроме того спустя пяти десятилетий найдутся твёрдые приверженцы генерала Л. Мехлиса, утверждавшего, что у нас нет и не может быть пленных — имеется лишь предатели. Многого ещё не знали воздушные стрелки Сазонов, Рыбалко, лётчик-штурмовик Поляков, корректировщик Мурашко и лётчица Блинова, прорезая в вагонной двери отверстие, дабы высвободить её от запора. Наконец в полночь 11 августа дверь удалось открыть и, кто имел возможность, на полном ходу поезда они начали выбрасываться в темноту.

Собрались впятером, установили направление на восток и отправились в неизвестность. У Сазонова поясницы, иссечённая осколками, казалась целой раной. Клавдии было нужно порвать кофточку и перевязать его. Мурашко ранили в грудь — между ребрами зияла ужасная дыра.

Все были ранены, но шли. Более 14 дней шли лесами, болотами, пробивались к своим, минуя населённые пункты, дороги.

…Думается не было для Клавдии команды более волнующей и весёлой, чем та — на одном дыхании: «Находись! Стрелять буду!..» И вот первая беседа в штабе какого-либо полка 21-й Армии. Первые вопросы, недоверчивая, странная реакция на ответы — должно быть от прилежно усвоенных уроков классовой бдительности.

Завертелась, заскрежетала машина, куда как бессердечнее разламывающая людей, чем те германские «Эрликоны», ставшие обстоятельством их бед.

Сначала каждому из группы Клавдии дали по листу бумаги и вынудили писать объяснительную записку. Лишь позже накормили! После этого под охраной двух автоматчиков повели в штаб армии. Настроение у Блиновой было прекрасное: она пела, радовалась, что все выжили, перешли через линию фронта к своим. Повторяла, что не сейчас — на следующий день будет в полку и уж тогда — держитесь, фрицы!..

Клавдия совершила ошибку. Для тех, кто хоть на сутки побывал в плену, кому со смертельным риском удалось вырваться из — за вражеской колючей проволоки, одной объяснительной записки было совсем не хватает.

Для Блиновой и её боевых друзей потянулись мучительные ночи допросов и пыток. На спецпроверке они пребывали с 31 августа по 14 сентября 1943 года. После этого их ожидал опять лагерь, лишь сейчас уже собственный, коммунистический… В одном из писем воздушный стрелок Николай Алексеевич Рыбалко писал:

«Наша жизнь текла в лагере, что держал огромное количество боевой силы, талантливой брать каждые преграды соперника. К лагерной жизни и работе мы привыкли. Дни бежали. В беседе с людьми я выяснил, что многие находятся тут уже по году, что и нам так же загорать, как и им…»

Но вот в первых числах Октября за Клавдией Блиновой нежданно прилетел связной самолёт, и она простилась с товарищами по беде. Выяснилось, «сработало» письмо, которое она ухитрилась послать в родной полк. Спустя время Клавдия определит, что вызволить её из лагеря помог Василий Сталин.

По окончании окончания войны, в соответствии с воспоминаниям Храбреца СССР Андрея Яковлевича Баклана, Клавдия Блинова стала женой лётчика — истребителя (бывшего навигатора 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка) Григория Даниловича Кудленко, сбившего в годы войны около 10 вражеских самолётов. Трудилась cтаршей стюардессой в аэропорту в Борисполе.

Женщина — армейский лётчик — истребитель

О том, что многие женщины и советские девушки наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, удачно сражались, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в отечественную эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я нечайно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались отечественные «кукурузники» По-2, я встречал, неоднократно сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но дама-истребитель…

Возможно, и не было у меня жажды унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но однако что-то такое было. По долгу работы я имел возможность и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех снова прибывающих лётчиков, с целью выяснить уровень подготовки, дабы верно организовать пары и выяснить количество программы подготовки для каждой пары. Само собой разумеется, её технику пилотирования имел возможность проверить начальник звена, но, соглашусь, мне весьма захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта юная женщина вправду может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.

Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и юная женщина, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, ни при каких обстоятельствах бы не поразмыслил, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то разговаривает — лётчик, в противном случае что пилот истребителя!

Проверив её лётную книжку и определив, где, в то время, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, незадолго до полётов я ей сказал, дабы она подготавливалась лететь со мной на диагностику. Перед вылетом, в то время, когда ей ставил задачу, выяснил последовательность и количество исполнения фигур высшего пилотажа, она сообщила:

Клавдия Блинова

— Товарищ капитан! Я имею некий паузу в полётах, в случае если что-то не совсем чисто окажется, вы мне продемонстрируете?

— В обязательном порядке покажу, вы не смущайтесь, а делайте задание так, как вы постоянно выполняли, все неполадки устраним, после этого вас ко мне в школу и отправили, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.

Я пристально присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал неточности обучаемого лётчика до пределов, вмешивался лишь тогда, в то время, когда предстоящее невмешательство угрожало опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более с уверенностью и вольно себя ощущал и мог продемонстрировать все, на что он способен, без переживаний и нервозности за допущенные неточности.

После этого на земле и в воздухе эти неточности устранялись и повторялись всё меньше и меньше.

Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что нужно перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне было нужно чуть — чуть ей оказать помощь, в элементах посадки и взлёта с допусками в неточностях нужно быть весьма и весьма осмотрительным, поскольку второй раз как раз из-за пустяковой неточности возможно иметь громадные проблемы. Что ещё возможно сообщить?

Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обычная, несложная женщина была истребителем, и она в действительности делала фигуры высшего пилотажа, стойко перенося наряду с этим появившиеся перегрузки.

Соглашусь, до сих пор я был уверенный в том, что настоящим истребителем возможно лишь мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, что замечательно пилотировала женщина — истребитель. Само собой разумеется, она не имела возможности пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела.

Но однако она верно делала все комплексы фигур. По радио я внес предложение ей повторить комплекс совместно, после этого продемонстрировал сам, как нужно делать сложные фигуры. Тут я уже попытался делать фигуры с ювелирной точностью. Тут заговорила чисто опытная гордость, да ещё перед девушкой. Я делал комплекс за комплексом, стараясь избежать громадных перегрузок, поскольку незачем было показывать девушке собственное «ухарство», умение и выносливость быстро пилотировать.

Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и приобретать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть признательны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и имели возможность бить неприятеля в воздухе.

В те жёсткие армейские годы отечественные советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали громадную помощь в разгроме соперника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками удачно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не было нужно, поскольку скоро она вышла в Москве замуж также за лётчика, а через некое время закончилась и война.

(Из книги воспоминаний лётчика-истребителя Э. У. Чалбаша — «Сковать боем»)

Празднование Дня Победы! Курсаково

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Панкратова клавдия

    В одном из авиационных изданий мне попала на глаза статья Армейского лётчика 1-го класса полковника В. Урюжникова, посвящённая боевой деятельности и…

  • Лисикова ольга михайловна

    Ольга Михайловна Лисикова — единственная во время второй мировой дама — начальник наибольших американских транспортных самолётов DC-3 (в СССР более…

  • Лучший день гауптмана баркхорна

    О военной карьере германского воздушного аса №2 времён Второй мировой Герхарда Баркхорна на данный момент известно фактически всё, не смотря на то, что…

  • Беляева раиса васильевна

    В комнате боевой славы Зуевской школы №1, среди разных экспонатов, принадлежавших ранее храбрецам — землякам воспитанникам школы, хранится фотоальбом в…

  • Женские лица воздушной войны

    Виталий ГОРБАЧ Екатерина ПОЛУНИНА Дмитрий ХАЗАНОВ (Авиамастер №3/2000) Фраза «у войны не женское лицо», ставшая поговоркой благодаря известной книге…

  • Азаров пётр лукьянович

    Появился 14 августа 1922 года в деревне Зиновино, сейчас Угранского района Смоленской области, в семье крестьянина. В первой половине 30-ых годов…