«Бленхеймы» над лодейным полем

      Комментарии к записи «Бленхеймы» над лодейным полем отключены

Как мы знаем, вся Советско-финляндская война 1939–1940 годов прошла при подавляющем преимуществе ВВС Красной армии. Финским лётчикам приходилось обороняться, и большинство их вылетов пришлось на истребители, каковые пробовали помешать советским бомбардировщикам. Однако собственная бомбардировочная авиация была и у финнов.

Как она показала себя в ответе одной из хороших задач ударной авиации — налётах на советские аэропорты?

К началу Советско-финляндской войны в распоряжении руководства ВВС Финляндии имелось 18 современных в то время двухмоторных бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» Mk.I британского производства, купленных во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Эти автомобили состояли на вооружении 44-й и 46-й эскадрилий 4-го авиаполка полковника Тойво Сомерто (Toivo Somerto), имевшего широкий круг задач. «Бленхеймы» должны были вести дальнюю разведку, бомбить цели в глубоком тылу соперника и оказывать помощь соединениям финской армии, не имевшей в собственном распоряжении авиационных подразделений. К началу войны в строю оставались 17 автомобилей, ещё одна была в ремонте.

«Бленхеймы» над лодейным полем
Подготовка финского «Бленхейма» Mk.IV (серийный номер BL-134) из 46-й эскадрильи к боевому вылету. Март 1940 года.
http://sa-kuva.fi

Нанесение ударов по советским аэропортам кроме этого было одной из задач 4-го авиаполка, однако продолжительное время по окончании начала войны не входившей в число приоритетных. Практически практически до конца 1939 года ни одного для того чтобы вылета совершено не было. Обе эскадрильи сосредоточились на ударах и ведении разведки по коммуникациям и населённым пунктам в тылу советской 8-й армии в Приладожье, иногда совершая вылеты на разведку в тыл советской 9-й армии в Северной Карелии.

Солидную часть вылетов экипажи «Бленхеймов» делали в одиночку, потому, что это давало громадную свободу манёвра.

Не обращая внимания на высокие по меркам Советско-финляндской войны лётные эти «Бленхейма», каковые должны были стать основной защитой от советских истребителей, к середине января количество исправных автомобилей в полку редко превышало пять-шесть единиц. «Неуловимые» бомбардировщики иногда попадали на прицел наземных средств ПВО, но истребители ВВС 8-й армии сначала были бессильны, потому, что базировались на большом растоянии от линии фронта. С середины декабря началась переброска советских истребителей на ледовые аэропорты ближе к линии фронта, и уже в январе это принесло собственные плоды.

«Исходя из наличных сил»

Неприятные для финнов встречи с И-16 и И-15бис стали происходить значительно чаще. Пара бомбардировщиков взяла важные повреждения, а 6 и 19 января два «Бленхейма» истребителями были сбиты.

Разумеется, как раз тогда в головы управления финских ВВС пришла идея о том, что лучший метод снизить активность соперника — это разгромить его аэропорт, тем более что 19 января начальник 3-го звена 46-й эскадрильи лейтенант Сиириля в вылете на разведку нашёл на льду маленького озера Карккунлампи у побережья Ладоги множество советских истребителей. Данный аэропорт был обнаружен ещё 28 декабря — тогда же одиночный «Бленхейм» отбомбился по нему, что формально стало первым ударом финских ВВС по советским аэропортам. Тогда в том месте было менее 10 истребителей, сейчас же финский пилот насчитал более 50 автомобилей.

120-фунтовые британские бомбы на самодельных санках. В случае если приобретённые финнами во второй половине 30-ых годов двадцатого века «Бленхеймы» Mk.I были переоборудованы под подвеску финских 100-кг бомб, то полученные уже на протяжении войны «четверки» и «единички» настойчиво попросили закупки партии британских 120- и 250-фунтовых бомб (http://sa-kuva.fi)

«Удар возмездия» решено было нанести уже на следующий же сутки, задействовав для этого все исправные автомобили — действительно, таковых выяснилось всего четыре штуки. За неполные два месяца войны три «Бленхейма» были безвозвратно утрачены, четыре потребовали заводского ремонта, остальные или ремонтировались силами полка, или проходили плановое обслуживание. Экипажи для столь важного задания подобрали соответствующие.

Так, на бомбардировщике с бортовым номером BL-115 в качестве пилота летел начальник 2-го звена 44-й эскадрильи лейтенант Пирхонен, а навигатором — комэск майор Стенбяк; BL-106 пилотировал начальник 1-го звена 46-й эскадрильи капитан Пипониус, а место навигатора занял начальник 3-го звена лейтенант Сиириля.

20 января в 9:15 четыре финских «всадника апокалипсиса» обрушили собственные бомбы на коммунистический аэропорт. BL-106 и BL-115, пройдя парой над строем советских самолётов, скинули на них три 100-кг и девять 50-кг фугасок, и по три осколочные и зажигательные бомбы. BL-119 вышел на аэропорт с противоположного направления и добавил ещё одну «сотку», шесть 50-кг фугасок и по паре осколочных и зажигательных бомб.

BL-118 заходил на цель с того же ракурса, что и первая пара, но скинул не все бомбы, а потому обрисовал круг и вторично отбомбился по аэропорту, в общем итоге скинув две 100-кг и шесть 50-кг фугасок, несколько зажигательных и одну осколочную бомбу.

Схема удара по Карккунлампи из издания военных действий 4-го авиаполка.
http://digi.narc.fi

Доклады финских лётчиков были в полной мере оптимистичны. Так, капитан Пипониус сказал, что бомбы упали на лёд между самолётами, а майор Стенбяк был ещё более красноречив:

«Целый юго-западный берег Карккунярви (ошибочно. — Прим. автора) вынужден самолётами в два последовательности. Более 50. Бомбили четырьмя самолётами с высоты 700 м (2?100 кг, 6?50 кг, 2?12,5 кг (зажигательные) на самолёт). Бомбы попали великолепно.

По окончании атаки показались бессчётные истребители, и отмечался сильный зенитный пламя».

Но, советские документы не подтверждают и этого «осмотрительного оптимизма». В частности, боевое донесение 49-го ИАП информирует, что финские бомбардировщики бомбили… из-за туч! В это легко верится, учитывая, что результатом удара, нанесённого умелыми экипажами, достигшими «прекрасных попаданий», стало уничтожение одного автостартера и повреждение фюзеляжа одного И-15бис.

«Бленхейм» 46-й эскадрильи взлетает с аэропорта Луонетярви, март 1940 года.
http://sa-kuva.fi

Затем с групповыми ударами по аэропортам 4-й авиаполк «завязал» на долгое время, не смотря на то, что в первых числах Февраля одиночный «Бленхейм» пара раз атаковал советский аэродром Реболы в полосе 9-й армии. Не смотря на то, что эти удары и не наносили самолётам и аэродрому на нем большой ущерб, руководство ВВС 9-й армии для ПВО аэропорта задействовало до трети боевых авиагруппы и вылетов истребителей, что для финских лётчиков само по себе было хорошим достижением.

Дебют «длинноносых»

Тем временем в последних числах Января 46-я эскадрилья сдала оставшиеся у неё «Бленхеймы» Mk.I и приняла на вооружение перегнанные из Англии «Бленхеймы» Mk.IV, за характерную форму кабины навигатора взявшие у финнов имя «Питкянокка» (Pitkanokka — «длинноносый»). Из 12 приобретённых самолётов один был потерян при перелёте, второй повреждён, а два поломали уже экипажи 46-й эскадрильи при переучивании. Однако к концу февраля эскадрилья считалась готовой возвратиться к боевой работе.

Бомбардировщики базировались на аэропорте Луонетярви рядом от городя Ювяскюля.

В качестве дебютной цели для новых бомбардировщиков 46-й эскадрильи была выбрана советская авиабаза Лодейное Поле. Ещё 4 февраля разведчик из 44-й эскадрильи нашёл в том месте громадное скопление советских бомбардировщиков, а также тяжёлых четырёхмоторных ТераБайт-3. Для тяжёлого удара по ним прежде не было сил, потому, что число боеспособных «Бленхеймов» Mk.I 44-й эскадрильи целый февраль колебалось на отметке три-пять автомобилей, ещё и остро нужных на фронте.

Лётчик, стрелок и штурман-радист в кабинах длинноносого «Бленхейма» Mk.IV с номером BL-130.
http://sa-kuva.fi

Не страно, что, чуть 46-я эскадрилья закончила переучивание, её решено было кинуть на бомбардировку Лодейного Поля. Приказ об этом был дан ещё 17 февраля, но сначала вмешалась нехорошая погода. 25 февраля был взят повторный приказ: всеми исправными бомбардировщиками ударить аэродром Лодейное Поле и стереть с лица земли имеющиеся в том месте самолёты.

Для этого были организованы две сводные группы по четыре «Бленхейма». Первую (BL-124, BL-128, BL-129) возглавил на BL-130 начальник 2-го звена капитан Кепсу, вторую (BL-126, BL-132 и BL-133) — начальник 1-го звена капитан Пипониус на BL-131. Под любой «Бленхейм» подвесили четыре 120-фунтовые (54-кг) фугаски и столько же 15-кг зажигательных бомб.

Для нанесения удара обе группы должны были, вылетев из Луонетярви, забрать курс на маленький остров Мёккерикё в Ладожском озере (12 километров к юго-западу от острова Валаам), после этого пересечь озеро и выйти к линии Мурманской железной дороги недалеко от станции Шоткуса. Тут отряд разделялся: несколько Кепсу заходила на цель на протяжении железной дороги, с юго-запада, а вторая несколько должна была долететь до деревни Люговичи и уже от неё заходить на цель с юга.

Предполагалось, что к цели обе группы будут идти в плотном строю на высоте 3700 метров, а перед ударом снизятся до 1100 метров и разойдутся на расстояние 50–100 метров между самолётами. Запасной целью прописали деревню Видлица. Обратный маршрут кроме этого пролегал над Ладогой по направлению к Валааму и потом через Йоройнен к себе.

26 февраля в 3:05–3:30 все восемь «Бленхеймов» встали с аэропорта и курсом 110° отправились в дальний путь. Лишь до Шоткусы им предстояло преодолеть 450 километров.

Схема налёта на аэропорт Лодейное Поле 26 февраля 1940 года (для просмотра увеличенной версии надавите на картину)

Необходимо подчернуть, что аэропорт Лодейное Поле вправду был заманчивой целью. По окончании формирования на базе левофланговых соединений 8-й армии новой 15-й армии с передачей ей части ВВС 8-й армии аэропорт Лодейное Поле практически остался единственным в полосе 15-й армии. На нём базировались главные силы ударной авиации ВВС армии: 13-я авиабригада (39-й и 45-й СБАП) и части 3-го ТБАП, в сумме 145 бомбардировщиков, а также 15 ТераБайт-3.

Тут же был 1008-й головной склад ГСМ.

ПВО аэропорта, кроме зенитных средств, возлагалась на 1-ю эскадрилью ПВО (11 истребителей И-153). Аэропорт был практически забит самолётами, расставленными по всему периметру, местами в два-три последовательности. Неподалеку от аэропорта размешался ответственный ЖД узел и большой по местным меркам город (более 16 тысяч обитателей).

В первые 60 секунд по окончании сбора обе финские группы следовали строго по маршруту приятель за втором, но в районе Савонлинны стрелок флагманского самолёта доложил, что вторая четвёрка обгоняет их справа. Обернувшись, капитан Кепсу вправду заметил вторую группу, которая уходила правее, приблизительно курсом 150°. Не осознавая, что происходит, капитан решил лететь следом.

Так длилось мин. 10–15, по окончании чего в первых рядах идущая несколько разом отключила навигационные огни и провалилась сквозь землю в чёрном февральском небе.

Подготовка к вылету «Бленхейма» BL-129 из 46-й эскадрильи.
http://sa-kuva.fi

Страно, но версия начальника второй группы капитана Пипониуса весьма похожа. Пребывав на широте Савонлинны, он заметил правее удаляющиеся белые навигационные огни и, сделав вывод, что это первая несколько, последовал за ней! Спустя приблизительно 10 мин. огни пропали. Пипониус заключил , что это были советские самолёты, и решил возвратиться на прошлый курс.

Сейчас несколько находилась недалеко от аэродрома Иммола, откуда непривычные к ночным полётам собственных самолётов финские зенитчики открыли по «Бленхеймам» пламя и постарались захватить их прожекторами. В следствии несколько Пипониуса со понижением рванула к Ладоге и вышла к её побережью в районе Кякисалми (он же Кексгольм, сейчас Приозерск) на высоте около 500 метров. Дальше несколько направилась на северо-восток, к острову Хейнясенмаа, откуда до Мёккерикё было, что именуется, рукой подать.

Тем временем Кепсу, утратив из вида группу Пипониуса, зачем-то продолжал ещё около 20 мин. лететь тем же курсом и только после этого приказал собственному пилоту возвратиться на курс 110°. Затем он выскочил прямёхонько к линии фронта на Карельском перешейке в районе прекрасно ему привычного ещё с довоенных времён озера Суванто. Тут по самолётам открыли сильный пламя с почвы.

Кепсу начал маневрировать и, возможно, снова запутался: вместо того дабы выйти к берегу Ладоги, он был под Ленинградом, что ещё и огибать начал с запада, как будто бы намерено удлиняя маршрут.

Один из участников налета на Лодейное Поле пилот прапорщик Луннела (Луммела) на крыле собственного «Бленхейма», март 1940 года.
http://sa-kuva.fi

Тут по малоизвестным самолётам открыли стрельбу зенитчики ПВО Ленинграда и Краснознамённого Балтфлота. Но Кепсу умело маневрировал, меняя направление и высоту полёта, а потому смог проскочить страшную территорию, вышел к южному берегу Ладоги в районе Путилово и продолжил собственный путь к цели. Практически «Бленхеймы» пролетели между основной базой КБФ и Ленинградом, поставив жирный «минус» советской ПВО.

Но, к Ладоге вышли уже три самолёта вместо четырёх: бомбардировщик с номером BL-124 куда-то провалился сквозь землю.

В действительности его начальник прапорщик Сипонен отстал от группы ещё на подходе к Ленинграду. Не обращая внимания на то что он был резервистом, а не кадровым лётчиком, он пристально смотрел за маршрутом, не смотря на то, что и не осознавал, что вытворяет его начальник. Утратив группу, Сипонен в итоге был над Кронштадтом, откуда по нему был открыт яростный зенитный пламя.

Уклоняясь, «Бленхейм» выскочил к Петергофу и уже оттуда отправился на протяжении берега, дабы обогнуть Кронштадт и уйти на собственную территорию. Попутно над фортом Красная Горка финны избавились от бомбового груза, после этого ушли вглубь Финского залива и через Карельский перешеек возвратились к себе на базу, приземлившись в 6:30 утра.

Блуждающие в темноте

До тех пор пока несколько Кепсу металась над Карельским перешейком, Пипониус летел над Ладожским озером, которое заволокло туманом. Начальник четвёрки смог долететь до Валаама, откуда уже по устройствам направился к другому берегу Ладоги. Дабы не растерять ведомых, капитан включил навигационные огни и с ними летел до побережья. Но BL-133 прапорщика Турпейнена всё-таки отстал.

Не обращая внимания на это, финны смогли добраться до Люговичей, имевших хороший ориентир в виде озера, по окончании чего развернули в сторону Лодейного Поля и… потерялись.

«Где эти чертовы русские?» Начальник экипажа (навигатор) прапорщик Турпейнен всматривается в почву из кабины «Бленхейма».
http://sa-kuva.fi

Не смотря на то, что до цели оставалось практически 10 километров, внизу была непроглядная темень, сильный восточный ветер мешал полёту по устройствам (по крайней мере, так собственный конфуз позднее растолковывал Пипониус) — в общем, всё было против начальника 2-й группы. После этого на одном из разворотов отстал BL-126 лейтенанта Лемминки. Упрямый Пипониус ещё раз постарался отыскать Лодейное Поле, применяя в качестве ориентира реку Свирь, но опять без результата, в случае если таковым не считать утрату последнего ведомого, BL-132 прапорщика Лямминпяя.

Это событие, Наверное, доконало Пипониуса, и он направился к запасной цели — Видлице. Берег Ладоги был красивым ориентиром, и в 6:15 с двух заходов Пипониус скинул на Видлицу все собственные бомбы, удовлетворив самолюбие громадным пожаром, вспыхнувшим в деревне. В 7:45 самолёт Пипониуса сел в Луонетярви.

До тех пор пока Пипониус кружил в окрестностях Лодейного Поля, около 5:20 к аэропорту с юго-запада подошли три «Бленхейма» капитана Кепсу. Он также шёл с включёнными навигационными огнями, дабы не растерять ведомых, и у него это оказалось лучше, чему Пипониуса. На советском аэропорте гостеприимно горели посадочные огни, и Кепсу начал понижение до 1000 метров, дабы скинуть бомбы. В один момент он погасил огни, в следствии BL-129 прапорщика Кармила манёвр начальника проворонил и от группы отстал.

В 5:25 Кепсу скинул на находившиеся на протяжении границы аэропорта самолёты все бомбы. Последний оставшийся с ним ведомый, прапорщик Мякинен на BL-128, сходу бомбить не стал, а облетел аэропорт и лишь в 5:43 нанёс удар.

«Бленхейм» BL-131 из 46-й эскадрильи, готовый к старту.
http://sa-kuva.fi

Спустя 120 секунд на аэропорте опять раздались взрывы — это появился лейтенант Лемминки. По его расчётам, он отстал от Пипониуса в 5:30 приблизительно в 8 километрах северо-западнее Лодейного Поля, развернул на юг и спустя 10 мин. выскочил к линии железной дороги, от которой вышел совершенно верно на аэропорт и скинул собственные бомбы. Тут фортуна сыграла с лейтенантом злую шутку: из восьми бомб шесть зависли в бомбоотсеке, и только две 120-фунтовые фугаски ушли вниз.

По наблюдению Лемминки, на аэропорте было 5–8 очагов пожаров, ещё один сильный пожар наблюдался в самом городе. В действительности горело не в городе, а между аэродромом и городом: быть может, Кепсу удалось зацепить хранилище горючего.

Чуть ранее к Лодейному Полю выскочил и потерявшийся ранее прапорщик Турпейнен. Отстав от группы, он, не мудрствуя, полетел прямиком к цели. Но в темноте отыскать город выяснилось достаточно сложно, и около 15 мин. «Бленхейм» летал кругами, пока лётчики не увидели тот самый громадный пожар.

В 5:30 Турпейнен скинул бомбы конкретно на город, по окончании чего ушёл в сторону Ладоги и благополучно возвратился на базу. Ещё один «потеряшка» из группы Пипониуса, прапорщик Лямминпяя на BL-132, также довольно продолжительное время кружил недалеко от цели, но так и не отыскал её и в 5:50 скинул бомбы недалеко от станции Заостровье. Две бомбы разорвались около дорог, одна не спрыгнула, остальные пропали в ночной темноте.

Наконец, прапорщик Кармила, утратив ведущего, дальше на протяжении Ладоги, пока в 5:40 не достиг Видлицы, по которой и отбомбился.

Аэродромная команда заруливает «Бленхейм» BL-129. Экономные финны берегли моторесурс собственных немногочисленных бомбардировщиков.
http://sa-kuva.fi

С 7:10 до 7:45 семь бомбардировщиков благополучно сели в Луонетярви (BL-124, как уже было сообщено, сел в 6:30). Последним прилетел Пипониус, завершив первый ночной рейд «Бленхеймов» и первый боевой вылет финских «длинноносых».

В попытках рассмотреть результаты

Потому, что результаты ночного удара оставались неясными, днём к Лодейному Полю вылетел разведчик BL-128 с фотокамерой. Пилотировавший его лейтенант Сиириля прошёл над Видлицей на высоте 6100 метров, сделал пара снимков, по окончании чего камера отказала. Три советских истребителя постарались преследовать «Бленхейм», но из-за громадной отличия в высоте скоро отстали.

Скоро Сиириля уже находился над Лодейным Полем на той же высоте, где скинул на стоянки самолётов три 120-фунтовые бомбы и четыре «зажигалки». С громадной высоты он не смог разглядеть, куда упали бомбы, честно отметив только попадание первой из них в юго-западном углу аэропорта в полусотне метров от ближайшего самолёта. До тех пор пока Сиириля облетал аэропорт, пришла в перемещение ПВО, и на взлёт пошло звено «Чаек», но шансов перехватить идущий на громадной высоте «Бленхейм» у них не было.

Капитан Пипониус, лейтенант Сопенлехто и прапорщик Турпейнен — быть может, за дискуссией результатов вылета. 10 марта 1940 года «Бленхейм» BL-133 Пипониуса и Сопенлехто будет сбит начальником эскадрильи 7-го ИАП лейтенантом Иосифом Гейбо, экипаж погибнет.
http://sa-kuva.fi

Чуть Сиириля закончил облёт аэропорта, с Луонетярви стартовал BL-130 лейтенанта Хакалы, что также направился к Лодейному Полю. В 14:50 он вышел на цель с юго-запада на высоте 4500 м и скинул серию бомб на самолёты в восточной части аэропорта. По наблюдению экипажа, все бомбы легли совершенно верно между стоящими на аэропорте самолётами, за исключением последней «зажигалки», улетевшей далеко за пределы поля. Всё это время ПВО аэропорта никак себя не проявляла, не смотря на то, что это был уже третий налёт за сутки.

Только на протяжении бомбометания с аэропорта снова начало взлёт звено «Чаек». Из повреждений, вызванных прошлыми налётами, Хакала увидел только воронки в северо-западной части аэропорта.

Последним в данный сутки над Лодейным Полем показался BL-133 лейтенанта Ахтиайнена. Зайдя на цель со стороны солнца, бомбардировщик в 16:05 скинул бомбы на группу ТераБайт-3 и СБ в северо-западном углу аэропорта с высоты 6100 метров. В соответствии с донесению Ахтиайнена, он замечал одно прямое попадание в СБ и два попадания рядом с самолётами.

Дежурное звено истребителей аэропорта в очередной раз начало взлёт, в то время, когда «Бленхейм» уже ложился на обратный курс. Из-за чего по окончании нескольких налётов за сутки руководство советской базы так и не организовало дежурство перехватчиков в воздухе, по всей видимости, останется тайной окончательно.

Ефрейтор Вяанянен прыгает с крыла «Бленхейма» BL-124. В качестве пилота он днём 26 февраля летал на разведку к Лодейному Полю с лейтенантом Хакалой.
http://sa-kuva.fi

По итогам ударов по Лодейному Полю финские лётчики рассказали об уничтожении восьми советских бомбардировщиков, разрушении большого строения и повреждении ЖД дорог. Каковы были их результаты в конечном итоге? К сожалению, узнать, что так очень сильно горело ночью на аэропорте либо рядом с ним, автору не удалось. На протяжении ночного удара взяли повреждения два СБ из 39-го СБАП. Днём финскими бомбами были повреждены три ТераБайт-3, а два лётчика 3-го ТБАП были ранены.

Самый необычно, что в эту же ночь кто-то скинул девять бомб на ГЭС в Волхове, т. е. более чем в 100 километрах юго-западнее Лодейного Поля! Кто из финских лётчиков промахнулся так очень сильно, мы уже вряд ли когда-нибудь определим.

На этом страно бескровный финский воздушный блицкриг против советской авиации на аэропортах закончился. В тот же сутки капитан А. К. Карачанцев из 49-го ИАП сбил очередной «Бленхейм» с номером BL-119 из 44-й эскадрильи…

НЛО над Лодейным полем

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: