700 лет назад, в июле 1316 года, в Вюрцбурге был создан Burgerspital – первый муниципальный дом старых и калек на германской почва.
К вину возможно относиться по-различному: для одних это вредный алкогольный напиток, для других — наиболее значимая составная часть торжественного застолья. А вот в средневековой Европе вино считалось продуктом первой необходимости, как хлеб. Представьте те времена: кофе и чай были еще малоизвестны, молоко скоро прокисало.
А воду выпивать было небезопасно: в городах свирепствовали чума и холера, источники были заражены. Так чем, сообщите, возможно было утолить жажду без опаски заболеть либо отравиться? Верно, вином!
К тому же оно в отличие от пива имело возможность годами храниться в бочках, не теряя собственных вкусовых (и других!) качеств.
Так стоит ли удивляться, что именно вино было средством платежа — самой надежной финансовой единицей в раздробленной на много карликовых княжеств Европе? А потому Европа практически не сеяла и не жала — она настойчиво возделывала виноградники кроме того в том месте, где в силу климатических условий плодам ни при каких обстоятельствах не суждено было вызреть.
К примеру, в пятнадцатом веке площадь, отведенная под виноградники на германских почвах, перевалила за 300 тысяч гектаров (сейчас виноградники занимают чуть ли третью часть этого количества). В «моем» Кобурге я довольно часто обнаруживаю в лесах остатки террас, где многие века назад также пробовали выращивать виноград. Возможно представить, как морщился герцог, вкушая кислятину.
А всего лишь в сотне километров на юге находится город Вюрцбург (Wurzburg, 1), где вино испокон столетий было так вкусно, что за тамошние виноградники (2) велись постоянные войны. Но данный материал не столько о преимуществах вюрцбургских вин, сколько о том, что виноделие (а вернее большие доходы от него) в славном этом городе вот уже ровно 700 лет помогает во благо нуждающимся обитателям.
На закате судьбы
Сейчас довольно часто приходится слышать о «ветхих хороших временах». Да были ли они на самом-то деле? Ой, вряд ли!
Исторические источники утверждают, что все было именно с точностью до напротив. Факты свидетельствуют: уделом «простых людей» (а они составляли 90% населения) был труд в поте лица , пока хватало сил.
В будущем же приходилось рассчитывать только на милость судьбы. Счастливчики доживали собственный недолгий (средняя длительность судьбы в Средние века не доходила и до 40 лет) век где-нибудь в углу у хозяина (в городах это были ремесленники, в сёлах — зажиточные крестьяне).
Ясно, что «нахлебникам» приходилось до конца дней угождать хозяину, и жене его, и собаке хозяйской, дабы враз не появляться на улице. Ну возможно ли было такое постылое существование назвать судьбой?
Так так как остальным приходилось еще хуже: состарившиеся работники выяснялись ненужными и разбредались по городам, где вынуждены были попрошайничать. Кое-какие для куска хлеба занимались воровством, лишь был это рискованный промысел: за похищенную мелочь имели возможность и повесить прямо на рыночной площади на глазах у жителей — для общего устрашения.
Не совсем соответствуют действительности и отечественные наивные представления о том, что в Средние века «осень судьбы» благополучно проходила в кругу бессчётных детей и внуков. Откуда же им было взяться, в случае если из пяти новорожденных часто выживал только один? А выжившим в детстве и младенчестве нужно было «попытаться» не погибнуть позднее от какой-нибудь болезни и не быть убитым на очередной войне, затеянной правителем.
Меньше, одинокая нищета и старость в те времена становились, увы, незаслуженным уделом весьма и весьма многих.
По примеру Рима
Состоятельный и знатный обитатель Вюрцбурга Иоганн фон Штерен (Johannes von Steren) с женой Мергардис были первыми на германской почва, кто постарался как-то поменять эту привычную для тех лет обстановку. Примером для них послужило благотворительное заведение для бедных Санто-Спирито (Santo Spirito), которое они посетили в Риме, куда отправились в паломничество.
В далеком 1316 году жены фон Штерен передали в дар Вюрцбургу собственную городскую усадьбу, где называющиеся «Новый Шпиталь» (Neues Spital) был основан приют для нуждающихся в уходе старых и больных обитателей. Известное наименование Бюргершпиталь Святого Духа (Burgerspital zum Heiligen Geist) показалось только в начале XVI века. Как совершенно верно перевести древнее германское слово Spital на русский язык?
Богадельня. Заведение, куда во имя Христа принимают старых, немощных, калек.
Условия приема в богадельню были несложны. Имущие должны были передать в фонд собственный имущество (его так как не унесешь с собой «в том направлении»). За это им гарантировались проживание, питание, уход и лечение до конца дней.
Неимущие же принимались безвозмездно.
Винный эдем
Одним из основных источников финансирования этого богоугодного заведения служило прекрасное вино, приобретаемое с собственных виноградников. Его было так много, что каждому жителю вюрцбургской богадельни выдавали около двух литров. В сутки!
Нарушителям же распорядка вино имели возможность заменить водой (страшное наказание!). Ясно, что нарушителей фактически не имелось.
Позднее, в шестанадцатом веке, ежедневный рацион вина, увы, сократили до 1,2 литра в сутки. Как мы знаем, что сирые и убогие много возмущались по этому поводу.
Большое количество воды (вина!) утекло с того времени. Сейчас Burgerspital zum Heiligen Geist (3) содержит пара домов старых и амбулаторную работу по уходу за 800 нуждающимися.
Как и в древности, одолжениями благотворительного учреждения смогут пользоваться только уроженцы Вюрцбурга христианской веры. Единственное исключение было сделано для приемной дочери доктора наук Вюрцбургского университета Вильгельма Конрада Рентгена — да-да, того самого, что открыл икс-излучение.
Предвижу закономерный вопрос: а как в наше время обстоит дело с выдачей вина? Сейчас каждому жителю Бюргершпиталя выдают «всего лишь» по 0,25 литра каждый день. В самый раз отыскать в памяти о «ветхих, хороших временах»!
Сейчас Burgerspital, возможно, уникальная богадельня, куда весьма стоит посмотреть интересным туристам (что они с наслаждением и делают). И совсем не чтобы ознакомиться с замечательно обустроенным бытом вюрцбургских стариков, а после этого, дабы посмотреть в древние внутренний дворик и винные погреба (4) с рестораном (5). Каждый, кто закажет бокальчик фирменного «сильванера» (Sylvaner), может не сомневаться: доходы от него идут на благое дело.
источник: Сергей Нечипоренко «Благое дело и умное» «КОНТАКТ-ШАНС» 29/2016
Благое дело на каждый день
Увлекательные записи:
- Сквозь тьму и дым
- Учебный перевертыш. учебно-тренировочный самолет п-4/п-4бис. россия
- Толстый генерал. история тяжёлого танка т32
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Ровно 150 лет назад, 15 мая 1867 года, оглушительным провалом закончилась мексиканская авантюра французского императора Луи Наполеона. Воспользовавшись…
-
Статья является попыткой разглядеть военную тактику и стратегию народа, что достаточно довольно часто видится в разных мирах фентези, наряду с этим без…
-
Операция «китайское дело». самый дальний и продолжительный полет первой мировой войны
Эта история случилась в 1917. Германская армия в Восточной Африке были в отчаянном положении. Для их спасения команда германского дирижабля совершила из…
-
Дело о попаданцах № 3. жанна д`арк
Перед тем как перейти к рассмотрению похождений легендарной Орлеанской Девы, напомню о двух её сотрудниках, чьи персональные дела были рассмотрены ранее….
-
Дело михоэлса живет и побеждает, или израиль в крыму
В АИшной литературе авторы обожают вспоминать один эпизод, случившийся на протяжении войны, в то время, когда глава иудейского антифашистского комитета…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Лишь сравнительно не…