Бакинская офицерская школа морской авиации.

      Комментарии к записи Бакинская офицерская школа морской авиации. отключены

В осеннюю пору 1915 года, в самый разгар Первой Мировой, Российский Императорский Флот испытывал острую потребность в военных лётчиках, а Гутуевская (Петроградская) офицерская школа Морской Авиации (ОШМА) не имела возможности обеспечить все потребности. Более того, наступал зимний период, в то время, когда обучение полётам с воды на Балтике становилось неосуществимым. В данной связи, управление Морского Генштаба (МГШ) предприняло кое-какие шаги, направленные на исправление ситуации .

Ещё 16 сентября 1915 года глава МГШ Русин в собственном письме за № 14048/3987 обратился в отдел воздушного флота прося: на зимнее время открыть отделение Петроградской ОШМА в Баку. Первоначально данное ответ рассматривалось как временное и преследовало цель обеспечить бесперебойную подготовку лётных кадров Морской Авиации в любое время года.

Обстоятельств, по которым был выбран как раз Баку, было пара:
— это был один из немногих больших портов, не замерзающих зимой, что разрешало вести обучение морских лётчиков круглогодично;
— кроме чисто климатических факторов, большую роль сыграло да и то событие, что Бакинский порт к началу XX века стал самым большим портом России по грузообороту, а техническое оснащение порта создавало очень благоприятные условия для размещения школы Морской Авиации как раз в Баку;
— нельзя сбрасывать со квитанций да и то, что Баку был достаточно удалён от главных ТВД и в меньшей степени испытывал трудности армейского времени.

18 сентября 1915 года Князь Александр Михайлович приказал «…открыть в Баку на зимнее время Отделение Петроградской ОШМА под наблюдением капитана 1 ранга в отставке Андрея Александровича Яновича, одного из деятелей г. Баку, и уведомить о том администрацию Бакинского военного порта, с целью оказания капитану 1 ранга Яновичу самого широкого содействия».

Поздней в осеннюю пору 1915 года в Баку перебазировали часть материального имущества и постоянного состава Петроградской школы. Руководил формированием школы глава воздухоплавательного отделения МГШ ст. лейтенант А.А.Тучков.

Солидный вклад в создание школы внесла Бакинская городская управа, в лице её начальника Мамед-Гасана Гаджинского. Наровне с управой, деятельное участие в обустройстве школы приняли начальник Бакинского порта адмирал Е.В.Клюпфель и глава Бакинского порта капитан 1 ранга в отставке Данилов.

В распоряжение Школы поступила так называемая Каменная пристань, на которой Городская управа за собственный счет выстроила открытый гараж на 4 автомобиля, материальный склад, инвентарный склад, слесарно-сборочную мастерскую, достаточно поместительную кают-кампанию для офицеров и маленькое строение для канцелярии Школы. Был выстроен ангар и 2 спуска для гидропланов. Для помещения команды удалось взять шхуну «Али-Абат».

Помимо этого, на шхуне был организован лазарет с аптекой и превосходно снабжена фотографическая помещение для работы офицеров. Городом было совершено электрическое освещение пристани, спусков самолетов, шхуны и всех помещений школы «Али-Абат».

В середине октября 1915 года А.А.Яновичу было сказано, что число аппаратов будет намного больше предполагаемого ранее и что нужно будет установить второй ангар.
«Ввиду тесноты Каменной пристани по окончании громадных хлопот мне, к счастью, удалось взять рядом с Каменною так именуемую Ветхо-таможенную пристань, которую город оборудовал за собственный счет.»

Первый эшелон с командой нижних чинов и офицеров прибыл в Баку 12 ноября 1915 года, а второй — через месяц, 14 декабря. Всё оборудование школы было закончено к 22 ноября 1915 года, в то время, когда произошло открытие Бакинского отделения Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Руководство им было поручено капитану 1 ранга А.А.Яновичу.

Второй эшелон был послан из Петрограда 30 ноября и прибыл в Баку 14 декабря 1915 года.

Кроме офицеров руководства и Представителей Школы Переменного состава, конечно представителей православного духовенства Бакинской Губернии, на Праздничном открытии Бакинского Отделения ОШМА находился целый «цвет» тогдашнего бизнеса Баку и военно-морское управление Каспийской флотилии. В отчете от 30 апреля 1916 года А.А.Янович писал:
«Молебен с водосвятием служил Епископ Бакинский Григорий. На открытие Школы мною были приглашены все власти, представители Муниципального самоуправления, по 20 человек обучающихся при собственном руководстве от каждого из учебных заведений Баку, и последовательность больших лиц из обывателей города.
По окончании молебна был поднят флаг О.В.Ф., сказаны здравицы Правителю Императору, Наместнику Его Императорского Величества на Кавказе Великому Князю Николаю Николаевичу, Августейшему Главе Особенного Комитета Его Императорскому Высочеству Великому Князю Александру Михайловичу и были демонстрированы первые публичные полеты.»

Бакинская офицерская школа морской авиации.

Молебен в честь открытия Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

Праздничное построение в честь открытия Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

Подготовка гидроплана М-5 к пробному полету в сутки открытия школы.

Офицерская кают-Канцелярия и кампания БОШМА.

Офицерская кают-Канцелярия и кампания БОШМА.

В офицерской кают-кампании БОШМА.

Один из курсантов БОШМА заполняет издание на метеорологической станции.

У метеостанции БОШМА создают пуск шара-зонда.

Курсанты БОШМА на наблюдательной башне.

Вид слесарно-сборочной и кузнечно-паяльной мастерских при БОШМА.

Внутренний вид слесарно-сборочной мастерской при БОШМА.

Гараж Бакинской школы морской авиации. 1915-1916 гг.

Члены административной части Бакинской школы морской авиации. В центре сидит Глава Бакинского Отделения ОШМА капитан 1-го ранга А.А.Янович, справа от него сидят: лейтенант Б.Р.Миклашевский и штабс-капитан А.Е.Грузинов.

Дежурный офицер БОШМА снимает пробу пищи, приготовленной для личного состава авиашколы.

Несколько офицеров и курсантов БОШМА за обедом в кают-кампании.

Уже 23 ноября 1915 года начались учебные полёты. Команда Бакинского отделения составляла 160 человек. Не обращая внимания на официальное наименование — «офицерская школа», в нёй, наровне с офицерами, обучались и нижние чины — авиационные унтер-офицеры, авиационные кондукторы, охотники (добровольцы) и матросы.

Курсанты прибывали в Школу различными дорогами. Большинство курсантов прибыла тремя эшелонами из Петрограда вместе с техникой и оборудованием для Школы — 12 ноября 1915 года, 14 декабря 1915 года и 31 декабря 1915 года, но кое-какие курсанты прибывали раздельно.

В собственном рапорте от 30 апреля 1916 года Глава Бакинского Отделения ОШМА ОВФ капитан 1-го ранга А.А.Янович писал: «За все время деятельности Школы ( 22.11.1915 г. — 28.04.1916 г. ) в ней было нижних 40 чинов и 17 обучающихся офицеров, имеющих право на производство в офицеры, и 6 нижних чинов этого права не имеющих.
По сутки занятий и окончания полётов (27.04.1916 г.) Школа совсем выпустила 20 морских нижнего чина и 1 лётчиков офицеров. Из 16 обучающихся офицеров и 22 обучающихся нижних чинов в Петроград по окончании закрытия школы вылетели самостоятельно 7 нижних чинов 8 и офицеров и следовательно, практически готовых морских летчиков.»
26.01.1916 года Школа прибрела моторный катер «РЭМУ» и моторный катер с авиационным заглавием «Элерон». В Приказе по Школе за № 181 НШ А.А.Янович показывал, что необходимо «привести их срочно в полный порядок». Плавсредства были нужны, т.к. в Школу прибывали новые охотники и офицеры, число аппаратов в воздухе и интенсивность полётов возрастала с каждым днём.

Офицеры БОШМА у ангара с гидропланом.

Вид территории БОШМА со стороны пирса.

Вид территории БОШМА со стороны моря.

Шхуна «Али-Абат».

Вид части жилой палубы шхуны «Али-Абат».

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Ангары Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Вид сверху на причалы и ангары Бакинской авиашколы.

Офицеры БОШМА на моторном катере «РЭМУ». 1916 г.

Офицеры БОШМА на моторном катере «Элерон». 1916 г.

15 декабря 1915 года в Баку было направлено ещё пара аэропланов производства завода Щетинина. Лишь 15 января 1916 года эти лодки были взяты и поставлены на учёт приказом по отделению школы. Для обучения полётам, в соответствии с отчёту Яновича, имелось «…8 учебных аппаратов двух совокупностей: типа М-5 и типа F.B.A. … Весной 1916 г. школа взяла один аппарат Кертисс, но полётов на нём было сделано мало…».

Обучение, по большей части, осуществлялось на гидросамолётах конструкции Григоровича М-5, М-9, М-11.

В соответствии с приказу по БОШМА № 121 от 16.01.1916 г. на учёте в Бакинском отделении школы по Ведомости авиационного имущества состояли:
а) исправные:
— 5 аппаратов Щетинина М-5 с моторами «Моносупан»;
— 2 аппарата ФВА с моторами «Моносупан»;
— 1 аппарат Щетинина М-9 с мотором «Сальмсон»;
— 1 аппарат Щетинина М-10 с мотором «Моносупан»;

б) разобраны:
— 1 аппарат Щетинина М-5;
— 1 аппарат Щетинина М-9;
— 1 аппарат Кертисс;

в) в ремонте:
— 2 аппарата Щетинина М-5 без двигателей.

Всего: 14 аппаратов.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1915 г.

Гидроплан М-5 выруливает на старт.

М-5 заходит на посадку.

курсанты и Матросы БОШМА извлекают из воды гидроплан М-5.

Летающая лодка F.B.A. тип С Бакинской авиашколы. 1915 г.

27 апреля 1916 года занятия и полёты в Бакинском отделении офицерской школы Морской Авиации были закончены. Отдел Воздушного флота подготавливается к приёму многочисленной партии новых курсантов, для обучения в Петроградской школе.

В осеннюю пору 1916 года Бакинское отделение школы возобновило собственную работу.

в течении всей Первой Мировой главными задачами Морской Авиации были корректировка и разведка артогня. Главный акцент в подготовке лётчиков в Бакинском отделении школы делался на эти виды боевого применения. Позднее к ним добавилось и бомбометание, для чего был выделен полигон на о. Песчаный в Бакинской бухте.

Не считая подготовки пилотов, на базе Бакинского отделения школы производились опробования новой техники для Морской Авиации:

-22 декабря 1915 года в Баку состоялся первый полёт летающей лодки М-9 Д.П.Григоровича. Опробования шли до 9 января 1916 года;

Летающая лодка М-9 на опробованиях в Бакинской офицерской школе морской авиации. 1916 г.

Гидроплан М-9 подруливает к пирсу по окончании полета.

— в феврале 1916 года на Васильевском острове в Петрограде, на заводе Щетинина, конструктор А.Н.Седельников выстроил летающую лодку М-10. Её опробования проводились в Баку. Лодка продемонстрировала лётные качества лучше, чем у М-5, но в серийное производство принята не была. По окончании опробований самолёт оставили в Бакинском отделении авиашколы;
— в ноябре 1916 года в Петрограде, на заводе Щетинина, был выстроен прототип морского истребителя М-15. По окончании первых испытательных полётов самолёт перевели в Бакинскую школу, для продолжения всесторонних опробований. Но, из-за отсутствия двигателей, самолёт остался в единственном экземпляре;
— в 1916 году в Баку проходили кроме этого опробования морского истребителя конструкции штабс-капитана Е.Р.Энгельса. 5 декабря 1916 года, на протяжении третьего испытательного полёта самолёт потерпел трагедию, в которой погиб сам конструктор (по одной из предположений, обстоятельством трагедии стала диверсия);
— в конце 1916 года в Бакинском отделении Петроградской ОШМА прошли опробования летающей лодки ВМ-4 конструкции А.Ю.Виллиша. По окончании опробований самолёт был приобретён Морским ведомством и покинут при школе для предстоящей эксплуатации. В серию он запущен не был, поскольку уже имелась очень надёжная и отработанная в производстве лодка М-5 конструкции Д.П.Григоровича.

Летающая лодка М-10.

Летающая лодка М-15.

С 25 февраля 1917 года Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков начало именоваться 5-м дивизионом Воздушной бригады особенного назначения флотилии Северного Ледовитого океана. Главой дивизиона был назначен ст. лейтенант А.Е.Грузинов (ранее выполнявший обязанности главы Бакинского отделения). Позднее в составе Воздушной бригады был организован 6-й авиадивизион, что кроме этого размещался в Баку.

Предположительно, данный дивизион был вооружён колёсными самолётами.

Летчики-инструкторы БОШМА. 1917 г.

Приказом ИО Морского министра капитана 1 ранга Б.П.Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особенного назначения был расформирован. Входившие в её состав 5-й и 6-й дивизионы стали именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации (но, в связи с отменой в Российской Федерации сословий и званий, слово «офицерская» было изъято из её наименования). Так, школа стала независимым военно-учебным заведением, наравне с Петроградской и Красносельской школами.

В составе школы разделение на дивизионы сохранялось ещё некое время: один из них был гидроавиационным, а второй — сухопутным (какой номер носил любой из них, требует уточнения). В последующем дивизионы были слиты под единым руководством школы. Для их функционирования школа располагала двумя аэропортами: гидро- и сухопутным.

В декабре 1917 года Морская станция и школа в Баку действуют . Дефицит двигателей и запчастей делается остро ощутимой. С задачей взять новые запчасти и моторы, на Черноморский Флот был направлен лейтенант Лишин. Но в том месте его встретили полнейшие анархия и беспорядок. Ему еле удаётся возвратиться живым в Баку. Но и в Баку ситуация с каждым днем ухудшается.

В феврале 1918 года от пули патруля на улице города погибает глава БШМА ст. лейтенант С.А.Петров.

В исторической литературе существуют два противоположных варианта восприятия личным составом школы установления в Баку советской власти. В соответствии с одной версии, персональный состав поддержал в апреле 1918 года «Бакинскую Коммуну» под управлением С.Шаумяна и включился в борьбу с турками и азербайджанскими националистами. По второй — одна только Бакинская ШМА не только не разделяла замысла коммунистов по захвату города, но и была настроена против этого выступления.

Истина, как неизменно, находится где-то посередине. Разумеется, с установлением большевистской власти управление школой восприняло её как законную, но по окончании падения «Коммуны» стала являться новой национальной власти.

Но, как бы руководство школы не относилось к «Рекомендациям», 10 апреля 1918 года оно выделило два отряда лодок М-9 для принятие участия в операции против турецких армий и мусаватистских националистов:
— один из них, составом двух лодок, разместился в порту Петровский. В помощь этому отряду, в июне 1918 года в Дербенте был организован воздушный пост. Основной задачей отряда была охрана береговой линии, и участие в экспедициях красных армий в горы, против мятежных племен;
— второй отряд, составом трёх лодок М-9, расположился на о. Сара под Ленкоранью. За ним закрепилось наименование — Саринская боевая воздушная база. Этим отрядом руководил охотник флота, ученик-лётчик Кропотов.

На отряде лежала задача охраны границы до р. Астария и содействие отрядам красных армий, защищающих Мугань.

28 мая 1918 года Азербайджан провозгласил о собственной независимости по окончании распада Закавказской федерации.

Приближение турецких армий к Баку на расстояние 160-215 км на Тифлисском направлении вынудило управление школы создать летный отряд (2 летающие лодки М-9), что разместился на озере Аджи-Кабул. Одвременно с этим в самом городе из оставшихся пилотов и самолётов школы был организован Бакинский (Кубанский) гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 (По свидетельству В.Л.Корвина-Кербера, это же время Бакинская школа была расформирована.

В один момент в Москве был организован Кубанский летный дивизион, направленный в Баку. Среди лётчиков дивизиона, которым руководил В.Л.Корвин-Кербер, был П.Е.Депп, ранее являвшийся инструктором в Бакинской ОШМА.), под руководством А.А.Степанова (позднее — А.С.Демченко). В дивизион входило два гидроавиационных отряда летающих лодок (начальник авиаотряда «Веди» — В.Л.Корвин-Кербер).

Сама школа ещё некое время сохранялась как подчинённая часть.

8 июля 1918 года, ввиду отсутствия финпомощи и материального снабжения, и утраты части персонала, приказом № 489 Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, а 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов переведены в Нижний Новгород, для обучения и дальнейшего прохождения службы.

К концу июля, с продвижением турок к Баку, Аджи-Кабульский спецавиаотряд перебазировался в город.

28 июля 1918 года в Азербайджане эсеры свергли власть коммунистов. Но с 30 июля лётчики гидроавиадивизиона участвовали в воздушной обороне Баку, продолжавшейся 45 дней, сейчас уже на стороне эсеровских правительства против наступавших со стороны Грузии турецких армий Нури-паши. Лётчики проводили фоторазведку, бомбили армейские объекты, корректировали огонь артиллерии, вели воздушные битвы. В этих вылетах употреблялись, по большей части, летающие лодки М-5 и М-9.

Всего было скинуто до 6 т бомб и 160 кг стрел.

4 августа 1918 года в Азербайджан из Энзели (Персия) прибыли британские армии — так именуемые добровольческие силы «Данстерфорс» (Названы так по имени их начальника — британского генерала Данстервиля. Не считая британцев, в состав этих отрядов входили и добровольцы бывшей русском армии и флота.), а 14 августа ими были арестованы и потом казнены начальники «Бакинской коммуны».

В битвах с турками авиаторы дивизиона несли утраты:
— 8 августа огнём с почвы был повреждён самолёт М-9, пилотируемый механиком лётчиком и морским Сахаровым Тидриком. Самолёт сел в размещении турецких позиций. 22 сентября лётчик умер в турецком госпитале (12 августа умер от ран механик Тидрик);
— 1 сентября зенитным огнём турок над Баку был сбит самолёт М-5, пилотируемый морским лётчиком Таракановым и механиком Клешным. Оба они погибли.

В первых числах Сентября, под напором превосходящих турецких армий, британцы вынуждены были покинуть город.

Незадолго до вступления турок в город, 14 сентября 1918 года все ангары Бакинского гидроавиадивизиона, и 5 неисправных самолётов М-5 были стёрты с лица земли. Часть личного состава и имущества были загружены на пароход и убыли в порт Петровск.

15 сентября 1918 года, в сутки занятия турецкой армией Баку, лётчики гидроавиадивизиона П.Е.Депп и М.М.Огородников попытались перелететь на двух сухопутных самолетах «Farman F.30» через Каспийское море в Красноводск (250 км). Самолёт, пилотируемый Деппом с летнабом Котляровым, погиб в море, а самолёт Огородникова благополучно совершил посадку в 40 км севернее Красноводска. Из Красноводска данный самолёт был направлен в г. Ашхабад, где он оставался, по очень мере, до ноября 1918 года.

Ещё некое количество лётчиков гидроавиадивизиона, под руководством А.С.Демченко, на самолётах М-5 и М-9 перелетели на о. Нарген, а оттуда — в Астрахань, где составили базу Каспийского гидроавиадивизиона.

Турецкая оккупация Баку продолжалась полтора месяца и практически сразу после подписания (30 октября 1918 г.) перемирия между странами и Османской империей Антанты, с 17 ноября турки ушли из города. В данный же сутки в город снова вошли британские армии. Сейчас власть в нём забрали белогвардейцы и местные националисты под «надзором» британского военного руководства.

В декабре 1918 года Бакинская аэрошкола была возрождена, но сейчас уже под другим флагом. Её главой и в один момент, начотделом гидроавиации белых был назначен поручик морского ведомства Г.Я.Блюменфельд.

С 19 декабря он стал главой гидроавиации Каспийского моря, базу которой составил снова организованный на базе школы гидроавиационный отряд из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5) (Любопытно, что в советской историографии пишется о том, как красные военморлёты стёрли с лица земли все имущество школы, а на исправных самолётах перелетели к своим. Тогда откуда же взялись 6 летающих лодок для Каспийского гидроавиаотряда белых?!).

По окончании падения «Советов» новое правительство Азербайджанской Республики приступило к ответу реорганизационных вопросов по созданию на базе школы морских лётчиков первого азербайджанского авиационного отряда, штаба и зенитной батареи военно-воздушного флота Азербайджана.

В марте 1920 года граница Советской республики проходила по отрогам Главного Кавказского хребта. На территории Закавказья существовали формально свободные национальные кабинеты министров в Грузии, Армении и Азербайджане за спиной которых находились британские и войска Турции. 27 апреля в Баку вспыхнуло вооружённое восстание, инспирированное коммунистами, и уже на следующий сутки была провозглашена Азербайджанская ССР.

В июне того же года советская власть была установлена над большей частью республики.

Уже 25 мая 1920 года в Баку была снова открыта Морская школа авиации Азербайджанской ССР. Главой школы был назначен выпускник Бакинской школы 1918 года — морской лётчик, бывший прапорщик по авиационной части — К.А.Павлов. Эта школа под его управлением существовала до 1932 года.

Но, разумеется, она уже не принадлежала армейскому ведомству.

Главы школы (дивизиона):
-А.А.Янович (октябрь 1915 г. — июнь 1916 г.)
-Проворихин (июль-сентябрь 1916 г., ВрИД)
-Быков (сентябрь 1916 г., ВрИД)
-А.Е.Грузинов (октябрь 1916г. — май 1917г.)
-Яковицкий (лето 1917г., ВрИД)
-С.А.Петров (до февраля 1918., убит)
-В.П.Антоненко (ноябрь 1917 г. — март 1918 г.)
-В.Л.Корвин-Кербер (с мая до 15 сентября 1918 г.) — Так указано в автобиографии В.П.Корвина-Кербера, написанной им в 1931 г.
-А.С.Степанов (июль-сентябрь 1918 г., погиб в 1919 г.)
-Г.Я.Блюменфельд (декабрь 1918г. — декабрь 1919 г.)
-К.А.Павлов (с мая 1920 г. — в 1932 г.).

Наименования школы в различные годы существования:
-Бакинская офицерская школа Морской Авиации.
-Морская школа авиации Азербайджанской ССР.
-Кубанский летный дивизион.
-Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков.
-5-й и 6-й воздушные дивизионы Бригады особенного назначения флотилии СЛО.
-Бакинский гидроавиадивизион.

.

.

Перечень источников:
П.В.Левшов, Д.Е.Болтенков. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010).
Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012 г.
Сайт «РЕТРОПЛАНЪ». Бакинская офицерская школа Морской Авиации.

Морская авиация War Thunder — ФЛОТ НАМ ПОМОЖЕТ!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: