Австро-итальянская война 1866 года. сражение при лиссе

      Комментарии к записи Австро-итальянская война 1866 года. сражение при лиссе отключены

Эта статья выкладывается на сайт к 150-летию сражения при Лиссе.

причины и Политика войны

Пятидесятые и шестидесятые годы XIX века стали временем консолидации населений украины в обособленные нации в рамках единых национальных стран. В том месте, где эти процессы начинались и протекали в более благоприятных условиях, уже в полной мере был виден хороший итог единства в виде стабильности роста благосостояния и экономического развития наций. Для небольших раздробленных Германии и государственных образований Италии в силу исторических, политических и экономических обстоятельств объединение в рамках неспециализированного страны произошло лишь по окончании бурной эры наполеоновских революций и войн.

Стремительное экономическое развитие Пруссии дало «металлическому» канцлеру Отто фон Бисмарку достаточные материальные ресурсы и денежные средства, дабы приступить к объединению разрозненных германских земель под властью прусского короля. Соперниками аналогичного объединения выступали правящие семейства малых германских стран, каковые не хотели утраты власти над «собственными» наследственными почвами.

Так как самостоятельно противостоять Пруссии не могли кроме того самые громадные и сильные из них, то естественной опорой им виделась Австрийская империя. Австрия, являясь германским страной, как и Пруссия, претендовала на главенствующую роль в объединении нации.

Но, потому, что Австрия являлась многонациональным страной с множеством внутренних неприятностей, в котором сами носители немецкого языка были меньшинством, особенных возможностей для активных действий у императоров семейства Габсбургов не было. Но и просто следить за действиями соперников австрийцы не хотели.

Ещё одной большой силой на пути к национальному германскому стране была Французская Империя Наполеона III Бонапарта. Франция и без того напрягала все собственные силы в борьбе за новые колонии и мировое лидерство с Англией, дабы допустить появление на собственной восточной границе нового могущественного и агрессивного страны. Наполеон III был полон имперских амбиций собственного великого предка, но по личным преимуществам был весьма далёк от него.

Англия, не смотря на то, что и имела собственные интересы в вопросе объединения Германии, предпочитала придерживаться собственной общей для континентальных дел политики невмешательства – «блестящей изоляции».

В первой половине 60-ых годов девятнадцатого века Пруссия и Австрия в альянсе выступили в войне против Дании за германские провинции в составе Датского королевства – Шлезвиг и Гольштейн. Для Австрии подобные действия были последней попыткой сократить односторонние действия Пруссии. Для Пруссии же это была громадная дипломатическая победа Бисмарка, что сумел решить часть собственных неприятностей чужими руками. Победив Данию, союзники поделили новые почвы. Формально под контроль Австрии перешёл Шлезвиг, а Пруссии – Гольштейн.

Но пруссаки предпринимали энергичные действия по включению обеих земель в подконтрольный им Германский Альянс полунезависимых вольных и немецких княжеств городов…

Политическим центром объединения Италии выступило Сардинское королевство. Глава правительства Сардинии, умный политик и блестящий дипломат, граф Камилло Бензо ди Кавур сумел заручиться в собственной борьбе за новую единую Италию помощью французского императора Наполеона III. Для поддержания репутации семейства Бонапартов необходимы были броские удачи во внешней политике.

Особенной настоящей пользы от авантюр по захвату Мексики и других аналогичных начинаниях государство не получало, но отвлекало внимание французов от внутренних неприятностей и создавало иллюзию могущества Второй Империи. Совместное участие Сардинии и Франции в Крымской войне в 1854-1855 гг. скрепило альянс.

Австро-итальянская война 1866 года. сражение при лиссе

Ещё с XVI-XVII столетий монархи семейства Габсбургов сначала на Испанском, а после этого на Австрийском престолах сумели завоевать либо поставить под собственный контроль всю территорию Италии, не считая Рима и Сардинии. Во второй половине 50-ых годов XIX века Франция и Сардиния на протяжении быстротечной победоносной войны забрали от Австрийской империи в пользу Сардинского королевства область Ломбардию. С 1860 по 1862 гг. граф ди Кавур включил в состав Сардинии все итальянские почвы, не считая австрийской Венеции и Рима.

Наполеон III не разрешил сардинским армиям занять Рим и тем самым порвал альянс с Сардинией.

Так, к 1866 году для окончательного завершения Италии объединения и процесса Германии нужно было устранить сопротивление Австрии. Два молодых европейских страны соединили собственные силы. Прусские армии до объявления войны заняли Гольштейн и вторглись в Богемию. 17 июня 1866 г. государства заявили о нахождении в состоянии войны между собой.

20 июня Италия кроме этого объявила войну Австрии. До начала войны дипломатические упрочнения Бисмарка обеспечили нейтралитет России и Франции.

Целями Пруссии было устранение препятствий и военное поражение Австрии с её стороны в объединении германских земель около Пруссии. Италия по итогам войны должна была присоединить себе австрийскую Венецианскую область. Соответственно, задачей Австрийской империи было не допустить собственного разгрома и сохранить территориальную целостность.

Война на суше

С 17 июня по 26 июля 1866 г. Австрия в альянсе с Баварией, Саксонией, Баденом, Вюртембергом, Ганновером и несколькими более небольшими германскими странами вела боевые действия с армиями Италии и Пруссии. Большое организационное и техническое превосходство прусской армии предопределило движение войны. 29 июня при Лангензальце поражение потерпела армия Ганновера. 3 июля австрийцы были разбиты при Садовой. Прусская армия близко подошла к Вене.

Достигнув задач, Бисмарк не желал рисковать успехом и готовься заключить мир с Австрией на удачных условиях.

20 июня превосходящие силы итальянской армии вторглись в Венецию, но 24 июня в сражении при Кустоцце были разгромлены австрийцами. Утраты итальянцев составили до 10000 человек. Поражение при Садовой вынудило Австрию перебросить большие силы для войны с пруссаками.

Воспользовавшись этим, итальянцы снова начали наступать, но, за исключением частей генерала Гарибальди, не достигли значительного успеха.

26 июля в Никольсбурге Австрия дала согласие на умеренные условия пилотного мирного контракта с Пруссией. Излишнее усиление Пруссии имело возможность вызвать вторжение Франции, а Австрия имела возможность утратить Венгрию. Оставшись один на один с Австрией, Италия 10 августа отправилась на перемирие, а 3 октября по Венскому мирному соглашению взяла Венецианскую область.

Раздельно стоит упомянуть дружественную Австрии позицию Турции, которая сосредоточила большие силы и готова была вступить в войну на стороне Австрии, если бы странам Балканского полуострова напали на австрийцев, либо итальянцы высадили десант в восточной части прибрежной полосы Адриатического моря.

Война окончилась победой для Пруссии и Италии. На пути к единству более не было препятствий.

задачи и Роль флота в Австрии и войне Италии

Во времена собственного могущества итальянская Венецианская республика обладала побережьем Хорватии и Далмацией. Адриатическое море было «венецианским озером». Политики молодого Итальянского королевства грезили о возвращении этих славных времён. Без сильного и боеспособного флота достигнуть этого было нереально.

Особенно светло это стало по окончании того, как во второй половине 40-ых годов девятнадцатого века, на протяжении Австрии и войны Пьемонта, флот последней сохранил Венецию для австрийцев.

Отсутствие неспециализированной для Италии единой сети сухопутных путей сообщения делало морской путь единственным недорогим и стремительным методом сообщения. Морские коммуникации протяжённого побережья Италии кроме этого потребовали защиты армейского флота. Соответственно, подобные задачи по защите от уничтожения и высадки десанта собственного транспортного, торгового и рыбацкого флота находились и перед флотом Австрийской империи.

Практически, от господства на Адриатическом море зависела будущее австрийских владений на Адриатике.

Флот Италии

С 1860 года Италия вкладывала в развитие флота огромные финансовые средства – на уровне 12 миллионов фунтов. В 1862 г. тогдашний военно-морской министр адмирал Карло Пеллион ди Персано принял стратегическое для развития флота Италии ответ об отказе от строительства в качестве основной силы флота древесных судов и переходе к комплектованию броненосцами.

Долгие союзнические отношения с Францией и неготовность итальянской индустрии к постройке броненосных судов с нужной поспешностью обусловили выбор места постройки. Большая часть новых итальянских броненосцев были спроектированы на основании уже вступивших в строй французских и строились на верфях Французской Империи. Также, в Соединенных Штатах были заказаны два корабля как образцы боевых судов воюющей страны, а в Англии – самый большой в итальянском флоте башенный броненосный таран.

Формально двумя сильнейшими итальянскими судами были древесные броненосные фрегаты постройки американской компании «Уэбб» из Нью-Йорка – «Ре д’Дон» и «Италия Луиджи Ре ди Портогалло» (по большей части известен под кратким наименование «Ре ди Портогалло»). Но ввиду нехорошего качества стройматериалов и самой постройки, и нехороших мореходных качеств возможно сделать вывод, что любой из них не стоил 325 000 фунтов, уплаченных итальянским правительством. Манёвренность судов была не на высоте, но данный недочёт был в полной мере свойствен практически всем из первых броненосцев.

Металлический двухбашенный броненосный таран «Аффондаторе» был выстроен в Англии на верфи Гаррисона и считался самими итальянцами самым боеспособным кораблём их флота. При строительстве и проектировании британцы старались в наибольше степени применять целый опыт Гражданской войны в Соединенных Штатах. Если сравнивать с американскими низкобортными мониторами строителям удалость довести мореходность до приемлемого для Средиземного моря уровня.

Недочётами корабля были утяжеление носа за счёт тяжелой носового и башни каземата и недостаточная манёвренность. Подобную 5-дюймовому броневому поясу защиту взяли две башни совокупности капитана Кольза. Палуба была застелена плоской броней толщиной в 2 дюйма.

Следующая по силе четвёрка броненосцев – «Реджина Мария Пиа», «Кастельфидардо», «Сан Мартино» и «Анкона» – была спроектирована с учётом проекта французских судов типа «Прованс». Приоритет в исполнении французами итальянского заказа виден в сроках вступления в строй судов. Первые три броненосца Италия взяла уже в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, а французский флот пополнился трёмя «провансами» лишь в 1865-м.

Главное визуальное отличие заключалось в наличии у итальянских судов сильно выраженного тарана. Корпуса итальянских судов, в отличии от французских прототипов, были выполнены из железа и несли на себе кованую металлическую броню. Хорошая скорость сочеталась с манёвренностью и неплохой мореходностью.

Суда типа «Реджина Мария Пиа» составляли однородное быстроходное ядро итальянского флота.

Броненосный корвет «Принчипе ди Кариньяно» стал первым вошедшим в строй броненосцем фактически итальянской постройки. На 1866 год в постройке пребывало ещё два броненосца, каковые в будущем войдут в строй как «Мессина» (1867) и «Конте Верде» (1871). Первоначально все суда серии были заложены с 1861 по 1863 гг. как древесные паровые фрегаты, но на протяжении строительства перепроектированы в броненосцы.

не сильный промышленная база в Италии и недочёт опыта строительства кораблей ВМФ стали причиной долгим срокам достройки.

Первые итальянские броненосцы «Террибиле» и «Формидабиле» сочетали малые размеры с хорошей манёвренностью. В архитектуре судов, выстроенных на французской верфи «Ла Сейн», прекрасно прослеживается влияние первого мореходного броненосца Французской Империи «Глуар» и французских же броненосных батарей.

Несколько «Палестро» и «Варезе», спроектированную итальянским инженером Джузеппе де Лука и выстроенную во Франции на верфи «Ла Сейн», время от времени классифицируют как броненосные канонерские лодки либо суда береговой обороны с металлическим корпусом. Они отличались малой слабым вооружением и скоростью при хорошем бронировании.

Не считая броненосцев имелось 7 паровых винтовых фрегатов и 3 паровых винтовых корвета, и 8 авизо и 3 канонерских лодки.

В случае если комплектованию флота новыми и достаточно успешными судами уделялось громадное внимание, и затрачивались большие денежные средства, то структура управления и организация подготовки были совсем не достаточными. Не смотря на то, что моральный настрой итальянских моряков на окончательное объединение нации был велик, и рядовой состав был полон решительности, существовали большие неприятности комплектации техническими экспертами.

Механики не хорошо знали материальную часть, и паровые машины были в нехорошем состоянии. Потому, что броненосный флот создавался с нуля, то большая часть экипажей потребовало значительной практики и обучения как по управлению своим кораблём, так и по действиям в составе эскадры. Учения по совместному маневрированию и стрельбе не проводились, не смотря на то, что для этого выделялось горючее, боеприпасы и провиант.

Среди офицеров из различных, ранее свободных, областей не было единства. Постоянные конфликты за привилегии и руководящие должности не разрешали установить достаточную дисциплину кроме того на уровне офицерского состава, не говоря уже о несложных матросах.

Во главе всего это царства анархии стоял хороший политик, но не сильный духом, нерешительный и совсем не желающий рисковать жизнью и своим положением адмирал Карло Пеллион ди Персано. Адмиралу исполнилось 59 лет, всю сознательную судьбу он служил в Сардинском флоте: принимал участие в Австро-Сардинской войне 1848 г., Крымской войне 1854-1855 гг., во второй половине 50-ых годов XIX века блокировал австрийскую Адриатику, а в 1860-м – снабжал действия Гарибальди на Сицилии. Особенных достижений не имел, но и ничем себя не запятнал.

С позиций итальянского короля, Персано был единственно вероятным начальником флота, и это выяснилось основной и неразрешимой проблемой.

Нужно заявить, что среди итальянских офицеров были подающие надежды, но в условиях сословной Сардинской монархии у них практически не имелось шансов поменять текущее полож

A CHORAL TRIPTYCH — JASON MAX FERDINAND

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: