Авизо «диана»

      Комментарии к записи Авизо «диана» отключены

В середине 1930-х годов, по окончании победоносного завершения Эфиопской кампании, управление Королевского Итальянского флота подняло вопрос о замене ветхой канонерки «Аурора», продолжительное время употреблявшейся в качестве яхты премьер-министра. Задание на проектирование гласило, что новый корабль должен иметь умеренное водоизмещение (около 2 тыс. т), высокую скорость и хорошие мореходные качества, дабы сделать максимально комфортным нахождение на борту влиятельных особ.

Тому же отвечали требования к качеству отделки внутренних помещений. Не смотря на то, что будущая яхта не рассматривалась как полноценный боевой корабль, в военное время ее предполагалось применять в качестве штабного корабля либо быстроходного военного (а также войскового) транспорта.

Проект был создан майором корпуса корабельных инженеров Франко Спинелли. Заказ на постройку выдали верфи «Кантиери Навали дель Кварнаро» из Фиуме во второй половине 30-ых годов XX века, закладка прошла в последний сутки весны 1939 г. Приблизительно год спустя корабль, названный «Диана», сошел на воду, а военно-морской флаг на нем подняли, в то время, когда Италия уже вступила во Вторую мировую войну. Остается добавить, что в перечни флота он был официально зачислен как быстроходный авизо (avviso veloce).

Авизо «диана»

Описание конструкции

Снаружи «Диана» в известной степени напоминала современные эскадренные миноносцы типа «Сольдати», но расположенная в центре массивная дымовая труба делала ее силуэт менее элегантным. Красивая носовая оконечность с немного поднятым форштевнем переходила в протяженный полубак, занимавший три четверти длины корпуса. Над ним возвышалась просторная средняя надстройка, простиравшаяся на всю ширину корпуса. В ней размещались апартаменты для премьер-министра и других высоких гостей.

Кормовая оконечность имела хорошую крейсерскую форму.

Корпус изготавливался из стали большого сопротивления, надстройки – из легких сплавов. В средней части имелось второе дно. Корабль имел одну целую палубу – верхнюю; размешавшаяся ниже нее платформа отсутствовала в носу, и прерывалась в районе машинно-котельных отделений.

Корпус делился на отсеки 18 влагонепроницаемыми переборками, из которых 11 доходили до верхней палубы, а остальные – до палубы полубака.

Офицерские помещения пребывали под полубаком, ближе к носовой части корабля. Унтер-офицеры размешались в центре корпуса на основной палубе по левому борту, тогда как подобные помещения по правому борту отводились под персонал премьер-министра и других высоких гостей. Матросские кубрики занимали пространство на верхней и нижней палубах в носу и в корме.

Для увеличения комфорта пассажиров корабль оборудовался успокоителями качки совокупности «Сименс».

Силовая установка складывалась из двух турбозубчатых агрегатов совокупности «Този-Белуццо», размешавшихся в изолированных отсеках. Любой ТЗА включал турбину большого давления (частота вращения 4700 об/мин), турбину низкого давления (частота вращения 3300 об/мин) со встроенной турбиной заднего хода и одноступенчатый редуктор, понижавший частоту вращения турбин до 351 об/мин на валу. Большая проектная мощность силовой установки составляла 31 100 л.с.

Корабль приводился в перемещение двумя трехлопастными винтами диаметром 3,2 м, изготовленными из латуни.

Пар производили четыре водотрубных треугольных котла совокупности Този с пароперегревателями, находившиеся в двух котельных отделениях. Отопление котлов – нефтяное, для распыления нефти любой котел оборудовался двумя ротационными форсунками типа «Сааке». Большая паропроизводительность котлов достигала 35 т/ч при рабочем давлении 30 кг/см? и температуре перегретого пара 400-450°С. Обычный запас горючего составлял 450 т, хранившихся в цистернах, расположенных в отделениях двойного дна.

При необходимости, возможно было дополнительно принять 110 т в цистерны успокоителей качки.

Время подготовки автомобилей к походу при всецело погашенных котлах: обычное – 60 мин., экстренное – 30 мин..

На совершённых 1 ноября 1940 г. официальных опробованиях «Диана» продемонстрировала следующие результаты:

  • • среднее водоизмещение – 1923,5 т;
  • • мощность – 36 000 л.с.;
  • • частота вращения винтов – 360 об/мин;
  • • большая скорость – 30 уз.

изданий ряда и Утверждения авторов (к примеру, таких авторитетных, как Альдо Фраккароли либо справочник «Конвей»), что корабль развивал 32-узловой движение, не соответствуют действительности. В настоящих условиях работы его скорость, в большинстве случаев, не превышала 28 узлов.

Для выработки электричества служило два турбогенератора мощностью по 200 кВт и два дизель-генератора мощностью по 40 кВт. Они размешались в машинных отделениях на уровне палубы платформы.

«Диана» отличалась очень развитой для корабля аналогичного водоизмещения совокупностью борьбы за живучесть, которая включала два отдельных противопожарных поста, один из которых размешался на верхней палубе недалеко от носового кубрика, а второй, нёсший ответственность за погреба боезапаса, – в офицерском коридоре. На эти посты выводились контрольные устройства с бессчётных датчиков, разбросанных по всем помещениям корабля.

Погреба боезапаса оборудовались совокупностью затопления (через кингстоны) и совокупностью орошения (от пожарной магистрали). Водоотливные средства включали два турбонасоса производительностью по 635 т/ч, два трюмных турбонасоса производительностью по 25 т/ч и три трюмных электронасоса производительностью по 10 т/ч.

Корабль оснащался одним полубалансирным рулем площадью 9,025 м?; большой угол отклонения составлял 35°. Рулевая машина – гидравлическая, совокупности Кальцони. Управление рулем имело возможность осуществляться из ходовой рубки или из румпельного отделения, где был сервомотор.

При выхода из строя рулевой автомобили допускалось ручное управление через совокупность талей, крепившихся к румпелю и заводившихся на кормовой шпиль.

Авизо снабжался двумя становыми якорями совокупности Холла весом по 2400 кг, убиравшимися в носовые полуклюзы, и одним запасным якорем Адмиралтейского типа весом 500 кг (с древесным штоком), хранившимся на верхней палубе в кормовой части. Для выборки якорной цепи предназначались два шпиля с электрогидравлическим приводом совокупности Кальцони. Посты управления ими размешались на палубе полубака.

Третий шпиль пребывал в корме и употреблялся по большей части при швартовках.

«Диана» не отличалась замечательным оружием. По начальному проекту, ее основной калибр должен был складываться из двух 90-мм универсальных орудий с длиной ствола 50 клб. Но итальянская индустрия не справлялась с изготовлением новейших артсистем, прежде всего поставлявшихся на вооружение линкоров.

Временный – как тогда казалось – выход был отыскан в установке на авизо двух ветхих 102-мм/35 пушек совокупности «Терни» примера 1914 г. Одна из них стояла на баке на круглом банкете, вторая – на кормовой надстройке, являвшейся продолжением палубы полубака. Боезапас складывался из 200 снарядов на орудие (140 с полным и 60 – с уменьшенным зарядом), каковые подавались из погребов при помощи ковшового элеватора «Ансальдо» с электрическим приводом, снабжавшим подачу со скоростью 12 выстрелов в 60 секунд.

Эти орудия не являлись универсальными, исходя из этого ПВО корабля снабжали шесть 20-мм/65 автоматов. Два из них размешались в одиночных установках в носовой части надстройки, перед ходовым мостиком, а остальные – в двух спаренных установках, находившихся кроме этого на палубе надстройки, но в ее кормовой части.

Совокупность управления огнем была достаточно примитивной. Авизо оснащался 1,5-метровым дальномером для определения расстояния до цели, но ни автомата стрельбы, ни вычислителей не имел. Команды на орудия передавались с мостика при помощи телефона.

Противолодочное оружие складывалось из двух кормовых бомбосбрасывателей, рассчитанных на четыре 100-кг либо шесть 50-кг глубинных бомб. В особые кранцы на кормовой надстройке возможно было принять еще 28 100-кг либо 42 50-кг глубинных бомбы.

Для обнаружения подводных лодок предназначалась экспериментальная станция «Фоноскопе» с широкодиапазонными магнитострикционными приемниками, сконструированная германской компанией «Электроакустик» из г. Киль. Кроме нее имелся гидрофон, расположенный в междудонном пространстве в носовой части.

Благодаря съемным рельсам, установка которых занимала менее 12 часов, «Диана» имела возможность употребляться для минных постановок. На верхнюю палубу в корме она принимала 48 мин (по 24 на любой борт), еще 39 имели возможность размещаться в матросских кубриках под полубаком.

Помимо этого, корабль владел большой вместимостью: в жилые помещения под полубаком и на нижней палубе он имел возможность принять до 300 т грузов (в основном, снарядов либо продовольствия) и до ста солдат с полной экипировкой на палубу.

Для постановки дымовых завес авизо оборудовался двумя паронефтяными дымогенераторами, выводившимися в дымоходы котлов №1 и №3. Управление ими осуществлялось дистанционно с мостика. На самой корме размешалось два химических дымогенератора типа «Фазано», каковые вводились в воздействие с поста на верхней палубе либо из румпельного отделения.

Напоследок необходимо подчернуть, что «Диана» отличалась высоким качеством постройки и хорошими мореходными качествами.

История работы

12 ноября 1940 г. быстроходный авизо «Диана» был включен в состав итальянского флота. Дабы скорее достигнуть состояния боевой готовности, 26 ноября корабль перешел из Фиуме в Полу для прохождения курса боевой подготовки, по завершении которого, 14 февраля 1941 г., прибыл в Таранто, где был включен в состав группы запасных судов и кораблей (Gruppo navi ausiliarie), пребывавшей в подчинении командующего военно-морским округом Ионического моря и Нижней Адриатики.

С 20 февраля началась боевая деятельность авизо. Он употреблялся для перевозки армий, предметов снабжения и военных грузов, и сопровождал конвои и снабжал переходы кораблей ВМФ между портами Ионического, Эгейского и Тирренского морей.

Главным эпизодом в карьере «Дианы» стало участие в неудачной диверсионной операции против Мальты. Ее руководителем и вдохновителем стал начальник известной 10-й флотилии MAS капитан 2-го ранга Витторио Маккагата. Сначала итальянцы много раз пробовали совершить атаку силами одних лишь взрывающихся (по итальянской терминологии – штурмовых) катеров, но их значительное расстояние и никудышная мореходность до цели не давали надежды на успех.

В итоге было издано постановление об их доставке на борту корабля-носителя, в качестве которого выбрали «Диану», как достаточно вместительную и быстроходную. В первых числах Июля 1941 г. она перешла в Аугусту на Сицилии. В том месте на нее смонтировали оборудование для приема на борт штурмовых катеров, и совершили серию учений по их спуску.

21 июля корабль намерено выходил в море, имея пара катеров на палубе и несколько на буксире, дабы проверить на практике подробности будущего предприятия.

В ночь на 25 июля возглавляемый Моккагата отряд вышел из Аугусты. В его состав входили: «Диана» (капитан корабля – капитан 3-го ранга Марио ди Муро), на борту которой пребывало девять штурмовых катеров типа МТМ, а на буксире – особый моторный катер MTL, предназначенный для перевозки двух человекоуправляемых торпед, торпедные катера MAS-451 и MAS-452, на которых был сам Моккагата и каковые буксировали небольшой торпедный катер типа MTSM.

Последний предназначался для лидирования штурмовых катеров. Им руководил начальник надводного отряда 10-й флотилии капитан 3-го ранга Джорджио Джоббе.

Приблизительно в 20 милях от Мальты «Диана» спустила на воду штурмовые катера (у одного из них отказал мотор, и он затонул) и легла на обратный курс. Но, именно она и содействовала провалу операции. Ее большой силуэт был обнаружен английскими радиолокаторами, о существовании которых итальянцы не догадывались. Нападавших ожидал шквальный пламя.

Ни одному из штурмовых катеров не удалось не только выполнить собственную задачу, но и сохраниться, а с восходом солнца оба торпедных катера были потоплены британскими «Харрикейнами». Итальянцы утратили 15 человек убитыми (в их числе были Моккагата и Джоббе) и 18 военнопленными, два торпедных катера, девять катеров МТМ, катер MTL и две управляемых торпеды. Лишь авизо и катеру MTSM с одиннадцатью оставшимися в живых диверсантами удалось возвратиться на базу.

«Диане» недолго было нужно оставаться без дела. В ночь со 2 на 3 августа она осуществляла помощь флотилии торпедных катеров, охранявших в Тунисском проливе в ожидании подхода конвоя из Гибралтара на Мальту. Вопреки ожиданиям итальянцев, английский отряд состоял только из быстроходных кораблей ВМФ – им удалось миновать пролив незамеченными.

Во время с 12 ноября 1941 г. по 23 февраля 1942 г. «Диана» прошла ремонт в Специи. По завершении работ ее передали в состав группы запасных судов и кораблей командующего Сицилийским сектором. Корабль перебазировался в Портоферрайо, где употреблялся для обеспечения боевой подготовки германских торпедоносных эскадрилий.

1 апреля он возвратился в Специю, где пробыл более двух месяцев, а 26 июня перешел в Мессину.

Из данной базы в 03:50 28 июня авизо вышел в собственный последний поход с целью доставить персонал и необходимое оборудование для военно-морской базы в Тобруке, сравнительно не так давно отбитой у британцев германо-итальянскими армиями. Утром 29 июня 1942 г., примерно в 75 милях севернее залива Бомба на побережье Киренаики, курс «Дианы» вывел ее прямо на позицию английской подлодки «Трэшер» (лейтенант-коммандер Маккензи). Приблизительно в 11:20 итальянские сигнальщики увидели следы четырех торпед.

Резким маневром от двух из них удалось уклониться, но две другие поразили цель. Их замечательный взрыв разворотил всю кормовую часть, и менее чем через 15 мин. корабль скрылся под водой.

За время собственной непродолжительной карьеры авизо «Диана» совершил 23 боевых похода, пройдя 6041 милю за 370 ходовых часов.

Литература

  • • Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Awisi Italiani 1861-1968. – Roma, 1969.
  • • Fraccaroli A. Italian Warships of World War II. – London, 1974. Rohwer J., Hoummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. – Annapolis, 1992.
  • • Боргезе В. Десятая флотилия MAC. Пер. с итал. – М., 1957.

источник: Марат Берханов «Авизо «Диана»» «Арсенал-Коллекция» № 4 2012

Aviso!!!/ Diana Zak

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: