Авионика: дисплеи кабины

      Комментарии к записи Авионика: дисплеи кабины отключены

Авионика: дисплеи кабины

Обычная кабина истребителя времён Второй мировой прекрасно известна любому обладателю пилотской лицензии. Но оснащение кабины современного истребителя может привести к удивлению (от количества данных, выводимых на дисплеях) кроме того у пилотирующих лёгкие самолёты с электронной совокупностью полётной информации (ЭСПИ, EFIS).

вооружения системы и Новые навигации, сложные реактивные двигатели и гидравлические системы стали причиной изобилию переключателей и приборов отображения на боковых пультах и приборных досках послевоенных истребителей. К 1960-м годам кабины истребителей уже хорошо насыщались оборудованием, тяжёлым в обращении, а также само управление им стало очень неотъемлемой частью исполнения лётчиком задач.
Пилотирование столь сложных автомобилей потребовало от лётчика обращать всё больше внимания на бессчётные устройства, а не на анализ и поиск противника воздушной обстановки. Это стало критическим моментом для одноместных ударных самолётов, чья боевая задача заключалась проникновении на территорию соперника на малой высоте, вне территории действия радаров ПВО.

Тут скорость становилась не только втором, но и неприятелем пилота, которому приходилось уделять максимум сил и внимания тому, дабы просто не врезаться в почву. Стало ясно, что рационализация эргономики систем и улучшение кабины управления покупают главной приоритет, дабы позволить лётчику сосредоточиться на исполнении боевой задачи.

Коллиматорный индикатор

Современные истребители а также кое-какие транспортные самолёты, и бизнес-авиалайнеры и самолёты оснащаются коллиматорными индикаторами (КИ, HUD). КИ выдают полётные и штурманские эти, данные по наведению на цель и статусу оружия на линию зрения лётчика в понятной символике, проецируя её на фоне лобового стекла кабины.

КИ заменил классический гиростабилизированный прицел с подвижной сеткой и вытеснил практику установки ламповых индикаторов, показывающих выбранное оружие. Примером для того чтобы индикатора есть КИ 556 Mod, находившийся на McDonnell Douglas F-4E Phantom II.

Typhoon с его широкоугольным КИ и тремя активными цветными матричными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями (АМЖКД, AMLCD) есть красивым примером современного оснащения кабины.

A-7E Corsair стал первым истребителем с всецело функциональным КИ. С того времени разработки всегда совершенствовались, делая устройство всё более нужным. Boeing F-15E Strike Eagle и Lockheed Martin F-16CG Block 40 отличаются широкоугольными голографическими КИ и смогут высвечивать как растровое, так и векторное изображение.

Комплекс AAQ-13 LANTIRN может проецировать на лобовое стекло видимое изображение, снятое в инфракрасном диапазоне, другими словами «превращать ночь в сутки».

HOTAS

Следующее требование было в том, чтобы позволить лётчику максимально осуществлять контроль машину и её совокупности без снятия рук с рычага управления двигателями (РУД) и ручки управления (РУ). Эта тенденция началась с установки на РУ радиопереключателей «надавил – передал сигнал». Сейчас лётчик может руководить всеми крайне важными функциями самолёта без снятия рук с РУД и РУ, каковые «утыканы» переключателями и кнопками (до 12 на РУ и до восьми на РУД).
English Electric Lightning стал первым самолётом, на котором была внедрена эта разработка. Его РУД и РУ были оснащены целым рядом поворотных дисковых тумблеров, разрешавших лётчику, например, манипулировать РЛС для захвата и обнаружения цели. Эта тактильно-интуитивная совокупность известна как принцип управления посредством РУД и РУ (HOTAS), на данный момент она внедрена на всех современных истребителях.
Освоение HOTAS требует большое количество часов особой практики, но прекрасно освоивший её лётчик способен обнаруживать и преследовать соперника, не «напрягая мозги». Boeing F-15 Eagle первым взял HOTAS, которая была несложнее, чем оборудование F-16, но сами лётчики говорили, что пилоту Eagle в среднем требуется около 300 часов лётного времени (3 года полётов), перед тем как он почувствует себя уверенным в обращении с комбинацией тумблеров HOTAS.

Типы дисплеев

Существует ограничение по типу и количеству данных, каковые смогут в один момент высвечиваться на КИ, поскольку избыток принимаемой информации ведет к перегруженности сознания. Исходя из этого большая часть современных КИ оборудуются тумблером «упорядочивания», что разрешает лётчику попеременно обращаться к двум-трём уровням подробного представления данных в любой заданный момент времени.

В F-16 эта концепция реализована на ход дальше – установлен «боевой» тумблер HOTAS с автоматическим режимом «упорядочивания». При нажатии тумблера лётчик может в один момент взвести ракету малой дальности (AIM-9), установить оружие в режим отслеживания целей и очистить КИ от ненужной информации, покинув лишь ответственные эти (попадание оружия в спутный след, совмещение головки самонаведения с перекрестьем прицела, приближения и задание дальности к цели).
Появление КИ стало причиной усовершенствованию устройств, находящихся в нижней части кабины. Простые аналоговые стрелочные индикаторы занимали много места (время от времени они уходили за приборную доску на 20 см), были тяжёлыми, дорогими и потребовали большое количество времени для регулировки и обслуживания. Кое-какие устройства употреблялись только эпизодически, но занимали полезное пространство приборной панели.

На данный момент МФД используются фактически на всех типах самолётов, от лёгких спортивных автомобилей и пассажирских лайнеров до стратегических бомбардировщиков, и военно-транспортных самолётов, таких как C-27J Spartan (на снимке).

на данный момент их по большей части поменяли большие экраны на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) и жидкокристаллические мониторы, как на F-15E Strike Eagle и F/A-18C/D Hornet.
Индикаторам аналоговых РЛС и дисплеям движущихся карт пришли на смену цифровые дисплеи, каковые смогут программироваться, дабы отражать много форматов – от движущейся карты до состояния совокупности а также имитации простых стрелочных устройств. Они способны выдавать изображения от FLIR и других систем обнаружения целей либо показывать комплексный дисплей РЛС. Такие экраны в большинстве случаев цветные, но кое-какие остались монохромными.

Они разны – это либо многофункциональные дисплеи (МФД, MFD), либо многоцелевые дисплеи (МЦД, MPD).
Кое-какие современные армейские самолёты оборудуются единственным экраном ЖК дисплея, заменяющим особый дисплей либо комплекс устройств, не смотря на то, что новейшие самолёты имеют два, три либо кроме того четыре главных дисплея с множеством простых аналоговых индикаторов в качестве резервных. Такие самолёты, как Eurofighter Typhoon и Lockheed Martin F-22A Raptor, оборудуются подобными устройствами, находящимися на главной приборной доске.

Совокупности будущего

С возникновением оружия для поражения целей со смещением от линии визирования лётчик истребителя взял нашлемный прицел (НП), что разрешает ему обнаруживать, захватывать и поражать цель, находящуюся вне угла видимости. К таким совокупностям относятся израильская DASH и американская JHMCS. Они машинально «упорядочивают» эти и выводят их на КИ, в то время, когда лётчик наблюдает вперёд.

Кабины F/A-18 и F-16 произвели революцию в компьютерной графике, выяснив концепцию, которой следуют и по сей день. Кроме F-35 все современные кабины истребителей являются легко доработанными вариантами показавшихся в 1970-х годах шедевров. Тут изображена приборная панель второй кабины F-16D Block 50.

F-35 Lightning II будет иметь самую современную кабину. В ней употребляются визуальные и ИК-датчики, расположенные по всему фюзеляжу, а НП даёт лётчику широкий виртуальное изображение и угол обзора того, что находится под самолётом и за ним, разрешая «наблюдать через фюзеляж».
Сама кабина имеет один цифровой дисплей с плоским экраном с сенсорным управлением. Не смотря на то, что в ранних сенсорных дисплеях существовала тенденция «смазывать» выбираемую «кнопку» при маневрировании с перегрузкой, разработка развивалась и достигла уровня, что реализован на F/A-18E/F Super Hornet и сейчас уже считается обкатанным и прокладывающим дорогу к сложным истребителям пятого поколения.

Авионика для нового российского самолета

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: