Авиетка сти-1.

      Комментарии к записи Авиетка сти-1. отключены

Разработчик: студенты Сибирского технологического университета г. Томска
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.Авиетка сти-1.

СТИ-1 — двухместная авиетка с самодельным двигателем, спроектированная и выстроенная коллективом студентов Сибирского технологического университета в Томске под управлением доктора наук Г.В.Трапезникова (планер) и доктора наук А.В.Квасникова (двигатель) в 1925-1927 годах.

Мысль постройки авиетки показалась у кружковцев с момента организации аэрокружка Б.Вейнбергом в 1910-х годах. Но грезы по созданию собственного самолета кружковцам было нужно покинуть до лучших времен, в связи с началом Первой Мировой и последующих в октябрь и февраль 1917 года гос. переворотов. В 1920-х годах аэрокружок восстановился.

В университете стихийно появились кружки в лаборатории тепловых автомобилей — под управлением Александра Васильевича Квасникова, в лаборатории сопротивления материалов — кружок Георгия Владимировича Трапезникова и кружок Александра Николаевича Добровидова в металлографической лаборатории. На их базе и появился обновленный аэрокружок, потом ставший аэросекцией научного кружка СТИ, первым учителем которого был Добровидов.

Ответ о постройке авиетки и согласие Трапезникова сделать проект аппарата и руководить его постройкой было зафиксировано в протоколе совещания кружка от 21 октября 1924 года. Студенты СТИ отозвались на призывы аэрокружка оказать помощь в строительных работах самолета. Для сбора средств был организован бал-маскарад, более 20 лекций прочел на разных фабриках Томска студент Б.Серебренников. Плакаты рисовал студент Владимир Утемов.

Из различных пожертвований и членских взносов было собрано около 700 рублей. На эти средства организовывались поездки в таежные районы для добычи лесоматериалов, в города за краской.

Мотор из запчастей, имевшихся в Музее авиадвигателей, было решено сделать собственными силами. Проектировать мотор взялся студент Аркадий Усталов под управлением доктора наук Квасникова. Данный проект стал дипломной работой Усталова. Коленчатый вал мотора сделан был из вагонной оси. Сперва отковали пластину с оттянутыми конусами.

После этого высверливанием по шаблону валу придали неотёсанную форму и простружкой на»щепинге» — окончательную форму. Поковка производилась в кузнице университета, которая потом стала заводом «Машинстрой» (ТЭМЗ). Шейки и носики обточили на токарном станке в особых приспособлениях. По окончании чистовой обработки на вале сделали шлифы для изучения микроструктуры, которую признали удовлетворительной.

Поршни моторы были отлиты из аллюминевого сплава и совсем обработаны на токарном станке.

Целый 1925 год ушел на работы по подготовке. Актив кружка был занят поездками в города Сибири за авиалесом и другими материалами для постройки авиетки.

Схема самолета — подкосный низкоплан с громадным поперечным V (около 9°) трапециевидных крыльев. Шасси — от самолета «Моран», колеса и оперение — от самолетов «Ньюпор». Двигатель — «ТУЖКУТ-АУ-2» (наименование — образовано начальными буквами фамилий его строителей, студентов Тюренева, Уставова, Жукова, Конюкова, Утемова) мощностью 20-24 л.с., 2-цилиндровый, оппозитного типа.

Цилиндры, толкатели и распределение были забраны от двигателя «Рон» в 120 л.с., картер, поршни, коленчатый вал, втулка винта и пр. — собственной конструкции.

С целью проведения опробований авиетки был назначен летчик авиаотряда из Новосибирска Шибашев и летчик-испытатель Шведов. Пробные опробования проводились на лугу за рекой Томью (на левом берегу против г. Томска). Авиетка была перевезена на луг за Томью 16 августа 1927 года.

17, 18, 19 августа авиетка летала на высоте 300-350 м, любой раз по 10-15 мин.. Летчик сделал пара полетов, но должен был остановить опробование из-за перебоев в работе мотора, вызванных засорением карбюратора (бензин заливали в бак без фильтрации, поскольку не было замши для его процеживания).

Летчик дал высокую оценку самолету отметив, что самолет мало «кабрирует» (другими словами, задирает шнобель) и внес предложение расширить на пара градусов угол атаки стабилизатора, и отрегулировать мотор.

Второй цикл опробований состоялся 25 октября 1927 года. Погода не помогала опробованиям, шел ливень, на следующий сутки разыгралась авиетка и пурга была под снегом слоем в 15 см. Через пара дней авиетка была перевезена в город, где пребывала пара недель, пока не установился санный путь через реку Томь.

Самолет стал жертвой непогоды и был поставлен на ремонт.

В середине мая 1928 года проходили последние опробования Авиэтты. В конце опробований мотор дал трещину. Авиэтта была передана СибОСОАВИАХИМУ в г. Новосибирск, ее мотор «ТУЖКУТ-АУ-2» хранился в музее авиадвигателей А.В.Квасникова.

В.Б.Шавров упоминает что по окончании опробований авиетку СТИ-1 передали аэрокружку в Канске, где на ней летали.

ЛТХ:

Протяженность, м: 5,5
Высота, м: 2,0
Размах крыльев, м: 11
Площадь крыльев, м2: 18,35
Полетная масса, кг: 390
Двигатель: ТУЖКУТ-АУ-2
-мощность, л.с.: 18
Скорость полета в горизонте, км/ч: 70
Поток, м: 2800

Авиетка СТИ-1 на протяжении постройки.

Авиетка СТИ-1 на протяжении постройки.

.

.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.Рогов. Из прошлого томского студенчества. Авиэтка… На публичных началах.
А.А.Введенский. У истоков Сибирского авиастроения.

Авиетки /Aviette

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Авиетка лакм-1.

    Разработчик: М.В.Смирнов, Я.Л.Захри Страна: СССР Первый полет: 1928 г. ЛАКМ-1 — авиетка Ленинградского аэроклуба-музея (ЛАКМ) с первым отечественным…

  • Авиетка заор.

    Разработчик: Шереметьев Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Увлечение постройкой «небесных блох» — авиеток минимальных размеров с моторами в 15-25 л.с….

  • Многоцелевой истребитель с ввп як-141.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1987 г. В сентябре-октябре 1991 года на Северном флоте проходил опробования самолет…

  • Многоцелевой арктический гидросамолет арк-3.

    Разработчик: И.В.Четвериков Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Интенсивное освоение полярных морей для транспортных перевозок потребовало подробной и…

  • Истребитель и-1 (ил-400).

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Окончание Первой Мировой не охладило творческий пыл создателей боевой техники разных стран. Но…

  • Стратегический военно-транспортный самолет ан-124 «руслан».

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1982 г. С возникновением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-22…