Выкладываю статьи из ЖЖ отечественного глубокоуважаемого коллеги p_d_m.
Еще одно русское имя в истории французской авиации, не смотря на то, что известен отечественный персонаж больше как архитектор. Страно, что о нем нет статьи ни в русской, ни в украинской вике, да и по большому счету нет информации в рунете.
1. Бодянский (справа) и Ле Корбюзье.
Владимир Бодянский (Vladimir Bodiansky) (1894-1966) появился в Харькове, в 1910-1914 приобретал высшее инженерное образование в Москве. Принимал участие в ЖД постройке в Средней Азии, в 1915 ушел добровольцем на фронт, попал из кавалерии в авиацию — в ноябре 1917 выучился на летчика в Летной школе в Тифлисе. В январе 1918-го эмигрировал во Францию, где служил в Зарубежном легионе в качестве пилота.
В ноябре 19-го демобилизовался, взял за год диплом в Institut superieur de l’aeronautique et de l’espace (существующий до сих пор летный вуз) и уехал в Конго строить дороги на три года. По окончании возвращения трудился в проектных бюро авиафирм — на Caudron, после этого в 1925-30 гг. на Ateliers d’Aviation Francois Villiers. Villiers на данный момент не самая узнаваемая французская компания, однако на ее счету много в полной мере занимательных самолетов, в разработке которых в качестве проект-менеджера учавствовал Бодянский.
За время работы на компании совместно с Франсуа Вилье защитил три патента.
По окончании смерти Вилье Бодянский трудится самостоятельно.
В 1929 Vladimir Bodiansky натурализуется и делается полноценным гражданином Франции.
Самый известен его туристический Bodiansky Type 20 — маленький самолетик с моторчиком Renault в 100 л.с. Вмещал четыре человека, был цельнометаллической конструкции. Первый полет 6 июля 1931, выстроен в единственном экземпляре.
Существовал Type 30 — двухместный поплавковый гидроплан-корабельный разведчик с одним Gnome-Rhone 7Kd в 380 л.с., принимал участие в конкурсе HA.2 вместе с десятком самолетов вторых французских компаний.
Bodiansky Type 16 — двухместный моноплан, существование которого в железе под вопросом.
В общем работа Бодянского как самостоятельного авиаконструктора и владельца фирмы покрыта туманом и не через чур успешна.
2. Невзрачная фотография Bodiansky Type 30
Деятельность Бодянского сильно изменяется со встречей с Marcel Lods, урбанистом и известным архитектором. Лодс увлекался авиацией, так что они поняли друг друга, и скоро Владимир Бодянский переквалифицируется в архитекторы. Трудится месте с Лодсом, Eugene Beaudouin, Ле Корбюзье, делается одной из значимых фигур в архитектуре и индустриальном строительстве, в модернизме и конструктивизме.
Печально известный жилой комплекс Cite de la Muette в Дранси, перевоплощённый немцами в концлагерь — совместная работа Beaudouin и Бодянского, как и Народный дом (Maison du peuple) в Клиши, местный монумент архитектуры. По окончании войны выстроен Cite radieuse в Марселе — совместная работа Ле Корбюзье и Бодянского, что реализовывал идею Корбюзье как инженер и конструктор.
Громадная известность пришла с окончанием колониальной Франции — в русле тогдашней политики эксэмигрант распространяет французское влияние на экс-колонии через культуру — проектирует и сооружает жилые комплексы и общественные здания в Алжире, Кампучии, Гвинее, Марокко, … Известное строение Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке строится с участием отечественного храбреца — он выступает как инженер-консультант.
Бывшее авиационное прошлое помогало работе архитектора: он привнес собственные навыки в расчеты железных конструкций, а колониальные жилые комплексы, в которых должна была сберигаться прохлада в жару, были спроектированы с применением опыта в аэродинамике.
3. Bodiansky Type 20
4.
5.
Для примера пара работ, в которых учавствовал Vladimir Bodiansky.
6. Cite de la Muette, Drancy
7.
8. Жилой комплекс в Алжире, 1953
9.
10. Совместно с Georges Candilis и Shadrach Woods. “Carriere centrale”, Касабланка, 1953.
источник: http://p-d-m.livejournal.com/461717.html
Сила и слабость богатыря Поддубного — В поисках истины
Увлекательные записи:
- Опытный палубный пушечный истребитель beardmore w.b.v. великобритания
- Экспериментальный cамолет boulton-paul p.10. великобритания
- Опытные истребители knoller 70.01/02. австро-венгрия
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Подполковник авиации. владимир логинов и работа после службы
Будущее бывших армейских летчиков складывается по-различному. Кто-то уходит в бизнес, кто-то занимается наукой, кто-то судьбой. А кого-то возможно…
-
Русские авиаторы на балканской войне 1912-1913 гг.
В начале XX века большая часть территории Юго-восточной Европы оставалась во владении Турции. Но удерживать эти земли турецким влияниям становилось все…
-
Владимир сергеевич серегин – летать рождённый.
Выдающийся коммунистический летчик Владимир Сергеевич Серегин появился 7 июля 1922 года в городе Москве. По окончании окончания школы-десятилетки он в…
-
Занимательная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует сотрудников, есть продолжением темы самолетов с маленьким и посадкой и вертикальным взлётом…
-
Владимир обручев «загадочная находка»
В течение первых двадцати лет XX в. британский археолог А. Стейн организовал пара громадных экспедиций вдоль северного подножия горной совокупности…
-
Судебный процесс по делу авиаторов
В 1946 г. состоялся суд по так именуемому делу авиаторов. Были осуждены: главноком ВВС, основной маршал авиации А. А. Новиков — 5 лет заключения в…