Авиационная мина мав-1 (вомиза-100).

      Комментарии к записи Авиационная мина мав-1 (вомиза-100). отключены

Разработчик: Особенное техническое бюро (Остехбюро либо ОТБ)
Страна: СССР
Начало создания: 1925 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

В СССР с морскими авиационными минами пара запоздали. Авиация германского флота успела применять их еще в Первой мировой. Летом 1917 года германские самолеты поставили заграждения в Рижском заливе. В Российской Федерации в то время существовали лишь проекты подобных систем.

Возможно назвать, к примеру, проект якорной мины Ковалевского для беспарашютного сбрасывания с малых высот, предложенный в 1916 году.

По настоящему за создание отечественных авиационных мин взялись лишь в 1925 году. Эти работы вело Особенное техническое бюро (сокращенно Остехбюро либо ОТБ) в Кронштадте, которым руководил изобретатель В.И.Бекаури. Эта организация занималась множеством тем, имеющих отношение к передовым направлениям развития армейского дела – от транспортировки самолетами громоздкой техники до радиоуправления судами.

В числе другого она разрабатывала торпеды и мины для ВВС.

За базу для конструкции ВОМИЗА (ВОздушная МИна ЗАграждения. Это наименование в документах 30-х годов склоняли вовсю, не обращая внимания на то, что это сокращение) забрали проверенную на протяжении Первой Мировой морскую якорную мину примера 1912 года. Имея боевой заряд в 100 кг тротила, она владела достаточной мощностью для нанесения важных повреждений не только транспортам, но и боевым судам.

Предполагалось, что мина будет сбрасываться со больших высот и средних. Чтобы погасить скорость падения, решили применить парашютную совокупность. Но удар, кроме того смягченный парашютами, все равно должен был быть приличным.

Исходя из этого начали с серии сбрасывания мин с пятидесятиметровой стрелы плавучего крана. Это разрешило распознать самые уязвимые места конструкции.

Проектирование первой советской авиамины, названной ВОМИЗА-100, в целом завершили во второй половине 20-ых годов двадцатого века. Сама мина практически не изменилась, только взяв последовательность местных подкреплений, и элементы подвески к самолету направляющие штоки, поясные желобки, фиксирующие призмы и т.п. Но она лишилась чугунной спусковой коробки.

Поменяли кроме этого конструкцию якоря.

Самым главным отличием авиационного варианта мины стала парашютная совокупность. Во многом ее унифицировали с совокупностью, созданной для торпеды ВВС 10/15 (принятой позднее на вооружение как TAB-15). Совокупность складывалась из четырех куполов, выпускавшихся последовательно, дабы сделать торможение падения мины по возможности более плавным. Для данной же цели в подвеску включили резиновые шнуры-амортизаторы.

Парашюты шились из парусины и имели очень уникальную форму. Роль строп делали отростки полотнищ, края которых для жесткости укрепили тросами. Все четыре парашюта укладывались в коробку из кровельного железа, размерами превосходящую саму мину.

Протяженность коробки составляла около полутора метров, а большая ширина — 770 мм. У финиша, присоединявшегося к мине, коробка имела круговое сечение, а дальше сплющивалась и становилась круглой. Закрывал ее металлический колпак, на котором еще пребывала фанерная крышка.

Материалы эти – кровельное железо, парусину и фанеру, выбрали, дабы удешевить парашютную совокупность, части которой при боевом применении безвозвратно терялись.

Авиационная мина мав-1 (вомиза-100).Мина МАВ-1 (ВОМИЗА-100) эталон 1932 г. Схема.

Как функционировала ВОМИЗА по окончании сброса с самолета? Первым выпускался самый мелкий, стабилизирующий, парашют площадью всего 1 м2 . Он выходил из-под откидывающейся набегавшим воздушным потоком крышки. На нем мина падала всего 1,5-2 секунды. После этого данный купол отделялся, сдергивая с короба колпак. Из-под последнего выползал парашют побольше — 3,5 м2 . На нем совокупность опускалась, пока в особых гнездах горели дистанционные трубки, запаленные в момент отделения от самолета.

Время горения трубок определялось на земле. Чем больше высота сброса, тем продолжительнее обязана гореть трубка. В другом случае время опускания мины получается большим.

Иначе, при долгом горении трубки мина успевает очень сильно разогнаться в собственном падении и после этого испытает большой динамический удар. Дистанционные трубки конструкторы ОТБ забрали из практики артиллерии, где их использовали в боеприпасах разных типов.

В то время, когда трубки догорели, пороховые заряды в пирозамках отделяют от мины парашютную коробку. Из нее сперва вытягивается третий парашют, площадью 7,5 м2 , а через некое время, определяемое часовым механизмом, четвертый, самый большой, площадью 12 м3 . С этого момента мина спускается на двух куполах. Они связаны между собой и с миной совокупностью резиновых шнуров-амортизаторов.

Шнуры должны были смягчить рывки, вызванные раскрытием парашютов. Параллельно шнурам-амортизаторам тянулись металлические тросы, каковые сделали дольше резиновых шнуров. Тросы принимали на себя нагрузку при предельной деформации резины.

Но вот мина входит в воду. Наряду с этим машинально отцепляется подвеска парашютной совокупности. Делает это устройство, названное конструкторами «крылом» либо «лопаткой». При ударе о поверхность воды оно поворачивало вал, по бокам которого пребывали замковые механизмы.

Их язычки высвобождали тросы парашютной подвески. «Лопатка» же расфиксировала якоря и соединение мины. Преждевременно повернуться «лопатке» не давала совокупность пружин.

Вода начинает поступать в устройство расцепки якоря и фактически мины. В том месте находится пилюля из вещества, растворяемого в воде. В морских минах для данной цели традиционно применяли сахар. В то время, когда кусок сахара растворяется, освободившаяся пружина расцепляет якорь и мину.

Якорь ложится на дно, а мина всплывает, удерживаясь тросом-минрепом на заданном углублении. Последнее отслеживается посредством гидростатической коробки, прекращающей вытравливание минрепа. В случае если сахарный блок размыло еще в полете, к примеру, сильным дождем, то «крыло» не дает мине и якорю разъединиться до момента удара о воду.

В начале всплытия мины особый тросик освобождает защелку гидростатического диска ударного прибора. При достижении заданного углубления последний приводит взрыватель в боевую готовность.

Сейчас ВОМИЗА может функционировать как простая якорная мина. Кораблю достаточно наткнуться на нее — итог будет налицо.

Схема применения мины МАВ-1.

Мины ВОМИЗА-100 не изготовлялись намерено, их переделывали из простых морских мин примера 1912 года, лежавших на складах. Переделка обходилась приблизительно в 2000 рублей и столько же стоила парашютная совокупность. Набор весил около 900 кг, из них 325 кг — фактически мина с минрепом.

Устройство оказалось достаточно громоздким — неспециализированная протяженность равнялась 3,5 м, так что поднять ВОМИЗА-100 имел возможность далеко не каждый самолет.

Первые образцы мины переделывали в мастерских Остехбюро, после этого чертежи передали на завод «Двигатель» в Ленинграде. К 1 января 1930 года он сдал 30 мин (из них 20 боевых, снаряженных тротилом) и подготовились еще 15.

Авиамины сперва также бросали с плавучего крана, после этого с выделенного Остехбюро самолета ЮГ-1. Машина числилась за ВВС Балтийского моря, а ОТБ взяло ее в безвозмездную аренду. Это был трехмоторный бомбардировщик компании «Юнкерс», армейский вариант пассажирского G.24. Пара десятков таких самолетов закупили для ВВС РККА через шведский филиал компании.

Все поступившие к нам ЮГ-1 изначально комплектовались миносбрасывателями германского примера, но у нас они не использовались. Германских мин к ним не получали, да и по большому счету все бомбовое оружие ЮГ-1 у нас забраковали, переоборудовав самолеты на заводе в Филях.

Однако, поплавковый ЮГ-1 являлся тогда самым подходящим кандидатом в воздушные постановщики мин по габаритам и грузоподъёмности наружной подвески он в полной мере доходил для несения ВОМИЗА. Спроектировали особое устройство — мост, крепившийся под центропланом. Мост был унифицирован и мог употребляться как для подвески авиамин,так и торпед.

Конструкцию моста согласовали со экспертами завода № 22 — бывшей концессии «Юнкерс».

ОТБ, пользуясь предоставленным ему самолетом, организовало уже полноценные опробования ВОМИЗА-100 со сбросом с различных высот. По окончании каждой серии сбрасываний следовала доводка тех либо иных элементов конструкции. Дело было совсем новым, все начиналось «с нуля» и неудивительно, что лишь к осени 1930 года совокупность достигла для того чтобы состояния, что её предъявили на войсковые опробования.

Никаких документов об их проведении найти не удалось, быть может, что их попросту опоздали организовать до ледостава.

Но известно большое количество материалов об опробованиях авиамин на Балтике летом 1931 года. Их проводили на базе 62-й отдельной эскадрильи, размешавшейся в Гребном порту в Ленишрадс. Эскадрилья в то время имела три ЮГ-1 и три ТераБайт-1П на поплавках.

Для опробования мин применяли лишь ЮГ-1. Для управления опробованиями приказом главы ВВС Балтийского моря была организована рабочая группа во главе с начальником 4-й авиабригады Бирбуцем.

Постановку мин начали с 13 июля. До 9 октября самолеты скинули 24 ВОМИЗА, из них — 17 удачно. При высоте сброса до 500 м результаты были прекрасными — 11 из 12, а самым незадачливым был диапазон 1000-1500 м. В трех случаях мины оторвались от парашютов — лопнула планка тросов. Большинство мин ВОМИЗА сбрасывалась «на всплытие» (без углубления), но всплыли не все.

Обстоятельством выяснилось частичное растворение сахара при разбеге самолета. При маленьком беспокойстве а также в штиль мина, подвешенная под брюхом поплавкового «юнкерса», забрызгивалась водой. Сахар наряду с этим растворялся неравномерно, пружина перекашивалась, и в итоге расцепки не происходило.

Подробности парашютной совокупности по окончании приводнения мины подбирали — для данной цели к коробке, колпаку и крышке крепили буйки. Все это употреблялось повторно. Кое-что, само собой разумеется, безвозвратно утопили.

Стало известно, что более четырех-пяти сбрасываний шнуры-амортизаторы не выдерживают, выходят из строя.

Но самым больным местом выяснилось крепление зарядной камеры мины. Удар о воду смещал се, что имело возможность потом привести к тому, что она просто не взорвется. Особенно мощный удар имел место при затянутом горении дистанционных трубок, в то время, когда громадные парашюты раскрывались с запозданием и благодаря этого скорость входа в воду превышала расчетные 25-30 м/с.

Приличный удар приобретали и мины, приводнившиеся на гребень волны.

Неотъемлемой частью опробований стал хронометраж процесса подвески мины под самолет. Команда из трех экспертов и четырех приданных им краснофлотцев тратила на это более двух с половиной часов. Час занимала сборка совокупности. К мине присоединяли парашютную коробку и регулировали длину сборки. Последнее было нужно из-за большой погрешности изготовления коробок — по документам допуск составлял до 100 мм.

После этого уже собранный набор грузили на бон и буксировали к самолету. Это «съедало» около 40 мин.. Еще час уходил на фактически подвеску мины иод мост, установку предохранительных защелок, укладку сахара в прибор и разъединитель малых глубин, пороховых зарядов в пирозамки и вставку дистанционных трубок.

Перед взлетом снимали предохранительные чеки (их было десять штук).

На опробованиях мины сбрасывали как но одиночке, так и по паре штук сходу. Потому, что ЮГ-1 поднимал лишь одну мину ВОМИЗА, то задействовали все три автомобили этого типа, имевшиеся в эскадрилье. Наряду с этим изучалась возможность правильного определения места постановки мин.

Экипажи пользовались штатным бомбовым прицелом Герц FI110 и пристрелочными бомбочками. Это выяснилось не весьма эргономичным, поскольку германский прицел допускал прицеливание лишь в плоскости ветра, а от бомбочек по большому счету было мало толку.

Итоги опробований сезона 1931 года подвели на совещании рабочей группы 26 декабря. Пункт 1 ее распоряжения гласил: «Рабочая группа вычисляет опробования , «ВОМИЗЫ» законченными, но с необходимой доработкой вопросов тактического применения.» Остехбюро внесли предложение ввести в конструкцию последовательность местных усилений (в частности, подкрепить зарядную камеру), заменить сахарный разъединитель. В собственном рапорте в Москву глава Воздушных сил Балтийского моря Никифоров советовал по окончании устранения распознанных недостатков принять мину ВОМИЗА-100 на вооружение ВВС РККА.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Остехбюро устранило последовательность недочётов собственной конструкции. Создали новое крепление зарядной камеры. Для уже переделанных ранее мин внесли предложение заливку под дне особой мастики. Вместо сахара в разъединителе стали использовать пилюли йодистого калия.

Усилили последовательность элементов. Подготовили новый вариант якоря.

В марте 1932 года ответом Революционного военсовета СССР мину ВОМИЗА-100 официально приняли на вооружение называющиеся МАВ-1, но как временную до поступления более замечательной мины ВОМИЗА-250, создававшейся тем же ОТБ. Вместе с этим решили совершить дополни тельные опробования. Организовали их в этом случае на Черном море. Для этого создали особый отряд в составе 9-й авиабригады, укомплектованной двумя ТераБайт-1 на колесах.

Для управления опробованиями прописали рабочую группу во главе с главой ВВС Черного моря В.К.Лавровым.

Отработку программы планировали начать в апреле 1932 года, но задержались из-за мостов и несвоевременного прибытия мин для самолетов. Для ТераБайт-1 сконструировали универсальный мост, пригодный для подвески мин МАВ-1, торпед ТАН-12 и TAB-15. Он был подобен созданному ранее для ЮГ-1.

Новый мост кроме этого планировали опробовать на протяжении опробований.

Минные постановки производились у мыса Лукул с 5 мая по 8 июня. Два ТераБайт-1 пилотировали летчики Лунин и Синеокий. В составе экипажа в обязательном порядке находился кто-либо из участников рабочей группы.

Значительно чаще это был представитель НИИ ВВС Тронза. Базировался спецавиаотряд в Каче.

Всего скинули девять мин ВОМИЗА, на две больше, чем по замыслу. В семи случаях мины не всплыли — не разъединились с якорями. Калиевый разъединитель забраковали. Наблюдалось пара отказов замков, соединяющих мину и парашютную коробку. Произвольно раскрывался один либо оба замка. Громадным неудобством казалась невозможность поменять время горения дистанционных трубок в полете она жестко Ограничивала экипаж по высоте сброса мины независимо от тактической обстановки.

В случае если отцепить мину ниже заданного уровня, то через чур поздно вышедшие главные купола не успеют ее затормозить и удар о воду выведет механизмы из строя. В случае если сброс осуществлять с громадной высоты, то возрастает время спуска на парашютах. Мину может на большом растоянии отнести ветром, а смогут расстрелять вражеские зенитчики.

Большое время горения дистанционных трубок составляло 22 с, а реально их устанавливали не более чем на 15 с с учетом довольно часто видевшихся задержек на 2-3 с. Нарекания вызывала кроме этого громадная (до сорока килограмм) нагрузка на ручке миносбрасывателя. Но, это являлось недочётом многих механических бомбосбрасывателей того времени.

Но разработка закрепления зарядной камеры опробования выдержала удачно. Высокую оценку взял и новый комбинированный мост.

Неспециализированный вывод рабочей группы гласил: «В ходе опробований стало известно, что постановка мин заграждения с громадных высот («ВОМИЗА») у комиссии не вызывает никаких сомнений. Парашюты действуют безотказно. Отделение парашютов … происходит вольно, воздействие механизмов «ВОМИЗЫ» не нарушается.»

Схема подвески мины МАВ-1 на ТераБайт-1.

На эти опробования истратили практически все пригодные для применения мины. В декабре 1932 года на всю территорию страны их оставалось четыре — они пребывали на Черноморском флоте. Действительно, на Балтике имелось еще 28 штук, но некомплектных либо неисправных.

Две боевых взяли смещение зарядной камеры (разумеется, на протяжении опробований в первой половине 30-ых годов двадцатого века), восемь учебных (без тротила) и 18 боевых не были укомплектованы до конца. Но замыслом предусматривалось изготовление 130 мин МАВ-1, а в марте 1932 года добавили к этому количеству еще 200, доведя замысел до 330 авиамин.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века распоряжением Революционного военсовета СССР создали первые части отечественной минно торпедной авиации: на Балтике — 121-ю эскадрилью (из 12 ТераБайт-1П), на Черном море — отряд в составе 124-й эскадрильи (четыре ТераБайт-1П) и на Тихом океане 1-ю эскадрилью (12 ТераБайт-1 на колесах). На 7 декабря 1932 года к данной технике имелись 10 минно-торпедных мостов (на Черном море — три, на Балтике — четыре и в ВВС ОКДВА три). К 1 января 1933 года поступили с Кировского завода в Ленинграде еще пять (три — на Балтику и два — на Дальний Восток), а на 1933 год заказали 25 мостов.

Главным носителем мины МАВ-1 являлся ТераБайт-1 (как на колесах, так и на поплавках), но ее подвеску предусматривали и на ТераБайт-3РН (две мины), умелых Р-6Т (одна) и МК-1 (четыре). ЮГ-1 к моменту принятия совокупности на вооружение уже удалили из строевых частей как устаревший.

В первой половине 30-ых годов XX века мину усовершенствовали. Парашютная коробка стала меньше, её протяженность уменьшилась в полтора раза (с 1450 до 950 мм). Сейчас коробку не нужно было раздельно крепить к самолету, она консольно висела на самой мине.

Часовой механизм, задававший промежуток между раскрытием четвёртого парашютов и третьего, заменили на оттарированную пружину, т.н. «рвушку». Ликвидировали как лишний страховочный трос, крепившийся параллельно главному амортизатору парашютной совокупности. Время горения дистанционных трубок сейчас возможно было задавать в полете прибором ПУТ-1.

Мина МАВ-1 (ВОМИЗА-100) эталон 1934 г. Схема.

«В заграничной печати и в имеемых у нас материалах нет сведений о работе над высоким метанием мин. Это дает нам право предполагать, что мы обладаем оружием, малоизвестным за рубежом», — писали эксперты НИИ ВВС в первой половине 30-ых годов XX века.

Как же планировали использовать эти мины? Предполагалось, что самолеты смогут ставить линейные заграждения и минные банки. Авиамины разрешали сочетать грозную мощь минного оружия с оперативностью авиации.

Заграждение имело возможность показаться в самом неожиданном месте за считанные часы.

Сброс должен был осуществляться группой самолетов из строя залпом по команде ведущего. Наряду с этим громадное значение придавалось выдерживанию расстояний между автомобилями в строю. Самолеты должны были лететь фронтом либо пеленгом. Расстояние планировали измерять особым дальномером конструкции А.Э.Столярского.

Для прицеливания при сбросе с парашютом торпед и мин создали прицел СП-123 (принятый на вооружение как ПВТБ-1). А в будущем рассчитывали получить от индустрии телемеханическую (радиоуправляемую) совокупность, при применении которой бомбардир самолета-фаворита имел возможность скинуть в один момент все мины, каковые несли автомобили группы.

Потому, что при тогдашних средствах аэронавигации выяснить правильное место установки мины казалось достаточно тяжело, то заграждения планировали выставлять в узких проходах, у баз вражеского флота и на коммуникациях в тылу соперника. Помимо этого, предложена была тактика «динамического вомизометания» — сброса мин на пути движущегося корабля. Наряду с этим не весьма рассчитывали поразить его миной.

Ставилась задача сковать маневр корабля, ведущего артиллерийский бой либо подвергающегося атаке торпедных катеров. Наряду с этим самолету отводилась роль «загонщика». «Маневренное использование ВОМИЗ может совсем поменять темперамент морского боя, так и его финал…», — отмечалось в отчете НИИ ВВС.

Это тактика была опробована на первых учениях отечественной минно- торпедной авиации в октябре 1933 г. Они проходили на Балтике. Самолеты ТераБайт-1 а 121-й эскадрильи использовали торпеды мины-12 и ТАН МАВ-1. Учениями руководил глава УВВС Я.И.Алкснис. 10 октября четыре автомобили с торпедами и четыре с минами (конечно, без боевого заряда) атаковали эсминец «Карл Маркс», изображавший финский броненосец «Вайнемяйнен».

Удар поддерживали летающие лодки-дымозавесчики С-62Б и легкие бомбардировщики Р-5, подавлявшие пулемётным огнём и лёгкими бомбами зенитные средства. 15 октября цель была больше — линейный корабль «Марат». Ударная несколько осталась той же, но часть Р-5 вооружили выливными устройствами для имитации химической защиты.

Добавили и истребительное прикрытие: бомбардировщики ТераБайт-1 сопровождали четыре истребителя И-4.

Опыт продемонстрировал, что на «динамическое вомизометание» надежд мало — мина спускалась на парашютах так продолжительно, что кроме того громадный «Марат» успевал отвернуть от нее.

Время падения МАВ-1 постарались сократить методом беспарашютного ее сброса с малых высот. К маю 1932 года ОТБ обязали дать пример модернизированной для этих целей мины, в III квартале совершить его опробования. Эта мина, названная МАН-1, показала очень низкую надежность и была отвергнута ВВС.

МАВ-1 должна была поменять более замечательная мина ВОМИЗА-250 (МАВ-2). Она создавалась на базе якорной мины примера 1926 года (М-26) с зарядом 250 кг. Проектирование ВОМИЗА-250 начали в первой половине 30-ых годов двадцатого века, опытные образцы изготовили весной 1931 года. ВОМИЗА-250 была больше и тяжелее ВОМИЗА-100. Замечательный заряд разрешал нанести важное повреждение и крейсеру, и линейному кораблю.

Вес совокупности и сборе составлял 1420 кг, протяженность 3,5 м. Но неспециализированный принцип действия и все главные конструктивные элементы всецело копировали прошлую мину с поправкой на размеры.

В июле 1931 года мину ВОМИЗА-250 представили на войсковые опробования, но стало известно, что Остехбюро еще ни разу не сбрасывало ее с самолета. Исходя из этого войсковые опробования отложили, предоставит шанс ОТБ отладить конструкцию по окончании опробывания в воздухе. МАВ-2 испытывали в июле-октябре 1932 года на Копенском озере, а после этого в ноябре в Копорском заливе.

Полигонные опробования тогда прекратили из-за неудовлетворительной работы якоря расцепки и механизма мины. Конструкцию доработали и снова испытывали в Финском заливе в июле-сентябре 1933 года. Тяжелую и громоздкую МАВ-2 поплавковый ТераБайт-1П поднять не имел возможности, колесный ТераБайт-1 взлетал с ней, но за счет большого сокращения запаса горючего, а следовательно, уменьшения радиуса действия.

По окончании затянувшейся доводки ВОМИЗА-250 на вооружение так и не приняли.

МАВ-1 оставалась главной авиационной миной у нас впредь до начала 40-х годов. К этому времени ТераБайт-1 уже полностью заменили более современными ДБ-3Б и ДБ-3Ф в торпедоносном выполнении.

Они сохранили возможность подвески МАВ-1, но при несении мины более скоростные ильюшинские бомбардировщики испытывали в полете тряску.

В военных действиях МАВ-1 в первый раз применили в январе 1940 года в «зимней» войне с Финляндией. Авиаминами решили «завалить» фарватеры, пробитые ледоколами на подходах к финским портам Пори и Раума. 22 января самолеты 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного полка (МТАП) совершили первый боевой вылет с минами.

Всего на протяжении операции скинули 45 мин. Не все было удачно. Медлительно опускавшиеся на парашютах МАВ-1 ветер временами сносил мины на лед, где они и оставались лежать, точно показывая сопернику место установки заграждения.

Правильных информации об эффективности выставленных тогда мин нет, но предполагают, что именно на них подорвалось и затонуло одно из финских торговых судов.

В том же 1940 году была принята на вооружение новая мина АМГ-1, созданная под управлением А.Б.Гейро. Она предназначалась для сбрасывания без парашюта и имела заряд в 250 кг (как и МАВ-2). Но к началу ВОВ АМГ-1 еще не успела вытеснить ветхую МАВ-1.

Самолеты ДБ-3Б и ДБ-3Ф, которыми были укомплектованы тогда минно-торпедные полки, оснащались подвесками под оба типа авиамин.

Мина МАВ-1, подвешенная под самолет ДБ-3Т. 1940 г.

Мина МАВ-1, вытраленная финнами.

В 1-й МТАП на Балтике мины доставили через пара дней по окончании начала войны — 48 МАВ-1 и 43 АМГ-1. В ночь на 29 июня самолеты скинули 21 МАВ-1 на подходах к Хельсинки, Пори и Котке. На аэропортах ВВС Черноморского флота пребывало 40 мин МАВ-1 и АМГ-1, а в течение 14 дней доставили еще 80 мин этих же типов.

В июле 1941 года отечественная авиация ставила заграждения в устье Дуная и на подходах к Констанце.

Всего в первоначальный год войны израсходовали 45 мин МАВ-1. Потом они не использовались. Их всецело вытеснили якорные АМГ-1 и донные мины отечественного и британского производства.

ТТХ:

.

.
Перечень источников:
К.Кузнецов. ВОМИЗА.
М.Морозов. Торпедоносная авиация.

100% РЕЗИСТ ОТ МИНЫ!? | Я Godmode_ON???? | 1000 МИН В 1 МИНЕ!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: