Авиация вмб ханко

      Комментарии к записи Авиация вмб ханко отключены

12 марта 1940 г. в Москве был подписан советско-финский мирный соглашение, подводящий итоги Зимней войны 1939-1940 гг. По армейским условиям соглашения, Финляндия сдала в аренду СССР на 30 лет полуостров Ханко, с морской территорией около него от 3-х до 5 миль, с примыкающими островами, для организации в том месте военно-морской базы, с правом содержания нужных морских, сухопутных и воздушных сил.

Для ускорения процесса принятия базы, сразу же по окончании подписания соглашения самолётами ТераБайт-3, употреблявшимися в качестве транспортных, с аэропорта Палдиски была безотлагательно переброшена передовая команда с нужными грузами. Из-за отсутствия подготовленного аэропорта на Ханко, самолёты ТераБайт-3 садились около берега на лёд, что был ещё прочным. Этими же самолётами на полуостров перелетели представители руководства Балтфлота.

Принять от финских правительства базу было поручено главе тыла флота капитану 1 ранга М.И.Москаленко.

Начальником снова созданной военно-морской базы был назначен капитан 1 ранга (адмирал) С.Ф.Белоусов.

С 22 марта 1940 г. полуостров Ханко перешёл в управление СССР.

Авиация вмб ханко

Советские тяжелые бомбардировщики ТераБайт-3 на аэропорте

Фактически сразу же в том месте приступили к постройке объектов ВМБ, а также, сухопутного и морского аэропортов. Одновременно с этим на Ханко стали прибывать морским и ЖД транспортом (транзитом через территорию Финляндии) стрелковые, инженерные, артиллерийские и танковые части и подразделения. В том же направлении для постоянной дислокации прибыли морские и пограничные части, подразделения ПВО.

К лету 1940 г., по мере завершения оборудования аэропортов, на полуостров были перебазированы 13-й ИАП 10-й АБ ВВС БФ, под руководством ГСС полковника И.Г.Романенко, и 81-я ОМРАЭ ВВС БФ, под руководством капитана В.Н.Каштанкина. Последняя была организована лишь в мае, на базе 2-й МРАЭ 115-го МРАП, на аэр. Гора-Валдай, и вооружена 9 самолётами МБР-2. Эти лётные части и составили Авиацию ВМБ Ханко.

На вооружении 13-го ИАП состояло до 60 истребителей И-15бис, И-16 и И-153. Так, в составе авиационной группировки, закрывающей базу, имелись разведчики, штурмовики и истребители.

Личная бомбардировочная авиация в базе отсутствовала, но удаление аэропортов ВВС БФ в Эстонии от территории Финляндии разрешало наносить бомбовые удары по промышленным объектам и основным военным в малейший срок под прикрытием собственных истребителей, не подвергая личные бомбардировщики угрозе нападения истребительной авиации соперника. Старшим авиационным главой на аэропорте Ханко был начальник 13-й ИАП Романенко, подчинявшийся конкретно начальнику 10-й АБ ВВС БФ, а в своевременном отношении — начальнику ВМБ.

В декабре 1940 г. временно ИО начальника ВМБ Ханко был назначен генерал береговой работы А.Б.Елисеев.

В марте 1941 г. приказом НК ВМФ начальником базы был назначен генерал (с сентября — генерал) береговой работы С.И.Кабанов. Он прибыл на аэропорте Ханко в середине мая и оставался на этом посту впредь до полной эвакуации и окончания обороны гарнизона в декабре того же года.

До мая 1941 г. 13-й ИАП базировался на аэропорт Ханко всем составом, но, в связи с грядущей реконструкцией аэропорта, три эскадрильи (1-я, 2-я и 3-я АЭ) были перебазированы под Ленинград, на аэропорт Керстово, для перевооружения на новые самолёты, а одна эскадрилья (5-я АЭ) — в Таллин, на аэропорт Лагсберг. На аэропорте ВМБ Ханко осталась 4-я АЭ полка, составом 11 И-153 и одного У-2, которой руководил капитан Л.Г.Белоусов. Помимо этого, штаб и управление полка, под управлением ассистента комполка капитана А.В.Ильина и начальника штаба майора П.Л.Ройтберга, остались на прошлом месте.

Вся авиационная группировка ВМБ Ханко к началу ВОВ насчитывала 21 самолёт: 11 И-153 «Чайка», 9 МБР-2 и 1 У-2.

19 июня, в 17 часов 15 мин., по сигналу с КП флота на базе была введена своевременная готовность №2. Самолёты МБР-2 81-й ОМРАЭ усилили воздушную разведку в районах Финского залива, прилегающих к полуострову.

С 21 июня самолёты 4-й ИАЭ 13-го ИАП в течении 24 часов создавали патрулирование над территорией ВМБ Ханко.

С 22 по 25 июня боевые действия против военно-морской базы Ханко не велись, поскольку формально Финляндия не была в состоянии войны с СССР.

24 июня 1941 г. ответом руководства ВВС БФ 81 -я ОМРАЭ, составом 6 самолётов МБР-2, была перебазирована с аэр. Ханко на гидроаэродром Кихельконна на о. Эзель. Так, в составе авиационной группировки ВМБ Ханко осталось лишь звено из трёх летающих лодок, под руководством ст. лейтенанта Игнатенко. Потом они употреблялись для ведения воздушной разведки, бомбардировки финских позиций (в связи с отсутствием полноценных бомбардировщиков) и поиска подводных лодок соперника.

Помимо этого, МБР-2 употреблялись для донесений и доставки почты, перевозки комсостава ВМБ и флота, и эвакуации раненых.

Боевой вылет советских истребителей И-16

К 25 июня 1941 г. два звена 1-й АЭ 13-го ИАП (6 И-16), под руководством начальника 1-й АЭ полка капитана М.Т.Леоновича, были снова перебазированы из-под Ленинграда на Ханко. Всего в составе истребительной авиагруппы стало 17 самолётов, из них — 16 исправных. В последующем число исправных истребителей снизилось до 10 самолётов.

В тот же сутки руководство ВВС БФ поставило задачу истребителям авиагруппы: закрывать бомбардировщики СБ 73-го БАП, наносившие удары по аэропорту и ВМБ Турку.

26 июня финская артиллерия в первый раз, среди вторых объектов, обстреляла сухопутный аэропорт Ханко. С этого дня началась защита базы.

4 июля 1941 г. лётчиками авиагруппы капитаном А.К.Антоненко и лейтенантом П.А.Бринько на истребителях И-16 были сбиты сходу 2 самолёта Ju-88 соперника над п-овом Ханко. А следующую победу они одержали на следующий сутки. направляться заявить, что эти два лётчика стали самыми результативными пилотами ВВС ВМФ в начале войны: П.А.Бринько к середине сентября 1941 г. одержал в воздухе 15 побед, а А.К.Антоненко за месяц битв — 10 побед.

Не просто так 14 июля 1941 г. оба они, первыми среди морских лётчиков, были удостоены большого звания Героя СССР. Безрадосно, что боевая карьера обоих выяснилось весьма недолгой. Капитан Антоненко погиб 26 июля на полуострове Ханко, а лейтенант Бринько — 14 сентября под Ленинградом.

В связи с недостаточным числом самолётов-разведчиков (всего 3 МБР-2) и их низкой боевой устойчивостью, руководству базы было нужно возложить задачи разведки на истребители И-153 и И-16. Так, 2 июля истребителями был обнаружен финский отряд кораблей ВМФ, во главе с броненосцем береговой обороны. А вот самолёты МБР-2 взяли на себя функцию ночных бомбардировщиков. Ночью 4 июля, в следствии их удара, был потоплен транспорт соперника (по донесениям экипажей).

Днём 5 июля удар по тем же целям нанесли 14 СБ 73-го БАП ВВС БФ.

В связи с тем, что сухопутный аэропорт базы всегда находился под бомбардировками авиации и обстрелом артиллерии соперника, его эксплуатация была предельно затруднена. Аэродромной команде нужно было всегда засыпать снова появляющиеся воронки перед посадкой самолётов, поскольку попадание в них истребителей угрожало смертью лётчику и самолёту (как раз от попадания в воронку самолёта погиб ГСС капитан А.К.Антоненко).

Отсутствие наземных укрытий приводило к громадным утратам в авиатехнике. Так, лишь 6 июля был стёрт с лица земли истребитель И-153, а ещё 3 самолёта того же типа взяли повреждения. Инженерная работа базы внесла предложение выстроить вторую посадочную полосу перпендикулярно основной — с севера на юг. За маленький срок полосу длиной в 1 км очистили от леса и огромных валунов, выровняли, и 9 июля её испытал на И-153 начальник 4-й АЭ капитан Л.Г.Белоусов.

Но при посадке самолёт попал в незамеченную и не зарытую воронку, скапотировал и разбился. Лётчик взял ушибы.

Самолёты авиагруппы учавствовали в действиях армий базы по захвату близлежащих финских островов. 10 июля самолёты МБР-2 поставили дымовую завесу и нанесли бомбовый удар по финским позициям, для обеспечения высадки тактического десанта гарнизона базы на острове Хорсен. С воздуха силы десанта закрывали истребители базы.

С 13 июля на аэропорте начали строить блиндажи для личного состава и КП авиагруппы.

19 июля на аэр. Ханко прилетели 2 самолёта СБ из состава 73-й БАП ВВС Балтфлота. В последующие дни они сделали пара боевых вылетов на бомбардировку финских судов, позиций и объектов. Сделав задачи, бомбардировщики возвратились в район Таллина. Такие вылеты были регулярными, впредь до оставления отечественными армиями Таллина 28 августа. Со своей стороны, истребители авиагруппы с аэр.

Ханко вылетали в район эстонского побережья Финского залива, на разведку, со штурмовкой колонн соперника в районе Палдиски, м. Шпитгамм и Хаапсалу, а позднее — и на поддержку обороняющихся войск СССР на Моонзундском архипелаге.

Защита военно-морской базы Ханко (29.06 — 02.12.1941 г.)

Последней трети июля истребители авиагруппы много раз вылетали на штурмовку сухопутного и гидроаэродромов финнов в Турку.

В последних числах Июля истребители авиагруппы стали применяться для корректировки огня артиллерии. Так как на их борту отсутствовали радиостанции, то лётчикам приходилось по окончании падения снарядов тяжёлой артиллерии садиться и докладывать место падения, по окончании чего взлетать снова и вести наблюдение за следующими залпами.

В эти же дни вражеской артиллерией в бухте был разбит самолёт МБР-2. Навигатор экипажа погиб, а лётчик Моторин с множественными ранениями был спасён пассажиром — помощником главы особенного отдела флота Л.К.Щербаковым.

В первую очередь августа на самолёты авиагруппы легла ещё одна задача: закрывать транспорты на подходах к базе, поскольку соперник начал предпринимать попытки блокировать Ханко с моря. 8 августа, при отражении набега финских катеров на транспорты №24 и «Хильда», зенитным огнём был подбит истребитель, совершивший вынужденную посадку на болото. Самолёт был восстановлен, пилот — невредим.

На сухопутном аэропорте приступили к постройке подземных укрытий для самолётов, поскольку участились случаи повреждения самолётов от артогня соперника на стоянках.

По состоянию на 2 сентября, авиагруппа на аэропорте Ханко насчитывала 9 истребителей И-153 и И-16, и 2 МБР-2.

8 сентября было завершено строительство девяти подземных ангаров с рулежными дорожками для въезда, взлёта и выезда истребителей — без маневрирования на лётном поле. Это разрешало им взлетать независимо от состояния лётного поля. Неприятность сохранения самолётов на земле была решена, что в последующем сыграло роль и для обороны Моонзундских островов.

Сухопутный и морской аэропорты на Ханко стали промежуточными посадочными площадками, при перелётах гидросамолётов и истребителей из Кронштадта на о. Саарема.

23 сентября, по приказанию руководства флотом, из состава авиагруппы 3 истребителя И-16, под руководством ст. лейтенанта Г.Д.Цоколаева, перелетели на остров Эзель, где разместились на импровизированном аэропорте на полуострове Сырве (Сворбе).

25 сентября в воздушном бою с четырьмя самолетами Bf-109 был подбит один И-16, что совершил вынужденную посадку. Самолёт был потерян, пилот сохранился.

1 октября на аэр. Сырве с аэр. Ханко было отправлено ещё 6 самолётов И-16.

Всего в том месте начало базироваться 8 истребителей И-16.

3 октября, в то время, когда стало ясно, что позиции на о. Эзель не удастся удержать, 8 сохранившихся истребителей с аэропорта Сырве попытались перелететь на аэропорт Ханко. Из них аэропорта назначения достиг один самолёт, ещё трое лётчиков сели на аэропорт Кейна на о. Даго. Будущее остальных четырёх осталась малоизвестной.

Считается, что они были сбиты в воздушных битвах.

11-12 октября самолёты с полуострова Ханко оказывали содействие обороняющимся советским армиям на острове Даго в отражении высадки германских армий.

К 22 октября защита Моонзундского архипелага завершилась частичной эвакуацией отечественных армий. Сохранившийся руководящий состав БОБРа и Северного укреплённого сектора переправился на полуостров Ханко либо в Ленинград. Истребители авиагруппы закрывали суда с личным составом на переходе морем.

29 октября, незадолго до замерзания гидроаэродрома, последний сохранившийся самолёт МБР-2 из состава 81-й ОМРАЭ перебазировался с Ханко под Ленинград. С этого времени вся авиация ВМБ была представлена 8 истребителями И-153 и несколькими И-16 13-го ИАП.

1 ноября в воздушном бою с финскими истребителями был подбит И-16, пилотируемый И.Л.Твороговым. Раненый лётчик попытался посадить самолёт. Наряду с этим истребитель был разбит, но Творогов сохранился.

За период с 22 июня по 1 ноября 1941 г. лётчики ВМБ Ханко стёрли с лица земли в небе и на земле 51 самолёт соперника, а также: 3 Ju-88, один Ju-86, 12 «Фоккер» D-21, один Хейнкель Не-60, 4 «Бристоль Бульдог», 30 Bf-109, один «Фиат» G-51. Наряду с этим, не утратив ни одного собственного самолёта1.

К 5 ноября число самолётов соперника, сбитых лётчиками авиагруппы, увеличилось до 54 единиц.

2 декабря 1941 г. сделав задачи ПВО судов и кораблей БФ, на каковые производилась техники и погрузка войск, подлежащих эвакуации, заключительные 8 истребителей И-153 13-го ИАП перелетели с аэр. Ханко в Кронштадт. Наземный состав убыл в Кронштадт на судах.

До аэропорта Бычье Поле долетело 7 самолётов, а один был разбит при вынужденной посадке на торосистый лёд.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована. На этом завершилась полуторагодовая история её авиации.

На вооружении авиационной группировки военно-морской базы Ханко состояли: И-15бис, И-153, И-16, МБР-2, У-2.

Авиацией ВМБ Ханко руководили: Герой Советского Союза И.Г.Романенко (май 1940 г. — май 1941 г.), А.В.Ильин (май-декабрь 1941 г.).

Источники:

  1. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Примечания:

  1. В воздухе над полуостровом Ханко не погиб ни один лётчик авиагруппы, но на земле, от обстрелов вражеской артиллерии, в трагедиях и в битвах за Моонзундские острова, было утрачено пара лётчиков и самолётов. [?]

Крылья России. 16. Морская авиация. На службе флота.avi

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: