Авиация в конфликте в либерии

      Комментарии к записи Авиация в конфликте в либерии отключены

Либерия как государство показалась на карте мира в первой половине 20-ых годов XIX века при яркой помощи США и виделась ее создателями как новая отчизна для сотен тысяч бывших чернокожих рабов. Во второй половине 40-ых годов XIX века было провозглашено о создании Республики Либерия с столицей в Монровии. Понятное дело, что новая страна во всем шло на предлогу у Вашингтона.

Все шло нормально, пока у власти пребывали уроженцы Америки.

Авиация в конфликте в либерии
На протяжении военных действий для перевозок правительственные армии обширно завлекали
самолеты компании «Air Liberia»

Но все кардинально изменилось в первой половине 80-ых годов двадцатого века, в то время, когда в следствии армейского переворота к власти пришел вождь одного из бессчётных местных племен – кранх – Самуэль Доэ. Понятное дело, что остальные два больших племени – гиао и мано – были на задворках истории. Их фаворитов эта обстановка очевидно не устраивала и один за одним начали появляться заговоры, довольно часто перераставшие в армейские перевороты. Самой кровавой была попытка армейского переворота бывшего генерала Томаса Овивонкпа.

Армейские жестоко подавили мятеж, убив тысячи гражданских.

Во второй половине 80-ых годов XX века Чарльз Тейлор (наполовину американец – наполовину либериец) организовал Национальный Патриотический Фронт Освобождения Либерии (НПФОЛ). Базу боевого крыла составили 150 человек, прошедших подготовку в Ливии и Буркина Фасо. Оружие поставлял полковник Каддафи.

Опирался Фронт на племя нимбо, и скоро борьба купила массовый и непримиримый темперамент.

В ответ либерийская армия начала террор против этого племени. Это стало причиной трагедии: как минимум 160 тысяч бежало в Кот-д’Ивуар и еще 135 тысяч стали внутренними эмигрантами.

Либерийские вооруженные силы обзавелись маленьким авиационным компонентом во второй половине 70-ых годов двадцатого века в виде эскадрильи воздушной разведки. На вооружение поступили два С-47, и пара «Цессн» разных моделей – 337, 185, 172 и 207. Из-за откровенной слабости экономики пополнение парка шло весьма медлительно – так, лишь в 1986 удалось приобрести две Цессны «Караван» (но одна машина разбилась в январе 1987).

Так, в начале гражданской войны на вооружении пребывало 2 DHC-4 «Карибу», 2 С-47, 4 «Арава», одна Цессна «Караван», 4 «Цессна» 337G, одна «Цессна» 185 и 3 «Цессна» 172. Базировалось все это «великолепие» в столичном аэропорту Монровии.

Понятное дело, что столь маленькие силы употреблялись только для связи и транспортных перевозок. Потому В первую очередь войны их стали спешным образом переоборудовать для исполнения бомбардировочных функций.

Восстание удачно развивалось, и в мае 1990 года партизаны захватили атлантический порт Бучанан, поделив страну на две неравные части. Захватив порт, Тейлор взял и доступ к тяжелому оружию: из Ливии достаточно скоро поступили артиллерийские совокупности, БТР-60, броневики «Каскавел», РСЗО БМ-21 «Град», и крупнокалиберные пулеметы калибра 12,7 и 14,5 мм.

Взяв такое солидное подкрепление, партизаны развернули наступление на Монровию, по дороге устраивая геноцид представителей вторых племен. К середине июня Тейлор был в 30 милях от заветной грезы. В столице начались погромы, и жизнь нескольких тысяч европейцев (в первую очередь индийцев и американцев) появилась в настоящей опасности.

Потому в июле 1990 года американские вооруженные силы совершили операцию «Sharp Eagle» по эвакуации 800 американцев. К берегам Либерии подошло соединение авианосцев, на борту которого пребывало 2300 морских пехотинцев. 300 морпехов вертолетами перебросили в американское консульство в Монровии. Эвакуация 1500 европейцев вертолетами СН-53 и СН-46 во Фритаун в соседней Сьерра-Леоне прошла без неприятностей.

Высказали собственный французы и беспокойство, безотлагательно перебросив к границам страны дополнительные силы.

Но главным действующим лицом стала Экономическая Организация государств Западной Африки (более известная как ЭКОВАС). Представители Нигерии, Ганы, Гвинеи, Того, Сьерра-Гамбии и Леоне обратились к противоборствующим сторонам с требованием о перемирии.

Тем временем положение в столице кардинальным образом изменилось. По окончании захвата Монровии один из генералов – некто Джонсон – начал оспаривать фаворита Тейлора. Дошло до того, что он организовал Свободный Национальный Патриотический Фронт Освобождения Либерии (ННПФОЛ). Имея в собственном распоряжении 1000 бойцов, Джонсон занял бывшую военную базу Колдуэлл. Действующий президент Доу осуществлял контроль лишь северные районы города.

А аэропорт Роберсфильд совместно со всей авиатехникой был в руках повстанцев.

Захват аэропорта сходу сказался на поставках вооружения из Ливии и Буркина Фасо. На этом этапе Тейлор организовал и личные ВВС, причем на нескольких вертолётах и самолётах летали белые наемники. Правительственные армии осуществляли контроль лишь маленький аэропорт Джеймс Сприггс Пейн.

Как раз ко мне 13 августа приземлился «Геркулес» испанских ВВС, вывезший последних 80 европейцев.

ЭКОВАС потребовало от Тейлора заключить временное перемирие и разрешить войти в страну зарубежные армии. Но он ответил отказом.

И не обращая внимания на это в первых числах Сентября 1990 года в Либерию начали прибывать первые из 7 тысяч бойцов Сил стабилизации, штаб-квартира которых пребывала в Сьерра-Леоне. Стоит заявить, что миротворцы с воздуха поддерживались шестью «Альфа Джетами» ВВС Нигерии и парой ганских МВ-339. Ну и, понятное дело, вертолётами и транспортными самолётами.

«Альфа Джет» ВВС Нигерии в Либерии, 1990 г.

24 октября 1990 года миротворцам было нужно в первый раз применить собственный ударный компонент на деле: пара МВ-339 нападала позиции повстанцев около Монровии. На следующий сутки «Альфа Джеты» обработали аэропорт Роберсфильд. А ближе к концу дня целью для них стала колонна военной техники, выдвигавшаяся из Бучанана.

Партизаны пробовали отстреливаться и два штурмовика взяли маленькие повреждения, но летчики смогли благополучно совершить посадку в Фритауне.

За следующий месяц миротворцы при помощи авиации и трех нигерийских корветов продвигались к столице, встречая упорное сопротивление бойцов НПФОЛ. Не оставалась без работы и авиация миротворцев, иногда нанося удары как по повстанцам, так и по порту Бучанан. Достигли они и определенных удач: так, 14 ноября пять «Альфа Джетов» смогли потопить в гавани этого порта судно с грузом оружия для Тейлора.

К началу ноября миротворцы смогли захватить столицу, но Тейлор при помощи «добровольцев» из Буркина Фасо осуществлял контроль другую территорию. Авиация миротворцев начала базироваться на Джеймс Сприггс Пейн, поскольку столичный аэропорт сильно пострадал на протяжении ожесточенных боев за столицу. В том направлении систематично приземлялись «Геркулесы» нигерийских ВВС, перебрасывая подкрепления и эвакуируя раненых.

28 ноября было подписано очередное мирное соглашение. Воспользовавшись этим шансом, бойцы Джонсона захватили президента Доу и казнили его. Причем пленку прокрутили фактически все западные каналы.

Начался новый виток борьбы за власть.

В октябре 1991 года было подписано очередное мирное соглашение. К тому времени стал новый президент Амос Савьер, что опирался на зарубежные армии. Казалось, жизнь налаживается.

Но это было лишь начало.

В октябре 1992 года НПФОЛ и ННПФОЛ смогли договориться между собой, и неожиданным ударом партизаны атаковали Монровию. Миротворцы отчаянно защищались, разрешив войти в движение флот и авиацию. Кадровые офицеры смогли переломить обстановку, и в начале 1993 года наступление захлебнулось.

В июле 1993 года было заключено очередное мирное соглашение, которое, но, продолжительно не просуществовало.

Впереди еще были годы войны, которая не закончилась до сих пор…

Потери российской авиации — Су-25СМ 368-й штурмового авиаполка 09.08.2008

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: