На завершающем этапе третьего периода войны авиация Северного флота активно учавствовала в разгроме германских армий в Заполярье и освобождении от оккупации Печенгской области (октябрь—ноябрь 1944 г.).
В связи со сложившейся обстановкой на приморском направлении Северный флот с группой сухопутных армий Северного оборонительного района в составе двух бригад морской пехоты с приданными частями усиления, при помощи н прикрытии кораблями и авиацией флота, действуя в один момент с морским десантом, имел задачу прорвать западный участок обороны соперника на перешейке Средний, обойти левый фланг обороны соперника и, выйдя на дорогу Титовка—Петсамо, прочно удерживая ее, лишить возможности отхода соперника на Петсамо.
Директивой командующего флотом перед авиацией Северного флота ставились следующие задачи:
- прикрыть сосредоточение и перегруппировку армий Северного флота в исходных районах;
- прикрыть посадку, переход и высадку войск и морского десанта на поле боя;
- помогать отечественным армиям на поле боя, подавляя артиллерийские и отдельные группировки и миномётные батареи соперника;
- не допускать отхода западно-лицкой группировки соперника по сухопутным дорогам и морем;
- систематически нарушать управление армиями соперника методом ударов по узлам и штабам связи.
pДля обеспечения действий собственных армий авиация флота имела 366 истребителей, 112 штурмовиков, 34 бомбардировщика, 55 торпедоносцев, 88 разведчиков, 20 транспортных и 75 самолетов связи и учебных. Из этого числа 10 Ил-2, 10 «Киттихаук» и 10 Як-1 выделялись в оперативную группу с перебазированием ее на аэропорт Пуманки (полуостров Средний). В будущем эта группировка увеличилась больше чем вдвое.
К началу операции авиация флота имела безотносительное превосходство над авиацией соперника. В 1944 г. она деятельно действовала на морских сообщениях соперника, решая во взаимодействии с другими силами флота задачи нарушения морских перевозок, срывая вывоз войск и снабжение противника им в Германию стратегических материалов.
На протяжении Петсамо-Киркинесской операции наровне с обеспечением поддержки войск и десантов флота в наступлении авиация еще больше усилила действия на коммуникациях, срывая эвакуацию германских армий морем. Для обеспечения собственных коммуникаций с воздуха германское руководство было вынуждено полностью отказаться от привлечения собственной авиации к исполнению вторых задач. Все ее главные силы были брошены на оборону и прикрытие конвоев и портов.
Усиление прикрытия не остановило советских летчиков. По вражеским конвоям они наносили массированные комбинированные удары разнородными силами авиации. По окончании массированного удара при необходимости окончательного разгрома конвоя авиация делала повторные удары.
Обычным примером действий авиации по конвоям есть последовательный двойной удар авиации Северного флота по конвою, найденному воздушной разведкой 16 октября 1944 г. Конвой в составе трех транспортов, двух самоходных барж, 10 судов (а также двух миноносцев) и 13 катеров шел под прикрытием группы истребителей Me-109.
В 14 ч. 30 мин. был выполнен удар двумя группами штурмовиков и одной группой торпедоносцев. В следствии первой атаки штурмовиков был потоплен корабль и поврежден тральщик. Вторая несколько штурмовиков потопила миноносец, катер и сторожевой корабль. Торпедоносцы, следуя за штурмовиками, потопили сторожевой корабль и транспорт.
К вечеру при подходе конвоя к мысу Кибернес был нанесен повторный удар, из-за которого затонули еще два транспорта, два сторожевых корабля и тральщик, поврежденный в первом ударе. Так были стёрты с лица земли все три транспорта и восемь судов охранения. В воздушных битвах отечественные истребители сбили четыре самолета соперника.
На протяжении удара по конвою погиб начальник 9-го минно-торпедного авиаполка полковник Б. П. Сыромятников со своим экипажем. На протяжении последней атаки его самолет был подожжен корабельным зенитным боеприпасом. Загорелся левый мотор, после этого правый и крыло. Следовавшей за ним группе казалось, что на неприятеля летит пылающий факел.
Навигатор самолета майор А. М. Скнарев наводил горящую машину на цель, ведомые слышали его четкие команды летчику. Подойдя к цели на расстояние 500 м, экипаж торпедоносца скинул торпеду и взорвал вражеский транспорт. Б. П. Сыромятникову, А. М. Скнарёву и воздушному стрелку старшему сержанту Г. С. Асееву посмертно было присвоено звание Героя СССР.
В третьем периоде войны, как и раньше, на Северном флоте громадное значение имела защита собственных сообщений. Авиация флота повседневно делала задачи обеспечения внутренних армейских и экономических перевозок, и проводки союзных конвоев. В 1944 г. их было девять, а в 1945 г. — пять. При защите морских сообщений большая роль отводилась применению авиации флота в ответе задачи противолодочной обороны морских коммуникаций.
Авиация Северного флота вместе с судами противолодочной обороны делала задачу уничтожения и разведывательного поиска подводных лодок соперника. Самый обширно авиация Северного флота использовалась в противолодочной обороне в третьем периоде войны, в то время, когда соперник ввел в Баренцево море много подводных лодок.
В последние месяцы войны у побережья Северной Норвегии и Кольского полуострова действовали 37 подводных лодок соперника. Подводная угроза потребовала самого широкого привлечения авиации к активным действиям в противолодочной обороне. Самолеты несли противолодочное патрулирование над назначенными районами моря, и включались в состав сил противолодочной обороны конвоев.
На них возлагались задачи поиска подводных лодок, наведения и атаки на найденные подводные лодки собственных судов противолодочной обороны. Поиск подводных лодок вели гидросамолеты. Торпедоносцы, штурмовики и бомбардировщики при необходимости либо по вызову вылетали в районы обнаружения либо предполагаемого нахождения подводных лодок для бомбометания.
Противолодочная защита конвоев выполнялась парами либо одиночными самолетами МБР-2.
Петсамо-Киркенесская операция (Реконструкция 1944г)
Увлекательные записи:
- Русская авиация накануне первой мировой войны
- Последний вылет дважды героя советского союза григория кравченко
- Авиация в битве за францию. начало блицкрига лютваффе
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении
Утром 24 июня 1941 г. соперник порта бомбардировки и начал города Мурманск, основной базы флота Полярное, Териберки и других пунктов. Истребительная…
-
Боевые действия авиации северного флота на морских коммуникациях
Второй период ВОВ (ноябрь 1942—декабрь 1943 гг.) для авиации Северного флота характеризовался устойчивым неспециализированным количественным и…
-
Северная авиация ВМФ РФ складывается из противолодочных самолетов Ту-142 и Ил-38, палубных истребителей Су-33, вертолетов Ка-27, и транспортных самолетов…
-
Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную…
-
Транспортирование войск специальной транспортной авиацией
Транспортирование армий осуществляется или особой транспортной авиацией, или тяжелой бомбардировочной авиацией при необходимости стремительной переброски…
-
В боях за освобождение прибалтики
Освобождение советской Прибалтики от фашистских захватчиков было одним из этапов осуществления грандиозного стратегического замысла по разгрому…