Авиация против исламистов: первый опыт

      Комментарии к записи Авиация против исламистов: первый опыт отключены

С окончанием Первой Мировой над показавшимися в её ходе в Англии Королевскими ВВС (КВВС) всерьёз нависла угроза ликвидации. Начальнику штаба КВВС маршалу авиации Хью Тренчарду было нужно вступить в тяжёлую бюрократическую войну за сохранение нового рода армий. Но будущее английской авиации должна была определиться не в кабинетах государственныхы служащих, а на востоке Африки, где ей предстояло усмирить тамошних повстанцев.

В отыскивании хорошей задачи

В собственных бессчётных докладных записках управлению Хью Тренчард обосновывал, что КВВС могут сами решать самые непростые армейские задачи. Особенно удачно, согласно точки зрения Тренчарда, КВВС имели возможность функционировать в бессчётных колониальных владениях Англии, где авиация имела возможность опираться на шокирующее действие, которое создавали на туземцев «металлические птицы» белых людей:

«Моральный эффект от действий самолётов заметно превышает тот материальный ущерб, что они смогут нанести».

Авиация против исламистов: первый опыт
Начальник штаба КВВС Хью Тренчард обходит строй подчинённых, 1924 год

Одним из основных доводов Тренчарда был экономический. Маршал обосновывал, что действия КВВС смогут быть в десятки раз дешевле классических общевойсковых операций. Этот довод звучал весьма актуально для тогдашней Англии, чья казна была опустошена недавней всемирный войной.

Дабы доказать на практике собственные теоретические выкладки (и сохранить КВВС), «отцу английской военной авиации» нужно было безотлагательно отыскать подходящую колониальную войну.

В мае 1919 года Тренчарда позвал к себе его старый знакомый (ещё со времён англо-бурской войны), министр колоний и всесильный «серый кардинал» тогдашней английской политики лорд Алфред Милнер. Беседу он начал с вопроса, что сэру Тренчарду известно про Сомалиленд.

Свирепый его дервиши и Мулла

Северную часть современного Сомали занимал тогда Английский Сомалиленд. Протекторат был образован в первой половине 80-ых годов XIX века на пути от Суэца в Английскую Индию, администрации которой и подчинялся. Сейчас на данной территории расположено самопровозглашённое государство Сомалиленд.

В первую очередь ХХ века внутренние районы Сомалиленда осуществлял контроль исламистский фаворит Мохаммед Абдулла Хасан, прозванный английской прессой «Свирепым муллой». Играясь на британско-итальянских колониальных несоответствиях (итальянцы обладали южной частью нынешнего Сомали), он создал практически свободное «государство дервишей».

Английский Сомалиленд

Четыре английские армейские экспедиции против «Неистового муллы», организованные в первые полтора десятилетия ХХ века, не дали результатов. В годы Первой Мировой Хасан предсказуемо поддержал Турцию, возглавляемую халифом всех правоверных. В следствии к 1918 году под английским контролем оставались лишь пара портов на побережье Сомалиленда.

Направленная в последних месяцах 1918 в столицу протектората Берберу миссия имперского генштаба во главе с генералом Реджинальдом Хоскинсом пришла к выводу, что для усмирения «Неистового муллы» потребуется год времени, минимум две дивизии, и строительство железной дороги.

«С учётом отечественных нынешних денежных затруднений цена экспедиции, которая, если судить по прошлому опыту, может продолжаться многие месяцы и обойтись в пара миллионов, представляется непомерной»,

– заключил министр колоний. И постарался отыскать второй метод решения проблемы.

Подготовка операции

Тренчард заверил Милнера, что КВВС способны решить данную задачу самостоятельно, значительно стремительнее и дешевле. Деятельно поддержали главу КВВС министр обороны Уинстон Черчилль, ставший в годы войны громадным поклонником авиации, и помощник министра колоний Лео Эмери.

Иначе, и губернатор Сомалиленда Джеффри Арчер высказывал мысли о том, что появление в небе боевых самолётов может нанести фатальный психотерапевтический удар по «стране дервишей».

Решение о проведении операции КВВС в Сомалиленде было принято 13 августа 1919 года на заседании у лорда Милнера. Тренчард утверждал, что «умиротворение» Сомалиленда обойдётся в 66 тысяч фунтов и займет полгода.

Помощник министра колоний Лео Эмери – один из основных энтузиастов применения КВВС в колониальных делах

Глава имперского генштаба Генри Вилсон дал согласие разрешить операцию лишь по окончании того, как Эмери и Тренчард заверили его, что «ни при каких мыслимых событиях» не попросят подкреплений со стороны наземных сил. Эмери в запале объявил, что для операции не нужен кроме того уже размещённый в Сомалиленде полубатальон индийской пехоты.

8 октября 1919 года операция КВВС в Сомалиленде была одобрена премьером Англии Ллойд Джорджем.

Подразделение Зулу

С целью проведения операции из состава английских сил в Египте было организовано «Подразделение Зулу». Оно включало 12 бипланов Airco de Havilland DH.9A, 10 грузовиков «Форд», 2 лёгких грузовика «Кроссли», 6 автомобилей , 2 мотоцикла, 36 офицеров, 158 рядовых и унтер-офицеров. Руководил подразделением групп-капитан Роберт Гордон, позднее ставший первым начальником КВВС в Трансиордании.

Начальником штаба был назначен винг-коммандер Фридрик Боухил, один из начальников КВВС во время второй мировой.

12 декабря 1919 года групп-капитан Гордон с офицерами штаба прибыл в Берберу, где встретился с губернатором Арчером.

21 декабря гидроавиатранспорт «Арк Ройял» покинул Александрию, а 30 декабря — прибыл в Берберу. Самолёты в Сомалиленд были доставлены в разобранном виде, и с их сборкой было нужно помучиться, потому, что, как выяснилось, они были «неосторожно упакованы».

«Де Хэвиленд» 9А над Ближним Востоком

8 января 1920 года три первые собранные автомобили начали тестовые полёты в окрестностях Берберы.

Тем временем подразделения Верблюжьего корпуса (собранной из местных жителей верблюжьей кавалерии) продвигались вглубь страны и к 17 января подготовили передовой аэропорт в Эйль-Дур-Элан. 19 января на него перелетели первые 7 самолётов.

Первый удар

Костяком «страны дервишей» была сеть из настоящих гранитных крепостей – Медиши, Джидали, Белетвен, Галади и самой большой Тале, «столицы» Хасана. Последняя имела 13 башен со стенками высотой до 12 и толщиной до 4,5 метров в основании. На стенах крепостей находились пускай и старенькие, но орудия.

Чтобы выдерживать долгую осаду, в крепостях имелись забитые до отказа амбары, арсеналы, пороховые погреба, загоны и колодцы для скота.

Крепость Тале, вид сверху

Английская операция началась 21 января 1920 года. В соответствии с замыслу, самолёты наносили удар по Медиши (где, согласно данным разведки, был сам «Свирепый мулла») и Джидали. Три роты Верблюжьего корпуса вместе с полутора ротами 101-го гренадёрского полка Индийской армии наступали на Джидали, перерезая пути отхода «дервишей» на юг, в сторону Итальянского Сомали.

А продвигавшиеся от побережья две роты Королевских африканских стрелков перекрывали вероятные дороги отступления на восток.

Английские самолёты на полевом аэропорте Эйль-Дур-Элан

21 января на задание вылетели 6 автомобилей, одна из которых вынуждена была возвратиться из-за неисправности двигателя. Из-за плохого знания и облачности местности четыре самолёта не смогли отыскать Медиши, но отбомбились по Джидали. И только один из самолётов, неся на себе пулемёты, бомбы и все надежды сэра Тренчарда, смог найти Медиши.

К тому времени по пустыне уже вовсю ходили слухи о необычных «металлических птицах», ищущих Хасана. Кое-кто из «дервишей» утверждал, что это сам Аллах отправил собственные колесницы, дабы забрать собственного верного и возлюбленного сейида в эдем. В итоге, но, сошлись на более приземлённой версии, гласившей, что «птиц» отправил стамбульский халиф, захотевший известить собственного верного вассала о победе над неверными в Великой войне.

Чтобы достойно встретить посланцев султана, Хасан надел лучшие одежды и вместе с группой ближайших советников и родственников ожидал их прибытия под громадным белым шатром рядом с крепостью. Первая же скинутая с самолёта 20-фунтовая бомба попала в прекрасно заметный с воздуха шатёр. Дядя, сестра муллы и ещё 2 человека погибли, а на самом Хасане обгорела одежда.

Только благодаря чуду двадцатилетняя война не закончилась в первоначальный же сутки воздушной операции.

Бомбардировка Джидали

В следующие три дня самолёты продолжали налёты на Медиши и Джидали. Они разбомбили все упрочнения, а большинство повстанцев была деморализована и рассеяна. Самолёты пулемётным огнём с воздуха разгоняли и громадные стада скота, подрывая «экономический базис» соперника.

После этого начали продвигаться наземные силы. 27 января подразделения Верблюжьего корпуса под руководством полковника Гастингса Лайонела Исмея (в 50-е годы – министр по делам Содружества и генсек НАТО) подошли к Джидали и нашли в том месте «одного мелкого мальчика и полоумную даму с ним». Крепость Медиши кроме этого была покинута.

Партизаны во главе с самим Хасаном быстро бежали на юг, в собственную «столицу» Тале.

В погоне за муллой

«Свирепый мулла», обойдя разъезды Верблюжего корпуса, смог добраться до Тале. Первые же разведывательные полёты с воздуха установили, что крепость укреплена значительно лучше, чем предполагалось. В ней имелись продовольствия и большие запасы боеприпасов.

4 февраля три самолёта нанесли первый удар по Тале. Зажигательными бомбами удалось поджечь древесные хижины в и привести к большому пожару.

Бомбардировка Тале

Предполагая, что Хасан собирается организовать важное сопротивление, англичане стали готовить новый аэропорт в Эль-Афвейне, ближе к Тале. На него перебрасывались горючее и боеприпасы из Эйль-Дур-Элана. Начало второй фазы операции было запланировано на 13 февраля.

Но ещё до данной даты стали поступать сообщения, свидетельствовавшие, что «моральный эффект» от применения авиации, на что и рассчитывали авторы операции, сработал. Десятки «дервишей», среди них и два сына самого муллы, перебежали к англичанам.

9 февраля полковник Исмей с несколькими сотнями верблюжьих кавалеристов совершил переход к Тале. Появление англичан позвало в том месте панику. Были захвачены две тысячи верблюдов и практически тысяча ружей.

В руки англичан попал и бессчётный гарем Хасана.

Сомалилендская верблюжья кавалерия

Сам «Неистовый мулла» с несколькими десятками солдат чуть успел сбежать. Он сумел уйти от преследования утомившихся кавалеристов Исмея на территорию эфиопского Огадена. В том месте он и погиб от испанки в ноябре 1920 года, покинутый всеми соратниками.

Итоги операции

С восстанием в Сомалиленде было покончено всего за 20 дней и всего за 150 тысяч фунтов, из которых траты на фактически воздушную часть операции составили 77 тысяч. Кроме бомбардировки упрочнений, самолёты на протяжении операции широко применялись для разведки, снабжения и связи подразделений Верблюжьего корпуса, и для эвакуации раненых.

Эвакуация раненых

В Британии, где «Неистовый мулла» два десятилетия не сходил со страниц газет, операция, которую Эмери назвал «самой недорогой войной в истории», произвела сильнейшее впечатление на общественность. Вопрос о сохранении самостоятельности Королевских ВВС отпал. Они блестяще показали умение делать собственную основную задачу, которая была в том, чтобы, как выразился Черчилль, «быть полицией Англии».

Кроме всего другого, операция в Сомалиленде стала причиной рождению теории «имперского воздушного контроля». Сводилась эта концепция к осуществлению контроля над широкими и слабозаселёнными территориями Англии силами в основном авиации при минимальной наземной помощи со стороны собранных из местных обитателей частей с английскими офицерами.

В следующие два десятилетия эта теория деятельно претворялась в судьбу в Ираке, Южной Аравии, Палестине, Кении и на северо-западной границе Английской Индии.

Литература:

  • Roy Irons. Churchill and the Mad Mullah of Somaliland: Betrayal and Redemption 1899–1921 – Pen & Sword Military, 2013
  • Nick van der Bijl. British Military Operations in Aden and Radfan: 100 Years of British Colonial Rule – Pen & Sword Military, 2014
  • David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 1919–1939 – Manchester University Press, 1990
  • Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 1919–1939 – Centre for Air Power Studies, 2011

Сирия бой ПВО ИГИЛ против Авиации России ISIS vs Russia 10.11.2015

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: