Атомолёт: козырная карта холодной войны

      Комментарии к записи Атомолёт: козырная карта холодной войны отключены

В послевоенное время СССР и США в один момент начали разработку сверхсекретного проекта – самолёта на ядерном двигателе. Новый атомолёт имел возможность бы месяцами пребывать в воздухе без дозаправки. Начинённый ядерными бомбами, он становился совершенной машиной для убийства при всемирный ядерной войны.

Борьба за расстояние

В послевоенное время мир захлестнула настоящая «атомомания». Ядерной энергии обнаружили новые применения и всё новые. Со дня на сутки ожидали появления недорогого электричества, машин, прочего вида и поездов транспорта на ядерной тяге.

Существовал кроме того сумасшедший проект ударить ядерными бомбами по полюсным ледовым шапкам, дабы сделать климат планеты теплее.

Военная индустрия также взваливала громадные надежды на атом. Изобретение ядерной бомбы в корне поменяло всю стратегию войны. Отныне возможно было добиться победы, нанеся пара точечных ударов по промышленным центрам соперника.

Оставалось дело за малым – добраться до них. Все серьёзные стратегические объекты расположены на большом растоянии от границы в прекрасно защищённом тылу, куда без дозаправки не имел возможности долететь ни один бомбардировщик. И СССР, и США очень нуждались в новом типе самолёта, талантливом преодолевать за раз десятки тысяч километров. Для осуществления этих задач был нужен совсем новый тип двигателя.

И тут на помощь армейским снова пришёл атом.

Атомолёт: козырная карта холодной войны
Прямоточный двигатель

Ядерный двигатель по принципу действия существенно проще реактивного. При последнего авиационное горючее сжигается за счёт кислорода, что приводит к быстрому нагреванию воздуха. Таковой нагретый воздушное пространство расширяется, и появляется сила, толкающая самолёт вперёд. Реактивный двигатель оказывает помощь достигать огромной скорости, но он потребляет и много горючего, которое самолёт просто не в состоянии перевозить.

Это или значительно ограничивает дальность полёта, или делает машину тихоходной, соответственно, лёгкой мишенью для соперника. Но ядерному двигателю не необходимы тонны горючего. Процесс сгорания кислорода заменяет тепло, приобретаемое от реактора.

Несложнее говоря, для полёта атомолёту нужен только воздушное пространство да трудящийся реактор. Он может пребывать в воздухе любое время – месяцы, годы, не теряя наряду с этим скорости. Это не только разрешило бы атаковать дальние цели соперника, но и давало возможность всегда патрулировать воздушные границы и давать предупреждение неожиданные атаки.

Миру стало очевидным – страна, которая первой выстроит атомолёт, победит в холодной войне.

Безопасность vs вес

Convair B-36

За базу для атомолёта были забраны самолёты с высокой грузоподъёмностью, рассчитанные на дальнюю авиацию. Американцы выбрали модель самого замечательного межконтинентального бомбардировщика, когда-либо создававшегося в Соединенных Штатах – Convair B-36, либо «Миротворца». Он преодолевал расстояние до 13 тысяч километров.

В СССР за основу взяли бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 и сверхзвуковой стратегический самолёт M-50 . Планировалось, что атомолёт будет иметь дальность полёта не меньше 25 тыс. км при скорости 3000?3200 км/ч и высоте полёта 18?20 км.

Оставалось лишь создать ядерный двигатель. Но, не обращая внимания на несложный принцип работы реактора, техническое ответ выяснилось нежданно сложным. Было создано два других варианта, любой со своим главным недочётом.

самоё простым был так называемый «прямоточный двигатель». Холодный воздушное пространство поступал с одного финиша, проходил через мелкие отверстия в реактора, очень сильно нагревался и создавал толкающую силу на втором финише. Всё бы прекрасно, если бы не радиоактивное загрязнение воздуха при его проходе через реактор.

Другими словами, атомолёт на прямоточном двигателе, каким бы ни была его защита от радиации, оставлял бы сзади себя клубы радиоактивного воздуха. Это подвергало опасности не только экипаж, но и любую местность, которая пролегала на протяжении пути таковой автомобили.

Второй вариант был более экологичным. Предлагалось расположить реактор раздельно от двигателя. Он создавал бы огромное количество энергии, которая передавалась бы двигательной совокупности за счёт тёплых жидких металлов. Так, воздушное пространство не проходил бы конкретно через реактор, и это решило бы неприятности выброса в воздух радиоактивных веществ.

Но для этого было нужно некое вещество, стоящее между реактором и воздухом, которое передавало бы тепло и отфильтровывало загрязнение. Для данной задачи идеально доходил свинец, но он утяжелял реактор так, что его было фактически нереально поднять в атмосферу, не говоря уже о достижении с ним сверхзвуковой скорости.

Ядерный беспилотник

Схематический рисунок М-60

Итак, неприятности безопасности экипажа и вес реактора стали главными для разработчиков атомолётов. Но им нашли ответ. Конструкционное бюро Мясищева, которому было поручено сделать стратегический бомбардировщик с ядерной силовой установкой, подготовил проект M-60, в котором экипаж планировалось разместить в герметичной многослойной (в основном свинцовой) капсуле, составлявшей 25% процентов от веса всего самолёта, другими словами, порядка 60 тысячь киллограм.

Отсутствие визуального обзора планировалось компенсировать оптическим перископом, и телевизионными и радиолокационными экранами.

Действительно, скоро стало ясно, что руководить 250-тонной машиной, оснащённой ядерным реактором, примкнув к окуляру перископа, было очень страшной выдумкой. Исходя из этого команда Мясищева сначала оснастила самолёт автоматической совокупностью вождения, которая снабжала взлёт, комплект высоты, заход на цель, наведение, возвращение и посадку, а позже они и вовсе отказались от наличия экипажа, предложив первый в мире проект ядерного беспилотника.

Но дрон с ядерным реактором через чур опередил собственное время. В армии сочли беспилотник через чур страшной новинкой, уязвимой для соперника. К тому же, таковой бомбардировщик по окончании одного полёта должен был «фонить» ещё несколько месяцев, что делало неосуществимым его техобслуживание.

Чернобыль в небе

Схематический рисунок М-30

Следующий проект Мясищева, атомолёт М-30, предполагалось оснастить надёжным и компактным ядерным двигателем закрытого типа. Но его необходимо было ещё создать. Разработку поручили конструкционному бюро Кузнецова. Основной проблемой был размер реактора.

В отличие от субмарин реакторов и атомных ледоколов, каковые не имеют ограничения по весу и размеру и потому огромны, реактор атомолёта должен был быть минимальным по своим габаритам. По словам участника и эксперта проекта Анатолия Трянова, лишний килограмм двигателя увеличивал вес всего самолёта на три и больше килограмм. Главный конструктор авиапрома СССР Андрей Туполев всегда критиковал разработчиков: «Ваш реактор похож на громадный дом, так знайте же, что дома по воздуху не летают».

Ту-95 ЛАЛ, на фото виден выпуклый фонарь над реактором

В бюро начали настоящую войну каждому грамму лишнего веса реактора. Тому, кто примет решение эту проблему, давали слово финансовую премию. В итоге выход был отыскан.

Ядерный реактор оказался размером с маленький шкаф. Кроме того сам Курчатов, папа ядерной бомбы, при виде реактора не поверил в его подлинность: «Это не может быть реактор, вы показываете мне макет».

Демонтаж реактора из самолёта Ту-95 ЛАЛ

Новинку вывезли на испытательный полигон в Семипалатинск. Но по окончании последовательности опытов стало известно, что кроме того тот вариант реактора, что создатели вычисляли наиболее безопасным, воображает громадную опасность для окружающей среды и атмосферы из-за радиоактивных выбросов. К тому же, самолётам характерно падать. А урана в реакторе атомолёта было не меньше, чем на ЧАЭС.

Сама идея о том, что по небу летает ядерный реактор, что когда-то может упасть, была неприемлемой.

Роковой 60-й

Хрущёв и Терешкова

Что в Америке, что в СССР проекты атомолётов были закрыты по одной и той же причине – внимание армейских переключилось на более приоритетные разработки. В Соединенных Штатах это первенствовали ядерные подлодки, в СССР на ядерной авиации поставили крест ракетчики.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века в Москве прошло очень серьёзное заседание по возможностям развития стратегических совокупностей оружия. На вопрос, сколько времени необходимо, дабы поднять в атмосферу стратегический бомбардировщик с ядерным припасом на борту, авиаконструкторы ответили: «дни», а ракетчики ограничились минутами: «Нам бы лишь гироскопы раскрутить».

К тому же ставилась под сомнение возможность атомолётов прорваться через совокупность ПВО соперника, тогда как баллистические ракеты не обучились перехватывать и сейчас. У ракётчиков был ещё один козырь – они сумели убедить управление, что стоят на пороге создания «полного оружия», ядерного спутника, что имел возможность бы всегда кружить около почвы с ядерным грузом, и по одному нажатию кнопки бросал бы его на нужную цель.

Так возможность «кнопочной войны», представленная Никите Хрущеву ракетчиками, поставила точку на советских атомолётах. По результатам заседания все перспективные проекты атомолётов были закрыты, а бюро Мясищева переквалифицировано на ракетно-космическую тематику.

Охотник за ядерными подлодками

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»

И всё-таки кроме того по окончании рокового заседания у разработчиков атомолётов ещё теплилась надежда, что их трудам найдётся хорошее использование. Проект был частично воскрешён с возникновением в этом же году американских «поларисов» – двухступенчатых твёрдотопливных баллистических ракет, размещавшихся на ядерных подводных лодках.

Была высказана мысль о разработке атомолёта Ан-22ПЛО – охотника за подводными лодками, что имел возможность бы семь дней барражировать над местом, где лодки прятались под водой, и при пуска ракеты – топить их. Но и в этом случае вмешалась политика. С конца 60-х годов в отношениях между США и СССР началась разрядка. Необходимость в «охотниках» отпала, тем более что против атомолётов выступал министр авиационной индустрии Пётр Дементьев, вычислявший данный проект через чур амбициозным.

Будущее атомолётов в СССР была решена. Но мысль создать самолёт, талантливый пребывать в воздухе фактически неограниченное время, осталась. В начале XXI века Америка заявила о начале работы над беспилотником, оснащённым ядерным двигателем.

И не обращая внимания на то, что проекту пока не дали ходу, кто знает, быть может, эра атомолётов уже прейдет скоро.

«Холодная война». Фильм первый

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: