Ассоциация с аэс

      Комментарии к записи Ассоциация с аэс отключены

Строительство АЭС Узбекистаном поменяет расклад сил в Средней Азии.

Правительство Узбекистана разглядывает возможность строительства в республике АЭС уже в ближайщее время.

Госслужащие определяют место размещения будущей АЭС и готовы принимать от подрядчиков проектно-сметную документацию. В случае если узбекская АЭС будет выстроена, политико-экономический ландшафт региона претерпит большие трансформации.

До тех пор пока о проекте известно не довольно много. К примеру, ясно, что претендовать на постройку первой в регионе АЭС будут, подрядчики из четырех государств: России, Китая, Канады и Франции. Имеется определенность и с местом строительства АЭС: чиновники и эксперты дружно показывают на северо-восточную часть Узбекистана, в местности рядом от озера Айдаркуль.

Ассоциация с аэс

Природно-климатическая территория тут идеально вписывается в предварительные условия строительства сооружения — в избытке вода для охлаждения реакторов, а помимо этого, из этого можно обеспечивйть недорогой электроэнергией города, находящиеся в первой десятке по численности населения, Ташкент, Самарканд и Бухару.

Приблизительно ясны и схемы энергетического замещения по всей республике. Ташкент будет неспешно избавлен от последовательности характерных для местной экономики газовых дисбалансов и зависимостей с посменным переводом энергетики на «мирный атом». Экономика Узбекистана в далеком прошлом испытывает недостаток в росте производства электричества.

«Создавая 52 млрд. киловатт в час, она фактически столько же и потребляет «избыточных мощностей электричества в Узбекистане нет, — констатирует — казахстанский представитель Ассоциации приграничного обтрудничества (АПС) Марат Шибутов. Наряду с этим 83,8% электричества создают тепловые электростанции, из них порядка 75% на газе, другими словами электроэнергетика очень зависит от газа и его стоимости.

Помимо этого, имеется неприятность с нефтью — в 2010 году количество добычи упал вдвое если сравнивать с 2000, годом, нефти в целом хватит всего, на 10-15 лет. Так, Узбекистан находится в проблемном положении с энергобалансом, и. строительство АЭС имело возможность бы сходу решить эту проблему».

Но, не обращая внимания на экономический контекст, до недавнего времени замыслов строительства АЭС в Узбекистане не была. Причем существует вывод, что отказ от ядерной энергии был связан с нюансами политики: в частности, обращение шла о контроле над наибольшими секторами экономики. Как это часто бывает в закрытых странах, любая из приносящих валютную выручку отраслей находится в подчинении у больших грзшпировок во власти, и любой передел воспринимается очень болезненно.

Исходя из этого Узбекистан продолжительное время развивал добывающие отрасли, не вспоминая о переработке и, тем более, об применении собственных ресурсов.

На другие косвенные факторы, сдерживавшие развитие ядерной отрасли в Узбекистане, показывает Марат Шибутов, предложивший внимательнее приглядеться к естественным барьерам:

«Самое основное, в той местности, где живёт большинство потребителей (речь заходит о Фергане. — Ред.), расположены территории сейсмической активности. Помимо этого, в этих регионах очень малое количество дешёвой воды, нужной для охлаждения реакторов АЭС. Это до тех пор пока и останавливало Узбекистан от развития ядерной энергетики».

«Тяжелая» вода

Сдерживает развитие ядерной энергетики Узбекистана еще и серьёзный нюанс региональной политики. Исторически республики Средней Азии были связаны между собой нитями обоюдной зависимости. Эту совокупность выстраивала сперва Россия, а после этого и СССР, осуществлявшие политический контроль через выстроенные в регионе сдержки и противовесы.

К примеру, водная инфраструктура была завязана только на Таджикистане и Киргизии — двух горных республиках, каковые в силу более удачного географичевкого положения (они осуществляют контроль верховья рек региона) распоряжались водными артериями стран «низовья», в число которых входят Казахстан и Узбекистан.

Зависимость эта актуальна до сих пор — недаром так как власти Душанбе и Бишкека иногда заявляют о готовности к постройке больших ГЭС, что сделает республики энергетическими фаворитами региона.

Ясно наряду с этим, что вопросы строительства гидроэлектростанций лежали в плоскости политики: тот же Бишкек регулируя количество воды в реках Талас и Чу, создал неповторимый инструмент давления на Казахстан. Так, в то время, когда Астана перекрыла по окончании апрельской революции в Киргизии границу между двумя странами, Бишкек отреагировал на это, перекрыв воду. Фавориты Узбекистана и Казахстана были вынуждены кроме того объединиться по вопросам регулирования трансграничных рек, а Ислам Каримов в один раз заговорил о вероятной войне за водные ресурсы.

Но обстановка осложняется тем, что позиция Таджикистана и Киргизии частично поддерживается западными партнерами республик. Обе государства находятся в зоне заинтересованностей Соединенных Штатов в связи с войной в Афганистане. Ясно, что строительство АЭС в Узбекистане всецело поменяет расклад сил в регионе, сделав водное противостояние не таким острым, а энергетическое — сведя к нулю.

К слову, проект строительства АЭС имеется и у Казахстана (республика собирается выстроить АЭС в Курчатове). По некоторым данным, строительство АЭС практически нивелирует роль Киргизии и Таджикистана в качестве энергетических фаворитов: ядерная электричество традиционно дешевле гидроэлектроэнергии.

Важным в данной связи представляется и сырьевой нюанс. Казахстан и Узбекистан — классические поставщики урана на всемирный рынок, более того, они осуществляют контроль в совокупности более 40% уранового рынка планеты. В основном это относится Казахстана, но Узбекистан не есть карликом в данной отрасли — он занимает седьмое место среди добывающих стран и имеет хорошие возможности к росту добычи.

В этом смысле нет ничего необычного в том, что Ташкент пришел к осознанию необходимости корректировки собственной энергетической политики. Причем, осознавая устойчивость узбекских элит, возможно твердо сообщить: в случае если высшие госслужащие решат , о смене курса и сумеют договориться между собой, возведение АЭС станет всего лишь делом времени.

«Ядерное» сотрудничество

Но имеется один узкий политический: нюанс, касается он технологической стороны строительства АЭС. Дело в том, что опытом строительства таких сооружений владеют всего пара государств, из которых лишь четыре имеют хорошую репутацию. Данные государства — Российская Федерация, Франция, Китай и Канада.

Все они весьма жестко соперничают между собой: к примеру, как мы знаем, что не смотря на то, что по вопросам строительства АЭС в Казахстане и победил «Росатом», многие влиятельные партнеры республики весьма деятельно лоббировали смену российского подрядчика на французского. Вопрос борьбы тем более серьёзен, что на много лет заложит фундамент для технологической зависимости: АЭС испытывает недостаток в комплексе и обслуживании мер по безопасности. Исходя из этого та страна, которая возьмёт договор, будет трудиться на рынке республики много лет.

«Чьи технологии будет применять Узбекистан и кто будет финансировать подобный проект? — задается схожим вопросом эксперт по Китаю Руслан Изимов. — Последние геополитические реверансы Узбекистана в сторону Запада смогут показывать на то, что кое-какие региональныешгроки с целью возвращения Ташкента в орбиту собственного влияния, в полной мере смогут предложить ему такую помощь. Но в целом за последние годы Узбекистан существенно расширил связи с Китаем в сфере ядерной энергетики. Так, в последних числах Мая Навоийский металлургический комбинат подписал с Гуандунской ядерно-энергетической корпорацией (CGNPC) соглашение на поставку урана ценой 800 млн. долларов».

В целом, нужно сообщить, вывод эксперта делают достаточно актуальными и замыслы Пекина в сфере ядерной энергетики. направляться подчернуть, что, согласно данным за 2012 год, в Китае действуют 14 реакторов, еще 27 находятся на стадии строительства, а к 2030 году планируется ввести в эксплуатацию еще 50 реакторов. Ясно, что «срединная империя» будет стремиться расширять сотрудничество с таким возможно большим рынком урана, как Узбекистан.

Но политическая практика последних лет показывает, что Российская Федерация в лице Узбекистана имеет последовательного союзника, что сторонится интеграционных образований, но наряду с этим поддерживает ответственные инициативы России. Как, к примеру, отмечает политолог Игорь Панкратенко,

«без особенных добавочных интеграционных механизмов Узбекистан и Россия демонстрируют упрочнение экономических связей. И станут ли они прочнее по окончании введения этих самых дополнительных механизмов — большой вопрос, потому, что экономика редко подчиняется политическим объявлениям».

Как подчеркивает специалист,

«в отношениях между Ташкентом и Москвой сложилось: устойчивое стратегическое партнерство, которое не испытывает недостаток до тех пор пока в дополнительном стимулировании через интеграционные механизмы».

По его данным

«в отношениях с Узбекистаном Российская Федерация занимает ведущую плозицию во внешнеторговом обороте республики — в 2012 году ее часть составила 29%».

«За последние шесть лет вложения многих русских инверторов в экономику Узбекистана составили более 5,7 млн. американских долларов, в Узбекистане трудится 885 компаний с участием русского капитала (треть которых была создана за последние три года). 111 русских компаний открыли в стране собственные представительства»,

— говорит Панкратенко. Добавить к его словам возможно еще один момент: , если ответ о постройке АЭС будет вправду принято, узбекские власти тем самым торпедируют западные проекты по энергетической раздробленности региона. В условиях для того чтобы политического контекста участие западных компаний в строительных работах АЭС делается невыгодным.

Дело в том, что евроатлантические партнеры уже что год демонстрируют Таджикистану на примере строительства Рогунской ГЭС, что политические проекты в регионе весьма легко смогут быть в подвешенном состоянии в течении десятилетий. С этакой постановкой вопроса, к слову, согласен и специалист Марат Шибутов.

«России строительство АЭС в Узбекистане, очевидно, весьма интересно, поскольку она была бы первым претендентом на возведение электростанции, — констатирует эксперт. — Само собой разумеется, нефтепродуктов и поставки нефти в Узбекистан из Казахстана и России имели возможность бы снизиться, но это понижение было бы маленьким. В общем, от строительства АЭС в Узбекистане было бы всем прекрасно, не считая тех, кому невыгодно усиление Узбекистана. А потому, что для СНГ Узбекистан есть главным барьером на афганском направлении, думаю развитие ядерной энергетики в том месте было бы красивым шагом к увеличению его устойчивости».

В свете вышеперечисленного любопытно, что в «Росатоме» пока никак не комментируют замыслы Узбекистана по возведению АЭС.

Воздерживаются от бесед на эту тему — кроме того на условиях анонимности — и сотрудники промышленного гиганта, до которых обозревателям удалось дозвониться. Специалисты, к слову, не видят в этом ничего неожиданного.

«Ответ еще не принято, — говорят они. — Рисковать такими возможностями никто заблаговременно не станет».

источник: Михаил ПАК «Ассоциация с АЭС» КОНТАКТ-ШАНС №32 28.07.-08.08.2014

В июне 2015 года в Минске прошел семинар Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: