Аппараты щетинина и григоровича: м-6, м-7, м-8

      Комментарии к записи Аппараты щетинина и григоровича: м-6, м-7, м-8 отключены

Данной модели предстоит оставаться тайной , пока какому-нибудь удачливому историку не посчастливится разыскать технические архивы ПРТВ — в случае если таковые еще существуют. Сейчас же никакой точной информации нет, не обращая внимания на неподкрепленное доказательствами утверждение В. Б. Шаврова о том, что М-6 — это всего лишь переходная заводская модификация на пути от М-5 к М-9. В аналогичной ситуации нет ничего, что мешает выдвинуть другую догадку, сущность которой содержится в следующем.

Аппараты щетинина и григоровича: м-6, м-7, м-8

Летающая лодка Curtiss Model F

Начиная с конца 1913 г. на Черноморском флоте начали появляться летающие лодки «Кертисс Ф», и к середине 1915 г. часть из них служила . Аппараты, но, потребовали временами важного ремонта, в то время как мастерские Авиации в Севастополе, с их ограниченными производственно-техническими возможностями, не смогли делать такую работу.

Заставляя искать помощи частного изготовителя, положение осложнялось еще и тем, что к данному времени все имевшиеся в распоряжении гидроаэропланы успели устареть, а новые еще не показались. Наровне с черноморскими авиаторами опасность для того чтобы состояния сознавали и в Воздухоплавательном отделении МГШ, где появился замысел, предусматривавший как приобретение лицензии компании Кертисса на выпуск летающих лодок, так и их нелицензированное производство при происхождения каких-либо препятствий на законном пути. Для проведения и осуществления программы подготовительных мероприятий ветхую кертиссовскую лодку модели Ф с флотским номером 18, списанную 7 мая 1915 г., послали на компанию С. С. Щетинина и подвергли в том месте тщательному обследованию. Как и все руководство, посвященное в столь щепетильное дело, глава Авиации Черноморского флота И. И. Стаховский сохранял надежду на стремительное развитие событий, но в взятом им докладе от 26 мая сообщалось:

« Щетинин к изготовлению запасных старого типа и частей лодок Кертисса еще не приступил. Он говорит, что поздно взял образцы, на данный момент заканчивает чертежи и безотлагательно дает в работу ».

Возможно, все изготовление завершились только к 18 июля 1915 г., в то время, когда МГШ получил от компании расценки на постройку «аппаратов Кертисса с мотором 100 л. с. на запасные части», в частности: 5 лодочных корпусов, 8 наборов крыльев, 8 наборов хвостового оперения, 8 пар элеронов, 8 наборов стоек, брусьев и моторных подкосов грузовой комплектов и 4 рамы грузовых рам. Наконец, 26 августа заводу дали официальный договор на 5 «запасных» самолетов, ценой 5 тыс. 595 рублей любой, и он нелегально изготовил их; принятые после этого в Севастополе во время с октября по декабрь, все пятеро деятельно летали в боевых отрядах.

Последовательность летающих лодок, а также М-5 с флотскими номерами 38, 56 и 43, на морской авиастанции в Круглой бухте в Севастополе. Снимок сделан на протяжении посщения базы Николаем II 14 мая 1916 г. На переднем замысле — аппарат Кертисс модель Ф постройки завода Щетинина, с флотским номером 72. Возможно, это одна из немногих фотографий щетининских Кертиссов. Из коллекции Г. Ф. Петрова

Нельзя исключать, что весной 1915 г. вся эта авантюра с нелицензированным выпуском рассматривалась С. С. Щетининым в полной мере без шуток, и он кроме того имел возможность подумывать о крупносерийном копировании зарубежной техники, соблазняясь отсутствием затрат на умелое производство. Если бы не успешные опробования М-5 и заинтересованность Морского ведомства в данной модели, то, возможно, кертиссовский тип Ф публично удостоился бы заглавия М-6 — в частности, чтобы избежать судебных слушаний с американской компанией.

Справедливости для нужно подметить, что во флотских документах обозначение М-6 не видится, а 5 доставшихся Черноморской авиации аппаратов лишь и взяли, что окончание «к» (Кертисс), время от времени добавлявшееся к их флотским номерам. Не смотря ни на что с М-6, костюм от 26 августа вправду существовал, заслуживая отдельного упоминания в книге.

Сведения о договоре на аппараты М-6 (условно):

Дата договора

Число заказанных аэропланов

Заводские номера сданных аэропланов

Август 26, 1915

5

УСЛОВИЯ: 5 тыс. 595 руб. за «запасной» аппарат.

Cведения об применении аппаратов М-6 (условно) на Черном море, 1915-1916 гг.:

Флотский номер

Заводской номер

Дата приемки

Примечания

27, кроме этого 70, 70к

Ноябрь 1915

Списан 31 июля 1916 г.

28, кроме этого 71, 71 к

Ноябрь 1915

Списан 31 июля 1916 г.

29, кроме этого 72, 72к

Ноябрь 1915

Списан 20 октября 1916 г.

73, кроме этого 73к

Декабрь 17, 1915

Списан 31 июля 1916 г.

74, кроме этого 74к

Декабрь 1915

Списан 20 октября 1916 г.

Неудачник М-7

Вправду являясь развитием модели М-5, тип М-7 создавался на ПРТВ в июле-августе 1915 г. либо приблизительно сейчас: в одной из бумаг от 24 сентября информировали о родных — «пару дней назад», опробованиях данного трехместного аппарата. Его строительство велось по инициативе управления компании, задумавшего сделать машину, конкурентоспособную летающим лодкам «Кертисс К», в больших количествах заказанных Морским ведомством в Соединенных Штатах.

По малоизвестной причине, вероятно из-за отсутствия нужного двигателя и нехорошей осенней погоды, испытания так и не начали до ноября. Четвертого числа прототип М-7 направили в Ревель, но маленький путь в том направлении занял примерно половину месяца. С. С. Щетинин, по-видимому, придавал значение грядущим опытам и решил лично находиться на них.

Его ожидания не оправдались: в последних числах ноября 1915 г. летающая лодка так и не смогла оторваться от воды. Эксперты компании все же сохраняли надежду усовершенствовать конструкцию, а потому для продолжения опробований к середине января 1916 г. и гидроаэроплан, и его 150-сильный мотор «Санбим» (V-образный стационарный двигатель водяного охлаждения, узнаваемый под именем «Crusader» — «Крестоносец») оказались в Бакинском филиале Петроградской офицерской школы морских летчиков. По причине успешных проб модели М-9 аппарат М-7 закинули, и его судьба малоизвестна.

Характеристики летающей лодки М-7:

Нужная нагрузка, кг

425

Двигатель

1х «Санбим» 150 л.с., пропеллер диаметром 3,00 м и шагом 2,25 м

Скорость, км/ч*

95

Скороподъемность, м/мин.*

2000 / 30

Длительность полета, часы*

5,0-5,5

*Расчетные значения

М-8 — воздушный гигант?

С предвоенных времен тяжелый разведывательный самолет с громадным радиусом действия оставался мечтой балтийских авиаторов, а в МГШ многие замыслы в отношении морской авиации строились в надежде на применение крылатых гигантов Сикорского. К сожалению, единственный полученный от РБВЗ гидроаэроплан «Илья Муромец» погиб в следствии досадной неточности в самые первые дни Великой войны, не успев доказать собственной полезности.

Но преимущества многомоторных морских аппаратов прельщали, по-видимому, некоторых авиационных конструкторов. В последних числах Июля либо начале августа 1915 г. Д. П. Григорович представил на рассмотрение Авиационного комитета Балтфлота проект двухдвигательной летающей лодки со следующими чертями: неспециализированная мощность моторов 600 л.с., вес безлюдной 3 тыс. 100 кг, нужная нагрузка 2 тыс. кг (включая 970-кг запас горючего, достаточный для 8-часового полета), скорость 105 км/ч.

Двенадцатого августа авиаторы одобрили идею и внесли предложение дать конструктору и ПРТВ 50% задаток для начала умелого строительства; остальные 50% цены работ выплачивались бы по готовности аппарата, но лишь при его успешных опробований, при которых все названные показатели не могли быть ниже, чем на 10% от расчетных размеров. Двадцать второго числа капитан 2 р. Б. П. Дудоров, глава авиационного отдела Работы связи Балтийского моря, со своей стороны поддержал замысел создания лодки, но высказался против выдачи денег «на может быть». Вместо них он полагал целесообразным снабдить компанию — в долг и под расписку, двумя моторами требуемой мощности.

Вероятнее, С. С. его специалисты и Щетинин наблюдали на проект с громадным оптимизмом и начали сборку прототипа М-8 на риск и свой страх. Более того, в осеннюю пору 1915 г. они собирались возвести новые просторные заводские корпуса, талантливые вместить под собственной крышей производство тяжелых гидроаэропланов.

По данным, находившейся в одном из докладов МГШ от 24 сентября, аппараты несли бы по два 220-сильных двигателя любой и развивали горизонтальную скорость до 95 км/ч, а вертикальную — 2000 м за 30 мин.; их нужная нагрузка достигала бы 1 тыс. 700 кг, включая вооружения и вес экипажа (900 кг) и масла и запас топлива на 7 часов лёта.

Ни Морское ведомство, ни компания не могли взять 300-сильные моторы и вынужденно ограничивались 220-сильными, но и те предстояло ожидать, тогда как изготовление самолета длилось. Надежды отыскать более замечательные энергетические установки все же сохранялись. На обороте сохранившейся во флотских делах программы совещания правления Императорского аэроклуба от 25 ноября 1915 г. автору удалось найти весьма интересные расчеты, относящиеся, вероятнее, к проекту М-8; они представлены ниже.

Количество моторов

2

3

4

Неспециализированная мощность, л. с.

600

800

1200

Взлетный вес, кг

5100

7650

10800

Нужная нагрузка, кг

2000

3450

4930

Длительность полета, часы

8

10

10

масла и Вес топлива в 10-часовом полете, кг

970

2000

2830

Экипаж, человек

5

6

8

Вес оружия в 5-часовом полете, кг

650

1000

1500

в 10-часовом полете, кг

1135

2000

2915

Скорость с макс, нагрузкой, км/ч

105

110

110

Размах верхних крыльев, м

33,00

35,00

42,00

Размах нижних крыльев, м

24,00

25,00

32,00

Высота, м

3,80

4,00

4,50

Протяженность, м

14,60

16,00

18,00

Та же программа содержит весьма неотёсанный эскиз, изображающий некоторый самолет — возможно, летающую лодку с передними рулями глубины, но через чур низкий уровень качества рисунка не разрешает делать каких-либо более определенных выводов. Будущее заложенного в августе-сентябре 1915 г. аппарата М-8 малоизвестна, а упоминавшиеся выше характеристики дают основания связать ее с историей еще одной конструкции ПРТВ — с «Морским крейсером» (см. раздел Щетинин: Григорович тип МК). В том, что тип М-8 вправду существовал, нет никаких сомнений. Одним из свидетельств этому может служить известие от 26 октября 1915 г., гласившее:

« На данный момент завод Щетинина выстроил и сооружает два громадных умелых гидроаэроплана с увеличенным районом большой грузоподъёмности и действия. Сейчас один (меньший) аппарат уже готов и находится в стадии опробований ».

Обращение шла о М-7 и М-8.

Источник: Александров А. О. Воздушные суда Российского императорского флота 1894-1917 гг. Том 1. Аппараты Григоровича и Щетинина. — СПб, Б.С.К., 1998. (ISBN 5-88925-038-8). — С.30-32.

Схема Curtiss F — из книги: Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947. — Putnam, London, 1979 (ISBN 0-370-10029-8). — С.55.

Использовано фото с сайта http://ivanpwheaton.blogspot.com/2012/01/scenes-from-curtiss-school.html.

Баллистическая ракета «Синева»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: