Американские бомбежки маньчжурии. часть 2. вторая битва за мукден

      Комментарии к записи Американские бомбежки маньчжурии. часть 2. вторая битва за мукден отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Начало тут.

Задолго до расвета 7 декабря 1944 года воздушная армада из 108 Сверхкрепостей взлетела с аэропортов в Центральном Китае и забрала курс на норд-ост, в Маньчжурию. Бомбардировщики шли без эскорта, поскольку ни один американский истребитель, кроме того с подвесными баками, не имел возможности сопровождать их в течении всего маршрута. Но экипажи сохраняли надежду на то, что громадная высота полета сделает их неуязвимыми для зениток, а бессчётные турели с крупнокалиберными пулеметами защитят от перехватчиков.

Погода была ясной и морозной. Самолеты оставляли за собой долгие белые инверсионные следы, прекрасно заметные с почвы на расстоянии в десятки километров. Именно поэтому японцы нашли их задолго до подхода к цели, выяснили направление полета и смогли подготовить хорошую встречу. Со взлетных площадок Мукденского аэроузла стартовали все истребители, талантливые встать в атмосферу.

У них еще был запас времени, дабы собрать высоту, нужную для перехвата.

Первой жертвой стал В-29 с радиопозывным и 42-6390 серийным номером Gallopin Goose из 468-й бомбардировочной группы. Приблизительно в 15 километрах от Мукдена его нападал двухмоторный Ки-45 под управлением сержанта Синобу Икеды из 25-го докурицу чутая. Но еще перед тем как Икеда успел открыть огонь, его самолет был прошит пулеметной очередью стрелка с соседнего бомбардировщика.

На истребителе вспыхнул правый мотор и разлетелось остекление кабины.

Икеда, быть может, уже раненый, кинул самолет в пике, дабы разогнаться и сбить пламя, а позже быстро забрал штурвал на себя и свечой взмыл вверх. Сейчас Gallopin Goose пролетал прямо над ним, и истребитель врезался в фюзеляж Сверхкрепости сзади бомбового отсека. От удара бомбардировщик разломился пополам.

Его передняя и задняя части, кувыркаясь, полетели вниз вместе с обломками Торю. Из 11 человек экипажа Сверхкрепости лишь один – сержант Арнольд Поуп – сумел выпрыгнуть с парашютом, остальные погибли. сержант и Погиб Икеда – первый японский летчик, совершивший воздушный таран над Маньчжурией.

Бомбардировщик № 42-6299 Humpin Honey из 462-й группы нападали два Ки-44 из 104-го сентая, которыми руководили сержанты Таданори Нагато и Йосиро Акено. Один истребитель стрелки успели сбить, но второму удалось нанести таранный удар по фюзеляжу в районе бортового опознавательного символа. При столкновении истребитель взорвался, а Сверхкрепости оторвало хвост.

Из нее сумели выпрыгнуть двое – старший сержант Уолтер Хасс и сержант Кен Беквит, семьи остальных девяти членов экипажа взяли похоронки.

Японские летчики действовали как смертники. Не очень надеясь на стрельбу из бортового оружия, многие из них сходу шли на таран, причем таранили так, что шансов выжить у них практически не оставалось, но и бомбардировщики гарантированно приобретали фатальные повреждения. В течении следующих нескольких мин. были сбиты еще две Сверхкрепости.

Одну из них (№42-6262, позывной Round Trip Ticket) таранил младший лейтенант Соно Кацуга из 81-го маньчжурского докурицу чутая, летевший на архаичном Ки-27 с неубирающимся шасси. Большая скорость этого истребителя не превышала кроме того крейсерской скорости Суперфортресса, так что догнать его Кацуги не имел возможности, но таран был лобовым. В стёртом с лица земли бомбардировщике не выжил никто.

Младший лейтенант Фумиро Соу, летчик-инструктор из 4-го учебного чутая, пробовал таранить В-29 №42-6356 Georgia Peach, но попал под пламя турельного пулемета, повредивший совокупность управления его истребителя. Вследствие этого он легко промахнулся и пролетел впритирку к крылу бомбардировщика около крайнего левого двигателя, попав во поворачивающийся винт. Лопастями его Хаябусу порезало на куски, но летчик каким-то чудесным образом выжил и сумел воспользоваться парашютом.

Это был единственный неудачный таран в тот сутки и единственный сохранившийся при таране японский пилот. Действительно, сам он был уверен, что ему удалось-таки сбить Сверхкрепость, а руководство его в этом поддержало, наградив орденом Букосё (За боевые заслуги) второй степени.

Американские летчики (для большинства из них это первенствовал в жизни боевой вылет) были очевидно не готовы к столь радушному приему, какой оказали им японцы. Исходя из этого бомбили они неточно, а многие из них освободились от бомбового груза над второстепенной целью – ЖД станцией, не долетев до основной – авиазавода.

Кто-то скинул бомбы на жилые кварталы Мукдена, а кто-то по неточности отбомбился по лагерю пленных, убив 16 заключенных в нем американцев и ранив еще пара десятков. Вряд ли это повысило моральный дух пленников.

Авиазавод в следствии налета важных повреждений не взял, а американцы лишились семи тяжелых бомбардировщиков вместе с экипажами. Четыре Сверхкрепости были сбиты над целью, еще три поврежденные автомобили упали и разбились на обратном пути. Примечательно, что Georgia Peach среди них не было.

Не обращая внимания на сорванный при таране винт и разбитый обломками японского истребителя левый двигатель, бомбардировщик дотянул до аэропорта и благополучно приземлился, а по окончании ремонта – возвратился в строй. Японцы утратили шесть истребителей и пятерых летчиков.

При разборе итогов операции американское руководство сочло утраты неоправданно высокими, но решило повторить попытку меньшими силами. Через 14 дней, 21 декабря 1944 года Мукден бомбили 40 Сверхкрепостей, скинув 88 тысячь киллограм бомб, но и в этом случае завод Мансю не был уничтожен. При отражении налета младший лейтенант Тахеи Мацумото таранил В-29 № 42-24715 из 468-й бомбардировочной группы. Из экипажа никто не спасся.

В бомбардировщик в № 42-45505 Wild Hair из 462-й авиагруппы врезался истребитель младшего лейтенанта Наруто Нисихары. От удара детонировали бомбы, разнеся в небольшие дребезги обе автомобили и повредив осколками еще пара Суперфортрессов, летевших рядом.

Это была последний налет американцев на Маньчжурию. Намеченный рейд на Аньшанский металлургический комбинат решили отменить, посчитав, что при таких потерях и таком противодействии овчинка не следует выделки. В начале 1945 года В-29 вывели из Китая и перебросили на Тихоокеанский ТВД.

А воздушным защитникам Мукдена сражаться больше не было нужно. В то время, когда 9 августа 1945-го в Маньчжурию вступили войска СССР, руководство ВВС Квантунской армии решило не отправлять на фронт тыловые эскадрильи ПВО, опасаясь, что Мукден, Аньшань и другие промышленные центры подвергнутся ударам сейчас уже советской авиации, каковые нужно будет как-то парировать. Но до этого дело не дошло.

В следствии, экипажам отечественных дальних бомбардировщиков, к счастью, не довелось встретиться в воздухе с японскими таранными перехватчиками.

18 августа все истребители 104-го сентая, и 25-го и 81-го докурицу чутаев были захвачены на аэропортах советскими десантниками, которым уже никто не оказывал сопротивления, потому, что за три дня до этого японский император выступил по радио с приказом о капитуляции. В будущем советское руководство передало эти автомобили китайцам. Кое-какие из них в 1947-48 годах принимали участие в китайской гражданской войне, но это уже совсем вторая история.

Американские бомбежки маньчжурии. часть 2. вторая битва за мукден

В-29 из XX Бомбардировочного руководства ВВС Соеденненых Штатов стартует с китайского аэропорта

Истребители, осуществлявшие ПВО Мукдена в декабре 1944 года. Сверху вниз:
1) Ки-84 Хаяте из 104-го истребительного сентая. В таком виде самолет был захвачен на аэропорте советскими десантниками 18 августа 1945 года. Защитная краска на самолете очень сильно облуплена и не обновлялась, но полковая эмблема и опознавательные знаки на хвосте нарисованы заново.
2) Ки-27 ВВС Маньчжоу-Го. Иероглифическая надпись на фюзеляже говорит о том, что данный самолет был куплен на пожертвования работников Маньчжурской нефтедобывающей компании.
3) Двухмоторный тяжелый истребитель Ки-45 Торю из 25-го докурицу чутая. На перехват Сверхкрепостей эти автомобили вылетали лишь с пилотами, без стрелков в задних кабинах.

Бомбардировка Мукденского авиазавода. Снимок из кабины одного из Суперфортресов, участвовавших в налете

Бомбардировщик Humpin Honey, сбитый таранным ударом японского истребителя 7 декабря 1944 года. Снимок сделан незадолго до его смерти

Истребители Ки-84 из 104-го сентая, захваченные войсками СССР на мукденском аэропорте. Снимок сделан в 20-х числах августа 1945 года. Передняя машина не окрашена. В конце войны японцы испытывали острый недостаток практически во всем, включая краски

источник: http://vikond65.livejournal.com/577947.html

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ФИЛЬМ № 18 Война с Японией

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: