Альтфлот 1906-1939: крейсера типа «яхонт»

      Комментарии к записи Альтфлот 1906-1939: крейсера типа «яхонт» отключены

Последний крейсер в моей АИ, потом будет 68 проект (уже по окончании войны), он меня в полной мере устраивает исходя из этого писать ничего не буду про него, да и временные рамки у меня все же 1906-1939 (правда я еще вторую мировую прихватил). В случае если сообщите что я тут «Тромп» строю то станете не правы, отталкивался от фаворита «Ташкент» и проектов бронированных фаворитов, но правда все равно что то тромпообразное оказалось. Вообщем отправились.

В классификации русского флота которая была введена во второй половине 20-ых годов XX века не считая тяжелых и легких крейсеров ввели таковой термин как фаворит, но практически для того чтобы корабля в составе флота не было. Какое то время так классифицировались эсминцы типа «улучшенный Новик» каковые были заложены в середине 20-х годов (4 черноморский типа «Тендра» и 2 балтийских типа «Кульм») с 3-4 130 мм орудиями, но скоро устаревшие еще при собственной закладке суда стали именоваться простыми эсминцами.

Класс судов во флоте был, а вот самих судов не было, в также время потребность в них была. Но судостроение в стране лишь становилось на ноги, по окончании смуты и войн и страна просто не могла себе позволить строительство судов нового типа. Главный акцент делался на достройку судов, каковые были заложены еще на протяжении Первой Мировой (пускай и по поменянному проекту).

Так во время с 1921 по 1928 года в состав флота вошли 3 линейных крейсера и один линейный корабль, 5 легких крейсеров, 20 эскадренных миноносцев каковые вели собственную родословную от известного «Новика» и 5 ПЛ типа Д («Дюгонь»). Помимо этого от Франции был взят один бывший германский крейсер, а два линейных (броненосных) крейсера перестроили в авианосцы. В принципе такое пополнение флота было совсем не нехорошим (Франция которая вышла страной победительницей в Первой мировой, но не была охвачена гражданской по тоннажу была приблизительно на таком же уровне, но не ввела в строй не одного линейного корабля), но многие суда к началу 30-х уже устарели, да и по сути обращение шла о достройке, а не о постройке флота.

В первой всецело независимой пятилетней кораблестроительной программе, которая была принята во второй половине 20-ых годов XX века нашлось место лишь 5 легким крейсерам типа «адмирал Завойко», серии ЭМ проекта 7 и миноносцам (СКР) типа «Ураган», помимо этого собирались ввести в строй два десятка подводных лодок типа Л «Лещ» и типа Щ «Щука». Места фаворитам в данной программе опять не нашлось, кроме того ГМШ кроме того не смог выработать требования по этим судам.

В первый раз запрос главного морского штаба на разработку фаворита с 130 мм орудиями, скоростью хода не меньше 40 узлов и водоизмещением не более 2500 стандартных тысячь киллограм поступил лишь в середине 1931. К 1932 году были представлены сходу пара проектов фабриками «Наваль», «Путиловская верфь», «Балтийский завод», (в принципе я подразумеваю фавориты проектов 1 и 38 каковые были в РИ) помимо этого французы внесли предложение строить серию из собственных фаворитов типа «Le Fantasque». Рассмотрение проектов шло продолжительно, руководство флота не устраивало количество орудий, дальность, позже защищенность в итоге к 1933 году были выработаны новые требования.

Сейчас суда должны были не только функции фаворита при минных бригадах, но и вести разведку при эскадре и вести действия на коммуникациях. Дальность в связи с тем, что предполагалось маневрировать соединениями между разными театрами боевых действий кроме этого была большой – 5500 миль при 20 уз. Раздельно ставился вопрос о защищенности, требовалось что бы корабль имел возможность вести бой не только с ЭМ, но и выдержать попадания от легких крейсеров без фатальных последствий.

Конечно за это было нужно расплачиваться, ГМШ снизил требования к скорости (до 37 уз) и поднял лимит водоизмещения до 3500 т., раздельно указывалось требование нести не меньше 6 130 мм орудий. К этому времени конкурс фактически стал интернациональным, не считая французских компаний «Шанте де Франс» и «Фиэ Лилль», к нему присоединились итальянские судостроители в лице ««Одеро-Терни-Орландо» (ОТО) и Ансальдо» на базе проекта последней уже строились тяжелые крейсера типа «Дмитрий Пожарский».

Рассмотрение опять затянулось среди них и по причине того, что по сути все проекты так или иначе уже находились ближе к легким крейсерам. В принципе это и постарались доказать русские конструкторы, что ТТЗ выполнимо лишь при обычном водоизмещении, соответствующем «полноценному» лёгкому крейсеру. В итоге в финал вышли два проекта невского проектно-конструкторского бюро (Адмиралтейские верфи) и КБ завода «Наваль».

В случае если черноморцы внесли предложение бронированный фаворит что должен иметь четыре 130-мм спаренных универсальных палубно-башенных установки, четыре спаренных 37-мм зенитных автомата, два пятитрубных торпедных аппарата и самолёт-разведчик, ГЭУ мощностью 75 000 л. с., при обычном водоизмещении в 3800 т. должна была обеспечить кораблю скорость полного хода более чем 38 узлов (настоящий проект фаворита 47), то «адмиралтейцы» шагнули дальше. Не обращая внимания на требование о 130 мм орудиях они внесли предложение установить три 152,4 мм двухорудийные башни, бронирование должно было защищать от 130 мм орудий ЭМ, а гидросамолет находились на катапульте.

Но коммиссия решила что восемь 130-мм орудий удачнее шести 152-мм для поражения на родных расстояниях ЭМ и сковывания КРЛ, но в один момент дали согласие на повышение стандартного водоизмещения до 4500 тысячь киллограм (в один момент класс фаворит был изъят из официальной классификации).

На втором этапе конкурса что проходил в начале 1935 года «Наваль» предоставил проект с 10 130 мм орудиями в пяти башнях (протяженность наряду с этим выросла до 160 м), а инженеры невского проектно-конструкторского бюро вариант с 8 шестидюймовыми орудиями в четырех башнях, притом протяженность за счет перекомпоновки осталась в пределах 150 метров. Броня башен и корпуса состовляла до 50 мм (правда эта толщина была лишь недалеко от погребов, МО и котельных отделений, и лобовой лист башен), а боевую рубку закрывала броня уже 70 мм. Нужно отметить что для придания большей стойкости бортовые страницы были установлены с маленьким уклоном в 6 градусов.

Альтфлот 1906-1939: крейсера типа «яхонт»

Схема бронирования

Корабль стал однотрубным (правда труба стала достаточно широкая) ее в полной мере хватило для работы 4 котла в двух котельных отделениях между ними и за вторым котельным отделением размешались машинные отделения (носовая турбина трудилась на правый вал, кормовая соответственно на левый). резервуары и Топливные цистерны с запасами пресной воды размещались в пространстве двойного дна. Бронирование должно было защищать самые важные территории от 152-мм боеприпаса на расстояниях от 100 каб.

Зенитное оружие представлено 6х45-мм полуавтоматическими крупнокалиберными пулемётами и орудиями, но в будущем их собирались заменить на более идеальные совокупности.

В итоге к производству приняли последний проект, без оглядки на то, что стандартное водоизмещение близко приблизилось к 5000 т.

Планировалось выстроить серию из 11 крейсеров (6 из них должны были заменить в боевом составе крейсера типа «Светлана», остальные 5 должны были поступить в состав ТОФ и СФ – 3 и 2 соответственно. Вся серия должна была взять заглавия судов еще императорского флота и начала называться по головному кораблю тип «Яхонт».

Постройка первых 4 единиц была начата на «Адмиралтейской верфи» («яхонт» и «Бриллиант» для БФ) и «Навале» («Вестник» и «Забияка» для ЧФ) весной 1936 года. В следующем году на Путиловской верфи был заложен крейсер «Бриллиант» что собирались ввести в строй СФ.

Правда скоро выяснилось что 152,4 мм орудия под каковые проектировались суда к середине 1939 года смогут не успеть (это те самые Б-38 в установках МК-4 каковые собирались ставить на ЛК «СССР), исходя из этого в качестве временной меры на первые суда собирались установить башни с 130 мм орудиями. В апреле 1938 года в Николаеве заложили два крейсера для ТОФ «Жемчуг» и «Изумруд», эти суда взяли заглавия в честь крейсеров служивших на Дальнем Востоке во времена русско-японской войны.

Первыми вступили в строй балтийские крейсера в ноябре 1939 года. Черноморские из-за загрузки фирм заказами на другие суда (в частности все силы были брошены на АВКр «Пересвет» и ЛК «Синоп») не справлялись в срок, к осени 1940 года был сдан лишь «Забияка», а «Вестник» имел возможность вступить в строй не раньше весны 1941.

Третий корабль для ЧФ был заложен лишь в октябре 1939 и его решили по окончанию достройки перевести на Дальний Восток с присвоением имени «Аргунь» (Дальсудзавод так же справлялся со сроками), вместо него было решено перевести на ЧФ крейсер «Бриллиант». Это было сделано в марте 1941 года, наряду с этим переход был осуществлен совместно с АВКр «Победа» что следовал во Владивосток, потому, что осложнений с Россией, которая сохраняла нейтралитет, никто не желал из-за угрозы втягивания ее в войну на стороне соперника, да и чтобы не было провокаций, на всем промежутке их прохода до Атлантики их поочередно сопровождали германские и английские суда охранения. Суда для СФ были заложены на Балтике лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века и без того же как «Аргунь» в строй не вступили и были сданы на слом по окончании войны.

Легкий крейсер-фаворит «Яхонт» на момент вступления в строй, БФ, ноябрь 1939 года.

Нужно сообщить что все 7 вступивших в строй крейсера отличались друг от друга.

Начиная с мая черноморские крейсера, как и заложенный позднее «Бриллиант» начали приобретать целый комплекс оружия. Не считая четырех установок МК-4 вместо катапульты установили 6 – 85 мм зенитных установок, не самые успешные «сорокопятки» заменили на восемь новых 37-мм автомата, Кроме этого на крейсерах установили РЛС «Редут – КМ», а на носовой и кормовой надстройке (которую было нужно расширить) по зенитному директору.

Отказ от самолета был связан с опытом начавшейся на континенте войны, где авиация продемонстрировала себя весьма действенным протикорабельным средством, исходя из этого сделали упор на ПВО, тем более при повороте катапульты крейсера приобретали дополнительный крен, что для маленького корабля было не очень приятно. Тихоокеанские крейсера изначально строились под шестидюймовки.

На протяжении войны важных модернизаций на крейсерах не было, за исключение добавления МЗА (в большинстве случаев не считая образцов каковые уже находились на крейсерах додавали ленд-лизовские спаренные 12,7-мм пулеметы «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов) и бомбометов на корме. Лишь в 1944 установили электрофицированные 85-мм спаренные универсальные установки обр. 1944 г., ранее наведение «среднего» калибра осуществлялось в ручную.

И лишь в 1948 установили новую РЛС неспециализированного обнаружения — «Гюйс», а позднее РЛС управления огнем «Якорь».

Легкий крейсер-фаворит «Вестник» ЧФ, 1942 год.

В итоге временное оружие из 130 мм орудий и катапульту взяли лишь первые крейсера серии -«Бриллиант» и «яхонт», правда второй успел пройти модернизацию весной-летом 1941 по типу черноморских крейсеров. «Яхонт» должен был стать на модернизацию в июле 1941, но началась война.

Будущее судов была различная, выжили лишь 4 из них.

«Алмаз» 23 сентября 41 года была затоплена на Кронштадтском рейде в следствии воздушного налета. Поднять корабль смогли лишь больше чем через год, но ввести в строй не получилось и в течении всей войны он употреблялся как плавучая зенитная батарея. В будущем в связи с поступлением в строй новых крейсеров проекта 68 его восстановление посчитали нецелесообразным.

Головной «Яхонт» взял 3 неповрежденные башни с затопленной «Алмаз» уже зимний период 1941-42 года, еще одну новую установили весной. Ненужную катапульту сняли, а на ее место поставили все что было под рукой, среди них и ветхие сорокапятки. Принимал участие в артналетах при обороне Петрограда, пара раз приобретал важные повреждения, при ремонте частично применяли узлы неходовой «Алмаз».

3 апреля 1958 года исключен из перечней флота и машинально перевоплощён в плавучую мишень ТСЛ-75. В том же году потоплен ракетами в Финском заливе у острова Небольшой.

«Забияка» подорвалась на мине уже на 4 сутки войны на Черном море. «Вестник» погиб 6 октября 1943 года от действий германской авиации на протяжении набега отряда советских катеров и кораблей на Южное побережье Крыма. «Бриллиант» пребывал в составе Средиземноморской эскадры, он принимал участие в прорыве совместно с авианесущим крейсером «Пересвет» и дивизионом ЭМ из Которского залива на Мальту 22-23 июня 1941 года (сам бой я обрисую, в то время, когда буду писать про авианосец), весной 1942 года он перешел на СФ где довольно благополучно пережил войну. Был выведен из боевого состава флота лишь 18 апреля 1958 года и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75, 15 сентября 1960 года разоружен и перевоплощён в плавказарму ПКЗ-16, 10 августа 1962 переоборудован в судно-мишень СМ-5. В мае 1963 года при отработке новой совокупности наведения ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой КСЩ крейсера «Дмитрий Донской» в Белом море вблизи Соловецких островов.

Тихоокеанские кроме этого показали себя. «Жемчуг» в составе ЭОН-18 совместно с авианосцем «адмирал Можайский» и двумя ЭМ 7 проекта совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых кораблей ВМФ, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. 24 октября 1942 г. он был официально зачислен в состав СФ.

На протяжении ВОВ «Жемчуг» совместно с «Бриллиантом» сопровождал конвои и союзные транспорты, принимал участие в набеговых операциях на коммуникации соперника, входил в состав судов охранения, снабжавших проводку конвоев. В 1943 добавили четыре 40 мм Бофорсы которыми поделились англичане.

«Изумруд» оставался в составе ТОФ 8 августа 1945 года корабль, что был флагманом минной бригады ТОФ, вошел в состав действующих сил флота. 12 августа из бухты Золотой Рог под флагом командующего флотом И. С. Юмашева корабль высадил роту десанта в составе 100 автоматчиков 354-го отдельного батальона морской пехоты в бухту Витязь (залив Посьета). Руководил ротой лейтенант Захарченко.

В тот же сутки на торпедных катерах она была доставлена и высажена в корейском порту Расин в составе главных сил десанта. Этим и ограничились боевые действия корабля.

3 сентября 1945 года крейсер был выведен из состава действующих сил Тихоокеанского флота и поставлен в ремонт. По окончании ремонта 12 января 1949 года был введен в состав 32 бригады крейсеров где выполнял обязанности флагмана.

Обоим крейсерам, повезло они в отличие от «Бриллианта» и «Алмаз» не стали мишенями, а были в 1956 переоборудованы в суда ПВО с установкой 100 мм универсальной артиллерии (был так же вариант с установкой еще двух башен в середине корпуса, но от него отказались). В первой половине 60-ых годов двадцатого века вместо возвышающихся башен поставили по установке ЗУР «Волна». Правда они тогда же были переквалифицированы в эсминцы, в таком виде они помогали до 1971 года, в то время, когда, наконец то были разделаны на метал.

Корабль ПВО «Жемчуг», СФ, 1962 г.

Корабль

Алмаз, Яхонт (на 1939)

Забияка, Жемчуг, Изумруд, Вестник, Бриллиант, Алмаз с 1941 г.

Жемчуг, Изумруд в варианте судов ПВО на 1962 г.

Водоизмещение, т. стандарт.

4500

4700

4650

Водоизмещение, т. полное

5900

6100

6050

Протяженность,м

147,3

147,3

147,3

Ширина, м

15,8

15,8

15,8

Осадка, м

4,2

4,35

4,3

Бронирование

Башни ГК, броне пояс 25-50 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 70мм.

Башни ГК, броне пояс 25-50 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 70мм.

Башни ГК, броне пояс 25-50 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 70мм.

Двигатели

2 ТЗА, 4 водотрубных котла

2 ТЗА, 4 водотрубных котла

2 ТЗА, 4 водотрубных котла

Мощность, л.с.

80000

80000 л. с.

85000 л. с.

Скорость хода, уз

36

35,5

35

Дальность плавания

5900 миль/16 уз

5800 миль/16 уз

6000 миль/16 уз

Экипаж, чел.

301

332

342

Артиллерия ГК

4?2 130-мм

4 ? 2 -152,4/58,6 мм в башнях МК-4

2?2 100-мм универсальных орудий

Зенитная артиллерия

6 ? 45-мм полуавтомата; 4х12,7-мм пулемёта ДШК

6 ? 1 ? 85/52-мм 90-К, 8 ? 37-мм автомата, 2х12,7-мм пулемёта (с 1942 4х12,7-мм пулемёта).

6х4 57 мм установка

Минно-торпедное оружие

2 ? 3- 533-мм ТА; 100 мин

2 ? 3 533-мм ТА; 100 мин

Авиационная несколько (ракетное оружие)

Бе-2 и катапульта.

2?2 ПУ ЗРК «Волна» запас ракет 32.

Лёгкие крейсера типа «Каледон»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: