Альтернативный вмф россии 1909-1919 года

Глубокоуважаемые сотрудники в ходе работы по редактированию собственной статьи «Другой ВМФ СССР начала 1980-х» я решил на его базе создать серию статей по другому ВМФ СССР и России. Воображаю вашему вниманию вторую статью данной серии «Другой ВМФ России 1909-1919 года».

Главными моментами данной альтернативы являются: отказ от достройки судов по доцусимским проектам и продажа достроенных по ним судов третьим государствам, списание всех устаревших судов, отказ от возвращения на Родину судов доставшихся Японии в качестве трофеев на протяжении Русско-японской войны 1904-1905 гг., полный переход флота на паротурбинные и дизельные силовые установки, отказ от судов ряда и строительства кораблей за рубежом, отказ от строительства «черноморских линейных кораблей» и появление в составе флота турбинных миноносцев малого водоизмещения, унификация корабельной и береговой артиллерии конечно создание морской морской авиации и пехоты как составных частей флота. В задачи флота по данной альтернативе входят: для Балтфлота защита побережья на минно-артиллерийской позиции, помощь сухопутных армий на приморских направлениях методом огневой помощи и высадки десантов, действия на коммуникациях и у побережья соперника легкими силами флота; для Черноморского флота те же задачи, конечно захват и блокирование черноморских проливов; для Тихоокеанского флота те же задачи; для Флотилии и Каспийской флотилии Северного океана защита судоходства; для Амурской флотилии оказание огневой помощи сухопутным армиям.

Линкор (с 1914 года линейный крейсер) типа «Севастополь»

Альтернативный вмф россии 1909-1919 года

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из четырех заложенных судов два предназначались для Балтфлота и два для Черноморского флота.

Водоизмещение (стандартное/полное): 25290/30205 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 181.2 метров, ширина 26.9 метра, осадка 9.1 метра. Силовая установка: паротурбинная, 8 паровых турбин совокупности Парсонс в трех машинных отделениях, 22 водотрубных котла совокупности Ярроу в трех котельных отделениях, число гребных валов 4, суммарная мощность: 56800/61110 л.с., четыре турбогенератора и два дизель-генератора по 320 кВт, три дизель-генератора по 120 кВт. Скорость: 23,8/14 узлов.

Дальность плавания (при скорости 14 уз): 2310 миль. Экипаж: 1125 человек. Бронирование: основной броневой пояс 225-125 мм, верхний броневой пояс 125-75 мм, продольные броневые переборки 50 — 37,5 мм, казематы противоминной артиллерии 125 мм, броневой траверз 100 мм, башни главного калибра 203-75 мм, барбеты башен главного калибра 150-75 мм, боевая рубка от 250-75 мм, верхняя броневая палуба 37,5 мм, средняя броневая палуба 75 мм, нижняя броневая палуба 12 мм, скосы 50 мм.

Оружие: 4х3 305/52 мм; 16х1 130/55 мм; 8х1 76,2/30 мм, 6 прожекторов диаметром 90 см Радиотелеграф: основная станция мощностью 10.2 кВт с радиусом действия 700 миль; запасной станция мощностью 0.2 кВт с радиусом действия 50 миль. Выстроено 4 единицы: «Севастополь», «Петропавловск», «Императрица Екатерина Великая», «Императрица Мария».

В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разрабатываемой Морским главным штабом судостроительной программы на 1909-1919 года, в рамках которого намечалось строительство четырех линкоров так именуемого дредноутного типа для Балтийского и Черноморского флотов. Из-за необходимости скорейшей постройки дредноутов в декабре 1907 года Морским министерством в лице Главного управления кораблестроения было издано постановление о проведении интернационального конкурса на разработку проекта современного броненосного (с 1907 года линейного) корабля.

Принятию этого решения предшествовал обобщения опыта и полуторагодичный период изучения прошлой войны, пересмотра тактики требований и эскадренного боя к предназначенным для для того чтобы боя судам. В феврале 1908 года в Морское министерство от 18 конкурсантов поступил 51 проект, рассматривавшийся Морским главным штабом и Морской технической рабочей группой в течение лета 1908 года, в итоге лучшим был признан проект германской компании Блом унд Фосс.

Но в осеннюю пору 1908 года по политическим обстоятельствам Морское министерство было вынуждено свернуть конкурс, в следствии чего постройка судов приняла затяжной темперамент. Практически у Морского министерства имелся лишь эскизный проект Балтийского завода, на базе которого к апрелю 1909 года в техническом бюро Балтийского завода И.Г. его коллективом и Бубновым под наблюдением А.Н.

Крылова был создан технический проект с рядом трансформаций в спецификации, каковые были внесены по предложению Морской техкомиссии. Громаднейший объем работ был выполнен по механической части. Паровые котлы были переведены на жидкое горючее, что разрешило сократить их количество с 25 до 22 и высвободить от механического оборудования носовое котельное отделение.

Оставшиеся три котельных отделения были поделены пополам поперечными переборками, что улучшило живучесть корабля. В целях экономии были было решено отказаться от турбин крейсерского хода, размещавшиеся в среднем машинном отделении, что разрешило сократить число паровых турбин до восьми.

В следствии полного перехода на жидкое горючее суммарная мощность основной энергетической установки достигла 56800 л.с. (вместо 32000 л.с.), а при форсировке 61110 л.с. (вместо 42000 л.с.) наряду с этим масса основной энергетической установки снизилась, а занимаемый ею количество уменьшился. Вместо 1700 т угля и 750 т мазута корабль начал принимать до 2000 т жидкого горючего, что обеспечило дальность плавания 2310 миль при скорости 14 уз.

В бывшем носовом котельном отделении разместили: центральный погреба боезапаса и штурманский пост малокалиберной артиллерии, пост живучести и энергетики, центральный радиоцентр и артиллерийский пост. Помимо этого переход на нефтяное отопление разрешил ликвидировать угольные ямы, каналы для подачи угля к котлам и высвободить количества в корпуса, каковые ранее употреблялись для хранения запасов угля под размещение последовательности новых жилых и служебных помещений на средней и нижней палубе.

В целях экономии было решено отказаться от четырех бортовых 450 мм подводных торпедных аппаратов и соответственно их боезапаса. С целью точности и увеличения дальности прицельной стрельбы главным калибром были оборудованы высотные, вращающиеся в горизонтальной плоскости, командно-дальномерные посты, закрытого типа расположенные на верхних основаниях конструктивно усиленных носовой и кормовой надстроек.

Любой командно-дальномерный пост был оборудован: оптическим дальномером с базой 6 метров и оптическим визиром центральной наводки, включёнными в состав совокупности управления артиллерийским огнём Гейслера. Предельный угол наведения орудий главного калибра по вертикали был увеличен до 40°, наряду с этим была произведена доработка орудийных амбразур, в их верхних контурах, что разрешило расширить дальность стрельбы главным калибром до 162 кб.

Шестнадцать 120/50 мм орудий Виккерса противоминной артиллерии было решено заменить шестнадцатью новыми 130/55 мм орудиями Обуховского завода на станке с гидропневматическим накатником. По указанию Морской техкомиссии, в целях ускорения разработки конструкторской документации, чертёжники и инженеры Адмиралтейского завода трудились совместно с сотрудниками технического бюро Русского судостроительного общества, производя вместе с ними рабочие чертежи сходу на все четыре корабля.

В апреле и мае 1909 года чертежи, среди них и теоретический проект, разглядели и утвердили эксперты Морской техкомиссии, а в мае 1909 года морской министр решил о незамедлительном начале строительства первых русских дредноутов. Все четыре линейных корабля были заложены за одни сутки 3июня 1909 года. Севастополь и Петропавловск были заложены на Адмиралтейском заводе, в то время как Императрица Екатерина Великая и Императрица Мария на заводе Русского судостроительного общества.

Примерная расчётная цена постройки оценивалась Морским министерством в 39 миллионов за один корабль, а также 8 миллионов за боеприпасы и запасные орудия. Постройку намечалось осуществить в течение 38 месяцев, завершив ее в августе 1912 года. Но изначально работы производились медленнее ожидаемого. Стапельный период строительства практически начался в сентябре-октябре 1909 года и растянулся практически на два года, в следствии чего срок вступления дредноутов в строй был перенесен на 1914 год.

Обстоятельство заключалась в недостаточных количествах финансирования, повлекших за собой запоздалые заключения соглашений на поставку механизмов, брони, оружия, оборудования, что не имело возможности позднее не сказаться и на сроках исполнения достроечных работ. В августе 1911 года на Черном море был произведен отстрел встроенного в «исключенное судно № 4» (бывшей броненосец «Чесма») умелого отсека, воображавшего собой фрагмент корпуса и боевую рубку новых линейных кораблей.

В следствии совершённых стрельб бронирование линкоров типа «Севастополь» было признано очень не сильный. Стало известно, что 305 мм фугасные боеприпасы пробивают основной пояс с дистанции до 65 кб при курсовых углах более 60°; бронебойные боеприпасы пробивали основной пояс на дистанции впредь до 130 кб. Верхний пояс пробивается фугасными боеприпасами с дистанции 83 кб, верхняя палуба пробивается на всех расстояниях настоящего боя.

Проводившиеся подрывы умелого отсека 120 кг зарядами продемонстрировали полную невозможность защитить корпуса от действия подводных взрывов продольными бортовыми переборками. Исходя из этого, Морской технической рабочей группой в конструкцию дредноутов был внесен последовательность трансформаций.

В целях усиления подводной защиты, были введены блистеры конструкции Балтийского завода, воображающие собой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12 до 132 шп., нижняя часть которой складывалась из пространств и камер расширения между бортом корабля и внутренней переборкой, заполняемого горючим либо водой и поделённых глухими поперечными переборками. В следствии, площадь миделевого сечения корпуса возросла, а водоизмещение увеличилось до 25290/30205 т, наряду с этим ожидаемое повышение гидродинамического сопротивления корпуса планировалось компенсировать повышением мощности основной энергетической установки за счёт форсировки котлов на нефтяном отоплении помещения и обеспечения тем самым, прошлого значения скорости полного хода.

Была произведена замена 25 мм настила средней палубы между 27 и 125 шп. на 75 мм, с 75 мм до 125 мм была усилена защита крыши башен главного калибра. Башенные установки главного калибра были оборудованы независимыми дальномерными постами закрытого типа. Устройства управления были перенесены с корпусных конструкций на особые стойки потому, что, от сотрясений корпуса при попадания снарядов они рассогласовывались либо по большому счету срывались с места.

Предусмотренные к установке в соответствии с проектом, малокалиберные орудия заменили на восемь новых 76,2/30 мм зенитных орудий Лендера. На протяжении Первой Мировой 1914-1918 гг. при проведении плановых ремонтов все четыре линейных крейсера подверглись модернизации. На протяжении модернизации были поменяны обводы носовой надводной части корпуса, на 3-й башне главного калибра разместили пневматическую катапульту для запуска летающей лодки Григоровича М-5, а на грот мачте смонтировали универсальную грузовую стрелу с громадным вылетом, соответственно число зенитных орудий Лендера сократилось до шести, линейный крейсер так же приобретал параван охранители.

Легкий крейсер типа «Светлана»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из восьми заложенных судов два предназначались для Балтфлота, два для Черноморского флота и два для Тихоокеанского флота.

Водоизмещение (стандартное/полное): 7600/8200 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 166.7 метра, ширина 15.7 метра, осадка 6.1 метра. Силовая установка: паротурбинная, 4 паровых турбины Парсонс, 14 водотрубных котлов совокупности Ярроу в 7 котельных отделениях, мощность 55 000 л.с., число гребных валов 4, мощность турбинных динамо-машины 2х125 кВт; мощность запасных дизель-генераторов 2х75 кВт. Скорость (полная/экономическая): 29,5/14 узлов. Дальность плавания (29,5/14 узловым ходом): 850/3350 миль.

Экипаж 640 человек. Бронирование: основной броневой пояс 75 мм, верхний броневой пояс 25 мм, верхняя палуба 20 мм, нижняя палуба 25 мм, броневой траверз 50 мм, казематы 25 мм, защита 130 мм орудий 25 мм, элеваторы 25 мм, кожухи дымовых труб 20 мм, боевая рубка 75 – 50 мм. Оружие: 15х1 130/55 мм орудий, 9х1 76.2/30 мм зенитных орудий совокупности Лендера, 2х3 457-мм торпедных аппарата, 100 мин заграждения.

Выстроено 8 единиц: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Громобой», «Российская Федерация», «Варяг», «Светлана», «Боярин», «Паллада».

Принятая в 1907 году судостроительная программа на 1909-1919 гг. предусматривала постройку восьми легких крейсеров, по два для Балтийского и Черноморского флотов и четырех для Тихоокеанского флота. Проектирование крейсеров велось на конкурсной базе.

Из-за необходимости скорейшей постройки судов данного класса в декабре 1908 года Морским министерством в лице Главного управления кораблестроения было издано постановление о проведении интернационального конкурса на разработку проекта броненосного (с 1909 года легкого) крейсера. В осеннюю пору 1909 года по окончании неоднократных трансформаций технических требований, их рассмотрений и доработок проектов лучшими были признаны проекты Путиловского завода и Русско-Балтийского судостроительного завода в Ревеле.

Им и поручили создать совместный проект. По окончании его утверждения с рядом трансформаций в спецификации в январе 1910 года любой завод строитель приступил к детальной разработке чертежей. При трансформации спецификации громаднейшим трансформациям подверглась вооружение и механическая часть.

Все четырнадцать котлов крейсера были переведены на жидкое горючее, что разрешило ликвидировать каналы и угольные ямы для подачи угля, к котлам со смешанным отоплением высвободив количества в корпуса для размещения последовательности помещений разного назначения. Были исключены расположенные в средней части корабля, ниже ватерлинии два подводных траверсных торпедных аппарата.

Вместо них на крейсера установили по два новых трехтрубных торпедных аппарата калибра 457 мм установленных побортно на верхней палубе в особых спонсонах. Четыре 63 мм зенитных пушки и 4 пулемета Максима были заменены семью новыми 76,2/30 мм зенитными орудиями Лендера.

Для точности стрельбы и увеличения дальности главным калибром крейсер был оборудован высотными, вращающимися в горизонтальной плоскости, командно-дальномерными постами, закрытого типа расположенными на верхнем основании конструктивно усиленных носовой и кормовой рубки по конструкции подобные тем, что были установлены на линейных крейсерах типа «Севастополь». Предельный угол наведения орудий главного калибра по вертикали был увеличен до 40°.

Строительство крейсеров поручили отечественным фабрикам, два корабля заказали Путиловскому и Ревельскому фабрикам (для Балтийского и Тихоокеанского флотов) и два фабрикам «Руссуд» и «Наваль» в Николаеве (для Черноморского и Тихоокеанского флотов). Техническое содействие в разработке энергоустановок оказывали Германии и фирмы Англии. Закладка всех восьми крейсеров, по два в Санкт-Петербурге и Ревеле и четырех в Николаеве была произведена в осеннюю пору 1910 года.

Контрактная цена корабля без вооружения и брони составила 8 млн. 300 тыс. рублей. На протяжении Первой Мировой 1914-1918 гг. при проведении плановых ремонтов все четыре линейных крейсера подверглись модернизации.

На протяжении модернизации обводы носовой надводной части корпуса, между грот-мачтой и третей дымовой трубой разместили пневмокатапульту для запуска летающей лодки Григоровича М-5, а на грот мачте смонтировали универсальную грузовую стрелу с громадным вылетом и оборудовали крейсер параван охранителями.

Эскадренный миноносец типа «Новик»

Выстроен на средства собранные Особенным комитетом по усилению армейского флота на необязательные пожертвования.

Водоизмещение (стандартное/полное): 1280/1360 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 102.43 метра, ширина 9.53 метра, осадка 3.53 метра Силовая установка: паротурбинная, 3 паровых Вулкан и-турбины, 6 водотрубных котла совокупности Ярроу-Вулкан в 3 котельных отделениях, мощность 42 000 л.с., число гребных валов 3, мощность турбинных динамо-машины по 20 кВт; мощность запасных дизель-генераторов по 3 кВт. Скорость (полная/экономическая): 36/21 узлов. Дальность плавания (36/21 узловым ходом): 740/1800 миль. Экипаж 168 человек.

Оружие: 4х1 102/60 мм орудия, 4 ? 7,62-мм тумбовые установки пулемёта совокупности Максим, 3х3 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Радиотелеграф 1 станция мощностью 4 кВт, дальность 200 миль. Всего выстроено: 1 единица.

Опыт прошедшей войны продемонстрировал возросшую роль эскадренных миноносцев, каковые обширно употреблялись обеими воюющими сторонами и зарекомендовали себя как универсальные суда, каковые проводили торпедные атаки, несли разведовательно-дозорную работу, осуществляли минные постановки и осуществляли помощь сухопутных армий. На протяжении войны на средства собранные С были заказаны 18 минных крейсеров, каковые являлись увеличенной версией стандартных 350 тонных миноносцев, составлявших базу минных сил.

Не смотря на то, что минные крейсера были более идеальными судами с увеличенным водоизмещением, улучшенной усиленным вооружением и мореходностью, они однако не могли полностью делать задачи по сопровождению больших судов при любом состоянии моря. В итоге по окончании всех денежных расчётов с фабриками у «Особенного комитета» были нереализованными более 2 млн. рублей, каковые было решено израсходовать на постройку корабля, в котором полностью был бы учтён опыт войны.

В декабре 1905 г. «Особенный комитет» инициировал проведение Морским техническим комитетом заседания по вопросу развития минных сил результатом, которого стало создание летом 1907 г. Морским главным штабом техкомиссии по выработке оперативно-тактического задания на проектирование перспективного 36-узлового паротурбинного минного крейсера, выяснив его в качестве многоцелевого минно-торпедно-артиллерийского корабля, предназначенного для разведки, постановки минных заграждений в открытом море и крейсерских набеговых операций. В феврале 1908 г. они были созданы под управлением А.Н.

Крылова, И.Г. Бубнова и Г. Ф. Шлезингера по окончании чего они были направлены «Особенным комитетом» последовательности судостроительных фабрик прося сказать о стоимости и сроках постройки аналогичного корабля, но фабрики отказались заниматься данной проблемой без гарантии получения заказа на постройку. Вследствие этого в середине 1909 года было решено заявить интернациональный конкурс на проектирование «миноносца 36-узловой скорости» с правом предоставления заводу-победителю для того чтобы заказа.

В итоге победителем в январе 1909 г был признан проект Путиловского завода, созданный под управлением инженеров Д.Д. Дубицкого и Б.О. Василевского.

Ответ о передачи заказа на постройку Обществу Путиловских фабрик было утверждено на неспециализированном собрании «Особенного комитета» в июле 1909 г, тогда же представителями комитета и завода был подписан соглашение. Рабочее проектирование осуществлялось в течении 1909 года, Путиловским заводом совместно с германской компанией «Вулкан», которая обязалась спроектировать, изготовить и установить на корабль замечательную и компактную трёхвальную котлотурбинную установку.

Корабль был заложен в в мае 1910 года на на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге через год его спустили на воду, а в мае 1912 года эсминец вступил в кампанию. В начале 1914 года эсминец прошёл ремонт и модернизацию на северной судостроительной верфи на протяжении, которых было полностью заменено торпедное оружие: четвертый торпедный аппарат был демонтирован, а оставшиеся три заменены на трёхтрубные, в которых были устранены главные недочёты двухтрубного. В осеннюю пору 1916 года эсминец затонул по окончании подрыва на мине в Копорском заливе.

Эскадренный миноносец типа «Наглый»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг.. Из тридцати шести заложенных судов двенадцать предназначались для Балтфлота, двенадцать для Черноморского флота и двенадцать для Тихоокеанского флота. Позднее в 1917 было заложено еще четыре корабля этого типа для Флотилии Северного океана.

Строились по переработанному проекту эскадренного миноносца «Новик».

Водоизмещение (стандартное/полное): 1260/1340 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 98 метров, ширина 9.3 метра, осадка 2.89 метра Силовая установка: паротурбинная, 2 паровых турбины Парсонс, 4 водотрубных котла совокупности Ярроу в 4 котельных отделениях, мощность 30 000 л.с., число гребных валов 2, мощность турбинных динамо-машины по 20 кВт; мощность запасных дизель-генераторов по 3 кВт. Скорость (полная/экономическая): 35/21 узлов. Дальность плавания (35/21 узловым ходом): 560/1680 миль.

Экипаж 150 человек. Оружие: 4х1 102/60 мм орудия, 4 ? 7,62-мм тумбовые установки пулемёта совокупности Максимна данный момент;, 3х3 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Радиотелеграф 1 станция мощностью 4 кВт, дальность 200 миль.

Всего заложено 36 единиц.

По окончании окончания опробований эскадренного миноносца «Новик» в 1911 году Морской генштаб предполагал выстроить 36 турбинных эскадренных миноносцев 35 узловой скорости. За базу был забран проект эскадренного миноносца «Новик» с некоторыми трансформациями в спецификации направленными на устранение недочётов распознанных в ходе его опробований, конечно исходя из необходимости скорейшей бюджетных ограничений и постройки.

По окончании детальной проработки проекта эсминца удалось уменьшить его водоизмещение на 20 т, а длину сократить на 4 метра. улучшение и Облегчение корпуса его обводов, конечно ограничение проектной скорости хода 35 узлами (вместо 36 узлов на прототипе) разрешило уменьшить мощность основной энергетической установки, мощность турбин была снижена практически на 5000 л.с., что разрешило сократить число турбин до двух, соответственно число котлов сократилось до четырех, а гребных валов до двух и покинуть 3 дымовые трубы.

Любой из паровых котлов разместили в отдельном котельном отделении, паровые турбины взяли блокировку маневровых клапанов, что повысило их надежность при эксплуатации, были внедрены турбинные приводы запасных механизмов и улучшено электрооборудование. Благодаря опыту, взятому на протяжении опробований эсминца Новик носовой мостик оборудовали вторым компасом, на каждом из судов показался лазарет, а на фок-мачте пост для наблюдателя.

Число торпедных аппаратов сократили до трех, наряду с этим двухтрубные торпедные аппараты были заменены новыми трёхтрубными, в которых были устранены главные недочёты предшественника. Цена одного эскадренного миноносца типа «Наглый» определялась в 2 млн. рублей. На протяжении Первой Мировой 1914-1918 гг. при проведении плановых ремонтов все четыре линейных крейсера подверглись модернизации.

На протяжении модернизации были поменяны обводы носовой надводной части корпуса, а орудия главного калибра взяли щитовое прикрытие.

Миноносцы типа «Ураган»

Заказаны Морским ведомством в рамках программы усиленного кораблестроения на 1910-1920 гг. Из сорока четырех заложенных судов двенадцать предназначались для Балтфлота, двенадцать для Черноморского флота, двенадцать для Тихоокеанского флота и двенадцать для созданной в 1913 году Флотилии Северного океана. Строились по проекту Путиловского завода созданного на базе проекта эскадренного миноносца «Наглый».

Водоизмещение (полное): 610 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 71.5 метров, ширина 7.4 метра, осадка 2.3 метра Силовая установка: паротурбинная, 2 паровых турбины Парсонс, 2 водотрубных котла совокупности Ярроу в 2 котельных отделениях, мощность 10000 л.с., число гребных валов 2, мощность турбинных динамо-машин по 20 кВт; мощность запасных дизель-генераторов по 3 кВт. Скорость (полная/экономическая): 29/14 узлов. Дальность плавания (29/14 узловым ходом): 570/982 миль.

Экипаж 98 человек. Оружие: 2х1 102/60 мм орудия, 4 ? 7,62-мм тумбовые установки пулемёта совокупности Максим, 1х3 457-мм торпедных аппарата, 20 мин заграждения. Радиотелеграф 1 станция мощностью 4 кВт, дальность 200 миль.

Всего заложено 44 единиц.

Кораблестроительная программа 1909-1919 гг. разрешила скоро создать достаточно замечательное ядро флота и приступить к интенсивному обучению личного состава флота, одновременно с этим стало ясно, что она не имеет возможности полностью обеспечить потребность флота в современных кораблях и судах многих классов исходя из этого, не ждя ее полного завершения, Морской генштаб в октябре 1910 года представил на рассмотрение императора Николая II проект программы усиленного кораблестроения на 1910-1920 года, что по окончании согласований и ряда дополнений был высочайше утвержден в декабре 1910 года. В рамках данной программы предусматривалось строительство громадной серии турбинных миноносцев малого водоизмещения призванных решать широкий круг задач в прибрежной территории вместе с новыми эскадренными миноносцами типа «Новик», дефицит которых они должны были восполнить.

Первоначально данной программой предусматривалось строительство дополнительной серии эскадренных миноносцев типа «Наглый» для Балтийского и Черноморского флотов, но в силу ограниченных денежных возможностей было решено отказаться от строительства полноразмерных эскадренных миноносцев в пользу миноносцев малого водоизмещения, цена постройки которых была значительно ниже к тому же таковой корабль больше доходил для действий в прибрежной территории и на минно-артиллерийской позиции. В будущем было решено строить эти суда для Тихоокеанского флота и созданной в 1913 году Флотилии Северного океана (с 1919 года Северный флот), расширился и круг решаемых этими судами задач.

В декабре 1909 г. Морским главным штабом было решено заявить конкурс на проектирование «паротурбинного миноносца предназначенного для действий в прибрежной территории», по итогам которого победителем в январе 1910 г был признан проект Путиловского завода созданный на базе проекта эскадренного миноносца типа «Наглый». В соответствии с замыслам строительства флота на 1910-1919 гг. миноносцы для Балтфлота строились на судоверфи фирмы и Путиловском заводе «Ланге и сын» в Риге, для Черноморского флота на заводе «Наваль», для Тихоокеанского флота на заводе «Руссуд», для Флотилии Северного океана на стапелях Сандвикского корабельного дока в Гельсингфорсе и завода Крейтона в Або.

По архитектуре эти суда представляли собой обычные миноносцы имеющие корпус, с острыми обводами поделённый поперечными переборками на 14 влагонепроницаемых отсеков, полубаком и постоянной на всей протяженности основной палубой, продольно-поперечной совокупностью комплекта корпуса, наличием двойного дна под машинным и котельным отделениями, одноярусной надстройкой, двумя мачтами, двумя силуэтом и дымовыми трубами напоминавшие уменьшенные и укороченные эсминцы типа «Наглый». Суда имели двухвальную основную энергетическую установку с эшелонным размещением котлов и агрегатов основных механизмов в четырех влагонепроницаемых отсеках с побортной вспомогательным главного котлом и прокладкой паропровода снабжающим паром судовые механизмы и расположенным в носовом котельном отделении у левого борта.

Дымоходы котлов выходили любой в собственную трубу, дымоход запасного котла выводился в носовую трубу. Воздушное пространство в котельное отделение нагнетался двумя турбовентиляторами. Запас горючего размещался в днищевых цистернах. На протяжении Первой Мировой 1914-1918 гг. при проведении плановых ремонтов миноносцы довоенной постройки подвергались модернизации, а новые суда строились по откорректированному проекту.

На протяжении модернизации были поменяны обводы носовой надводной части корпуса, а орудия главного калибра взяли щитовое прикрытие.

Подлодка типа «Барс»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из 36 заложенных судов 18 предназначались для Балтфлота, 18 для Черноморского флота и 18 для Тихоокеанского флота. По шесть лодок из заказанных для Балтийского и Черноморского флота в ходе достройки переоборудовали в минные заградители.

В будущем еще шесть субмарин этого проекта заказаны для Флотилии Северного океана.

Водоизмещение (надводное/подводное): 670/780 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 67.97 метров, ширина 4.27 метра, осадка 4.11 метра. Силовая установка: дизель-электрическая, двигатели надводного хода дизели 2 х 250 л.с., двигатели подводного хода электромоторы 2×450 л.с., число гребных валов 2, число групп аккумуляторных батарей и число элементов в группе 2 х 120, мощность запасных дизель-генераторов 40 л.с..

Скорость (надводная/подводная): 9,4/8,2 узла. Дальность плавания (в надводном положении при скорости хода 9,4 узла/в подводном положении при скорости хода 4,8 узла): 2380/111 миль. Время погружения 2 мин. 32 сек. Глубина погружения (рабочая/предельная): 50/100 метров.

Время постоянного нахождения под водой 30 ч. Автономность 14 сут. Экипаж: 31 человек. Оружие: торпедное: 4 трубчатых 457-мм торпедных аппарата; артиллерийское: 1х102/60 мм орудие и 1 х 1 7.62-мм пулемет.

Всего выстроено 40 единиц.

По окончании окончания опробований подлодки «Акула» в 1908 году Морской генштаб предполагал выстроить 40 мореходных подводных лодок водоизмещением 600-650 тысячь киллограм. О грядущем постройке были извещены Балтийский и Невский фабрики. Балтийский завод представил два проекта подводных лодок водоизмещением 630 т («Морж») и 650 т («Барс») по проекту И.Г. Бубнова. Невский завод внес предложение строить подводные лодки по проекту Голланда («Нарвал» — проект Голанда №31А).

В соответствии с ответу Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей бюджетных ограничений и постройки, «лучшим» был признан проект Балтийского завода водоизмещением 650 т с некоторыми трансформациями в спецификации. Трансформации в спецификации, предложенные Морским Главным Штабом, были приняты на совещании Технического совета Главного Управления Кораблестроения в марте 1909 года.

Трансформации включали замену изначально предусмотренных проектом дизелей производства завода Нобель мощностью по 1320 л.с. дизелями производства Коломенского завода мощностью по 250 л.с. и отказ от приспособлений для реверсирования дизелей. Замена дизелей стала причиной понижению скорости полного надводного и подводного хода и к повышению времени зарядки аккумуляторных батарей, но наряду с этим существенно увеличилась надёжность и дальность плавания.

Требование об оборудовании лодки прочными влагонепроницаемыми переборками не было поддержано ни проектантами, вычислявшими, что установка переборок весом по 10 тысячь киллограм сорвет сроки постройки, поднимет водоизмещение и цену, ни офицерами подводниками, согласно точки зрения которых установка переборок помешает организации управления подлодкой. Но по окончании смерти в конце 1909 года подлодки «Окунь» со всем личным составом Морской технический комитет выступил с инициативой доработки проекта лодок типа «Барс» с целью увеличения их живучести, это стало причиной тому, что в прочном корпусе лодки были установлены две плоские влагонепроницаемые переборки, подразделявшие лодку на три отсека.

Установили электрические приводы носовых и кормовых горизонтальных рулей, посты управления которыми перенесли в центральный пост, и перископов. Было установлено четыре центробежных насоса вместо двух, поменяна совокупность отвода воздуха от вентиляционных клапанов цистерн главного балласта, число которых увеличили до трех, а диаметр кингстона увеличили до 254 мм, была увеличена прочность палубных цистерн, конечно более качественные помпы совокупности Клингера производительностью 35 м3/час.

Это разрешило расширить скорость погружения. Было решено применить совокупность парового отопления и оклеить внутреннюю поверхность корпуса пробкой, установить новый мостик закрытого типа и отказаться от иллюминаторов в боевой рубке, установить противоминные отводы и боковые кили на горизонтальных рулях, древесные подушки для лежания на грунте, тяжелые подводные якоря и ограничится установкой одного аварийно-сигнального буя место двух предусмотренных проектом.

Рамочные торпедные аппараты совокупности Джевецкого, продемонстрировавшие собственную ненадежность, исключили из проекта, как и ниши для них. В виду того что торпедное оружие лодки было значительно ослаблено в состав оружия лодки была включена артиллерия, Морской министр утвердил ответ об установке на каждой подводной лодке типа «Барс» 1х102/60 мм тумбовой установки и орудия 1 х 7,62-мм пулемета Максима.

Начиная с подлодки «Волк» на подводных лодках типа «Барс» для обеспечения зарядки аккумуляторных батарей на перископной глубине осуществлялось удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до отметки тумб перископов; на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей, но из-за малого сечения приемной трубы воздуха хватало для работы лишь одного дизеля. На протяжении плановых ремонтов аналогичной конструкцией были дооборудованы и все ранее выстроенные лодки.

Начиная с 1916 г. на все подводные лодки типа «Барс» начали устанавливать устройства подводной сигнализации совокупности Фессендена и радиостанцию мощностью 5 кВт. Проект «подлодки водоизмещением 650 т» был полностью утвержден в мае, а строительство началось в июне 1910 г. Цена одной подлодки типа «Барс» оценивалась в 1 млн. 900 тыс. руб. (без торпед).

К постройке новых подводных лодок были привлечены Балтийский завод, Невский завод, Общество Николаевских верфей и заводов, конечно еще молодые отделение Балтийского завода в Николаеве и Судостроительное АО Ноблесснер.

Подлодка (подводный минный заградитель) типа Ерш

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. в числе 18 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского и Черноморского флота. Подводные лодки типа «Ёрш» (не смотря на то, что они и строились как подводные лодки типа «Барс», имели важные конструктивные отличия, по которым их возможно отнести к отдельному типу подводных лодок, с другим вооружением и назначением) переоборудованы из начатых постройкой подводных лодок типа Барс ввиду потребности Балтийского и Черноморского флотов в подводных минных заградителях.

Водоизмещение (надводное/подводное): 670/780 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 67.97 метров, ширина 4.27 метра, осадка 4.11 метра. Силовая установка: дизель-электрическая, двигатели надводного хода дизели 2 х 250 л.с., двигатели подводного хода электромоторы 2×450 л.с., число гребных валов 2, число групп аккумуляторных батарей и число элементов в группе 2 х 120, мощность запасных дизель-генераторов 40 л.с..

Скорость (надводная/подводная): 9,4/8,2 узла. Дальность плавания (в надводном положении при скорости хода 9,4 узла/в подводном положении при скорости хода 4,8 узла): 2380/111 миль. Время погружения 2 мин. 32 сек. Глубина погружения (рабочая/предельная): 50/100 метров. Время постоянного нахождения под водой 30 ч. Автономность 14 сут.

Экипаж: 33 человека. Оружие: торпедное 2 457-мм торпедных аппарата (носовые), 2 минные трубы с устройством для постановки на 42 мины типа «ПЛ», 1х102/60 мм тумбовая установка и орудие 1 х 1 7.62-мм пулемет. Всего выстроено 12 единиц.

По окончании успешных опробований на Черном море в 1912г., подводного минного заградителя «Краб», исходя из необходимости скорейшей бюджетных ограничений и постройки, было решено переделать в минные заградители подводные лодки типа «Барс», имеющие мельчайшую готовность и не требующие громадных переделок по корпусу с применением совокупности постановки мин, принятой для подводного минного заградителя «Краб». Лодки отличались от прототипа количеством цистерн главного балласта, отсутствием кормовых торпедных аппаратов и наличием в кормовой оконечности труб для мин заграждения.

Размещение совокупности постановки мин потребовало больших переделок в кормовой части легкой надстройки, где от 140 до 218 шп. размещались 42 мины типа ПЛ каковые принимались в перегрузку. Мины перемещались по рельсам посредством червячной передачи, приводимой в перемещение электромотором. Скорость вращения изменялась от 600 до 1000 об/мин в зависимости от скорости хода подлодки, снабжая равномерность сбрасывания мин, масса совокупности (без рельсов и дополнительной массы надстройки) составляла 2.5 т. Совокупность снабжала автоматическую постановку мин типа ПЛ с мельчайшим промежутком 30,5 м при скоростях хода от 4 узлов до полной.

Спасательное судно типа «Волхов»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Предназначался для Балтфлота позднее заложены еще два по одному для Черноморского и Тихоокеанского флотов.

Водоизмещение: 3100 тонны. Размеры: протяженность 96 метра, ширина 18.57 метра, осадка 3.65 метра. Силовая установка: 2 дизеля мощностью по 600 л.с. Дальность плавания: 4000 миль. Экипаж: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза.

Выстроена 1 единица: «Волхов» позднее заложены еще два.

По окончании окончания русско-японской войны 1904-1905 гг. в недрах Морского министерства зародилась мысль создания корабля-спасателя подводных лодок. Ответ о постройке в Российской Федерации аварийно-спасательного судна было принято к 1909 году в комплексе с разработкой проектов субмарин. В качестве прототипа применяли германский катамаран-спасатель Вулкан.

Морской генштаб ухватился за идею и к апрелю 1910 года Морской технический комитет разослал спецификации и технические условия проекта на четыре завода: петербургские Железный, Невский, Путиловский и рижский завод «Ланге и сын». К началу осени того же года все фабрики представили комитету собственные проекты. Проект Путиловского завода был лучшим и в декабре 1910 года ему и был выдан костюм Главного управления кораблестроения на постройку корабля-спасателя подводных лодок.

Заказ был принят к выполнению в январе 1911 года, а в мае с Обществом путиловских фабрик был подписан договор на постройку судна. Утверждение неспециализированных чертежей прошло в октябре, а уже в ноябре началась сборка корпуса судна на стапеле. Спуск «Волхова» на воду прошёл в ноябре 1912 года, а сдаточные опробования начались 1 марта 1913 года.

Приемочный акт был подписан 1 июля 1913 года, а уже 14 июля по окончании сдачи морских необходимых тестов на корабле подняли Андреевский флаг, что означал, что корабль находится в боевом строю дивизии подлодок Балтфлота, где он употреблялся не только как судно спасатель, но и как плавбаза подводных лодок. Для дополнительного снабжения подводных лодок на судне хранились 20 тонн и 50 торпед горючего. Кроме этого на корабле были оборудованы жилые помещения для 60 подводников.

Минные заградители типа «Амур II»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из шести заложенных судов два предназначались для Балтфлота, два для Черноморского флота и два для Тихоокеанского флота.

Водоизмещение: 6189 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 122.3 метра, ширина 15.39 метра, осадка 6.97 метра. Силовая установка: паротурбинная, 2 паровых турбины Парсонс, 14 водотрубных котлов совокупности Ярроу в 7 котельных отделениях, мощность 25 000 л.с., число гребных валов 2, мощность турбинных динамо-машины 2х125 кВт; мощность запасных дизель-генераторов 2х75 кВт. Скорость (полная/экономическая): 22,6/14 узлов.

Дальность плавания (24,5/14 узловым ходом): 670/2300 миль. Оружие: артиллерийское 4×1 130/52 мм и 7х1 76.2 мм зенитных орудия Лендера, 523 мин заграждения примера 1912 года; 1 прожектор 60см. Экипаж 311 человек.

Всего выстроено 6 единиц.

В базе замысла боевых действий русского морского руководства на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском театре лежала мысль боя на минно-артиллерийских позициях, исходя из этого судостроительной программой на 1909-1919 гг. предусматривалось строительство серии быстроходных минных заградителей, каковые должны были заменить устаревшие минные заградители типа «Амур». Предусматривалось что новые минные заградители, действуя у собственного побережья под прикрытием главных сил флота обеспечат своевременную постановку минных заграждений на минно-артиллерийской позиции, тогда как подводные минные заградители будут функционировать у побережья соперника.

Предусматривалось, что кроме собственной главной функции эти суда будут делать функции быстроходных плавбаз и транспортов подводных лодок. В связи с необходимостью скорейшей финансовых ограничений и постройки было решено, что новые минные заградители будут, разрабатывается на базе императорской яхты «Штандарт», имеющей достаточно идеальную хорошую мореходность и конструкцию корпуса, с применением основной энергетической установки легкого крейсера типа «Светлана».

Заказы на постройку короблей был приняты к выполнению в марте 1909 года, а в апреле с заводом акционерного общества Крейтон и К°в Петербурге, судоверфью компании «Ланге и сын» в судоверфи и Риге завода Наваль в Николаеве был подписан договор на постройку шести минных заградителей. Утверждение неспециализированных чертежей прошло в июне, и уже в августе началась сборка корпусов на стапелях.

Спуск головного корабля на воду прошёл в ноябре 1911 года, а сдаточные опробования начались 1 марта 1912 года. Приемочный акт был подписан 1 июля 1912 года, а уже 14 июля по окончании сдачи морских необходимых тестов на корабле подняли Андреевский флаг.

Гиоавиатранспорт типа «Орлица»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из трех заложенных судов один предназначался для Балтфлота, один для Черноморского флота и один для Тихоокеанского флота.

Водоизмещение: 6189 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 122.3 метра, ширина 15.39 метра, осадка 6.97 метра. Силовая установка: паротурбинная, 2 паровых турбины Парсонс, 14 водотрубных котлов совокупности Ярроу в 7 котельных отделениях, мощность 25 000 л.с., число гребных валов 2, мощность турбинных динамо-машины 2х125 кВт; мощность запасных дизель-генераторов 2х75 кВт. Скорость (полная/экономическая): 22,6/14 узлов. Дальность плавания (24,5/14 узловым ходом): 670/2300 миль.

Оружие: артиллерийское 4×1 130/52 мм и 6х1 76.2 мм зенитных орудия Лендера и 6 гидропланов. Экипаж 320 человек. Всего выстроено 3 единицы.

Судостроительной программой на 1909-1919 гг. предусматривалось строительство серии быстроходных гидроавиатранспортов, каковые должны были обеспечить загоризонтную разведку вне видимости корабельных наблюдательных постов, сообщение и корректировку огня корабельной артиллерии главных сил флота в море с помоцью летающих лодок. В связи с необходимостью скорейшей финансовых ограничений и постройки было решено, что новые минные заградители будут, разрабатывается на базе минных заградителей типа «Амур II», так как при их постройке был приобретён опыт признанный успешным.

Заказы на постройку короблей были приняты к выполнению в марте 1912 года, с судостроительными фабриками ранее строившими минные заградители типа «Амур II». В средней и задней части корпуса установили достаточно просторный постоянный ангар с совокупностью транспортировки расчитанный на 6 гидропланов М-1 конструкции Григоровича.

В глубине корпуса разместили емкости для хранения горючесмазочных материалов для гидропланов, часть внутрених помещений была переоборудована под мастерские авиагруппы и жилые помецения для летно-подьемного и инжинерно-технического персонала авиагруппы. Для спуска и подъёма гидросамолётов были установлены электрические лебедки и две поворотных грузовых стрелы размещенных в кормовой части корпуса. На протяжении Первой Мировой 1914-1918 гг. при проведении плановых ремонтов гидроавианосцы довоенной постройки подвергались модернизации, на протяжении модернизации грузовая стрела правого борта демонтировалась и на ее местн устанавливалась поворотная пневматическая катапульта что разрешала запускать самолеты не спуская их на воду.

Тральщик типа «Минреп»

Заказаны Морским ведомством в рамках судостроительной программы на 1909-1919 гг. Из тридцати шести заложенных судов двенадцать предназначались для Балтфлота, двенадцать для Черноморского флота и двенадцать для Тихоокеанского флота. В будущем было заложено еще по двенадцать судов данного типа для каждого из флотов и шесть судов для Флотилии Северного океана.

Водоизмещение: 137 тысячь киллограм. Размеры: протяженность 45.1 метра, ширина 6.1 метра, осадка 1.9 метра. Силовая установка: дизельная, 2 дизельных двигателя по 250 л.с. число гребных валов 2, мощность турбинных динамо-машины по 20 кВт; мощность запасных дизель-генераторов по 3 кВт. Скорость (полная/экономическая): 11/8 узлов. Дальность плавания (8 узловым ходом): 810 миль.

Оружие: артиллерийское 1×1 76.2 мм зенитных орудия Лендера, 1х1 тумбовая установка 7.62 мм пулемета «Максим»; противоминное: трал Шульца; анкерный трал Шестранда; змейковый трал (по др. д. имелся щитовой трал Сомова); 1 прожектор 60см. Экипаж 30 человек. Всего выстроено 36 единицы, позднее заложено еще 42 корабля данного типа.

Русско-японская война дала последовательность уроков, существенно повлиявших на развитие судостроения, одним из результатов этих уроков стало создание противоминных судов особой постройки — тральщиков. Работы по созданию особого судна, предназначенного для противодействия минам , начались в 1907 г. по окончании принятия ответа об организации на учреждении бригад и флотах траления в Морском ведомстве нового подразделения части мин заграждения и тралов.

В этом же год

Курсом в море. FMvideostudio.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: