Альтернативные варианты бмд-3

      Комментарии к записи Альтернативные варианты бмд-3 отключены

Глубокоуважаемые сотрудники! Без оглядки на то, что уже давно с огромным наслаждением для себя открыл этот сайт и систематично с огромным интересом просматриваю статьи вторых авторов, а недавно кроме того подключился к их дискуссии, однако сам ни при каких обстоятельствах не выкладывал собственные альтернативы. И вот толчком послужила публикация первой части статьи об истории создания БМД-3 из издания Техника и оружие.

Эта статья в свое время побудила меня проработать собственный вариант выхода из ситуации с перегрузкой новой БМД. Но до сегодняшнего вечера моя альтернатива лежала под сукном… В общем, воображаю вашему вниманию собственный детище (в начальном варианте, исходя из этого с вынужденным объемным цитированием вышеупомянутой статьи из ТиВ).

На ваш суд — моя первая проба пера

Другая военная техника для ВДВ

История данной альтернативы началась с прочтения статьи Ю. Бражникова, С. Федосеева, М. Павлова, И. Павлова «Военная машина десанта, третья», размещённой в издании «Техника и оружие» №№ 5 – 7 за 2012 год. Приношу собственные извинения за очень объемное цитирование, но в целях верного понимания сути случившегося оно нужно.

Итак, первые «тревожные звоночки» зазвенели еще на рубеже 1970-х – 1980-х годов, в то время, когда вид перспективных боевых автомобилей еще только-только прорисовывался на бумаге: «Главнокомандующий представителей и Ряд Миноборонпрома Сухопутными армиями В.И. Петров конкретно выступили против создания новой БМД, но самая жёсткую позицию в этом вопросе занял глава ГБТУ Ю.М. Потапов.

Юрий Михайлович в свое время служил в ВДВ впредь до должности начальника 106-й вдд и, по всей видимости, думал, что не хуже руководства ВДВ разбирается в том, какой быть перспективной технике. Основных противоречий было два. Первое – нереально сделать новую БМД с требуемыми чертями при боевой массе не более 12,5 т. Значит, нужно сразу же ориентироваться на машину массой 18 т, но такая БМП уже разрабатывается в рамках ОКР «Басня-2».

Второе – в случае если новая БМД по боевой массе уложится в 12,5 т, то из расчета загрузки в один самолет Ил-76М три БМД массой 12,5 т по боевой эффективности будут уступать двум БМД массой 18 т с более замечательным комплексом оружия.

Для принятия объективного ответа по этим спорным вопросам Военно-промышленная рабочая группа (ВПК) при Совете Министров СССР поручила ВгТЗ и КМЗ безотлагательно подготовить технические предложения по БМД массой не более 12,5 т с учетом сказанных выше ТТТ, а группе НИУ Минобороны, включающей 46 ЦНИИ, 38 НИИИ БТВТ, 3 ЦНИИ, Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию БТВ им.

Малиновского Р.Я., – совершить тактико-технико-экономическую оценку частей и эффективности подразделений ВДВ, вооруженных военными машинами массой 12,5 т и 18 т, при применении однообразного костюма самолетов военно-транспортной авиации».

Но промышленность оптимистично заверила, что опасения генералов напрасны и никаких неприятностей не предвидится: «Представленное ВгТЗ техническое предложение подтвердило возможность получения боевой массы не более 12,5 т при исполнении всех заданных требований. Техническое предложение КМЗ воображало собой, по сути, укороченную БМП-2 с боевой массой 12,8 т со металлическим бронекорпусом. При применения бронекорпуса из алюминиевых сплавов курганцы подтверждали возможность изготовления БМД с боевой массой 12,5 т.

Тактико-технико-экономические оценки, выполненные армейскими НИУ, конкретно продемонстрировали превосходство частей и подразделений ВДВ, вооруженных БМД с боевой массой 12,5 т, если сравнивать с частями и подразделениями ВДВ, вооруженных БМД с боевой массой 18 т, при применении однообразного костюма военно-транспортных самолетов.

Так, главные проблемные вопросы были сняты с повестки дня, не смотря на то, что ведущие оппоненты В.И. Петров и Ю.М. Потапов остались при собственном мнении».

Так или иначе, но по окончании упорной борьбы руководство ВДВ и управление Минсельхозмаша преодолели сопротивление ГБТУ и «продавили» на самом верху (оборонный отдел ЦК КПСС, ВПК при Совмине др и СССР.) разрешение на исполнение Волгоградским тракторным заводом (ВгТЗ) ОКР «Бахча», из-за которой и была создана военная машина десанта «Объект 950» (в последующем – БМД-3).

Но, как выяснилось, не зря В.И. Петров и Ю.М. Потапов «остались при собственном мнении».

Ведущие оппоненты потому и были ведущими, что замечательно разбирались в реалиях собственных областей ответственности. Чуда не случилось, и промышленность в заданные ограничения массы не уложилась: «При взвешивании собранных автомобилей было обнаружено, что они на 190 – 290 кг превышают заданную ТТЗ боевую массу (не более 12,5 т в серийном производстве)». И если бы обращение шла о технике Сухопутных армий, то сотня-вторая лишних килограммов боевой массы ничего принципиально не решала.

Но это была техника для ВДВ и грузоподъемность самолетов военно-транспортной авиации на нее накладывала весьма твёрдые ограничения. Желание лучше «уложить» новую БМД в существующую оргштатную структуру ВДВ и повысить полная боевая готовность сразу после приземления потребовало обеспечить десантирование из самолета Ил-76М парашютным методом трех БМД с заправкой и боекомплектом ГСМ, и с полным боевым расчетом, размещенным в автомобили.

Небезынтересно подчернуть, что превышение требований ТТЗ по массе сопровождалось невыполнением требований ТТЗ по защищенности: «В отношении бронестойкости корпуса стало известно, что обеспечить надежную защиту от 12,7-мм пуль не удается по стойкости сварных соединений страниц алюминиевой брони. По стойкости к взрывам требования ТТЗ кроме этого не были выполнены: давление затекающей взрывной волны при подрыве под машиной заряда ВВ массой 2,5 кг превысило допустимые 0,35 кг/см2, гусеница разрывалась при подрыве под ней заряда 0,3 кг».

Но всё это – цветочки, а ягодки начались позднее, в то время, когда началась борьба с превышением массы. Способы данной «борьбы» (на всякий случай уточню: борьбы с превышением боевой массы БМД если сравнивать с требованиями к БМД, предъявленными в ТТЗ на БМД) были, по крайней мере, лично для меня, легко шокирующими: «В ходе изготовления трех опытных образцов для национальных опробований было внедрено большое количество усовершенствований, направленных на увеличение надежности БМД с повышением массы.

Боевая масса умелой БМД «Объект 950» приблизилась к 12,9 т, и никакие ранее заявленные мероприятия по понижению массы уже не решали данной неприятности (основной конструктор А.В. Шабалин установил премирование конструкторов за уменьшение массы кроме того на 0,5 кг). Выход нашли в повышении грузоподъемности самолетов Ил-76М и Ил-76МД на 1200 кг за счет соответствующего сокращения массы горючего на борту. Так, стало возмможно «узаконить» повышение боевой массы БМД «Объект 950» до 12,9 т».

Глубокоуважаемые читатели, вы прониклись глубиной мысли конструкторов военной техники, решающих неприятности с ее, военной техники, весом понижением заправки самолета, транспортирующего сию военную технику? Фильм «Войны Пентагона» никому не напоминает?

Но это – полбеды, потому что это – опытные образцы БМД. Серийные же образцы имеют свойство различаться от умелых качеством выполнения, причём не в лучшую сторону: «В ходе изготовления установочной партии БМД-3 на отдельных автомобилях было зафиксировано превышение боевой массы над установленным значением 12,9 т. Главной причиной стало наличие громадных плюсовых допусков на изготовление броневых страниц из алюминиевых сплавов, применяемых в корпусе БМД-3.

Уже в ноябре 1991 г. было утверждено повышение большой боевой массы автомобили до 13,2 т, что повлекло за собой рост массы десантируемого моногруза с 14,4 до 14,7 т и потребовало оформить общее рещение по повышению грузоподъемности самолетов Ил-76М и Ил-76МД еще на 900 кг за счет исключения из самолетов части возимого ЗИП и эксплуатационной документации. В сокращенный ЗИП вошли, а также, контейнеры постановки фальшивых тепловых целей АПП-50, бортовые средства обслуживания на стоянке и второе оборудование, а это снижало возможности самолета по преодолению ПВО соперника и не разрешало обслуживать его на внебазовом аэропорте.

Потому, что средства ПБС-950 не разрешали десантировать БМД-3 массой более 12,9 т (не гарантировались десантирование расчета в автомобили и ее боевая готовность по окончании приземления, как это предусматривалось заданием), было решено временно сократить боевую массу производимых автомобилей. Это сделали за счет сокращения боевого набора и ЗИПа – до завершения ОКР «Бахча-К-ПДС» по созданию модернизированных средств десантирования для автомобилей БМД-3 и БМД-3К массой 13,2 т. От разработчиков средств десантирования ПБС-950 («Бахча-ПДС») потребовалось совершить их модернизацию еще до принятия средств на снабжение. Сроки исполнения данной ОКР были сильно растянуты, и ВДВ до сих пор не имеют средств десантирования для БМД-3 боевой массой более 12,9 т».

Всё, приехали! Дальше ехать некуда С самолета слили горючее, выгрузили авиационное оборудование, начали «раздербанивать» ЗИП самой БМД, но военная машина ДЕСАНТА так же, как и прежде настойчиво не хотела десантироваться с самолета

Возможно лишь отыскать в памяти современные потуги с БМД-4 и БМД-4М, имеющими массу под 20 т, и САУ «Спрут-СД», имеющую массу за 20 т, по окончании чего задаться вопросом: а куда же делись тактико-технико-экономические оценки армейских НИУ, «конкретно продемонстрировавших превосходство» загрузки в один Ил-76 трех БМД массой 12,5 т над загрузкой в тот же Ил-76 двух БМД массой 18 т, но более замечательным комплексом оружия (тем самым – от БМП-3)?

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? С одной стороны, исследования продемонстрировали, что для ВДВ предпочтительнее сохранить сложившуюся организационно-штатную структуру и в любой самолет Ил-76М(МД) загружать по три БМД с комплексом оружия, унифицированным с БМП-2, нежели переходить на новую структуру и в любой самолет загружать лишь по две БМД, но с комплексом оружия, унифицированным с таковым у БМП-3.

Иначе, на практике выяснилось нереально создать БМД с оружием, как у БМП-2, и наряду с этим уложиться в требуемые ограничения по массе. Вследствие этого десантировать три БМД нового типа из самолетов Ил-76М(МД) парашютным методом, к тому же и десантом в автомобили было нереально.

Обращаю ваше внимание на невозможность десантирования как раз парашютным методом. А, как мы знаем, ВДВ практикуют два метода десантирования, и кроме парашютного, имеется еще и посадочный. Сходу честно рассказать: о ВДВ создатель этих строчков не служил и Боевых уставов для ВДВ либо Наставлений по проведению воздушно-десантных операций не просматривал.

Но это не мешает ему предполагать, что высадку воздушно-десантной дивизии полностью в один заход и только парашютным методом не практиковали кроме того во времена широкомасштабных учений еще Советской Армии. Как мне известно, парашютным методом десантируется приблизительно одна треть сил, которая захватывает аэропорт, куда уже высаживаются остальные силы дивизии посадочным методом.

Учитывая, что вряд ли вся дивизия будет высаживаться в одно-единственное место, то вероятнее районы высадки воздушно-десантной дивизии будут поделены между парашютно-десантными полками. А это значит, что в каждом парашютно-десантном полку будет всего один батальон, что десантируется парашютным методом, и два батальона (плюс оставшиеся подразделения полка), каковые высаживаются посадочным методом.

Выделю, что речь заходит о высадке в тылу у соперника, в случае если же мы говорим о переброске по собственной территории, то все подразделения дивизии будут высаживаться посадочным методом. Другими словами, грубо говоря, возможно поделить батальоны парашютно-десантных полков (либо отдельных воздушно-десантных бригад) на фактически «парашютно-десантные» и просто «аэромобильные».

Альтернатива первая

Так, мы подошли прикасаясь к решению проблемы – созданию специальной, облегченной модификации БМД-3, которая будет находиться на вооружении лишь тех парашютно-десантных батальонов, каковые и будут десантироваться конкретно парашютным методом. Для тех же батальонов, каковые будут высаживаться посадочным методом, простая БМД-3 в полной мере удовлетворяет всем требованиям безо всяких ухищрений типа слива части топлива из самолета либо изъятия части ЗИП.

Итак, на чем же возможно сэкономить в «парашютно-десантном» варианте БМД-3? В первую очередь, предлагаю отталкиваться от решаемых задач. Первая и главная задача, которая стоит перед «фактически парашютно-десантным» батальоном – это захват аэропорта, на что предстоит высадка главных сил полка (бригады, дивизии).

А это значит, что на большом растоянии ездить и, основное, на большом растоянии возить в себе пехоту (целое отделение!) не нужно. До тех пор пока идет бой за аэропорт десант может функционировать и в пешем порядке, а от военной техники требуется только поддержать пехоту прежде всего «броней и огнём», «маневр» же очень выполнять негде. Но, ясно, что на захвате аэропорта боевая деятельность батальона не завершится и способности «выполнять маневр» и «возить пехоту» в будущем смогут еще пригодиться.

Вследствие этого предлагаю следующие мероприятия.

  1. При десантировании БМД в автомобили размещается лишь экипаж (механик-водитель, наводчик-оператор оружия + начальник автомобили), а десант высаживается на парашютах раздельно от БМД. Исключение десанта из боевой массы автомобили при десантировании разрешит сэкономить не меньше 500 кг.
  2. Изъять курсовые установки АГС-17 и РПКС-74 из верхнего лобового страницы корпуса и исключить соответствующие посадочные места десантников слева и справа от механика-водителя, и за счет этого поменять форму верхней лобовой части БМД-3 «срезав углы» (см. рис. 1) и снизить массу бронекорпуса. Учитывая целесообразность сохранения в составе оружия БМД 30-мм автоматического гранатомета, предусмотреть размещение его на башне, в установке подобной используемой на БМП-1ПГ.
  3. Сиденья для размещения десантников (не экипажа) в кормовой части боевого отделения сохранить, но выполнить их простыми и не предназначенными для десантирования личного состава в автомобили. Сиденья выполнить складывающимися так, дабы в сложенном состоянии при десантировании автомобили высвободившийся количество возможно было применять для доставки дополнительного оружия (непроизвольный станковый гранатомет, реактивные огнеметы, ПЗРК) и снарядов для десанта. Количество аналогичных сидений – 4.

Подобную БМД предлагаю условно именовать БМД-3Ш (Ш – штурмовая).

Быть может, совершённые мероприятия разрешат не только снизить массу автомобили, но и усилить бронезащиту лобовой части корпуса (в целях большой унификации производства с БМД-3 более толстые броневые подробности предлагается использовать лишь в изменяемой верхней части).

В общем, рисуется стройная картина строгого разделения парашютно-десантных батальонов по решаемым типу и задачам военной техники: один «парашютно-десантный» (либо, в случае если кому нравится: «воздушно-штурмовой») батальон на БМД-3Ш и два (в полку) либо три (в отдельной бригаде) «линейных» «аэромобильных» батальона на «линейных» БМД-3 и БТР-МД.

Но у данной стройной, на первый взгляд, совокупности имеется один, но очень значительный недочёт, что порождает второй вариант альтернативы.

Альтернативные варианты бмд-3

Рисунок 1 – БМД-3 (вверху) и БМД-3Ш (внизу)

Альтернатива вторая

Дело в том, что в случае если БМД несложных «аэромобильных» батальонов не предназначены для десантирования парашютным методом, то тогда для чего по большому счету ВДВ специальная БМД?! К простым БМП Сухопутных армий и без того предъявляются требования аэромобильности, так из-за чего бы не посадить простые «аэромобильные» батальоны на простые БМП-2, а специальные «парашютно-десантные» батальоны – на специальную парашютно-десантную модификацию БМП-2?

Тем более, что проект создания БМД на базе БМП-2 в своё время прорабатывался в Кургане (см. рис. 2).

При всей собственной большой заманчивости «посадить» фабрики в Волгограде и Кургане на производство унифицированного семейства БМП-2, и эта альтернатива не лишена недочётов. Главным (и, быть может, единственным) было то, что в 1980-х годах стало ясно, что век БМП-2 не продолжителен, и на смену ей нужно будет создавать принципиально новую машину. Новая же БМП-3 по собственной массе (не меньше 18 т) уже не имела возможности удовлетворять требованиям «аэромобильных» батальонов, потому, что Ил-76М(МД) три таких БМП поднять не имел возможности.

А это означало, что в возможности Курганский и Волгоградский фабрики снова нужно было разделять на производство неунифицированных между собой боевых автомобилей.

Рисунок 2 – Проект БМД на базе БМП-2

Альтернатива третья

Этот вариант является следствием второго и вариацию первого, т.е. в Сталинграде всё равняется производят технику, хорошую от курганской, а для «парашютно-десантных» и «аэромобильных» батальонов производят разные модификации БМД-3. В базе данной альтернативе лежит следующий тезис: в случае если батальоны ВДВ всё равняется дробить по назначению и сажать на различную технику, то для чего создавать что-то новое вместо того, дабы осмотреться около и присмотреться не сделано ли уже что-нибудь подходящее для «парашютно-десантных» (они же – «воздушно-штурмовые») батальонов?

На роль этого «чего-нибудь» создатель предлагает ни что иное, как легкий плавающий танк «Объект 934», созданный в том же Сталинграде чуть ранее и частично положенный в базу создания БМД-3 «Объект 950». Кроме всего другого танк предусматривал возможность десантирования парашютным методом. Да, по массе он приближался к тем самым 18 тоннам, и посему Ил-76М(МД) имел возможность поднять лишь две такие автомобили.

Соответственно взвод будет складываться из четырех автомобилей и будет перевозиться двумя, а не одним самолетом Ил-76М(МД). Наряду с этим на 4 танка будет приходиться 4 отделения «крылатой пехоты», причем численность отделения в этом случае возможно будет довести человек эдак до 12, а парашютно-десантного взвода – до 50. Но так как структуру «парашютно-десантного» («воздушно-штурмового») батальона всё равняется поменять!

Как и при с БМД-3Ш, количество «пешеходных» десантников будет больше, чем в «аэромобильном» батальоне на БМД-3, причем десантников этих нужно будет «организовывать» раздельно, а не привязывать к БМД.

В общем, возвращаемся к стройной картине строгого разделения парашютно-десантных батальонов по решаемым типу и задачам военной техники по первому варианту: один «парашютно-десантный» (либо «воздушно-штурмовой») батальон на легких танках «Объект 934» и два (в полку) либо три (в отдельной бригаде) «линейных» «аэромобильных» батальона на «линейных» БМД-3 и БТР-МД.

Рисунок 3 – Семейство автомобилей ВгТЗ: легкий плавающий танк «боевая 934» машина и Объект десанта «Объект 950» (БМД-3)

Альтернатива четвертая

Эдакий гибрид второй и третьей – да, «парашютно-десантные» батальоны сажаем не на облегченную модификацию БМД, а на легкий танк, но наряду с этим волгоградское и курганское производство унифицируем по единому шасси. Конечно, БМП-3. Тогда легкий танк в «парашютно-десантных» батальонах – это не «Объект 934», а «Объект 685».

Плюс для страны – ликвидируем видовое разнообразие и сажаем Сухопутные армии и ВДВ на единый тип военной машины. Минус для ВДВ – нужно будет всецело перерабатывать организационно-штатную структуру «аэромобильных» батальонов и вместо схемы «один взвод с тремя БМД на одном Ил-76» переходить к схеме «полувзвод с двумя БМП на одном Ил-76» (т.е. «один взвод с четырьмя БМП на двух Ил-76»). К тому же, курганский танк нужно «будет научить» десантированию на парашюте

Рисунок 4 – Семейство автомобилей КМЗ: легкий плавающий танк «боевая 685» машина и Объект пехоты «Объект 688» (БМП-3)

Литература:

1. Ю. Бражников, С. Федосеев, М. Павлов, И. Павлов. Военная машина десанта, третья. Техника и оружие №№ 5 – 7 2012 год.

2. А.В. Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905 – 1995 гг.).

Танки мира. Боевая машина десанта (БМД-3)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: