Альтернативные танки ркка образца 1937 года. испытания и запуск в серию

      Комментарии к записи Альтернативные танки ркка образца 1937 года. испытания и запуск в серию отключены

Прошлый пост

В марте 1937 года сразу после конкурса проектов новым главой АБТУ РККА вместо снятого И.А. Халепского был назначен Д.Г. Павлов.

Появлявшись на новом месте, он постарался активизировать процесс создания БТ-7А и СУ-5-2 вместо БТ-7 и Т-26, но взяв в финиша марта 1937 года от Кировского завода чертежи легкой САУ НПП и арттанка на базе среднего с оружием в виде 122-мм гаубицы, решает сосредоточить упрочнения на производстве новой техники.

Отличия представленного арттанка от среднего танка заключались в башне с большей высотой для размещения гаубицы. САУ НПП от легкого танка отличалась заменой башни на неподвижную рубку. Еще одним отличием САУ от легкого танка было уменьшение запасного оружия: былы убраны кормовой и корпусной пулеметы (кроме этого из корпуса был убран стрелок, замененный дополнительным боезапасом).

Гаубицы для арттанка и САУ разрабатывались в СКБ-4 Кировского завода конструктором И. А. Махановым методом наложения на цапфы новой маски качающейся части гаубицы обр. 1910/30г. Вторыми новшествами были замена замка и уменьшение отката с поршневого на клиновой.

Гаубицы для арттанка и САУ были максимально унифицированы и взяли обозначение Л-12А и Л-12С.

Альтернативные танки ркка образца 1937 года. испытания и запуск в серию

Рис. 5 САУ НПП с гаубицей Л-12С

В первых числах Июля 1937 года на заводе им. Кирова по замыслу должно было состояться изготовление прототипов новых танков и САУ, но изготовление затянулось практически на два месяца.

В последних числах Августа 1937 года на НИБТ полигоне начались опробования легкого, среднего танков и САУ завода им. Кирова. За время опробований, продолжавшихся по ноябрь 1937 года легкий и средний танки возвращались для ремонта и замены вооружения на завод-изготовитель: легкому танку заменяли КТ-28 на Л-10, среднему танку и САУ — исправляли недостатки изготовления гаубиц Л-12А и Л-12С.

В течение четырех месяцев танки прошли по 3000 км любой и показали хорошую кучность стрельбы. Обзорность из легкого танка была признана удовлетворительной, из среднего и САУ — хорошей. Танки и САУ показали хорошую быстрое гашение и плавность хода продольных колебаний (особенно средний танк).

Упрочнения на рычагах управления мехвода были признаны хорошими для легкого танка и САУ и удовлетворительными для среднего танка.

По окончании опробований был составлен акт, советовавший принятие легкого, среднего танков и САУ на вооружение. Кроме этого в акте находилась совет по перевооружению танка Т-30 на снова создаваемую пушку Л-11 с большей длиной ствола. По окончании получения акта в АБТУ РККА танкам и САУ были присвоены индексы Т-30, Т-32А и СУ-30-122 соответственно.

Рис. 6 Легкий танк Т-30 с пушкой Л-10

В декабре 1937 года на заводе №185 началось изготовление установочной партии танков и САУ числом 30 штук по 10 штук соответственно. В январе 1938 года танки были изготовлены и для скорейшего прохождения войсковых написания и испытаний руководств по эксплуатации были распределены по частям Ленинградского Военного округа:

  • танки Т-30 были посланы в Ветхий Петергоф, где в то время была расквартирована 31 механизированная бригада им. т. Урицкого;
  • танки Т-32А были посланы в Слуцк в 6 тяжелую танковую бригаду им. Кирова;
  • САУ НПП СУ-30-122 – в Порхов в состав 11 механизированной бригады.

Параллельно с изготовлением установочной серии завод им. Кирова начал выпуск конструкторской и технологической документации для передачи на другие фабрики. В первых числах Января 1938 года Харьковский завод и Паровозостроительный завод им.

Ворошилова взяли наборы КД и ТД на изготовление Т-30 и СУ-30-122, Сталинградский Тракторный завод взял набор документации на производство Т-30. Производство Т-32А было решено сосредоточить на головном предприятии вместе с Т-30 и СУ-30-122.

Рис. 7 Средний танк Т-32А

Массовое изготовление новой техники началось со ветхой «хорошей» традиции – низким качеством и срывом плана производимой продукции. оптимальнее дела обстояли на ленинградских фабриках, выполнивших замысел на 65-70%, хуже всего – на СТЗ, где произвели 46% от запланированного. Однако, к лету-осени 1938 года обстановка стала понемногу выправляться и войска стали насыщаться новой техникой.

Тем же летом 1938 года в ЛВО состоялись учения с применением новых танков, закончившиеся грандиозным скандалом: обнаружилось, что многие танки БТ-7А, Т-28 последних серий и Т-30 (АИ), вооруженные 76,2-мм пушкой Л-10, не смогут принимать во внимание боеспособными. Все дело было в конструктивных изюминках пушки Л-10: количество ее тормоза отката был связан при помощи малого отверстия с атмосферным воздухом, и в случае если в ходе эксплуатации приходилось попеременно вести беглый пламя при разных положениях ствола (вверх – вниз), отверстие перекрывалось и жидкость вскипала при выстреле, разрывая тормозной цилиндр.

В движущемся по пересеченной местности танке такая болтанка со стрельбой была не уникальностью (упражнения по стрельбе с хода, и с маленьких остановок), и потому ни один танк из вооруженных орудием Л-10 не имел возможности принимать во внимание застрахованным от таковой неприятности. Конструкция же новой пушки Л-11 была подобна Л-10, и потому она была отставлена в сторону впредь до устранения отмеченных недочётов.

Задания на проектирование новой танковой пушки калибром 76,2 мм с длиной ствола 30 калибров взяли ОКБ-92 Горьковского артиллерийского завода № 92 имени И. Сталина под управлением В. Грабина и несколько КБ Мотовилихинского завода под управлением Сидоренко. В. Грабин применял в проекте качающуюся часть собственной дивизионной пушки обр 1936 г. (Ф-22) и уложился в весьма маленькие сроки. Помимо этого, потому, что в пушке употреблялась прекрасно отработанная конструкция массового дивизионного орудия, ее работоспособность не вызывала сомнений, а освоенные в серийном производстве подробности делали ее цена низкой. (1)

Рис. 8 Легкий танк Т-30 с пушкой Л-11

Помимо этого, Ф-32 имела меньшее число подробностей, изготавливалась из конструкционной стали с щадящими режимами мехобработки, в то время как для Л-11 требовались легированная сталь, громадный количество фрезерных работ, и посадки и допуски более строгих квалитетов. Все это стало причиной совместному приказу ГАУ и АБТУ РККА устанавливать Ф-32 на новых танках Т-30 и заменять на армейских ремзаводах оружие танков БТ-7А, Т-28 и Т-30 первой серии при исполнении ремонта.

Рис. 9 Легкий танк Т-30 с пушкой Ф-32

Но с трансформацией оружия танка на новое орудие башня танка стала тесной из-за более массивных противооткатных устройств (2). Для этого было нужно перепроектировать маску пушки, выдвинув орудие вперед. В таком виде танк Т-30 и отправился в серию.

Управление завода №185 скрепя сердце решило о замене маски пушки, но запуск у себя в производство Ф-32 восприняло в штыки и пробовало протестовать данное ответ, аргументируя возможностью модернизации пушки Л-11 в удешевления и сторону технологичности, и важным переоборудованием производства. Но ответ АБТУ и ГАУ было единым и решительным и в качестве «подслащенной пилюли» заводу устанавливался срок в 6 месяцев на переоборудование мощностей.

Рис. 10 Легкий танк Т-30 с пушкой Ф-32 и новой маской

Кроме линейных танков в середине 1938 года по заданию АБТУ был создан огнеметный либо «химический» танк, главным отличием которого от линейного было уменьшение экипажа до 3-х человек, установка на месте стрелка брансбойта и огнемета пневматического действия. Как и при с СУ-30-122 люк на бывшем рабочем месте стрелка решено было покинуть для пополнения/демонтажа боезапаса и монтажа оборудования.

Рис. 11 Легкий танк Т-30Х

В октябре-декабре 1938 года на заводе №174 в рамках, делаемой по заданию АБТУ, умело-конструкторской работы «Мушкетер» произошло опробование танков Т-28 и Т-30 с разными вариантами торсионной подвески. Варианты отличались типом и диаметром использованных катков. В случае если танку Т-28 было нужно наваривать торсионные валы на днище, то у танка Т-30 валы вставлялись в посадочные места кривошипно-балансировочной подвески.

Рис. 12 Опробования танка Т-28 с торсионной подвеской

По получении результатов опробований глава АБТУ РККА Павлов выдает заводу № 185 рекомендацию проработать вариант танков и САУ с подвеской нового типа, но директор завода Исаак Зальцман кладет под сукно данное распоряжение. Собственный ответ, сошедшее ему с рук, он растолковывает следующими обстоятельствами:

  • занятость завода массовым производством новой продукции,
  • отработанность конструкции подвески,
  • высокая ремонтопригодность и удобство обслуживания,
  • характеристики подвески удовлетворяют требованиям ТЗ на танки и САУ.

Подводя итоги 1938 года возможно было заявить, что совместно со ветхим годом уходили детские заболевания САУ и танков, новый 1939 год танковые фабрики встречали выпуском отработанной и освоенной техники.

Таблица 2

ТТХ танков и САУ

Перечень цитат и источников вдохновения:

  1. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943),
  2. БТ-7А с пушкой Ф-32 http://strangernn.livejournal.com/222960.html

Покатушки на Т-34 обр. 1942, 41 и 40 гг.: Лучшие танки войны / Аркадные бои / War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: