Альтернативные истребители-перехватчики english electric (bac) levin f.2. великобритания

Не смотря на то, что характеристики реактивных самолётов, созданных в конце Второй мировой, заметно превосходили характеристики современных им поршневых самолётов, уже тогда были люди, вычислявшие, что это далеко не предел. Уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века Министерство авиационной индустрии выпустило спецификацию E.24/43, потребовавшую создания сверхзвукового реактивного самолёта, талантливого развивать скорость 1000 миль/ч (1600 км/ч) и подниматься на высоту 36 000 футов (10 970 м) за 90 секунд.

Начиная с 1946 года конструкторское бюро компании English Electric под управлением Уильяма Эдуарда Уиллоуби («Тедди») Петтера (W.E.W. «Teddy» Petter) начало проектные проработки сверхзвукового истребителя. Результатом этих работ стало получение во второй половине 40-ых годов двадцатого века договора Министерства снабжения. Компания English Electric должна была создать в соответствии с требованиями спецификации ER.103 экспериментальный самолёт, талантливый развить скорость M = 1,2.

Управление Министерства снабжения одобрило проект компании English Electric и в начале 1949 года выдало компании договор на работы по спецификации F.23/49. В соответствии с договором компания English Electric должна была изготовить три прототипа P.1 – два летных и один для наземных опробований.

P.1 был выяснен как сверхзвуковой экспериментальный самолёт, не смотря на то, что его конструкция предусматривала размещение прицела и вооружения с радиолокационным дальномером. Данный самолёт включал в себя передовые и необыкновенные конструктивные изюминки, такие как размещение приятель над втором двух турбореактивных двигателей (эта компоновка разрешала уменьшить мидель самолёта), громадный угол стреловидности крыла с законцовками, установленными под прямым углом к фюзеляжу (это давало крылу конфигурацию треугольного с вырезами в корневой части), и эллиптический носовой воздухозаборник.

Характеристики P.1 были такими выдающимися, что было решено создать боевой вариант, талантливый развивать скорость M = 2,0. Практически второй прототип P.1 отличался установкой выпуклого подфюзеляжного бака и двух 30-мм пушек ADEN Mark 4, приблизив машину прикасаясь к эксплуатационным требованиям.

Заказы были размещены на производство трех прототипов серийной модификации перехватчика, взявшей обозначение P.1B (начальный вариант P.1 взял обозначение P.1A). P.1B оснащался двумя оснащенными форсажными камерами турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon и стабилизатором увеличенной площади. В конусе носового воздухозаборника, что из эллиптического стал круглым, была установлена бортовая радиолокационная станция перехвата.

Для улучшения обзора кабина пилота была немного поднята. Стрелковое оружие P.1B складывалось из двух пушек ADEN, установленных в верхней носовой части фюзеляжа, а ракетное – либо из двух ракет класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения de Havilland Blue Jay (позднее Firestreak), либо из сорока четырех неуправляемых ракет Microcell.

Первый прототип P.1B в первый раз поднялся в воздух 4 апреля 1957 года. Самолёт удачно прошёл опробования и был принят на вооружение Королевских ВВС под обозначением English Electric Lightning F.1. Базировавшаяся в Колтишолле (Coltishall) 74-я эскадрилья Королевских ВВС стала первой частью, всецело перевооружившейся на истребители-перехватчики Lightning F.1.

В конце 1960 года пилоты эскадрильи стали знакомиться с новым самолётом, а в первой половине 60-ых годов XX века она была заявлена всецело боеготовой.

В будущем семейство истребителей-перехватчиков Lightning пополнилось новыми более идеальными предположениями, а его концепция послужила базой для экспериментального самолёта, приведшего к разработке перехватчика с высокими чертями P.6/1. Позднее данный истребитель-перехватчик взял наименование Levin.

Проект P.6, разрабатывавшийся с 1952 года в соответствии с требованиями спецификации ER.134T, в общем итоге охватывал четыре компоновки экспериментальных самолётов, каковые должны были развивать скорость более чем M = 2,0. Вариант P.6/1 имел самая консервативную конструкцию и в значительной мере опирался на существующие (и уже проверенные) компоненты перехватчика P.1 Lightning – прежде всего это были аэродинамические поверхности. Самыми громадными внешними отличиями были новый фюзеляж круглого поперечного сечения и силовая установка, складывавшаяся из одного турбореактивного двигателя Rolls Royce RB.106.

Двигатель RB.106 с двухвальным осевым компрессором, любой из валов которого вращал личные одноступенчатую турбину и совокупность дожигания, имел приблизительно те же размеры, что и Rolls-Royce Avon, но в собственной начальной версии развивал вдвое громадную тягу – 21 750 фунтов (96,7 кН). Двухвальная компоновка двигателя для тех лет была не смотря на то, что и передовым, но довольно спорным техническим ответом, потому, что одновальный ТРД de Havilland Gyron развивал схожую мощность, тогда как двухвальный Bristol Olympus был в то время значительно менее замечательным двигателем.

Кроме этого следовало учитывать, что высотные истребители-перехватчики, разрабатывавшиеся в Британии в 1953-59 годах в соответствии с требованиями тактико-технического задания F.155, должны были оснащаться двигателями de Havilland Gyron. Со своей стороны двигатель RB.106 рассматривался в качестве варианта силовой установки истребителя-перехватчика Avro Canada CF-105 Arrow, что в конечном счете взял развивавшие мощность 30 000 фунтов (130 кН) моторы Orenda Iroquois.

Вариант P.6/1, имевший минимальные технические риски и стоимость, был выбран Министерством снабжения для предстоящей разработки. Кроме функций испытательного стенда для двигателя RB.106 экспериментальный самолёт P.6/1 рассматривался в качестве потенциальной базы для будущих стратегической крылатой ракеты класса «воздух-почва» (аналога советского ракетного комплекса Х-20 [AS-3 Kangaroo]) и истребителя-перехватчика, что при равенстве летных черт с перехватчиками Lightning (либо кроме того при пара лучших чертях) владел бы большей дальностью полета.

Тем временем в компании English Electric работы продвигались вперед, и в 1955 году были изготовлены два прототипа экспериментального самолёта P.6/1. Не обращая внимания на внешнее сходство с перехватчиком Lightning, внутренняя конструкция экспериментального самолёта P.6/1 была мало другой. Так, к примеру, воздушный канал недалеко от ниши носовой стойки шасси был раздвоен и размешался по сторонам от нее.

После этого воздуховод проходил под кабиной пилота, главным лонжероном крыла и доходил конкретно к двигателю RB.106.

Задняя часть фюзеляжа была спроектирована с применением правила площадей. Главные стойки шасси равно как и в Lightning-е, убирались в консоли крыла в сторону законцовок; носовая стойка шасси убиралась поворотом назад в нишу, которая если сравнивать с истребителем Lightning была смещена мало назад. В верхней части фюзеляжа сзади главного лонжерона были размещены топливные баки; большинство горючего пребывала в крыльевых баках.

Оба экспериментальных самолёта были изготовлены во второй половине 50-ых годов двадцатого века, и затем сразу же были начаты летные опробования, в рамках которых для Министерства снабжения было совершено тестирование поведения конструктивных материалов самолета при кинетическом нагреве на громадных скоростях полета. На протяжении этих опробований у P.6/1, достигшего скорости полета M=2,3 и высоты более чем 60 000 футов (18 300 м), не было ухудшения черт материалов, из которых данный экспериментальный самолет был изготовлен.

Параллельно стартовали работы над версией истребителя, взявшего обозначение Levin. Планер истребителя был по большей части таким же, как у экспериментального самолёта. Самыми громадными видимыми отличиями были увеличенный диаметр носового воздухозаборника с конусом солидных размеров [1], более маленький отсек форсажной камеры и вертикальное оперение увеличенной на 15% площади [2].

Вертикальное оперение большей площади было установлено на истребитель-перехватчик Lightning F.3, что страдал от продольной неустойчивости по окончании подвески новых ракет Red Top.

Первоначально Levin должен был взять вооружение и авионику, схожие по собственному составу с установленными на Lightning-е, включая созданную компанией Ferranti моноимпульсную РЛС AI.23. Самолёт должен был быть всецело интегрирован в совокупность автоматического перехвата, созданную компаниями Ferranti, Elliot и BAC. Эта совокупность превращала истребитель во что-то наподобие «пилотируемой ракеты» и существенно облегчала перехват целей.

Но по размещению оружия Levin мало отличался от собственного предшественника: теоретически оружие перехватчика Levin должно было складываться из четырех 30-мм пушек ADEN и/либо четырех новых ракет класса «воздух-воздух» Red Top [3]. Пушки устанавливались в верхней носовой части фюзеляжа (как в ранних модификациях истребителя Lightning, но с маленьким смещением назад) под фонарем кабины пилота.

Рельсовые направляющие пусковые установки пары ракет «воздух-воздух» пребывали на законцовках крыла. Еще два пилона для ракет Red Top могли быть установлены в нижней передней части фюзеляжа – подобно тому, что было реализовано на истребителях-перехватчиках Lightning. Но потому, что установка на самолёте четырех ракет и четырех пушек вызывала громадной вес и чрезмерное лобовое сопротивление, то обычная боевая нагрузка складывалась из двух пушек ADEN и двух установленных на законцовках крыла ракет класса «воздух-воздух».

Не обращая внимания на происхождение от испытанной конструкции истребителя Lightning, разработка Levin-а претерпела разные опробования. Не смотря на то, что на экспериментальном P.6/1 двигатель RB.106 трудился отлично, только в первой половине 60-ых годов двадцатого века показатели его надежности были доведены до требуемого уровня и всецело работоспособный вариант этого ТРД, взявший в серии наименование Thames [4], был допущен до эксплуатации на боевых самолётах.

Ко времени разработки Levin-а истребитель Lightning испытывался в усовершенствованном варианте F.3, а в политических кругах вовсю шли дискуссии о необходимости пилотируемой военной авиации как такой. Усугубил обстановку отказ Королевских ВВС закупать совокупность автоматического перехвата, не обращая внимания на то, что она была создана и изготовлена за 1,4 млн. фунтов и удачно испытана на одном из P.1B.

В конечном счете Levin F.1 вступил в строй в первой половине 60-ых годов двадцатого века вместе с Lightning F.3, что благодаря ограниченной дальности полета рассматривался в качестве истребителя-перехватчика объектовой ПВО [5], и в случае если в собственной первой атаке ему не получалось поразить цель, то шанс выполнить вторую у него оказался только при дозаправки от летающего танкера, что в любом случае давало самолёту соперника достаточно времени для беспрепятственного ухода и нанесения удара. Длительность полета Lightning-а на дозвуковой скорости составляла менее двух часов (модификация F.2A, у других модификаций длительность полета была еще меньше), и Королевские ВВС сохраняли надежду, что Levin будет иметь больший потенциал за счет большей дальности полета.

Но в ходе эксплуатации стало известно, что в варианте истребителя-перехватчика дальность полета Levin-а была только на 8% больше, чем у Lightning-а. На дозвуковой скорости длительность полета Levin-а составляла 2,5 часа – улучшение, но не столь значительное, как ожидалось.

Для продолжительности полёта и увеличения дальности обоих истребителей компания BAC (в состав которой English Electric вошла в первой половине 60-ых годов двадцатого века) создала новые сбрасываемые топливные баки и совокупность дозаправки в полете. Эти ПТБ, взявшие прозвище «Overburger», устанавливались на верхнюю часть консолей крыла и были способны нести 260 галлонов (1182 л) топлива. Кроме этого компанией было создано новое крыло с изогнутой передней кромкой, снабжавшее лучшую управляемость на низких скоростях.

С середины 1965 года истребители Levin выпускались в варианте F.2, а все ранее выпущенные истребители F.1 на протяжении регулярных ремонтных работ были доведены до стандарта F.2. Со своей стороны Lightning взяли крыло с изогнутой передней кромкой на варианте F.3A, и позднее оно было установлено на версии F.2A и F.6A.

В общем итоге были изготовлены 45 истребителей-перехватчиков Levin: 21 в варианте F.1 и 34 в варианте F.2. Производство самолётов данного типа было прекращено во второй половине 60-ых годов XX века. Учебный вариант Levin-а не изготавливался, поскольку для обучения было признано подходящим применение двухместного варианта Lightning T.4.

Истребители-перехватчики Levin на экспорт не поставлялись и состояли на вооружении лишь Королевских ВВС; ими были оснащены только две эскадрильи – 29-я и 65-я. В первой половине 80-ых годов XX века, в то время, когда началось принятие на вооружение многоцелевых боевых самолётов Panavia Tornado, истребители-перехватчики Levin F.2 стали сниматься с оружия. В апреле 1987 года они совсем были заменены на Tornado F.3.

Альтернативные истребители-перехватчики english electric (bac) levin f.2. великобритания

истребитель-перехватчик English Electric (BAC) Levin F.2 (XS970/AF); 65-я эскадрилья Королевских ВВС, Конингсби (Coningsby), графство Линкольншир, 1983 год

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: English Electric Levin F.2

Назначение: истребитель-перехватчик

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce RB.106 Thames Mk.10S, развивавший тягу 20 000 фунтов (89 кН) на большом режиме и 26 000 фунтов (116 кН) на форсаже

Размеры:

размах крыла с установленными на законцовках ПУ 34 фт 9 дйм (10,54 м)
протяженность
с трубкой Пито 55 фт 8 дйм (16,99 м)
без трубки Пито 51 фт 5 дйм (15,70 м)
высота 19 фт 7 дйм (5,97 м)
площадь крыла 474,5 фт? (44,08 м?)

Вес:

безлюдного 19 700 фнт (8937 кг)
с полной нагрузкой 29 915 фнт (13 570 кг)
большой взлетный 33 530 фнт (15 210 кг)

удельная нагрузка на крыло 76 фнт/фт? (370 кг/м?)
тяговооруженность 0,78

Летные характеристики:

большая скорость
на уровне моря 1150 км/ч (M = 0.94)
на высоте 50 000 футов (15 240 м) с двумя ракетами Red Top 2230 км/ч (M=2,1)
на высоте 50 000 футов (15 240 м) без внешних подвесок M=2,24
дальность полета с внутренним запасом горючего 1025 миль (1650 км)
боевой радиус с двумя ракетами Red Top 312 миль (500 км)
перегоночная дальность с двумя ПТБ 1270 миль (2040 км)
практический потолок 55 000 футов (16 760 м)
скороподъемность 27 000 фт/мин (126,7 м/с)
разбег 3120 фт (950 м)
пробег 2300 фт (700 м)

Оружие:

две 30-мм пушки ADEN с боезапасом 120 снарядов на ствол
две ракеты класса «воздух-воздух» Red Top либо Firestreak
два ПТБ емкостью 260 галлонов (1182 л) любой

  1. это было сделано в первую очередь для установки более замечательного радара с рефлектором радиолокационной антенны повышенных размеров
  2. повышение площади вертикального оперения стало нужным для компенсации неустойчивости, появившейся благодаря новой носовой части потенциального размещения и фюзеляжа боевой нагрузки на внешних подвесках, в особенности под фюзеляжем
  3. другим вариантом ракетного оружия были четыре более ветхие ракеты Firestreak
  4. Thames – Темза. Газотурбинные двигатели Rolls-Royce традиционно приобретали наименования в честь английских рек. Наименование Thames применительно к RB.106 упоминается в некоторых источниках, не смотря на то, что не совсем ясно, было ли оно присвоено официально либо это британские альтернативщики попытались. По крайней мере, наименование ему подходит
  5. при сверхзвуковом перехвате дальность полета составляла всего 250 км

P.S. Проект English Electric P.6/1 вправду существовал, но в отечественной истории остался только на бумаге из-за прекращения разработки двигателя RB.106. О настоящей истории данного проекта возможно прочесть тут:
http://alternathistory.com/vysokoskorostnye-issledovatelskie-samolety-1952-62-godov-proekty-vysokoskorostnykh-eksperimentalnykh

источник:

  • https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/25258335265/
  • https://en.wikipedia.org/wiki/English_Electric_Lightning

Норвегия купит у США 52 истребителя F-35 для защиты от «российской угрозы»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: