Альтернативные истребители челестино розателли. часть 1 альтернативные истребители-монопланы fiat cr.42 falco

      Комментарии к записи Альтернативные истребители челестино розателли. часть 1 альтернативные истребители-монопланы fiat cr.42 falco отключены

Альтернативные истребители челестино розателли. часть 1 альтернативные истребители-монопланы fiat cr.42 falco

Перед тем как выложить данную статью, я желаю выразить слова признательности глубокоуважаемому коллеге vasia23 за неоценимую помощь (цветные профили) в ее создании.

Предисловие автора: В 1930-е годы в СССР базу истребительной авиации составляли автомобили, созданные под управлением Николая Поликарпова, но мало кто знает, что приблизительно в это же самое время (середина 1920-х – финиш 1930-х годов) в второй стране был авиаконструктор, что равно как и Николай Николаевич, имел возможность претендовать на неофициальный титул «короля истребителей». Речь заходит об Италии и одном из ведущих её авиаконструкторов – Челестино Розателли.

Достаточно долгий срок на вооружении Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica) состояли созданные им истребители-бипланы: CR.20, CR.30 и CR.32. Во второй половине 30-х годов двадцатого века им был создан очень идеальный истребитель CR.42, что был всем оптимален, не считая одного: это был биплан, в то время как в небе уже господствовали монопланы. Нельзя сказать, что сеньор Розателли был ретроградом, и фраза Майкла Грегора

«они начнут войну с монопланами, но закончат ее с бипланами»

не соотносится с ним никак. В середине 1930-х годов под управлением Челестино Розателли были созданы бомбардировщик-моноплан BR.20 Cicogna и дальний истребитель-разведчик CR.25 и, так, имелись все предпосылки к созданию сеньором Розателли проектов истребителей-монопланов. О возможности создать эти истребители-монопланы и отправится обращение в данной серии статей.

* * *

Итальянский авиаконструктор Челестино Розателли

Остроносый истребитель-биплан FIAT CR.32 в 1930-х годах так же определял лицо итальянской военной авиации, как и громоздкие трехмоторные бомбардировщики Savoia-Marchetti S.81 и S.79. Данный самолет стал вершиной эволюции целого семейства истребителей, созданного гениальным инженером Челестино Розателли из компании Aeronautica d Italia – авиационного отдела концерна FIAT. Истребители CR.32 всецело удовлетворяли итальянских армейских и имели громадной экспортный потенциал: автомобили данного типа были закуплены Австрией, Бразилией, Китаем и Венгрией.

Развивая потенциал CR.32, сотрудники КБ компании Aeronautica d Italia под управлением Челестино Розателли раскручивали удачно начатую тему 32-го. В 1935 году на опробования вышел FIAT CR.33, представлявший собой усовершенствованный вариант СR.32 с 690-сильным двигателем водяного охлаждения FIAT А.33 RС.35, снабженным трехлопастным нагнетателем и винтом. В один момент с тремя прототипами CR.33 испытывался FIAT CR.40, совершивший первый полет в марте 1934 года.

От предшественника его отличало верхнее крыло типа «прямая чайка», в корне которого размещались синхронизированные 12,7-мм пулеметы. Следующий экспериментальный истребитель CR.40bis, облетанный кроме этого в первой половине 30-ых годов XX века, оснащался радиальным авиамотором FIAT А 59R (лицензионный Pratt-Whitney Hornet мощностью 690 л.с. на высоте 2000 метров) продемонстрировал большую скорость 388 км/ч.

Умелый истребитель FIAT CR.33

Умелый истребитель FIAT CR.40

Но не нужно считать сеньора Розателли ретроградом либо приверженцем бипланной схемы. Залогом победы в воздушном бою в равной степени являются манёвренность и скорость истребителя. Потому, что в конце тридцатых годов мало кому получалось «скрестить» эти качества в одной машине, то во многих государствах направления скоростных манёвренных бипланов и монопланов развивались параллельно.

Одну из таких попыток предпринял и Челестино Розателли.

Первый блин комом

В первой половине 30-ых годов XX века по собственной инициативе Челестино Розателли начал разработку проекта «скоростного экспортного истребителя». Новый самолет должен был владеть высокими летными качествами, низкой ценой и наряду с этим владеть простотой ремонта и технического обслуживания. Одной из изюминок проекта должен был стать богатый выбор других вариантов силовой установки.

Первые проработки были выполнены под закупленный двухрядный 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14Kfz Mistral-Major мощностью 730 л.с.. После этого были выполнены эскизные проекты, в которых в качестве силовой установки были использованы отечественные авиамоторы: 14-цилиндровый 840-сильный двигатель воздушного охлаждения FIAT A.74 RC.38 мощностью 840 л.с. и 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Isotta Fraschini L.121 RC.40 мощностью 900 л.с.. Кроме этого были созданы эскизные проекты «скоростного экспортного истребителя» под двигатели Hispano-Suiza 12Ybrs, Bristol Mercury, Bristol Aquila, Pratt-Whitney R-1830.

Все проекты имели большое количество неспециализированного: они были монопланами с низкорасположенным крылом. Базу фюзеляжа каждого проекта должна была составлять ферма из металлических труб; в качестве обшивки должны были быть использованы дюралюминий (в передней части) и полотно (в задней части).

Одной из изюминок проекта должно было стать крыло типа «обратная чайка» с громадным сужением хорды. Технологически оно складывалось из трех частей – центроплана и двух отъемных консолей. Центроплан имел силовой комплект из сварных труб и фанерную обшивку.

Изготавливался центроплан крыла как единое целое с фюзеляжем и оснащался нишами для главных стоек (на случай заказа убирающегося шасси) и топливными баками, размещавшимися в пространстве между передней кромкой и главным (передним) лонжероном.

В зависимости от платежной способности клиента консоли крыла могли быть как железными, так и древесными. В первом случае они должны были иметь древесный силовой комплект, а во втором – железный. И в том и другом случае обшивка должна была быть смешанной: фанерная в передней кромке и до переднего лонжерона и полотняная в остальных частях крыла.

Оружие должно было складываться из четырех пулеметов винтовочного калибра. Потому, что в различных государствах были собственные калибры, то в целях понижения затрат на синхронизацию оно должно было размешаться в консолях крыла вне территории ометания винта. Проект с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs в зависимости от желания клиента имел возможность оснащаться 20-мм мотор-пушкой Hispano-Suiza HS.404.

Шасси проектов кроме этого зависело от платежной способности клиентов самолетов, и конструкторами компании были созданы варианты с фиксированными и с убирающимися главными стойками шасси. Хвостовая стойка должна была быть фиксированной и закрываться обтекателем.

Потому, что истребитель должен был функционировать не только в метрополии, но и в африканских колониях Италии, и планировался на экспорт в государства второго мира, то сеньор Розателли громадное внимание уделил вопросам простоты лёгкости ремонта и технического обслуживания. Съемные панели снабжали быстрый и удобный доступ к совокупности управления самолетом, амортизаторам шасси и ко всему оборудованию, нужному для исполнения планового техобслуживания. Так, к примеру, капот двигателя снимался скоро и легко независимо от типа силовой установки.

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Gnome-Rhone 14Kfz

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем FIAT A.74 RC.38

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Pratt-Whitney R-1830

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Bristol Mercury VIII

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Bristol Aquila

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Isotta Fraschini L.121 RC 40

Схема проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs

На личные средства концерна FIAT компания Aeronautica d Italia начала реализацию проекта «скоростного экспортного истребителя» с двигателем Gnome-Rhone 14Kfz, древесными консолями крыла и оружием из четырех 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT. Не обращая внимания на то, что крыло было произведено под убирающиеся главные стойки, они из предосторожности первоначально были зафиксированы и закрыты обтекателями.

16 марта 1935 года «скоростной экспортный истребитель», взявший обозначение CR.42 и претенциозное (в рамках рекламной компании) имя Falco (сокол), поднялся в воздух под управлением Валентино Куза. Falco на 15 дней опередил второй умелый истребитель конструкции сеньора Розателли – оснащенный тем же 730-сильным двигателем Mistral-Major биплан CR.41. По окончании кратких заводских опробований умелый истребитель CR.42 был передан в расположенный в Гуидонии экспериментальный центр ВВС.

Умелый истребитель FIAT CR.41

Пилоты отмечали возросшую скорость (умелая машина летала как с двухлопастным, так и с трехлопастным винтом изменяемого шага и с последним развила 435 км/ч, тогда как CR.41 с трехлопастным винтом продемонстрировал только 405 км/ч), приемлемую управляемость и хорошие пилотажные качества.

Профиль умелого истребителя CR.42 с двигателем Gnome-Rhone 14Kfz и неубирающимися главными стойками шасси

В то же самое время критике подверглась нехорошая если сравнивать с CR.32, CR.33, CR.40 и CR.41 маневренность. Не обращая внимания на то, что для «скоростного экспортного истребителя» Челестино Розателли выбрал снабжавшее довольно низкую удельную нагрузку крыло громадной площади (18,70 м?), в вираж моноплан CR.42 входил медленнее, чем биплан CR.41. управляемость и Скороподъёмность моноплана кроме этого была хуже, чем у его собрата-биплана.

Не обращая внимания на всецело прозрачный каплевидный фонарь, снабжавший пилоту круговой обзор в полете, летчики-испытатели, привыкшие к открытым кабинам бипланов, жаловались на его сковывающее действие в воздухе. Кроме этого у армейских летчиков-испытателей были претензии к фонарю самолета и на земле: не смотря на то, что кабина пилота была смещена вперед, на земле из-за капота лобастого радиального двигателя обзор вперед на протяжении исполнения выруливания и взлетно-посадочных маневров был нехорошим и вынуждал держать фонарь неизменно открытым.

В целом оценки летчиков-испытателей были сдержанными, и согласно их точке зрения повышение скорости было недостаточным, дабы компенсировать ухудшившиеся если сравнивать с бипланами маневренные и взлетно-посадочные характеристики.

Истребитель-моноплан CR.42 был продемонстрирован зарубежным армейским атташе и испытан зарубежными летчиками. В целом оценки зарубежных летчиков-испытателей были сдержанными, и только Колумбия и Уругвай решили купить по десять самолетов.

Профиль истребителя CR.42 Falco из состава армии Уругвая

Профиль истребителя CR.42 Falco из состава армии Колумбии

Попытка заинтересовать истребителем CR.42 руководство итальянских ВВС кроме этого была бесплодной. Как сообщил начальник штаба ВВС генерал Джузеппе Валле:

«Мы потомки древних римлян, а не какой-то в том месте Уругвай. Италии данный колониальный самолет не нужен».

Напоследок данной части статьи направляться заявить, что прототип CR.42 Falco был использован компанией Aeronautica d Italia в качестве летающей лаборатории в рамках работ по новому одноместному истребителю CR.43, ставшему не только коммерческим успехом концерна FIAT, но и визиткой итальянской истребительной авиации Второй мировой.

Со своей стороны работа уругвайских и колумбийских CR.42 не была избалована военными действиями. В условия тропического климата древесные крылья колумбийских CR.42 скоро испортились, и к концу 1938 года они уже были списаны.

У уругвайских же «фалько» карьера была более продолжительной. Истребители CR.42 пребывали в первой линии до середины 1940 года. После этого по окончании вступления Италии в войну ее связи с Латинской Америкой стали неосуществимы, и соответственно была прекращена поставка запчастей к самолетам.

Потому, что самолеты были довольно современными, а средств на модернизацию авиапарка не хватало, то было решено пойти по пути модернизации. На помощь уругвайцам пришли их южные соседи. Дело в том, что Аргентина во второй половине 30-ых годов XX века закупила большую партию истребителей CR.43 и лицензию на их производство на национальном авиазаводе Fabrica Militar de Aviones, Кордова.

Потому, что в конструкции CR.42 и CR.43 Mangusta [1] было большое количество неспециализированного, то запчасти к «магнустам» подошли к «фалько». Благодаря помощи аргентинских авиастроителей были починены совокупность управления и главные стойки шасси последовательности уругвайских автомобилей. На протяжении починки планеров уругвайцы скопировали техническое ответ «мангусты» и оснастили консоли собственных «фалько» фанерной обшивкой.

Для уменьшения лобового сопротивления она была покрыта полотном и отшлифована.

Вопрос смены силовой установки был более важным, но на помощь уругвайцам снова пришли их аргентинские соседи, каковые стали оснащать собственные «мангусты» изготавливавшимися по лицензии более замечательными 1050-сильными американскими двигателями Pratt-Whitney R-1830-17.

Профиль истребителя CR.42 Falco из состава ВВС Уругвая; самолет оснащался двигателем Pratt-Whitney R-1830

В следствии всех трансформаций уругвайские «фалько» взяли вторую жизнь: с новыми капотом и мотором, и вторыми усовершенствованиями CR.42 Falco разгонялись до 490–510 км/ч.

В феврале 1944 года Уругвай вступил во Вторую Мировую войну, и, попав под воздействие закона о ленд-лизе, начал получать от США более современную авиатехнику. Уругвайские пилоты пересели на Curtiss P-40M, а старенькие «фалько» были списаны. В течение еще пары лет они употреблялись в качестве учебных и в конечном счете были посланы на слом.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: FIAT CR.42 Falco

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14Kfz Mistral-Major, развивавший мощность 730 л.с. и вращавший трехлопастный железный винт

Размеры:

размах крыльев 10,8 м
протяженность 8,40 м
высота 3,55 м
площадь крыла 18,70 м?

Вес:

безлюдного 1780 кг
взлетный 2180 кг
удельная нагрузка на крыло 117 кг/м?

Летные характеристики:

большая скорость 430 км/ч
минимальная скорость 110 км/ч
время комплекта высоты 5000 метров 6,7 мин
практический потолок 9500 м
дальность полета 650 км

Оружие: четыре 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT

  • [1] в Аргентине «мангусты» изготавливались под обозначением I.Ae.18 Pulquitin (стрела)

источники цитат и вдохновения:

  • http://www.airwar.ru/enc/fww2/cr33.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fww2/cr42.html
  • Harry Robinson Quand Caproni s interessait aux chasseurs… Le Fana de l’Aviation 1974-10 (059)

Напоследок ставшая классической подборка профилей, сделанная глубокоуважаемым сотрудником vasia23.

Обзор самолёта Fiat CR-42 Боль Фашиста War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: