Александр александрович пороховщиков (1892-1941).

Александр александрович пороховщиков (1892-1941).

Русский инженер-конструктор, лётчик, предприниматель, сын предпринимателя А.А.Пороховщикова, дедушка актёра Александра Шалвовича Пороховщикова. Самолетостроением начал заниматься с юных лет (будучи гимназистом). В 1909 году спроектировал самолёт, одобренный Н.Е.Жуковским.

В 1910 году газеты писали: «Юный изобретатель аэроплана Ал.Пороховщиков приступил к постройке собственного аэроплана. Постройка, как мы информировали, задерживалась из-за нехватки нужных средств. На данный момент постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, по окончании чего будет преступлено к пробным полетам.

Ал. Пороховщиков хлопочет о предоставлении ему для полетов гатчинского аэропорта. На отдельные части аэроплана юный изобретатель берёт 12 привилегий.»

В 1911 году организовал умелую мастерскую, где выстроил расчалочный моноплан несложной конструкции «Пороховщиков № 1» и сам летал на нём.

«Рига. Юный изобретатель Пороховщиков совершил успешный полет на моноплане собственной конструкции.» — писали газеты.

1914 год — выстроил полутораплан двухбалочной схемы — двухместный самолет, наименование «Би-кок» («Двухвостка»).

Рижское небо выяснилось радостным и для многих русских авиаторов. авиаконструкторы и Такие лётчики как князь Кудашев, пилот Уточкин, изобретатель Гаккель, летчик Слюсаренко приезжали в Ригу уже в зените славы. А Александр Пороховщиков в первый раз взлетел ввысь еще в 1911 году на ипподроме в Золитуде. Причем на аэроплане собственной конструкции.

Молодого человека увидели, он переехал в Петербург, трудился авиаконструктором. Мир тесен. В сентябре 1914 года Михаил Григорашвили совершил испытательный полет сконструированного Пороховщиковым самолета «Би-кок». Самолет понравился и военному и лётчику министерству. Александру внесли предложение: пускай авиаконструктор Терещенко создаёт «Би-коки» на своем заводе в Киеве.

Произойди это — первым пилотом аэропланов Пороховщикова стала бы Люба Галанчикова: с началом войны она возвратилась из Франции в Россию, сдала собственный персональный самолет армейскому министерству и начала работать летчиком-испытателем на заводе Терещенко. План, но, не сбылся: Пороховщиков заявил, что готов сам создавать самолеты. Стороны ни о чем не договорились и Александр возвратился в Ригу, где создал первый в мире… танк.

1915 год — создал танк «Вездеход».

А.А.Пороховщиков (конечный слева) на опробованиях «Вездехода». 1915 год.

Танк Пороховщикова «Вездеход». Рисунок.

1917 год — в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты зарубежных марок, и учебный биплан конструкции А.А.Пороховщикова П-IV.

1918 год — сдал официальные опробования на звание армейского лётчика, после этого служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, в один момент продолжая конструкторскую деятельность.

1919-1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — «П-IV бис», «П-IV 2бис» (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).

1923 год — переехал в Москву, где трудился инженером.

20 октября 1940 года арестован по обвинению в антисоветской агитации и шпионаже. 11 июля 1941 года приговорён ВКВС СССР к расстрелу. Расстрелян 28 июля.

Место захоронения — полигон «Коммунарка».

Реабилитирован 3 декабря 1955 года.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Громадная Русский Энциклопедия. Главред Г.П.Свищев.
Балтийский Военный издание. № 2-2011 г.

Александр Пороховщиков. В гостях у Дмитрия Гордона. 1/2 (2009)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: