Аль-валид: удар по «мирно спящим аэродромам» ирака

      Комментарии к записи Аль-валид: удар по «мирно спящим аэродромам» ирака отключены

35 лет назад, 4 апреля 1981 года, иранские ВВС нанесли один из самых сложных ударов в истории боевой авиации. Они разбомбили комплекс иракских авиабаз, узнаваемый под неспециализированным кодовым обозначением H3, рядом с городом Аль-Валид.

Начатая в сентябре 1980 года война, которая, согласно точки зрения иракских стратегов, не должна была продлиться более восьми недель, по мере развития всё посильнее напоминала позиционный тупик Первой мировой. Оказалось, что арабское меньшинство Ирана вовсе не видит в иракских армиях освободителей, а сам Иран никак не хочет сдаваться.

На бумаге иранские ВВС за счёт недавних поставок шаху новейших оборудования и самолётов из америки заметно превосходили иракские. Но по окончании революции техподдержка американцев срочно закончилась. Были неприятности и с лётчиками — кое-какие пилоты, опасаясь репрессий, покинули страну.

Но часть оставшихся имела боевой опыт, в 70-е сражаясь против коммунистических повстанцев, и принимая участие в скоротечном пограничном конфликте 1975 года против иракцев.

Аль-валид: удар по «мирно спящим аэродромам» ирака
Стёртый с лица земли налётом МиГ-23 «Фантом»
http://www.ejection-history.org.uk

У ВВС Ирака кроме этого хватало неприятностей. С началом войны закончилась помощь из СССР, а поставки «Миражей» из Франции начались лишь в июле 1981 года. Иракцы утверждали, что Иран через иракских шиитов устраивает саботаж на их авиабазах.

Иначе, часть иракских лётчиков имела опыт боевых вылетов против курдских формирований «Пешмерга» в 1974–1975 гг. и Израиля в войнах 1967 и 1973 гг. В соответствии с генералу Альвану аль-Абузи (Alwan al-Abousi), одному из самых авиационных командиров и опытных пилотов, иракские ВВС незадолго до войны кроме того не подготавливались сражаться с иранцами. Лишь с приходом нового главы ВВС Мохаммеда аль-Джибури (Mohammed al-Jibouri) во второй половине 70-ых годов двадцатого века начались интенсивные тренировки, о цели которых ещё никто не подозревал.

Кроме того начальники частей за двое дней до первых ударов не знали, что налёты на Иран будут настоящими, а не учебными. Приходилось надеяться не на разведку, которая практически отсутствовала во имя внезапности ударов, а на отвагу и выучку лётчиков.

Иранские «Фантомы» в полёте
globalmilitaryreview.blogspot.com

На организационные недочёты накладывались и чисто технические неприятности. Иракским самолётам не хватало прицельных комплексов для ночных ударов. Истребители-бомбардировщики Сухого были не через чур удобны для экипажей — с громадными упрочнениями на органах управления, твёрдыми сиденьями, жарой в тесной кабине, вынуждавшей пилотов летать с солевыми пилюлями.

Исходя из этого при первых бомбардировках Ирана один полёт на малой высоте (10–15 м) так выматывал лётчиков, что они имели возможность сделать всего один вылет в сутки — против, например, 4–5 вылетов для израильских пилотов на «Миражах» в Шестидневной войне 1967 года. Наряду с этим бомбовая нагрузка истребителей-бомбардировщиков Сухого была относительно малой — всего около тонны. Кроме того лёгкие иранские истребители F-5 поднимали больше бомб, не говоря уже о «Фантомах» с 2500 кг нужной нагрузки.

Но в последних числах Марта 1981 года массированным применением авиации иракцы смогли остановить прорыв иранских армий.

Значительной проблемой было да и то, что наземные армии не весьма разбирались во внешнем виде собственных самолётов и часто обстреливали их — это обошлось в 16 потерянных самолётов. В итоге начальники наземных частей обычно волевым ответом все совокупности ПВО, в случае если в воздухе могла быть собственная авиация.

Пуск ракет «почва-воздух» по иранскому разведчику «Фантом»
http://www.ejection-history.org.uk

Ещё одним преимуществом Ирана было расположение. Большая часть его больших городов и других стратегически серьёзных объектов пребывало в глубоком тылу, чем Ирак похвастаться не имел возможности. С учётом линии фронта иранцы были приблизительно в 120 км от Багдада, а иракские армии пребывали в 800 км от Тегерана.

По окончании утраты дальнего бомбардировщика Ту-22 23 сентября 1980 года их полёты над Ираном временно закончились.

Иракцы постарались применять собственный козырь в виде баллистических ракет. 12 и 22 марта 1981 года по иранским городам Дизфуль и Ахфаз были выпущены две тактические ракеты «Луна-М» с дальностью порядка 70 км. Конечно, иранские лётчики захотели нанести ответный визит — потому, что замечательных ракет у Ирана тогда не имелось.

Но положение осложнялось тем, что по окончании первого натиска самые ценные самолёты соперника — бомбардировщики — были «убраны» как возможно дальше от Ирана. Согласно данным иранской разведки, в ангарах авиабазы Аль-Валид, рядом с иорданской границей, пребывали десять бомбардировщиков Ту-22Б, не меньше шести Ту-16, и эскадрильи МиГ-23БН и Су-22. Казалось бы, удаление более чем в 400 км от Багдада и в 700 км от главных иранских авиабаз обеспечивало безопасность.

Но иранцы решили в противном случае. Они создали замысел по принципу «обычные храбрецы постоянно идут в обход» — предполагалось облететь иракскую территорию практически «по краешку», на протяжении границы Ирака с Сирией и Турцией, и ударить с неожиданного направления.

Карта операции

Для налёта иранцы собрали десять F-4E «лучшие» экипажи и Фантом. Прикрытие с воздуха снабжали четыре F-14A — более новой техники в регионе не было ни у кого. Воздушный командный пункт на базе Боинга-747 нёс ответственность за управление операцией, а дабы ударным самолётам хватило горючего, привлекли два воздушных танкера Boeing-707–3J9C.

Аэропорт в сирийской Пальмире (у Ирака и Сирии тогда были не через чур дружественные отношения) должен быть послужить местом аварийной посадки.

В начале утра 4 апреля началась операция. Первыми с передовой авиабазы в Тебризе вылетели восемь «Фантомов», ещё два летело как запасные — на случай, в случае если в главной группе у кого-то откажет техника. Несколько F-5 совершила отвлекающую лобовую атаку на нефтехимические фабрики Киркука.

До тех пор пока «Фантомы» пересекали границу Ирака, две пары F-14 барражировали на малой высоте у границы. Немногим ранее два «Боинга» вылетели из… Стамбула — якобы возвращаясь в Иран, но скоро они уклонились от простых пассажирских маршрутов и углубились на территорию Ирака. Над пустынными горами северо-западного Ирака ударные самолёты дозаправились и развернули к цели. «Фантомы» фактически целый маршрут шли на малой высоте, кроме того при дозаправке — и остались незамеченными.

Внезапность была безотносительной — на трёх авиабазах, составляющих атакуемый комплекс, ни один иракский перехватчик не поднялся в воздух либо хотя бы готовься к старту. «Фантомы» свободно разделились на две группы, заходящие с нескольких направлений.

Авиабаза Аль-Валид, более поздний спутниковый снимок http://i.a.cnn.net/

Первые бомбы обрушились на взлётно-посадочные полосы, дабы помешать взлёту самолётов соперника. Следующая партия стёрла с лица земли укрытия для самолётов. Кассетные бомбы накрыли три громадных ангара, две радиолокационных станции и пять бомбардировщиков.

В ранних вылетах 1980 года «Фантомы» сбрасывали английские кассетные бомбы BL-755, в каждой из которых лежало 147 небольших бомб. Создаваемый на земле эффект весьма нравился пилотам.

После этого «Фантомы» проштурмовали припаркованные самолёты. Иракцы всё ещё практически не реагировали на неожиданный удар — кроме того зенитный пламя был не сильный. Исходя из этого пушки иранских истребителей неторопливо поражали одну стоящую на земле машину за второй.

После этого «Фантомы» улетели восвояси.

В итоге иранцы заявили стёртыми с лица земли и не легко повреждёнными не меньше 48 вражеских самолётов — отличных показателей со времён израильских налётов Шестидневной войны. Более поздние иранские заявки говорят об уничтожении трёх транспортных самолётов Ан-12, одного бомбардировщика Ту-16, четырёх МиГ-21, пяти Су-22, восьми МиГ-23, двух «Миражей» F1 и четырёх вертолётов. Наряду с этим ни один «Фантом» кроме того не взял повреждений. Ирак фактически все утраты отрицает.

Позднее в Иране сняли художественный фильм об данной операции.

Литература:

  1. Bishop, Farzad. Iranian F-4 Phantom II Units in Combat. London: Osprey Publishing, 2003.
  2. Kash Ryan. Air Combat Memoirs Of The Iranian Air Force Pilots: Iranian Air Force Pilots In Combat 1980–88. Kindle Edition, 2015.
  3. Kevin M. Woods, Williamson Murray, Elizabeth A. Nathan, Laila Sabara, Ana M. Venegas. Saddam’s Generals: Perspectives on the Iran-Iraq War. Institute for defense analyses, 2011.
  4. Kevin M. Woods, Williamson Murray, Thomas Holaday, Mounir Elkhamri. Saddam’s War: An Iraqi Military Perspective of the Iran-Iraq War. National defence university, 2009.
  5. Pierre Razoux, Nicholas Elliott. The Iran-Iraq War. Belknap Press, 2015.
  6. Assault on Al-Wallid. http://iiaf.net/.

Цинизм высшего уровня: Истинное лицо носителей демократии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: